32791

Общее понятие о философии. Исторические основания возникновения философии. Дофилософские мировоззренческие системы и их роль в формировании философии

Доклад

Логика и философия

Философия зародилась около 25 тыс. Термин философия был введен Пифагором и дословно означал любовь к мудрости phileo любовь sophi мудрость. Философия все больше превращалась в обобщенную систему знаний о мире задачей которой являлось дать ответы на наиболее общие глубинные вопросы о природе обществе человеке. Философия это форма духовной деятельности человека форма общественного сознания направленная на осмысление коренных мировоззренческих вопросов.

Русский

2013-09-05

15.71 KB

25 чел.

1. Общее понятие о философии. Исторические основания возникновения философии. Дофилософские мировоззренческие системы и их роль в формировании философии.

Философия зародилась около 2,5 тыс. лет назад в странах древнего мира – Индии, Китае – и достигла своей классической формы в Древней Греции.

Термин «философия» был введен Пифагором и дословно означал «любовь к мудрости» («phileo» – любовь, «sophia» – мудрость). Первоначально философское знание включало в себя всю совокупность знаний о мире, позже из него выделились частные науки: математика, астрономия, медицина и др. Философия все больше превращалась в обобщенную систему знаний о мире, задачей которой являлось дать ответы на наиболее общие, глубинные вопросы о природе, обществе, человеке.

Философия – это форма духовной деятельности человека, форма общественного сознания, направленная на осмысление коренных мировоззренческих вопросов.

В свою очередь, мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека и его отношение к этому миру, а также основанные на этих взглядах убеждения, чувства и идеалы, определяющие жизненную позицию человека и принципы его поведения. Исторически философии предшествовали такие мировоззренческие системы, как мифология и религия.

Формирование того или иного типа мировоззрения, в т.ч. философии, - это объективный исторический процесс, основой которого является изменение форм человеческой жизнедеятельности. Мифология формировалась на ранних, доклассовых стадиях развития общества, для которых были характерны коллективные формы ведения хозяйства (натуральное хозяйство: собирательство, охота, рыболовство). На этом этапе ни объективно, ни субъективно человек не выделял себя из окружающего мира – природы и общества. Появление таких форм деятельности, как земледелие, скотоводство, а позже – ремесло, создало предпосылки для общественного разделения труда и формирования системы социального неравенства. На этом этапе человек выделяется из природного мира, формируется привилегированный социальный слой – жреческие лица, служители культа. Вышеназванное послужило объективной основой формирования религиозного мировоззрения. Философия возникла в классово организованном обществе с появлением групп людей, свободных от материального производства, физического труда и имеющих возможность посвятить себя духовной, мыслительной деятельности.

Мифология представляла собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений, появление на Земле человека, определить место человека в мире. Мифология (греч. mythos – повествование) – это форма общественного сознания, отражающая действительность в виде фантастических представлений, в эмоционально-образной форме. В мифах выражались представления о единстве, неразделенности человека и природы, на явления природы переносились человеческие свойства. Мифические существа, порожденные фантазией древнего человека – боги, духи, герои – наделялись человеческими качествами. Мифы были не только попыткой объяснить окружающий мир, но и регулятором поведения, в них находили выражение нравственные нормы и эстетические представления. Мифология оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Элементы мифологического мировоззрения сохранились и в современном общественном сознании.

Религиозное мировоззрение, как и мифологическое, отражает действительность в иллюзорной, эмоционально-образной форме. Но в мифологии человек не выделяет себя из природы, мифологические существа живут в реальном, земном мире, общаются с людьми, поэтому для мифологии нет непознаваемого. В религии же мир разделяется на земной, естественный, воспринимаемый органами чувств, и небесный, сверхъестественный, недоступный чувственному восприятию. Поэтому основой религиозного мировоззрения является вера в сверхъестественное, которая проявляется в поклонении высшим, сверхъестественным силам. Религиозное мировоззрение, обобщая многовековой опыт человечества, включает в себя общечеловеческие нравственные нормы и принципы и сохраняет свое влияние на мораль современного общества.

Мифология и религия являются необходимыми естественными предпосылками формирования философского мировоззрения: мифология впервые дала осознание глубокой взаимосвязи человека и природы, а религия явилась первой попыткой осмысления единства человеческого рода, универсальной целостности всего бытия. Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, т.е. стремление к обобщенному осмыслению вопросов о мире и месте человека в нем. Но философия является качественно новым типом мировоззрения: в отличие от ранних типов, философия характеризуется рациональным осмыслением действительности, отражающим мир в логико-понятийной форме. Философское мировоззрение представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризующуюся стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы.

