32793

Основной вопрос философии и его 2 стороны. Исторические формы материализма и идеализма

Доклад

Логика и философия

Основной вопрос философии и его 2 стороны. Центральная мировоззренческая проблема об отношении человека к миру конкретизируется в философии как вопрос об отношении мышления к бытию об отношении идеального и материального. Этот вопрос является основным вопросом философии т. Крупнейший представитель немецкой классической философии И.

Русский

2013-09-05

16.65 KB

70 чел.

3.Основной вопрос философии и его 2 стороны. Исторические формы материализма и идеализма.

Центральная мировоззренческая проблема – об отношении человека к миру – конкретизируется в философии как вопрос об отношении мышления к бытию, об отношении идеального и материального. Этот вопрос является основным вопросом философии, т.к. через отношение человека, его сознания к окружающему миру осознается место человека в мире, его предназначение, смысл существования. Любое философское учение основывается на его решении, опирается на него как на исходный принцип.

В истории философской мысли существовало множество различных интерпретаций ОВФ. В Новое время, когда в связи с бурным развитием науки и техники  на первый план выходят вопросы научного познания, англ. философ Ф.Бэкон формулирует ОВФ как вопрос о возможности получения достоверного знания о мире. Крупнейший представитель немецкой классической философии И.Кант основное содержание философии изложил в виде трех вопросов: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» и следующего из них вывода: «Что есть человек?». В ХХ в. А.Камю, представитель экзистенциализма – «философии существования» - направления, поставившего под сомнение возможности человеческого разума, в «Мифе о Сизифе» сформулировал основной вопрос философии так: «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?». Однако эти и другие трактовки ОВФ представляют собой отдельные стороны философского вопроса об отношении человеческого сознания к бытию. В наиболее общей, признанной классической формулировке этот вопрос был поставлен в работе Ф.Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886): «Великий вопрос всей, в особенности новейшей философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».

Смысл ОВФ заключается в признании двух основных типов реальности: материальной и духовной, одна из которых предшествует другой и порождает ее.

ОВФ имеет две взаимообусловленные стороны: онтологическую и гносеологическую (онтология – учение о бытии; гносеология – теория познания)

Вопрос о том, что является первичным – материальное или идеальное – представляет собой онтологическую сторону ОВФ. В зависимости от решения этого вопроса выделяется несколько основных философских направлений.

1)материализм – его представители признают первичным материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание считают вторичным, производным от материи. Философский материализм в своем развитии прошел несколько этапов. Его основными историческими формами являются:

а)стихийный материализм, сложившийся в античной натурфилософии; его представители отождествляли субстанцию бытия с различными природными стихиями (вода, огонь, воздух и др.);

б)атомистический материализм – одна из ранних исторических форм материализма, признающая первоосновой мира атом как мельчайшую неделимую частицу вещества. Наиболее ярким представителем был античный философ Демокрит;

в)метафизический, механистический материализм XVII - XVIII вв., представители которого рассматривали материальный мир как замкнутую механическую систему, объясняли развитие природы и общества законами механики;

г)вульгарный материализм, сложившийся в философии Нового времени в связи с развитием естественных наук. Представители этого направления отрицали социальную природу человеческого сознания, трактовали его только как физиологическое свойство мозга;

д)антропологический материализм, подчеркивающий тесное единство человека и окружающей его природной среды, рассматривающий человека как вершину эволюции природы, как ее разумную часть. Эта форма материализма получила наиболее яркое выражение в трудах представителя немецкой классической философии Л.Фейербаха;

е)диалектический материализм – одна из основных исторических форм материализма, возникшая во второй половине ХIХ в. на основе достижений естествознания и общественных наук и получившая свое обоснование в марксизме. Это философское направление, изучающее наиболее общие закономерности развития природы, общества и человеческого сознания исходя из положения о материальном единстве и непрерывном развитии мира.

2)Идеализм – его представители считают, что духовное предшествует материальному и творит его. Различают две разновидности идеализма:

а)объективный, сторонники которого исходят из признания основой всего существующего объективного, т.е. независимого от человека духовного начала (Мировой Дух или Разум, Абсолютная Идея, идея Бога и т.д.). Объективный идеализм близок к религии, но не тождествен ей: религия опирается на веру, а идеалистическая философия, в том числе ее религиозные направления, обосновывает свои положения рациональными, логическими средствами;

б)субъективный, представители которого считают первичным сознание человека (субъекта), которое признается единственной реальностью, а действительность рассматривается как результат духовного творчества субъекта.

