32795

Особенности Древнеиндийской философии. Её основные направления

Доклад

Логика и философия

В развитии культуры Древней Индии можно выделить два основных периода: 1ведический – предфилософский сер. связанный с переселением на территорию Древней Индии арийских племен. Культура Древней Индии в целом и философия в частности возникла и развивалась в условиях кастовой организации общественной жизни патриархальных традиций и власти деспотического государства. Основным культурным источником философии Древней Индии стала ведическая литература.

Русский

2013-09-05

17.32 KB

105 чел.

5. Особенности Древнеиндийской философии. Её основные направления.

Древний Восток (Индия, китай от сер. I тыс. до н.э. до III в. н.э.)

Индия – одна из древнейших цивилизаций с высоким уровнем культуры.

В развитии культуры Древней Индии можно выделить два основных периода:

1)ведический предфилософский (сер. II тыс. – VI в до н.э.), связанный с переселением на территорию Древней Индии арийских племен. В этот период создаются и распространяются древние сборники текстов – Веды;

2)классический (VI в. до н.э. – IIIIV вв. н.э.), связанный с формированием основных религиозных течений и философских школ.

  1.  Социально-исторические источники.

Культура Древней Индии в целом и философия в частности возникла и развивалась в условиях кастовой организации общественной жизни, патриархальных традиций и власти деспотического государства.

-брахманы – жрецы, носили белые одежды;

-кшатрии – правители, военная знать – они сотворены из рук бога Брахмы и носили красные одежды;

-вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы – из бедер Брахмы, носили одежду желтого цвета;

-шудры – бесправное трудовое население – сотворены из ступней Брахмы и носили черный цвет;

-кроме того, существовали неприкасаемые, не относившиеся ни к одной из варн.

Возможность приобщения к ценностям культуры, духовному творчеству определялась кастовой принадлежностью.

Кастовый строй объявлялся извечным и незыблемым порядком, освящался религией.

  1.  Духовно-культурные источники.

Основным культурным источником философии Древней Индии стала ведическая литература.

Веды (с древнеинд. – «знание») – сборники религиозных текстов, заклинаний, руководство к богослужениям, а также мифологических представлений о происхождении мироздания, наблюдений над природными явлениями и т.д.

Веды составили основу всей последующей духовой культуры Индии: религии, философии и науки. Известны 4 основные Веды:

-Ригведа – книга гимнов;

-Самаведа – сборник ритуалов и песнопений;

-Аюрведа (Яджурведа) – сборник молитвенных формул;

-Атхарваведа – более поздний сборник песнопений и заклинаний.

Другим духовным источником формирования древнеиндийской философии была религия. Религия Индии прошла сложный и длительный путь формирования. Первым ее этапом стала ведическая религия, для которой характерны многобожие, обожествление сил природы, антропоморфность (наделение божеств человеческими качествами); представления о происхождении мира, его устройстве, потустороннем мире и загробной жизни были мало разработаны. На следующем этапе формируется брахманизм как религиозное учение, оправдывающее социальное неравенство – кастовую систему.

В Vi в. до н.э. возникает, а в III в. до н.э. получает наибольшее влияние буддизм.

Философия Древней индии характеризуется рядом особенностей:

  1.  общие черты философии Древнего Востока;
  2.  слабый интерес к социальным и политическим проблемам;
  3.  направленность на анализ духовного мира человека, на поиск индивидуального пути спасения, интерес к самоанализу и саморегуляции.

В древнеиндийской философии сложилось два основных направления:

  1.  астика – течение, признающее священность Вед. К этому направлению относятся 6 философских школ: санкхья, веданта, ньяя, миманса, вайшешика, йога. Течение астики представлено идеалистическими и дуалистическими учениями;
  2.  настика – оппозиционное направление, подвергающее сомнению авторитет Вед. Сюда относятся буддизм, джайнизм, чарвака-локаята.

Миманса и веданта – ортодоксальные религиозно-идеалистические школы. Веданта («завершение Вед») – одна из основных философских школ Древней Индии. В основе этого учения – понятие Брахман – это духовная субстанция, которая является единственной реальностью: кроме нее, ничего нет. Цель человеческой жизни – установить контроль над чувствами, освободиться от привязанностей к миру и в процессе постоянного размышления познать истину.

Особенностью мимансы является развитая теория познания. Познание мира, согласно этому учению, возможно лишь при наличии веры в бога и в бессмертие души.

Санкхья – дуалистическое учение, признающее существование в мире двух первоначал: материального и духовного. Духовное начало не отождествляется с Богом.  Материальное начало находится в постоянном изменении и развитии и является первопричиной всех вещей.

