32792

Спецефика филосовского знания. Соотношение философии и частных наук. Взаимосвязь философии и медецины

Доклад

Логика и философия

Соотношение философии и частных наук. Взаимосвязь философии и медецины. С выделением отдельных наук в самостоятельные области знаний возникает вопрос о соотношении философии и частных наук под частными науками понимаются те которые изучают отдельные области реальности. Роль философии представители данного направления сводят к логическому анализу научного языка; 3антисциентизм ограничивает роль науки решением узко практических задач.

Русский

2013-09-05

15.26 KB

20 чел.

2.Спецефика филосовского знания. Соотношение философии и частных наук. Взаимосвязь философии и медецины.

С выделением отдельных наук в самостоятельные области знаний возникает вопрос о соотношении философии и частных наук (под частными науками понимаются те, которые изучают отдельные области реальности). Существует несколько точек зрения на данную проблему:

1)философия рассматривается как «наука наук», как всеобъемлющая система, включающая всю сумму знаний о мире;

2)сциентизм (лат. scienia – наука, знание) – направление, абсолютизирующее роль науки и отрицающее философию как особую область научного знания. Свое теоретическое обоснование сциентизм получил в неопозитивизме, объявившем единственным источником истинного знания частные науки, а не нуждающиеся в абстрактных рассуждениях и умозрительных философских построениях. Роль философии представители данного направления сводят к логическому анализу научного языка;

3)антисциентизм ограничивает роль науки решением узко практических задач. Коренные мировоззренческие проблемы, с точки зрения антисциентизма, могут быть решены путем отказа от научных методов в результате интуиции, озарения. Эта точка зрения представлена в различных направлениях иррационализма (с лат – отрицание разумности).

Однако вопрос о соотношении философии и частных наук не может быть решен однозначно. С одной стороны, философия отличается от частных наук по предмету и по методу познания. Предмет частных наук – отдельные стороны действительности; предмет философии – всеобщее, человек и мир в их единстве. Философия не использует эмпирические методы познания, а решает свои проблемы с помощью теоретического мышления. В то же время философии свойственны основные признаки научности: рациональность, системность изложения, аргументированность положений и выводов, стремление к получению истинного знания.

Связь философии и частных наук проявляется в следующем:

-философия опирается на частнонаучные знания, подвергая их теоретическому анализу и обобщению (*развитие наук в эпоху Нового времени, расцвет математики, физики, механики – формирование механистического мировоззрения; *великие естественнонаучные открытия 19 в.: учение Дарвина, клеточная теория, закон сохранения и превращения энергии – диалектико-материалистическое учение);

-в свою очередь, философия по отношению к частным наукам выступает в качестве мировоззренческой и методологической базы, разрабатывает общетеоретические принципы, ценностные установки, методы познания, категориальный аппарат.

[Доказательством тесной связи философии и частных наук служит то, что многие философы являлись в то же время учеными-естествоиспытателями (врачи-философы, математики и т.д.).]

Философия взаимодействует не только с наукой, но и с другими сферами духовной жизни общества: экономикой и политикой, правовой и моральной сферами, искусством и т.д.

Философия и медицина.

В истории человеческой культуры философия и медицина развивались в тесной взаимосвязи как отрасли знания и духовной деятельности, непосредственно затрагивающие человека. Взаимосвязь философии и медицины проявляется в ряде аспектов.

1)Объектом и фил, и мед познания выступает человек. Философия рассматривает объект познания теоретически, а медицина носит прикладной, эмпирический характер. Дополняя друг друга, они дают целостное представление о человеческой жизни.

2)Философия по отношению к медицине, как и к любой другой частной науке, выполняет роль мировоззренческой и методологической базы. Господствующие философские системы в каждый исторический период определяют характер и направленность любой науки, в том числе медицины. Медицина изучает конкретные явления, связанные с нормой и патологией человеческого организма, но при этом использует общие философские принципы, категории, законы. В свою очередь, медицина позволяет философии сформировать научную картину мира, дает научно обоснованные представления о природе человека (*философия не смогла бы объяснить сущность сознания, если бы не использовала достижения физиологии – учения Сеченова, Павлова).

3)Наиболее очевидной связь философии и медицины выглядит в тех случаях, когда обе они становятся полем деятельности одной и той же личности. Речь идет о врачах-философах – людях, которые оставили заметный след в истории и медицины, и философии. Такие ученые были во все исторические эпохи. Они не только были профессионалами в своем деле, но и пытались объяснить такие философские проблемы, как закономерности в развитии организма, связь организма с окружающей средой, проблему причинности, взаимоотношений между врачом и пациентом и т.д.

