32795

Особенности Древнеиндийской философии. Её основные направления

Доклад

Логика и философия

В развитии культуры Древней Индии можно выделить два основных периода: 1ведический предфилософский сер. связанный с переселением на территорию Древней Индии арийских племен. Культура Древней Индии в целом и философия в частности возникла и развивалась в условиях кастовой организации общественной жизни патриархальных традиций и власти деспотического государства. Основным культурным источником философии Древней Индии стала ведическая литература.

Русский

2013-09-05

17.32 KB

112 чел.

5. Особенности Древнеиндийской философии. Её основные направления.

Древний Восток (Индия, китай от сер. I тыс. до н.э. до III в. н.э.)

Индия – одна из древнейших цивилизаций с высоким уровнем культуры.

В развитии культуры Древней Индии можно выделить два основных периода:

1)ведический предфилософский (сер. II тыс. – VI в до н.э.), связанный с переселением на территорию Древней Индии арийских племен. В этот период создаются и распространяются древние сборники текстов – Веды;

2)классический (VI в. до н.э. – IIIIV вв. н.э.), связанный с формированием основных религиозных течений и философских школ.

  1.  Социально-исторические источники.

Культура Древней Индии в целом и философия в частности возникла и развивалась в условиях кастовой организации общественной жизни, патриархальных традиций и власти деспотического государства.

-брахманы – жрецы, носили белые одежды;

-кшатрии – правители, военная знать – они сотворены из рук бога Брахмы и носили красные одежды;

-вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы – из бедер Брахмы, носили одежду желтого цвета;

-шудры – бесправное трудовое население – сотворены из ступней Брахмы и носили черный цвет;

-кроме того, существовали неприкасаемые, не относившиеся ни к одной из варн.

Возможность приобщения к ценностям культуры, духовному творчеству определялась кастовой принадлежностью.

Кастовый строй объявлялся извечным и незыблемым порядком, освящался религией.

  1.  Духовно-культурные источники.

Основным культурным источником философии Древней Индии стала ведическая литература.

Веды (с древнеинд. – «знание») – сборники религиозных текстов, заклинаний, руководство к богослужениям, а также мифологических представлений о происхождении мироздания, наблюдений над природными явлениями и т.д.

Веды составили основу всей последующей духовой культуры Индии: религии, философии и науки. Известны 4 основные Веды:

-Ригведа – книга гимнов;

-Самаведа – сборник ритуалов и песнопений;

-Аюрведа (Яджурведа) – сборник молитвенных формул;

-Атхарваведа – более поздний сборник песнопений и заклинаний.

Другим духовным источником формирования древнеиндийской философии была религия. Религия Индии прошла сложный и длительный путь формирования. Первым ее этапом стала ведическая религия, для которой характерны многобожие, обожествление сил природы, антропоморфность (наделение божеств человеческими качествами); представления о происхождении мира, его устройстве, потустороннем мире и загробной жизни были мало разработаны. На следующем этапе формируется брахманизм как религиозное учение, оправдывающее социальное неравенство – кастовую систему.

В Vi в. до н.э. возникает, а в III в. до н.э. получает наибольшее влияние буддизм.

Философия Древней индии характеризуется рядом особенностей:

  1.  общие черты философии Древнего Востока;
  2.  слабый интерес к социальным и политическим проблемам;
  3.  направленность на анализ духовного мира человека, на поиск индивидуального пути спасения, интерес к самоанализу и саморегуляции.

В древнеиндийской философии сложилось два основных направления:

  1.  астика – течение, признающее священность Вед. К этому направлению относятся 6 философских школ: санкхья, веданта, ньяя, миманса, вайшешика, йога. Течение астики представлено идеалистическими и дуалистическими учениями;
  2.  настика – оппозиционное направление, подвергающее сомнению авторитет Вед. Сюда относятся буддизм, джайнизм, чарвака-локаята.

