32788

Особенности научного познания

Доклад

Логика и философия

Особенности научного познания. Цель научного познания открытие объективных законов природы общества мышления постижение сущности изучаемых явлений. Объективность адекватное отражение действительности не зависящее от субъекта познания. Наличие методологии познания.

Русский

2013-09-05

14.79 KB

6 чел.

47.Особенности научного познания.

Наука – исторически сложившаяся форма духовно-практического освоения мира, направленная на познание и преобразование объективной действительности.

Научное познание обладают рядом специфических признаков.

  1.  Целенаправленность. Цель научного познания – открытие объективных законов природы, общества, мышления, постижение сущности изучаемых явлений.
  2.  Объективность – адекватное отражение действительности, не зависящее от субъекта познания.
  3.  Рациональность – постоянная апелляция к доводам разума и рассудка и максимальное исключение эмоций, личных мнений, обоснованность научных положений законами и специальными методами проверки.
  4.  Системность – означает структурное многообразие научного знания, между элементами которого существует совокупность устойчивых отношений и связей.
  5.  Логичность – т.е. наличие непротиворечивых связей между понятиями, суждениями, умозаключениями.
  6.  доказательность, т.е. обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
  7.  Опровергаемость – только то знание является научным, которое в принципе доступно опровержению (теория, неопровержимая в принципе, не может быть научной: *идея божественного творения; *никакое количество падающих яблок не является окончательным подтверждением истинности закона всемирного тяготения, но достаточно одного яблока, полетевшего прочь от Земли, чтобы признать этот закон ложным).
  8.  Наличие методологии познания. Отличительной чертой науки является то, что методы и приемы познания используются осознанно.
  9.  Универсальность и обезличенность – означает независимость от конкретных условий (безусловную воспроизводимость) и от личности познающего субъекта (не носит индивидуально-авторского характера).
  10.  Выражается с помощью особого научного языка, характеризующегося наличием специальных понятий и категорий.
  11.  Использование специального научного оборудования.

Научное познание включает в себя следующие элементы:

  1.  субъект познания – это носитель познавательной деятельности. Субъект имеет социальную природу: это исследователь, научный коллектив или сообщество, усвоившие накопленный предшествующей наукой опыт, методологию познания, систему ценностных и целевых установок и т.д., т.е. это общество в целом;
  2.  объект и предмет познания. Объект познания – это часть объективной реальности, на которую направлено научное исследование. Предмет познания – отдельные стороны, свойства, отношения реальных объектов, которые вовлечены в познавательный процесс (т.е. предмет конкретизирует объект);
  3.  фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта;
  4.  система методов и приемов (см. вопрос №5);
  5.  научное оборудование: аппаратура, приборы, инструменты и т.д.;
  6.  научный язык: терминология и искусственные знаковые системы (знаки, символы, формулы и уравнения и т.д.;
  7.  идеалы и нормы научного познания – совокупность ценностных, методологических и др. установок, свойственных науке на каждом конкретном этапе ее развития. Их основная функция – организация и регуляция процесса научного исследования, ориентация на более эффективные пути и способы решения научных задач. Идеалы и нормы научности всегда формируются в конкретных социокультурных условиях и определяются спецификой изучаемых объектов;
  8.  философские основания науки – философские идеи и принципы, которые дают общие ориентиры для научного познания. философские основания науки выполняют мировоззренческую, методологическую, эвристическую (участвуют в построении новых теорий) функции;
  9.  научное знание как результат познавательной деятельности.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54633. Мандрівка океанами 45.5 KB
  Вступне слово вчителя 3 хвилини Ви вже звикли до вигляду нашої планети де материки й океа ни розташовані в певному порядку На карті ви бачите дві Америки Північну і Південну що простягли одна одній руки і перегородили Світовий океан; Африку плічопліч із Євра зією самотній пятикутник Австралії відокремлену білу Антарктидуоточену океанічним кільцем. 250 млн років тому на нашій планеті існував один гігантський материк Пангея що омивався єдиним океаном. Між ними...
54634. Урок – гра «Географічний чемпіонат» 75 KB
  Мета: узагальнити і перевірити знання з теми “Океани”, повторити географічну номенклатуру; розвивати допитливість, увагу, спостережливість, кмітливість, образне мислення учнів; прищеплювати любов до природи, виховувати екологічну свідомість.
54635. Окупаційний режим і розгортання руху Опору в Україні 124.5 KB
  Мета. Визначити суть окупаційного режиму в Україні, наслідки, до яких привела політика «нового порядку». Показати трагедію українського народу в ході війни, проаналізувати розгортання руху Опору в Україні. Виховувати почуття патріотизму, поваги та шани до ветеранів та учасників Великої Вітчизняної війни, почуття неприязні до поневолення, рабства, ідей фашизму та нацизму.
54636. Історія в літературі рідного краю. (Зустріч із письменницею Ольгою Хало) 70 KB
  Мета: через призму ліри О.Хало познайомити учнів з історією рідного краю; виховувати почуття патріотизму, поваги до історичної минувшини лубенської землі. Обладнання: виставка творів О.Хало, ілюстрації до її творів, проектор, магнітофон.
54637. Олимпийские игры 41.5 KB
  Если у названного животного длинный хвост игроки поднимают правую руку и машут ею если же хвоста нет или он короткий игроки хлопают. Лошадь длинный коза короткий корова длинный лиса длинный заяц короткий овца короткий тигр длинный медведь короткий свинья короткий осёл длинный белка длинный.
54638. Урок – путешествие на Олимп 43 KB
  Трагедия с греческого переводиться как Афинский район Керамик дал название Пантикапей это современная Эгейское море назвали в честь царя Во время Марафонской битвы греки сражались с Правление Перикла называют золотым Сколько подвигов совершил Геракл Кого не допускали на Афинское собрание...
54639. Формирование компетентности продуктивной творческой деятельности у учащихся по информатике путем решения олимпиадных задач 155.99 KB
  Программа решения данной задачи в среде TurboPscl может быть такой: Vr mnzsxmxmin: integer; begin z:=0; writeln‘Введи количество конфет одной разновидности и количество конфет другой; redlnmn; if n m then begin mx:=n; min:=m end else begin mx:=m; min:=n end; for x:=1 to mx do begin if mx mod x=0 then begin s:=mx div x; if min mod s=0 then if s 1 then begin writeln‘Коробок с одинаковым набором конфет может быть:; writelns штук; z:=1 end; end; end; if z=0 then writeln‘Конфеты можно поместить только в одну коробку; redln...
54640. Ми – майбутні олімпійці 49 KB
  Ведучий: Добрий день любі друзі шановні вболівальники. Ведучий: А зараз я вам представляю учасників сьогоднішнього свята Ведучий: Прошу команд привітати одна одну. Ведучий: Отже команди увага старт Ведучий: Оголошуємо перший конкурс. Ведучий:.
54641. Гурток з історії «Олімп» 217.5 KB
  З одного боку такий склад стимулює діяльність учнів які лише починають вивчати предмет бо старшокласники демонструють вже сформовані за роки навчання вміння навики допомагають молодшим учням з іншого боку можуть виникати проблеми повязані з часом бо у старшокласників закінчуються заняття значно раніше ніж в учнів 56 класів. Планування історичного гуртка Олімп Тема заняття Блок 1 1. Організаційне заняття 2. Підсумкове заняття...