32797

Античная философия: этапы развития и характерные черты. Первые греческие мыслители

Доклад

Логика и философия

Античная философия: этапы развития и характерные черты. Античная философия возникла в Древней Греции в середине I тысячелетия до н. В центре внимания философии данного периода проблемы природы космоса в целом; 2классическая греческая философия учения Сократа Платона Аристотеля V IV вв. Главное внимание здесь уделяется проблеме человека его познавательных возможностей; 3философия эпохи эллинизма III в.

Русский

2013-09-05

22.71 KB

71 чел.

1

7. Античная философия: этапы развития и характерные черты. Первые греческие мыслители.

Античная философия возникла в Древней Греции в середине I тысячелетия до н.э. (VIIVi вв. до н.э.).

В развитии античной философии можно выделить несколько этапов:

1)становление древнегреческой философии (натурфилософский, или досократовский этап) – VI – нач. V вв. до н.э. В центре внимания философии данного периода проблемы природы, космоса в целом;

2)классическая греческая философия (учения Сократа, Платона, Аристотеля) – V – IV вв. до н.э. Главное внимание здесь уделяется проблеме человека, его познавательных возможностей;

3)философия эпохи эллинизма – III в. до н.э. – IV в. н.э. Этот этап связан с упадком греческой демократии и перемещением центра политической и духовной жизни в Римскую империю. В центре внимания мыслителей этические и социально-политические проблемы.

Характерные черты античной философии.

1.Космоцентризм – ключевой мировоззренческий принцип античности, с позиций которого мир рассматривается как гармоничное целое, природа и человек – как взаимосвязанные части этого единства.

2.Созерцательный тип философствования.

3.Натурфилософский характер. Натурфилософия («философия природы») – способ философствования и миропонимания, в котором на первый план выдвигалась природа как живое целое, интегрирующее мироздание: космос – природа – человек.

4.Рациональность. Учения имеют строгую логическую форму, чем они существенно отличаются от восточных философских учений.

5.Диалектика. Диалектичность мышления античных философов проявляется, прежде всего, в стремлении рассмотреть мир в его всеобщей взаимосвязи и постоянной изменчивости, понимать действительность как процесс развития, источником которого является столкновение противоположностей. Диалектика античности проявляется в наивной и стихийной форме, т.к. имеет созерцательный характер, опирается на наблюдения за природой и житейский опыт. (К трудам Сократа восходит первоначальное значение понятие «диалектика» как искусства вести беседу, в ходе которой из столкновения противоположных мнений рождается истина).

3.Ранняя античная философия.

Первой философской школой в европейской цивилизации стала Милетская школа (VI в. до н.э., г. Милет). Ее представители стали родоначальниками натурфилософской традиции. В центре их внимания вопрос о первооснове бытия, которую они видели в различных видах вещества.

Фалес – первый греческий философ и ученый. Фалес считал, что первоначалом бытия является вода: все сущее происходит из воды путем ее затвердевания или испарения и в воду возвращается. Согласно рассуждениям Фалеса, все живое происходит из семени, а семя влажное; кроме того, живое без воды погибает. Человек, по Фалесу, тоже состоит из воды.По мнению Фалеса, все в мире, даже неживые предметы, имеет душу. Душа – источник движения. Божественная сила приводит воду в движение, т.е. вселяет в мир душу. Бог в его представлении – «ум космоса», это то, что не имеет ни начала, ни конца.

Анаксимандр, последователь Фалеса. Он считал, что в основе мира лежит особая субстанция – единая, бесконечная, вечная, неизменная – апейрон. Апейрон является источником, из которого все возникает, и в него же все возвращается после гибели.

Анаксимен. Первоосновой бытия он считал воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем; сгущаясь, превращается сначала в воду, потом в землю, камни).

Основная заслуга философов Милетской школы заключается в попытке дать целостную картину мира. Мир объясняется на основе материальных начал, без участия в его создании сверхъестественных сил. Материализм - стихийный характер, а попытки рассматривать окружающий мир в постоянном изменении и переходе одного вещества в другое привели в формированию наивно-диалектических представлений.

школа пифагора (VI в. до н.э.). Именно Пифагор впервые употребил термин «философия». Его школа объединяла философов, скульпторов, врачей, сам пифагор был математиком и астрономом – это ярким свидетельством того, что философия в древности объединяла в себе все области знания.

Философские взгляды Пифагора во многом обусловлены математическими представлениями. Он уделял большое значение числу.По мнению Пифагора, объекты мысли более реальны, чем объекты чувственного познания, т.к. они вечны. Таким образом, Пифагора можно назвать первым представителем философского идеализма.

