32796

Особенности Древнекитайской философии и её основные направления

Доклад

Логика и философия

В этот период создавались важнейшие философские школы оказавшие огромное влияние на общественную мысль китайского общества: конфуцианство даосизм моизм легизм и др. б даосизм как онтологическое учение его наивнодиалектический характер. Основателем даосизма является мудрец Лаоцзы VI V вв. Его главный труд Даодэцзын Книга о Дао и Дэ.

Русский

2013-09-05

17.69 KB

128 чел.

6.Особенности древнекитайской философии и её основные направления.

Цивилизация Древнего Китая отличалась рядом особенностей:

- природно-географическая «замкнутость»;

- экономическое основание – земледелие.

- централизованное устройство государственной власти, абсолютная власть императора.

Эти особенности обусловили формирование традиционного мировоззрения. Характерными чертами следующие:

1 космоцентризм. Мир понимался как состояние гармонии космических сил. Китайцы выделяли несколько видов космической энергии. Важнейшая из них – ци. Это материально-духовная энергия, из которой состоит весь мир, в т.ч. человек. Из материальной ци формируются вещи и тела, из духовной – душа человека;

2) мифологический характер. Возникновение и развитие философии не отрицало традиционно-мифологической картины мира.

3) культ неба;

4) одушевление сил природы (поклонение деревьям, рекам, горам);

5) культ предков, а начиная с середины I тыс. до н.э. на один уровень с почитаемыми предками были возведены старшие по чину, начальники;

6) представление о циклическом характере развития космоса, природы и человека: все, что когда-то возникло, должно в свое время исчезнуть, чтобы возникнуть вновь в преображенном виде;

7) идея невмешательства человека в природные процессы.

Традиционное мировоззрение стало основой развития китайской культуры в целом и формирования философии. Характерные черты древнекитайской философии:

  1.  общие черты философии Древнего Востока;

2) ориентированность на социальные вопросы. Именно в Древнем Китае впервые в мировой культуре были поставлены вопросы о человеке в его отношении к другим людям и к государству и о методах государственного управления;

3) этикоцентризм, т.е. любая проблема осмысливалась, прежде всего, с нравственных позиций.

Традиционное мировоззрение оказало влияние и на развитие наук, в том числе медицины.

В основе древнекитайской медицины лежит идея о том, что человек есть микрокосм, который подобен макрокосму – Вселенной, он подчиняется тем же законам, циклам и ритмам. Врач обязан учитывать те влияния, которые оказывают на Землю Солнце, Луна, звезды.

Основные философские системы Древнего Китая.

В развитии философии Китая можно условно выделить несколько этапов:

1)древняя философия (VII в. до н.э.– III в. н.э.),

2)средневековая философия (III – XIX вв.) – этот этап связан с усвоением и распространением буддизма,

3)новая философия (XIX в. – наше время) – связан с мощной экспансией западных стран, усвоением европейской культуры.

VIIII вв. до н.э. – время расцвета древнекитайской философии. В этот период создавались важнейшие философские школы, оказавшие огромное влияние на общественную мысль китайского общества: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм и др.

а) конфуцианство как социально-этическое учение.

Основоположник этого направления – древнекитайский мудрец Кун-Фу-Цзы (досл. «учитель Кун»), или Конфуций, живший в 551 – 479 гг. до н.э. Его главный труд «Лунь-юй» («Беседы и поучения»)

В центре внимания Конфуция вопрос о способе государственного правления: как лучше управлять людьми. Конфуций был сторонником точки зрения, что управление должно основываться на моральных нормах, поэтому его философское учение носит ярко выраженный социально-этический характер. Общество представляет собой одну огромную семью, глава-император.

верховной силой, которая следит за порядком в мире- Небо. Все отношения в обществе, все права и обязанности изначально заданы Небом. Конфуций настаивал на необходимости возврата к древним нормам и правилам поведения, главное из которых – «золотое правило нравственности»: «Не делай по отношению к другим того, чего не желаешь себе». Воспитание нравственных качеств должно основываться на самодисциплине и начинаться в семье: «почтительность младших к родителям и старшим братьям – основа человеколюбия».