Миманса и веданта – ортодоксальные религиозно-идеалистические школы. Веданта («завершение Вед») – одна из основных философских школ Древней Индии. В основе этого учения – понятие Брахман – это духовная субстанция, которая является единственной реальностью: кроме нее, ничего нет. Цель человеческой жизни – установить контроль над чувствами, освободиться от привязанностей к миру и в процессе постоянного размышления познать истину.

Особенностью мимансы является развитая теория познания. Познание мира, согласно этому учению, возможно лишь при наличии веры в бога и в бессмертие души.

Санкхья – дуалистическое учение, признающее существование в мире двух первоначал: материального и духовного. Духовное начало не отождествляется с Богом.  Материальное начало находится в постоянном изменении и развитии и является первопричиной всех вещей.

Ньяя и вайшешика возникли как наивно-материалистические учения о бытии. В качестве оснований мироздания в вайшешике рассматривались земля, вода, воздух, свет. Ньяя сосредотачивает внимание на теории познания, утверждает, что в познании мира участвуют и органы чувств, и логическое мышление. Однако со временем в эти учения проникло религиозно-идеалистическое содержание и стала утверждаться идея двойственной причины мира – материальной и божественной.

Йога (досл. «единение») В центре внимания йоги – человек и пути его духовного совершенствования. йогу можно отнести к дуалистическим учениям.

Чарвака-локаята («чар» - четыре, «вак» - слово) – материалистическое учение, представляющее направление настики. В основе его – представление о том, что мир состоит из 4 первоэлементов: огня, воды, земли, воздуха.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5040. Измерение длины волны излучения лазера интерференционным методом 138 KB
  Измерение длины волны излучения лазера интерференционным методом Цель работы: ознакомиться с принципами работы лазеров измерить длину волны излучения лазера и сравнить спектры его индуцированного и спонтанного излучений. Приборы и принадлежности: г...
5041. Определение длин волн излучения источников дискретного и непрерывного спектров 187 KB
  Определение длин волн излучения источников дискретного и непрерывного спектров Цель работы: градуировка спектроскопа по известному спектру неона, определение длин волн в спектре паров ртути и границ видимого спектра лампы накаливания. Приборы и прин...
5042. Исследование статических характеристик полупроводниковых диодов 129.5 KB
  Исследование статических характеристик полупроводниковых диодов. Цель работы Изучить устройство полупроводникового диода, физические процессы, происходящие в нем, характеристики, параметры, а также типы и применение полупроводниковых диодов...
5043. Кинематический анализ и синтез плоских рычажных, рычажных, кулачковых и зубчатых механизмов 509.5 KB
  Структурный анализ механизма. Число степеней свободы механизма определяем по формуле П. Л. Чебышева. где n- число подвижных звеньев механизма, p5- число кинематических пар пятого класса, p4- число Кинематических пар четвертого класса. В ...
5044. Изучение структуры углеродистых сталей после различных видов термической обработки 94 KB
  Изучение структуры углеродистых сталей после различных видов термической обработки Цель работы - изучение влияния закалки и отпуска на структуру и свойства углеродистых сталей. Оборудование, оснастка, приборы: электрические камерные печи...
5045. Определение длины световой волны при помощи дифракционной решетки 111.5 KB
  Определение длины световой волны при помощи дифракционной решётки Цель работы: определение с помощью дифракционной решётки длины световых волн в различных частях видимого спектра. Приборы и принадлежности: дифракционная решётка плоская шкала со щел...
5046. Определение эффективного коэффициента ослабления космических лучей 119.5 KB
  Определение эффективного коэффициента ослабления космических лучей Цель работы: определение эффективного коэффициента ослабления космических лучей в свинце. Приборы и принадлежности: установка для измерения интенсивности космических лучей ФПК...
5047. Исследование комбинационных логических схем 185 KB
  Исследование комбинационных логических схем. ЧАСТЬ 1. Исследование базового логического элемента ТТЛ. Построить передаточную характеристику. Реализовать с помощью ЛЭ 2И-НЕ схемы И, ИЛИ, НЕ...
5048. Исследование структуры и устройства триггеров 116.5 KB
  Исследование структуры и устройства триггеров. Исследование асинхронного RS- триггера. Исследование двухступенчатого RS – триггера...