32790

Диалектика, её исторические формы. Диалектика и метафизика

Доклад

Логика и философия

Диалектика и метафизика. диалектика это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы общества и мышления а также основанный на этом учении метод познания. Диалектика как теория и метод познания в своем историческом развитии прошла несколько этапов. Наивная или стихийная диалектика античности.

Русский

2013-09-05

15.42 KB

36 чел.

49.Диалектика,её исторические формы. Диалектика и метафизика.

диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях  развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектического подхода, все предметы, явления и процессы рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития признается присущая им внутренняя противоречивость.

История диалектики.

Диалектика как теория и метод познания в своем историческом развитии прошла несколько этапов.

Основные исторические формы диалектики:

1. Наивная, или стихийная диалектика античности.

Получила наиболее яркое выражение в философии Гераклита. Он впервые попытался показать мир в его непрерывном изменении, обусловленном борьбой противоположных начал. Он считал, что все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое («Все течет, все изменяется»). Единый общий закон развития, по Гераклиту, - борьба противоположностей. В то же время он утверждал, что все «изменяясь, покоится», что привело его к выводу о единстве изменчивости и устойчивости мира, что обусловливает его целостность. Диалектику античности принято характеризовать как наивную, или стихийную, т.к. ее положения и выводы не являются научно обоснованными, а имеют созерцательный характер, опираются на непосредственные наблюдения за стихийными явлениями.

2. умозрительная диалектика Средних веков.

В философии Августина Аврелия диалектика была основана на представлении о единстве двух противоположных миров – небесного, божественного (вечного и неизменного) и земного, природного (изменчивого и преходящего). в Средневековой схоластике (Ф.Аквинский) диалектика понималась как способ мышления, основанный на единстве двух противоположных способов познания – веры и разума, при котором средствами разума обосновываются идеи, принятые на веру.

3. Диалектика эпохи Возрождения как учение о противоположностях.

Представлена в философии Н.Кузанского и Дж.Бруно. Развивая принцип пантеизма, Н.Кузанский утверждал единство Бога и мира: все бесконечное многообразие природного и человеческого мира представляет собой божественное проявление.

Дж.Бруно утверждал существование единой Божественной субстанции, которая является источником множества разнообразных вещей и причиной единства противоположностей.

4. Идеалистическая диалектика Г.Гегеля (немецкая классическая философия).

Г.Гегель выступил систематизатором диалектических взглядов, разработал диалектику как универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставил диалектический подход метафизическому, сформулировал основные принципы, категории и законы диалектики. Гегель объяснял диалектику с позиций объективного идеализма: развитие мира рассматривалось им как ступени саморазвития духовного начала – абсолютной идеи.

5. Материалистическая диалектика (марксизм).

К.Маркс и Ф.Энгельс увидели в философии Г.Гегеля противоречие между диалектическим методом и идеалистической системой и разработали материалистическую диалектику. Диалектика становится наукой, изучающей наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления.

Диалектика выступает одновременно как теория и как метод. Задача теории – объяснить мир, задача метода – сформулировать принципы познавательной деятельности. Между теорией и методом существует тесная взаимосвязь: метод служит для разработки теории, теория является необходимым условием создания метода. диалектика как философская теория – это система знаний об объективной реальности, где все явления материального и духовного бытия во взаимосвязаны и взаимообусловленны, находятся в непрерывном изменении и развитии. диалектика как метод познания является способом осмысления действительности во всех ее проявлениях: природы, общества и самого мышления, - основанном на диалектических принципах.В истории философии также сложился подход к пониманию бытия, противоположный диалектическому, – метафизический. Метафизический подход, не отрицая движение и развитие, видит источник развития во внешних влияниях и взаимодействиях, а его содержание сводит к количественным изменениям.

Метафизика также выступает как теория и как метод. Термин «метафизика» (греч. «после физики») был введен последователями Аристотеля и обозначал учение о высших, надприродных началах бытия, недоступных органам чувств и постигаемых лишь разумом. В религиозной философии понятие «метафизика» нередко употребляется в значении «онтология» (*метафизика всеединства В.Соловьева). Метафизика как метод тоже начал формироваться в античности. К трудам Парменида и Зенона восходят попытки рассматривать бытие как неподвижное и неделимое. Но особое распространение метафизический метод получил в философии Нового времени, когда под влиянием математики и механики отдельные составные части бытия, явления и процессы рассматривались в их обособленности, вне общих взаимосвязей и процессов развития.

Метафизический подход отличается односторонностью, приводит к формированию статичной и умозрительной картины мира.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67391. ИДЕОЛОГИЯ 113 KB
  Идеология - это связная система взглядов и идей, б котоpых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности дpуг к дpугу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели (пpогpаммы) социальной деятельности, напpавленной на закpепление или изменение данных общественных отношений.
67392. СОЦИААЛЬНЫЕ ГРУППЫ 85 KB
  Для индивида непосредственный контакт с социальной реальностью - это взаимодействие с окружающей его социальной группой. Именно группа для индивида является представителем общества в целом, его требований и интересов, именно г группа от лица всего общества предлагает индивиду социальные гарантии и блага.
67393. СОЦИААЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ 105 KB
  Но отсюда вовсе не следует что все статусы возникшие как продукт социальной дифференциации расположены в иерархическом порядке: некоторые из них например возрастные если рассматривать их в чистом виде без наложения других не содержат оснований социального неравенства в частности статус...
67394. СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ 54.5 KB
  Вопрос о социальном неравенстве всегда влечет за собой вопрос, может ли индивид своими силами добиться повышения своего социального статуса и влиться в состав социального слоя, более высокого, чем его собственный на шкале обеспеченности и престижа.
67395. ОБЩЕСТВО 99 KB
  И хотя существует даже культура отшельничества когда люди годами и десятилетиями живут в одиночестве и удалении от общества это вовсе не означает победы асоциальности: в своем одиночестве отшельники занимаются именно тем что решают глобальные общечеловеческие вопросы и молятся за все человечество...
67396. ТИПЫ ОБЩЕСТВ 86 KB
  Так у Гегеля стадии развития общества совпадают со стадиями и фазами движения к самому себе абсолютного логического понятия лежащего в основе мира. Маркса типология обществ основывается на естественно-историческом подходе согласно которому все общества без исключения рано или поздно...
67397. Программное обеспечение: понятия и цели 67.5 KB
  Программные средства, принятые в производство, изготавливаются по утвержденной в установленном порядке технологии. Они должны соответствовать утвержденным техническим условиям и действующей нормативно-технической документации, обеспечиваться гарантиями поставщика.
67398. Проектирование полиграфического производства 760 KB
  В результате работы была составлена составлена технологическая характеристика издания, определено издательско-полиграфическое оформление данного издания, сделан выбор оборудования и расходных материалов для печати изделия образца, создана схема комплексного процесса
67399. Технология приготовления вторых горячих блюд из овощей 495.5 KB
  Продукты питания оцениваются по пищевой, биологической и энергетической ценности. Под пищевой ценностью продукта подразумевают содержание в нем пищевых веществ и степень их усвоения организмом, а также вкусовые достоинства.