Материалистическая традиция, заложенная во взглядах представителей Милетской школы, получила развитие в учении Гераклита (сер. VI – нач. V вв. до н.э.). Первоосновой мира он считал огонь. По мнению Гераклита, мир находится в постоянном изменении. Видоизменяясь, он переходит в различные вещества, которые путем последовательных превращений вновь становятся огнем. В  учении Гераклита получили развитие диалектические взгляды. Широко известны его высказывания: «все течет, все изменяется»; «нельзя войти в одну и ту же реку дважды».

Еще одна известная философская школа античности – Элейская (г.Элеи) – VIV вв. до н.э. Ее основные представители: Ксенофан, Парменид, Зенон. Элеаты считаются родоначальниками рационализма.

Атомистический материализм Демокрита.

В V в. до н.э. возникает новая форма материализма – атомистический материализм, наиболее ярким представителем которого является Демокрит.

Согласно представлениям Демокрита, первоосновой мира является атом – мельчайшая неделимая частица вещества. Он не разделяет материальное и идеальное как полностью противоположные сущности.

Демокрит впервые сделал попытку рационального объяснения причинности в мире. Он утверждал, что все в мире имеет свою причину, случайных событий не бывает.

Демокрит одним из первых в античной философии рассмотрел процесс познания из двух сторон: чувственной и рациональной – и рассмотрел их соотношение. По его мнению, познание идет от чувств к разуму. Чувственное познание – это результат воздействия атомов на органы чувств, рациональное познание – это продолжение чувственного, своеобразное «логическое зрение».

Значение учения Демокрита:

- первоосновы мира - атом, что является шагом вперед в создании материальной картины мира;

-во-вторых, указав на то, что атомы находятся в вечном движении, Демокрит впервые рассмотрел движение как способ существования материи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13878. Сказать, что человек состоит из силы и слабости, из разумения и ослепления, из ничтожества и величия, — это значит не осудить его, а определить его сущность 17.8 KB
  Сказать что человек состоит из силы и слабости из разумения и ослепления из ничтожества и величия это значит не осудить его а определить его сущность. Дидро Д. Человек биопсихосоциальное существо. Философские теории о том кто есть человек на самом деле извес...
13879. Свобода есть право делать всё, что дозволено законом 14.87 KB
  Свобода есть право делать всё что дозволено законом Шарль Луи Монтескье Каждый человек обладает определённой свободой но она ограничена. Свобода самостоятельность социальных субъектов выражающаяся в их способности делать свой собственный выбор и дейст
13880. Сбережения составляют самый богатый доход 14.72 KB
  Сбережения составляют самый богатый доход. И. Стобей. С развитием рыночного хозяйства возросло внимание экономической науки к человеку. Связано это с тем что человек является центральной фигурой рыночной и смешанной экономики. Он основной производитель и од
13881. Революция – варварская форма прогресса 14.9 KB
  Революция варварская форма прогресса. Ж. Жорес. Тюрго и Кондорсе разработали теорию прогресса. Прогресс это поступательное движение от худшего к лучшему. Существует два пути прогресса: реформа и революция. Реформа это частичное изменение в какойлибо сфе
13882. Каталог Эссе по обществознанию 256.5 KB
  Каталог Эссе по обществознанию. Алгоритм написания эссе. Введение. В этой части работы нужно кратко чётко раскрыть актуальность проблемы а так же очертить рамки исследования освещать проблему целиком или какойнибудь её аспект Или перефразируйте...
13883. При обычном положении дел спрос на товар предшествует предложению 14.64 KB
  При обычном положении дел спрос на товар предшествует предложению. Д. Отри. Основным законом рынка является закон спроса и предложения. Спрос это поведение фактических и потенциальных покупателей обозначающее их желание приобрести товар на рынке. Спрос...
13884. Политическая партия- это союз людей, которые соединились для того, чтобы добиться нужных им всем законов 15.07 KB
  Политическая партия это союз людей которые соединились для того чтобы добиться нужных им всем законов И. Ильин Политическая партия общественная организация борющаяся за власть или за участие в осуществлении власти целью которой в конечном итоге. Является з...
13885. Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют 14.97 KB
  Плохие власти выбираются хорошими гражданами которые не голосуют Д. Нейтан. Власть не легитимна если граждане не голосовали за неё не придя на выборы; мы все ответственны за то правительство которое имеем. Политическая власть это право способность и возможн...
13886. Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе 25.5 KB
  Налоги это цена которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе О.Холмс. Платить налоги обязаны все так как это плата за возможность существовать цивилизованно. Налоги обязательные платежи государству которые в установленном законом порядке в