32803

Особенности философии Возрождения. Её связь с наукой и искусством. Учения о природе и познании

Доклад

Логика и философия

Особенности философии Возрождения. Эпоха Возрождения Ренессанса переходный период от Средних веков к Новому времени XV [в Италии с XIV] XVI вв. Возрождение художественноэстетическая эпоха провозгласившая что высшее призвание человека в мире быть творцом и созидателем Этапы развития и характерные черты философии Возрождения. В философии эпохи Возрождения можно выделить 3 этапа: гуманистический сер.

Русский

2013-09-05

18.84 KB

1 чел.

1

13.Особенности философии Возрождения. Её связь с наукой и искусством. Учения о природе и познании.

Эпоха Возрождения (Ренессанса) – переходный период от Средних веков к Новому времени (XV [в Италии с XIV]- XVI вв.).

В социально-экономическом отношении это период кризиса феодализма и зарождения капиталистических отношений.

Изменениям в экономике способствовали научно-технические открытия,географических открытий.

В социально-политическом отношении – это эпоха формирования национальных государств, утверждения абсолютной монархии, первых буржуазных революций.

Изменяется и духовная ситуация в обществе. Прежде всего, это выразилось в секуляризации, т.е. тенденции к постепенному освобождению общества от диктата религии и Церкви и становлению светской культуры.

Ядром европейской духовной культуры этого периода стал гуманизм (лат. «человеческий, человечный») – мировоззренческая установка, которая провозгласила высшей ценностью и целью общества человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие творческих способностей. Принципы гуманизма проявились в сфере политики, социальной практики, искусства и др. областях общественной жизни.

Возрождение –художественно-эстетическая эпоха, провозгласившая, что высшее призвание человека в мире – быть творцом и созидателем

Этапы развития и характерные черты философии Возрождения.

В философии эпохи Возрождения можно выделить 3 этапа:

  1.  гуманистический (сер. XIV – сер. XV вв.) – в этот период человеческий мир, его ценности противопоставляются средневековому теоцентризму. Ф.Петрарки, Д.Бокаччо);
  2.  неоплатонический (сер. XV – 1-я треть XVI вв.) – этап формирования новых онтологических и гносеологических представлений под влиянием неоплатонизма (Н. Кузанский);
  3.  натурфилософский (2-я пол. XVI – нач. XVII вв.) – этап создания целостной гелиоцентрической картины мира (Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно).

Характерные черты философии Возрождения:

-антропоцентризм (от греч. anthropos – человек) – философский принцип, согласно которому центральной проблемой философского мышления является человек

-пантеизм (от греч. pan – все и Teos – Бог, т.е. «Бог во всем») – философский принцип, сближающий понятия «Бог» и «природа»

-натурфилософский характер связан с переходом от теоцентризма к рационализму, со стремлением к изучению природы с целью усиления власти над ней.

Философия Н. Кузанского.

Наиболее ярким представителем философии Возрождения был Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.) – немецкий священник, кардинал католической церкви, и ученый.

Основная тема творчества Н.Кузанского – тема Бога и его отношения к миру. Он впервые ставит проблему Бога как философскую проблему. Н.Кузанский исходил из принципа единства Бога и мира: все бесконечное многообразие природного и человеческого мира представляет собой божественное проявление. Кузанский распространяет принцип единства противоположностей на реальный природный мир, что явилось значительным вкладом в историю развития диалектики.

Структуру мироздания Кузанский представлял следующим образом:

Бог – это «максимальный мир»;

природа – «большой мир», который является подобием максимального;

человек – «малый мир», микрокосм, который является подобием большого, а следовательно, подобен максимальному миру, т.е. Богу. Человек тоже противоречив: он представляет собой единство телесного и духовного, конечного и бесконечного.

Познание мира, по мнению Кузанского, осуществляется человеком с помощью чувств, рассудка и разума. Деятельность органов чувств и рассудка направлены на познания природы: чувственное познание накапливает эмпирический материал, а рассудок обладает способностью различать и упорядочивать.Разум – высшая познавательная способность человека, он представляет собой умозрительную деятельность и способен познавать всеобщее, бесконечное и абсолютное, т.е. Бога.

Величайшим мыслителем позднего Возрождения был итальянский философ и ученый Джордано бруно (1548 – 1600 гг.). За свои философские взгляды он более семи лет провел в застенках инквизиции и был публично сожжен на костре.

В центре внимания Бруно – натурфилософские проблемы: он считал, что цель философии заключается в познании природы. Основная идея учения Бруно – идея о диалектическом единстве божественного и природного, материального и идеального, телесного и духовного, космического и земного.

Проблему соотношения природы и Бога Бруно решает с позиций пантеизма, он утверждает единство Бога и природы.

В области космологии Бруно утверждал, что природа и вселенная бесконечны и аргументировал это положение, во-первых, с позиций теологии (бесконечный Бог не может ограничиться созданием конечных вещей), а во-вторых, с научной точки зрения.Идею о бесконечном множестве миров он дополняет предположением о их населенности различными формами чувственной и разумной жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63266. Слов’яни під час Великого переселення народів 21.63 KB
  Мета. Показати напрямки розселення словян, розглянути різні наукові підходи до визначення витоків українського народу. Очікувані результати. Після цього уроку учні зможуть: називати час Великого переселення народів, вторгнення готів, гунів, народи, що населяли територію України...
63267. Урок узагальнення з теми «Давні слов’яни та їхні сусіди» 18.19 KB
  Мета. систематизувати та узагальнити знання, здобуті учнями впродовж вивчення теми, удосконалити навички роботи в групі, надати учням можливість висловлювати власне ставлення до проблем, що розглядаються.
63268. Оцінювання навчальних досягнень учнів із тем «Пізня Римська імперія» та «Давні слов’яни та їхні сусіди» 20.37 KB
  Мета: оцінити навчальні досягнення учнів за результатами вивчення тем шляхом проведення гри «Брейн-ринг», підвищити пізнавальну активність шестикласників у вивченні історії стародавнього світу.
63272. Урок доброты 18.76 KB
  Аделя: Сегодня у нас с вами необычный урок урок доброты. Аделя: Итак что такое добро Где вы его встречали Дети отвечают Аделя: Да это все хорошее доброе красивое. Согласны Аделя: Добрые слова не лень Повторять мне трижды в день.