В современном мире медицина становится одной из лидирующих областей научно-практической деятельности. Современные медико-биологические открытия требуют глубокого философского осмысления, включения в структуру медицинского знания вопросов этики и эстетики. Сформировался новый раздел философского знания – философия медицины, который изучает методологические и мировоззренческие аспекты феномена медицины, выявляет сущность медицинской деятельности, определяет ее место в культуре. Ее важным разделом является медицинская этика, предметом которой являются требования к профессиональному поведению и нравственным качествам врача. Корни медицинской этики уходят в глубокую древность (труды Гиппократа). В 70-х гг. ХХ в. сформировалась новая дисциплина – биоэтика («этика живого»), определяющая меру ответственности за применение в медицинской практике новых научных знаний и технологий, за выбор решения о методе лечения.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24112. Естественнонаучное, техническое, гуманитарное знание 30.67 KB
  Естественнонаучное техническое гуманитарное знание. Техническое знание включает в себя от специализированных рецептурнотехнических до теоретических научнотехнических и системотехнических знаний. Современная техника и прежде всего техническое знание неразрывно связаны с развитием науки. техническое знание как конечный продукт познавательной деятельности определяет характер познавательного процесса выступая в качестве средства социальнотехнического проектирования.
24113. Социальная реальность и ее характеристики 16.73 KB
  Социальная реальность и ее характеристики. Социальная реальность это реальность в той или иной степени организованная упорядоченная и структурированная. Социальная реальность это реальность динамическая т. Социальная реальность это реальность стратифицированная.
24114. Общество как система. Сферы общественной жизни 17.51 KB
  Общество как система. Собственно философское значение этого термина таково: общество – это обособившаяся от природы часть материального мира представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. В истории социологии и культурологии чаще используется более узкое понятие общества: общество – это определённый этап человеческой истории родовое общество общество капитализма или конкретный социальный организм французское общество общество США. Так древнекитайская мысль традиционно смотрела на общество сквозь призму...
24115. Понятие гражданского общества и государства 15.03 KB
  Понятие гражданского общества и государства. Это определение идеального общества реальность которого определяется соотношением идеала и достигнутого состояния общества которое провозгласило построение гражданского общества своей целью. Это фактически бесконечный процесс совершенствования общества власти политики и человека охватывающий все без исключения стороны жизни. Идея гражданского общества термин введен Аристотелем возникла первоначально как философская концепция.
24116. Проблема развития общества. Формационный, цивилизационный подходы, технологический детерминизм в понимании процесса исторического развития 15.08 KB
  Проблема развития общества. Формационный цивилизационный подходы технологический детерминизм в понимании процесса исторического развития. Проблема развития общества Формационный подход был разработан К. В общем же характерно отрицание единства человеческой истории всеобщих исторических закономерностей Недостатками цивилизационного подхода является то что он не позволяет взглянуть на историю как на целостный закономерный процесс; применяя цивилизационный подход трудно изучать закономерности исторического развития.
24117. Культура как объект философского познания, развитие представлений о культуре в истории мысли 15.03 KB
  Культура как объект философского познания развитие представлений о культуре в истории мысли. Культура – совокупность проявлений жизни творчества и достижений народа или группы народов. Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке своей целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же дает людям средства существования она направлена на удовлетворение их практических нужд. Культура являет собой духовные ценности достижения науки философии искусства образования а...
24118. Психоанализ и проблема человека (З.Фрейд, К.Г. Юнг, Э.Фромм) 17.18 KB
  В психике человека Фрейд сначала выделял две относительно автономные но постоянно взаимодействующие между собой структуры бессознательного оно и сознательного Я а затем добавил к ним сверх Я которое внедряется в Я но без специального анализа не осознается им. По мнению Фрейда причиной невроза является особого рода конфликт между оно Я и сверх Я . Согласно теории Фрейда оно набрало свою изна чальную силу но параллельно с этим развивалось и я . Так как инстинкты или оно служат всего лишь внутренним наполнителем то можно...
24119. Русская философия о человеке и обществе 15.01 KB
  Ориентация на гуманитарное знание на литературу и искусство на проблемы человека является безусловной доминантой в русской философии XX века. в виде религиозной философии человека. близкая к художественному творчеству Ориентация на гуманитарное знание на литературу и искусство на проблемы человека основа рус. во весь рост встали проблемы единства человека с космосом космической природы человека и космического масштаба человеческой деятельности.
24120. Русские философы о судьбах России 15.34 KB
  Россия соединяет внутри себя два мира и поэтому в русской душе всегда боролись два начала: восточное и западное. Бердяев называет русскую историю прерывной и выделяет в ней пять периодов дающих пять разных образов России: Россия киевская; Россия времен татарского ига; Россия московская; Россия петровская; Россия советская. Главное нельзя забывать что Россия является самой молодой цивилизацией и ее истинные возможности в новом свободном государстве скоро раскроются поновому с новыми перспективами.