3)Дуализм (лат duo – два) – его представители признают материальное и духовное двумя равноправными, независимыми началами.

Гносеологическая сторона ОВФ решает проблему познаваемости мира (Познаваем ли мир? Может ли человеческое мышление составлять истинное, соответствующее действительности знание и мире?) В зависимости от решения этого вопроса выделяются следующие направления:

1)гносеологический оптимизм, представители которого не сомневаются в познавательных возможностях человеческого разума, утверждают, что человек способен раскрыть сущность вещей, познать законы природы и общества, составить истинную картину мира;

2) скептицизм, представители которого выражают сомнение в возможности получения полного, истинного знания о мире;

3) агностицизм, сторонники которого отрицают возможность достоверного познания сущности материального мира, закономерностей развития природы и общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18885. Рококо. Интерьер - как ансамбль 25.86 KB
  Рококо. Интерьер как ансамбль. Характеристика стиля на примере Китайского дворца Антонио Ренальди в Ораниенбауме. Рококо декоративный стиль в искусстве и архитектуре зародившийся во Франции в начале 18 в. достигло апогея при Людовике XV. и распространившийся по все...
18886. Бытовой жанр в русской живописи 19в. П.А.Федотов, В.Г.Перов, И.Е. Репин, Передвижники 25.74 KB
  Бытовой жанр в русской живописи 19в. П.А.Федотов В.Г.Перов И.Е. Репин Передвижники. П.А.Федотов ― добрая ирония и красота предметного мира. Сватовство майора Вдовушка Анкор ещё анкор. В.Г.Перов ― острота социальной критики Крестный ход на Пасху Тройка Провод...
18887. Постимпрессионизм. В. Ван Гог, П.Гоген, П.Сезанн 23.7 KB
  Постимпрессионизм. В. Ван Гог П.Гоген П.Сезанн. Постимпрессионизм от лат. post после и импрессионизм условное собирательное обозначение основных направлений французской живописи конца XIX начала XX вв. Мастера постимпрессионизма многие из которых ранее примыкали к имп...
18888. Русский классицизм. Универсальный стиль эпохи. От Екатерины II до Александра I 27.9 KB
  Русский классицизм. Универсальный стиль эпохи. От Екатерины II до Александра I. Русский классицизм архитектурный стиль распространённый в России во второй половине 18 19вв. Особенностью русского классицизма являлось эклектическое сочетание в одном произведении разнос...
18889. Художественное объединение «Мир искусства» 28.78 KB
  Художественное объединение Мир искусства. Мир искусства русское художественное объединение. Оформилось в конце 1890х гг. официально в 1900 в Петербурге на основе кружка молодых художников и любителей искусства во главе с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым. Как выставочный...
18890. Стиль Ампир. Величие и закат классицизма 22.13 KB
  Стиль Ампир. Величие и закат классицизма. Ампи́р от фр. empire империя стиль позднего высокого классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий 19 века; сменил...
18891. Нелинейная архитектура 24.7 KB
  Нелинейная архитектура. Архитектура последнего десятилетия XX века ориентированная на новую сверхмощную компьютерную технологию продемонстрировала стремление к небывалому авангардистскому по сути прорыву в области формообразования на фоне которого переломы пост
18892. От «социалистического реализма» к « суровому стилю». Живопись советского периода 30х – 60х гг. XX века 28.82 KB
  От социалистического реализма к суровому стилю. Живопись советского периода 30х 60х гг. XX века. В 30е годы Рабочий и колхозница Мухиной. В начале 30х годов произошел серьезный перелом. 1932 год вышло постановление ЦКВКПБ о перестройке литературных художественных о
18893. Архитектура Возрождения 24.96 KB
  Архитектура Возрождения период развития архитектуры в европейских странах с начала XV до начала XVII века в общем течении Возрождения и развития основ духовной и материальной культуры Древней Греции и Рима. Этот период является переломным моментом в Истории Архитектуры...