32796

Особенности Древнекитайской философии и её основные направления

Доклад

Логика и философия

В этот период создавались важнейшие философские школы оказавшие огромное влияние на общественную мысль китайского общества: конфуцианство даосизм моизм легизм и др. б даосизм как онтологическое учение его наивнодиалектический характер. Основателем даосизма является мудрец Лаоцзы VI – V вв. Его главный труд – Даодэцзын – Книга о Дао и Дэ.

Русский

2013-09-05

17.69 KB

120 чел.

6.Особенности древнекитайской философии и её основные направления.

Цивилизация Древнего Китая отличалась рядом особенностей:

- природно-географическая «замкнутость»;

- экономическое основание – земледелие.

- централизованное устройство государственной власти, абсолютная власть императора.

Эти особенности обусловили формирование традиционного мировоззрения. Характерными чертами следующие:

1 космоцентризм. Мир понимался как состояние гармонии космических сил. Китайцы выделяли несколько видов космической энергии. Важнейшая из них – ци. Это материально-духовная энергия, из которой состоит весь мир, в т.ч. человек. Из материальной ци формируются вещи и тела, из духовной – душа человека;

2) мифологический характер. Возникновение и развитие философии не отрицало традиционно-мифологической картины мира.

3) культ неба;

4) одушевление сил природы (поклонение деревьям, рекам, горам);

5) культ предков, а начиная с середины I тыс. до н.э. на один уровень с почитаемыми предками были возведены старшие по чину, начальники;

6) представление о циклическом характере развития космоса, природы и человека: все, что когда-то возникло, должно в свое время исчезнуть, чтобы возникнуть вновь в преображенном виде;

7) идея невмешательства человека в природные процессы.

Традиционное мировоззрение стало основой развития китайской культуры в целом и формирования философии. Характерные черты древнекитайской философии:

  1.  общие черты философии Древнего Востока;

2) ориентированность на социальные вопросы. Именно в Древнем Китае впервые в мировой культуре были поставлены вопросы о человеке в его отношении к другим людям и к государству и о методах государственного управления;

3) этикоцентризм, т.е. любая проблема осмысливалась, прежде всего, с нравственных позиций.

Традиционное мировоззрение оказало влияние и на развитие наук, в том числе медицины.

В основе древнекитайской медицины лежит идея о том, что человек есть микрокосм, который подобен макрокосму – Вселенной, он подчиняется тем же законам, циклам и ритмам. Врач обязан учитывать те влияния, которые оказывают на Землю Солнце, Луна, звезды.

Основные философские системы Древнего Китая.

В развитии философии Китая можно условно выделить несколько этапов:

1)древняя философия (VII в. до н.э.– III в. н.э.),

2)средневековая философия (III – XIX вв.) – этот этап связан с усвоением и распространением буддизма,

3)новая философия (XIX в. – наше время) – связан с мощной экспансией западных стран, усвоением европейской культуры.

VIIII вв. до н.э. – время расцвета древнекитайской философии. В этот период создавались важнейшие философские школы, оказавшие огромное влияние на общественную мысль китайского общества: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм и др.

а) конфуцианство как социально-этическое учение.

Основоположник этого направления – древнекитайский мудрец Кун-Фу-Цзы (досл. «учитель Кун»), или Конфуций, живший в 551 – 479 гг. до н.э. Его главный труд «Лунь-юй» («Беседы и поучения»)

В центре внимания Конфуция вопрос о способе государственного правления: как лучше управлять людьми. Конфуций был сторонником точки зрения, что управление должно основываться на моральных нормах, поэтому его философское учение носит ярко выраженный социально-этический характер. Общество представляет собой одну огромную семью, глава-император.

верховной силой, которая следит за порядком в мире- Небо. Все отношения в обществе, все права и обязанности изначально заданы Небом. Конфуций настаивал на необходимости возврата к древним нормам и правилам поведения, главное из которых – «золотое правило нравственности»: «Не делай по отношению к другим того, чего не желаешь себе». Воспитание нравственных качеств должно основываться на самодисциплине и начинаться в семье: «почтительность младших к родителям и старшим братьям – основа человеколюбия».

Большое место в конфуцианстве уделяется вопросам воспитания и обучения. Управление обществом, по мнению Конфуция, следует доверять наиболее образованным и одаренным людям. некоему моральному эталону. «Благородный муж» должен обладать следующими основными качествами:

-следование долгу;

-стойкость по отношению к бедам и трудностям;

-человеколюбие, гуманность, способность помогать другим и не приносить им зла;

-«благородный муж» должен испытывать 3 «страха»: перед велением Неба, перед великими людьми, перед словами мудреца;

-«благородный муж» в управлении государством должен следовать путем «золотой середины»: сглаживания противоречий, политического компромисса, меры во всем.