Основные функции философии в обществе.

Круг философских проблем тесно связан с функциями философии в обществе.

1)Мировоззренческая функция заключается в том, что философия разрабатывает систему взглядов на мир и место человека в мире. Исходной установкой для реализации этой функции является ответ на ОВФ. Давая целостную систему взглядов на действительность, философия ориентирует людей в их жизни и деятельности, помогает выработать активное, творческое отношение к действительности.

2)Гносеологическая, или познавательная состоит в том, что, раскрывая закономерности функционирования и развития человеческого познания, философия исследует пути и средства достижения истины.

3)Методологическая (методология – учение о путях и способах познания) заключается в том, что философия вырабатывает общие методы познания бытия.

4)Аксиологическая (аксиология – учение о системе ценностей) выражается в том, что любая философская система не только обосновывает свои положения, но и дает им оценку, формирует систему ценностей, определяет идеалы.

5)Интегрирующая функция направлена на обобщение данных частных наук с целью построения целостной, обобщенной картины мира, на интеграцию различных областей духовной культуры (науки, морали, права, эстетики и т.д.).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81626. Роль питания в повышении работоспособности 55.04 KB
  Поэтому оптимальное удовлетворение потребностей организма при физических нагрузках представляет собой важную предпосылку для решения задач восстановления работоспособности человеческого организма. Первая функция заключается в снабжении организма энергией.
81627. Пролежни, их лечение и профилактика 37.89 KB
  Пролежень - некроз кожи с подкожным жировым слоем и других мягких тканей (например, слизистой оболочки), развивающийся вследствие длительного сдавливания, нарушения местного кровообращения и нервной трофики.
81628. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИА 54.68 KB
  Мультимедиа продукты можно разделить на несколько категорий в зависимости от того, на какие группы потребителей они ориентированы. Одна предназначена для тех, кто имеет компьютер дома, - это обучающие, развивающие программы, всевозможные энциклопедии и справочники, графические программы, простые музыкальные редакторы и т.п.
81629. Рыночная экономика в России в 1990-х годах 47.95 KB
  Объект исследования – экономические события, имевшие место в России в конце 20 века. Целью работы является показать объективную закономерность возникновения и нарастания кризиса в экономике России в ходе проводимых рыночных реформ.
81630. Светолечение (фототерапия). Светолечение в ветеринарии 25.84 KB
  При некоторых физиологический состояниях например лактации яйцекладке продуктивным животным требуются сильные световые раздражители при других например откорме затемнение Действие инфракрасных лучей основано на тепловом эффекте который реализуется прямым или рефлекторным путем.
81631. Закріплення правила про вимову і правопис слів з ненаголошеними голосними 38 KB
  Мета. Закріпити правило про вимову і правопис слів з ненаголошеними голосними. Формувати уміння перевіряти правопис слів з ненаголошеними голосними. Розвивати орфографічні уміння та навички, фонематичний слух, мислення та звʼязне мовлення.
81632. Узагальнення вивченого матеріалу по темі «Іменник» 62 KB
  Мета: Узагальнити вивчений матеріал про іменник; закріпити навички розбору іменника як частини мови. Розвивати усне і писемне мовлення учнів, творчу уяву. иховувати дружні стосунки у колективі. Тип уроку: урок закріплення знань, умінь і навичок.
81633. Види текстів за метою мовлення. Складання усного опису калини. Складання текстів за поданим зачином і кінцівкою 355.5 KB
  Виховувати: бережливе ставлення до калини як лікарської рослини оберегу символу України Обладнання: підручники мультимедійна презентація картки калина вишиванки коровай Тип уроку: комбінований Хід уроку I. Так діти це калина. А Карлсон буде у вас вчитися 1 ряд скласти прислівя зі словосполучень...
81634. Подорож у країну імен та прізвищ. (Велика буква в іменах, прізвищах та по-батькові людей) 115 KB
  Мета: формувати в дітей уміння розрізняти поняття «ім’я», «по батькові», «прізвище», учити правильно писати власні іменники, ознайомити з етимологією деяких із них, розвивати дослідницький інтерес, спостережливість, творчість, фантазію, уміння працювати з підручником самостійно, у парах, аналізувати...