Ньяя и вайшешика возникли как наивно-материалистические учения о бытии. В качестве оснований мироздания в вайшешике рассматривались земля, вода, воздух, свет. Ньяя сосредотачивает внимание на теории познания, утверждает, что в познании мира участвуют и органы чувств, и логическое мышление. Однако со временем в эти учения проникло религиозно-идеалистическое содержание и стала утверждаться идея двойственной причины мира – материальной и божественной.

Йога (досл. «единение») В центре внимания йоги – человек и пути его духовного совершенствования. йогу можно отнести к дуалистическим учениям.

Чарвака-локаята («чар» - четыре, «вак» - слово) – материалистическое учение, представляющее направление настики. В основе его – представление о том, что мир состоит из 4 первоэлементов: огня, воды, земли, воздуха.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23553. Курс русской риторики 1 MB
  Перечитывая и осмысляя эту книгу читатель подружится с ней на долгие годы. Слово ητρική значает ораторское искусство или учение об ораторском искусстве но главным содержанием риторики уже в то время была теория аргументации в публичной речи. Грамматика наука об общих правилах построения осмысленной речи. Риторика наука об аргументации в публичной речи необходимой при обсуждении вопросов практического характера.
23554. Выразительность и ее основные условия 128 KB
  Выразительность речи зависит от многих причин и условий собственно лингвистических и экстралингвистических. Одним из основных условий выразительности является самостоятельность мышления автора речи что предполагает глубокое и всестороннее знание и осмысление предмета сообщения. В значительной степени выразительность речи зависит и от отношения автора к содержанию высказывания.
23555. ОБЩАЯ РИТОРИКА 2.01 MB
  Объектом этой теории является изучение дискурсивных приемов позволяющих вызвать или усилить сочувствие к предложенным для одобрения положениям Perelman 1958 с. Главы посвященные детальнейшему разбору четырех типов риторических метабол представляют собой образец блестящего анализа живого функционирования языка а значение совокупности содержащихся в них наблюдений эвристических ходов мысли далеко выходит за рамки проблематики даже столь сложного феномена каким является литературный художественный язык. Если с известной долей...
23556. ИСКУССТВО ОРАТОРА 1.93 MB
  Савкова ИСКУССТВО ОРАТОРА СОДЕРЖАНИЕ Введение Удивительный дар природы Оратор и его голос Что ни звук то и подарок Дикция оратора Порусски ли мы говорим Литературное произношение Косноязычна риторика без грамматики Языковая культура Мое богатство мой язык Языковые средства выразительности От сердца к сердцу нити проложить Интонационная выразительность Язык чувств Жесты и мимика как средство общения С пером в руке Как создать текст выступления Посмеемся вместе Юмор в публичном...
23557. Культура речи 1.01 MB
  Чтобы передать ее другому он произносит слова. Мужик либо не отвечал ничего либо произносил слова вроде следующих: А мы могим. Речь Базарова строится по нормам литературного языка в ней встречаются отвлеченные книжные слова непонятные собеседнику: воззрение будущность излагать эпоха история закон. Не случайно в древнерусском языке одно из значений слова смысл было разум рассудок ум.
23558. КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ 3.36 MB
  Виноградова КУЛЬТУРА РУССКОЙ РЕЧИ Учебник для вузов Ответственные редакторы – доктор филологических наук профессор Л. Бурвикова Культура русской речи. ISBN 5891231867 ISBN 5862257055 Книга представляет собой первый академический учебник по культуре речи содержащий наиболее полный систематизированный материал по данной теме. В основе издания лежит принципиально новая теоретическая концепция культуры речи.
23559. ВИД И АКЦИОНАЛЬНОСТЬ 231 KB
  Даут приходитьPFCTSIM Марат спатьST.IPFV AUX1PST Когда Даут пришел Марат спал. Ситуация ‘Марат спит’ занимает в актуальном мире определенный промежуток времени в некоторый момент t1 она начинается в другой момент t2 завершается а между t1 и t2 имеет место как показано на схеме 2. Марат спатьST.
23560. Формальная и неформальная семантика предельности 97.5 KB
  Mary ate apples [сочетается с for half an hour нетерминативное употребление eat]; б. Mary ate two apples [сочетается с in 10 minutes терминативное]. глагольная группа ГГ ate apples в 1.1а где дополнение – bare plural нетерминативная activity а ate two apples в 1.
23561. ГРАММАТИКА общая и рациональная 457.78 KB
  Высказанное нами суждение об окружающих предметах как например в случае когда мы говорим: земля круглая 1а terre est ronde называется предложенном proposition. Кроме того между двумя этими членами предложения находится связка liaison есть est. Во французском и других новых языках этот падеж выражается в именах нарицательпых опущением артикля свойственного им в номинативе: le Seigneur est шоп esperance 'Господь ты есть моя надежда'; Seigneur vous etes mon esperance 'Господи на тебя уповаю'. Это слово используется и для...