Большое место в конфуцианстве уделяется вопросам воспитания и обучения. Управление обществом, по мнению Конфуция, следует доверять наиболее образованным и одаренным людям. некоему моральному эталону. «Благородный муж» должен обладать следующими основными качествами:

-следование долгу;

-стойкость по отношению к бедам и трудностям;

-человеколюбие, гуманность, способность помогать другим и не приносить им зла;

-«благородный муж» должен испытывать 3 «страха»: перед велением Неба, перед великими людьми, перед словами мудреца;

-«благородный муж» в управлении государством должен следовать путем «золотой середины»: сглаживания противоречий, политического компромисса, меры во всем.

б) даосизм как онтологическое учение, его наивно-диалектический характер.

Основателем даосизма является мудрец Лао-цзы (VIV вв. до н.э.). Его главный труд – «Даодэцзын» – «Книга о Дао и Дэ». Даосизм представляет собой онтологическое учение, которое носит наивно-диалектический характер.

Основное понятие даосизма – Дао («путь»). В книге Лао-цзы понятие Дао имеет два основных значения:

1)Дао как творческое начало мира, вечный источник и причина всех вещей и их внутренняя сущность;

2)Дао как всеобщий закон бытия, гарантирующий гармоничное состояние мира.

Дао придает миру единство и гармонию. Всё в мире несет в себе Дао, во всем проявляется его творческая энергия.

Дао обладает противоречивыми свойствами:

- бестелесно, но предстает в виде конкретных вещей;

- бесконечно, но присутствует во всех конечных вещах;

- неизменно, но в то же время проявляется в постоянно изменяющихся вещах.

Эти противоречия являются источниками развития мира – в этом и проявляется наивно-диалектический характер даосизма.