б) даосизм как онтологическое учение, его наивно-диалектический характер.

Основателем даосизма является мудрец Лао-цзы (VIV вв. до н.э.). Его главный труд – «Даодэцзын» – «Книга о Дао и Дэ». Даосизм представляет собой онтологическое учение, которое носит наивно-диалектический характер.

Основное понятие даосизма – Дао («путь»). В книге Лао-цзы понятие Дао имеет два основных значения:

1)Дао как творческое начало мира, вечный источник и причина всех вещей и их внутренняя сущность;

2)Дао как всеобщий закон бытия, гарантирующий гармоничное состояние мира.

Дао придает миру единство и гармонию. Всё в мире несет в себе Дао, во всем проявляется его творческая энергия.

Дао обладает противоречивыми свойствами:

- бестелесно, но предстает в виде конкретных вещей;

- бесконечно, но присутствует во всех конечных вещах;

- неизменно, но в то же время проявляется в постоянно изменяющихся вещах.

Эти противоречия являются источниками развития мира – в этом и проявляется наивно-диалектический характер даосизма.

Значительное место в даосизме занимает учение об обществе. Все в мире подчиняется закону Дао, поэтому мудрый правитель не должен вмешиваться в естественный ход событий. Поэтому идеал образа жизни человека в даосизме – недеяние, т.е. пассивное созерцание хода бытия, отказ от преобразования мира. Мудрый правитель не должен вмешиваться в социальный порядок, чтобы не нарушить всеобщий закон. Естественное состояние общественной жизни – мир, а не война. Поэтому мудрость на деле – это жизнь без борьбы, насилия и жестокости. Человек, согласно даосизму, предопределен жить в согласии с окружающим миром. Соблюдение меры во всем является одной из важнейших задач человека, проявлением его мудрости.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7283. Колективні договори й угоди 125.5 KB
  Лекція 5. Колективні договори й угоди § 1. Поняття колективного договору В усіх країнах колективний договір традиційно розглядається як бажаний засіб фіксації заробітної плати та інших умов найму, регулювання відносин між підприємцями і працівниками...
7284. Діловий протокол. Зовнішній вигляд ділової жінки, чоловіка 71.5 KB
  Тема: Діловий протокол План Візитні картки: типи, ціль, місце використання. Ділові подарунки: значення, вибір, оформлення. Зовнішній вигляд ділової жінки, чоловіка. Візитні картки стали незамінним засобом ділового спілкування. Їх п...
7285. Попит, пропозиція, їх взаємовідносини 122.5 KB
  Попит, пропозиція, їх взаємовідносини План: Попит, його види, закон попиту, детермінанти попиту. Еластичність попиту. Види еластичності. Пропозиція, її види, закон пропозиції, детермінанти пропозиції. Еластичність п...
7286. Студентське самоврядування як невідємна складова демократизації вищої школи 118 KB
  Структура і організація роботи органів студентського самоврядування вищого навчального закладу. На сьогоднішній день права і обовязки студентів вищих навчальних закладів України закріплюються в таких основних нормативно-правових актах.
7287. Правоохоронна та правозахисна діяльність посадових осіб органів внутрішніх справ 136.5 KB
  Правоохоронна та правозахисна діяльність посадових осіб органів внутрішніх справ План лекції 1. Діяльність органів внутрішніх справ щодо захисту прав і свобод людини. 2. Функції ы завдання органів внутрішніх справ при забезпеченні прав і свобод люди...
7288. Тісто прісне здобне і вироби з нього 51.5 KB
  Тісто прісне здобне і вироби з нього. Тісто прісне здобне і вироби з нього (рецептура, режим замішування). Пиріжки печені з різноманітними фаршами, технологія їх приготування. Тарталетки, технологія приготування...
7289. Комунікативна діяльність людини 84.5 KB
  Комунікативна діяльність людини Мовне спілкування в еволюції людини. Відмінності комунікації людей і тварин. Гіпотези про походження мови. І. Мовне спілкування в еволюції людини. Чарльз Дарвін назвав людину дивом і славою сві...
7290. Точка в системі трьох площин проектування 402 KB
  Точка в системі трьох площин проектування При виконанні комплексних креслень у ряді випадків буває недостатньо зображень на двох площинах проекцій, тому доводиться будувати третю проекцію. Введемо в систему П1П2 ще одну перпендикулярну площину - про...
7291. Відносини власності в економічному житті суспільства 130.96 KB
  Тема 5. Відносини власності в економічному житті суспільства Власність як економічна та юридична категорія. Її сутність, форми місце в економічній cистемі. Права власності. Еволюція форм власності. Сучасні форми приватної власності. Суспільна власні...