Значительное место в даосизме занимает учение об обществе. Все в мире подчиняется закону Дао, поэтому мудрый правитель не должен вмешиваться в естественный ход событий. Поэтому идеал образа жизни человека в даосизме – недеяние, т.е. пассивное созерцание хода бытия, отказ от преобразования мира. Мудрый правитель не должен вмешиваться в социальный порядок, чтобы не нарушить всеобщий закон. Естественное состояние общественной жизни – мир, а не война. Поэтому мудрость на деле – это жизнь без борьбы, насилия и жестокости. Человек, согласно даосизму, предопределен жить в согласии с окружающим миром. Соблюдение меры во всем является одной из важнейших задач человека, проявлением его мудрости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21535. ФОСГЕН 32 KB
  В скрытый период интоксикации введение 100200 мг преднизолона внутривенно каждые 4 ч 50 мл 5 раствора аскорбиновой кислоты внутривенно или 2 г внутрь 10 мл 10 раствора кальция хлорида внутривенно кровопускание 250300 мл. При развитии отека легких оксигенотерапия с ингаляцией паров 70˚ этилового спирта пеногаситель введение 100200 мг метилпреднизолона внутривенно каждые 46 ч 50 мл 2 раствора фуросемида лазикса внутривенно 10001500 ЕД гепарина внутривенно каждые 115 ч 2 мл раствора кордиамина внутримышечно....
21536. Активная детоксикационная терапия 111.5 KB
  Методы детоксикационной терапии . При выраженных клинических проявлениях отравления после проведения мероприятий по стабилизации состояния больного обычно в комплекс терапии включают методы искусственной детоксикации. Свидетельством этого является возрастающая роль энтеросороции и активированного угля в терапии начальных этапов отравления и в предотвращении гепатоэнтеральной циркуляции токсина. Стимуляция выведения яда и его метаболитов почками Значительное число токсических веществ и их метаболитов элиминируются из организма почками...
21537. АММИАК (НАШАТЫРНЫЙ СПИРТ) 35.5 KB
  Внутрь 12 таблетки кодеина по 0015 10 г аскорбиновой кислоты подкожно 10 мл 01 раствора атропина 10 мл 2 раствора промедола внутримышечно 20 мл 1 раствора димедрола 20 мл кордиамина. В случае попадания в глаза обильное промывание не менее 15 мин проточной водой с последующим закапыванием 30 раствора сульфацилнатрия альбуцид натрия. Введение 24 мл 2 раствора фуросемида лазикса внутривенно; 100200 мг метилпреднизолона каждые 46 часов гидрокортизона 150250 мг или преднизолона 100150 мг внутривенно медленно...
21538. ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ОСТРЫХ БЫТОВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ И ОТРАВЛЕНИЙ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ВОЙСКАХ 60.5 KB
  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по военнополевой терапии на тему: ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ОСТРЫХ БЫТОВЫХ ОТРАВЛЕНИЙ И ОТРАВЛЕНИЙ НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В ВОЙСКАХ со слушателями 1 факультета СанктПетербург 2001 г. Характерные особенности отравлений спиртами хлорированными углеводородами угарным газом некоторыми группами фармпрепаратов. Среди острых отравлений фармакологическими препаратами наиболее часто встречаются отравления снотворноседативными препаратами анальгетиками гипотензивными препаратами...
21539. ИНТЕНСИВНАЯ ТЕРАПИЯ ТЕРМИНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ 163.5 KB
  Тенденция к увеличению объема выброса в ответ на увеличение давления наполнения является важным адаптивным механизмом позволяющим приводить в соответствие сердечный выброс и венозный возврат. Обособленно от длины и диаметра сосудов вязкость крови является важной детерминантой постнагрузки. В таком состоянии миокард находится несколько дней что является стадией в полном восстановлении после преходящей дисфункции. ЦВД является важным диагностическим критерием инфаркта правого желудочка и более того форма его кривой помогает установить...
21540. КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА И ТЕРАПИЯ ПОРАЖЕНИЙ ОТРАВЛЯЮЩИМИ ВЕЩЕСТВАМИ УДУШАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ 197 KB
  Классификация отравляющих веществ удушающего действия В настоящее время существует несколько подходов к классифицированию и рассмотрению механизмов токсического действия веществ способных при остром отравлении нарушать основную функцию легких газообмен. Помимо названных существует большое количество химических соединений как природного происхождения так и синтетических которые нарушают функцию легких при энтеральном и парэнтеральном путях поступления. Объединяющим свойством пульмонотоксикантов вне зависимости от пути проникновения в...
21541. КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА И ТЕРАПИЯ ПОРАЖЕНИЙ ОТРАВЛЯЮЩИМИ ВЕЩЕСТВАМИ НЕРВНО-ПАРАЛИТИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ 53 KB
  Обстоятельства при которых появились первые жалобы; динамику и последовательность развития признаков поражения: находился ли в зараженной атмосфере и сколько времени; принял внутрь какоето вещество и в какой дозе; сколько времени прошло с момента отравления до оказания помощи и в каком объеме она была оказана; каково было состояние на догоспитальном этапе была ли потеря сознания нарушения дыхания и сердечной деятельности мышечная слабость миофибрилляция судороги; 2. Состояние накануне заболевания возраст наличие болезней...
21542. КЛИНИКА, ДИАГНОСТИКА И ТЕРАПИЯ ПОРАЖЕНИЙ ОТРАВЛЯЮЩИМИ ВЕЩЕСТВАМИ УДУШАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ И АГРЕССИВНЫМИ ЖИДКОСТЯМИ 99.5 KB
  В результате развития патологического процесса в легких нарушается оксигенация крови наступает гипоксия. Распространенность и степень выраженности патологического процесса в дыхательных путях и легких определяется характером яда его концентрацией и временем действия состоянием организма и его реакцией на воздействие яда. Поражениям ОВ удушающего действия средней и тяжелой степени как правило сопутствует острая эмфизема легких которая еще в большей степени усугубляет дыхательную недостаточность и создает дополнительную нагрузку на...
21543. ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ ХЛОРОМ, АММИАКОМ, ГИПОКСИЧЕСКИМИ ГАЗАМИ 82.5 KB
  ОТРАВЛЕНИЯ ГИПОКСИЧЕСКИМИ ГАЗАМИ ОСТРЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ ОКИСЬЮ УГЛЕРОДА Окись углерода встречается везде где существуют условия для неполного сгорания веществ содержащих углерод. Она входит в состав многих промышленных газов доменный генераторный коксовый; содержание окиси углерода в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания колеблется от 1 до 13. Окись углерода широко применяется как одно из исходных соединений в современной промышленности органического синтеза. Окись углерода СО это бесцветный газ без запаха и вкуса.