32803

Особенности философии Возрождения. Её связь с наукой и искусством. Учения о природе и познании

Доклад

Логика и философия

Особенности философии Возрождения. Эпоха Возрождения Ренессанса – переходный период от Средних веков к Новому времени XV [в Италии с XIV] XVI вв. Возрождение –художественноэстетическая эпоха провозгласившая что высшее призвание человека в мире – быть творцом и созидателем Этапы развития и характерные черты философии Возрождения. В философии эпохи Возрождения можно выделить 3 этапа: гуманистический сер.

Русский

2013-09-05

18.84 KB

1 чел.

1

13.Особенности философии Возрождения. Её связь с наукой и искусством. Учения о природе и познании.

Эпоха Возрождения (Ренессанса) – переходный период от Средних веков к Новому времени (XV [в Италии с XIV]- XVI вв.).

В социально-экономическом отношении это период кризиса феодализма и зарождения капиталистических отношений.

Изменениям в экономике способствовали научно-технические открытия,географических открытий.

В социально-политическом отношении – это эпоха формирования национальных государств, утверждения абсолютной монархии, первых буржуазных революций.

Изменяется и духовная ситуация в обществе. Прежде всего, это выразилось в секуляризации, т.е. тенденции к постепенному освобождению общества от диктата религии и Церкви и становлению светской культуры.

Ядром европейской духовной культуры этого периода стал гуманизм (лат. «человеческий, человечный») – мировоззренческая установка, которая провозгласила высшей ценностью и целью общества человека как личность, его право на свободу, счастье, развитие творческих способностей. Принципы гуманизма проявились в сфере политики, социальной практики, искусства и др. областях общественной жизни.

Возрождение –художественно-эстетическая эпоха, провозгласившая, что высшее призвание человека в мире – быть творцом и созидателем

Этапы развития и характерные черты философии Возрождения.

В философии эпохи Возрождения можно выделить 3 этапа:

  1.  гуманистический (сер. XIV – сер. XV вв.) – в этот период человеческий мир, его ценности противопоставляются средневековому теоцентризму. Ф.Петрарки, Д.Бокаччо);
  2.  неоплатонический (сер. XV – 1-я треть XVI вв.) – этап формирования новых онтологических и гносеологических представлений под влиянием неоплатонизма (Н. Кузанский);
  3.  натурфилософский (2-я пол. XVI – нач. XVII вв.) – этап создания целостной гелиоцентрической картины мира (Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно).

Характерные черты философии Возрождения:

-антропоцентризм (от греч. anthropos – человек) – философский принцип, согласно которому центральной проблемой философского мышления является человек

-пантеизм (от греч. pan – все и Teos – Бог, т.е. «Бог во всем») – философский принцип, сближающий понятия «Бог» и «природа»

-натурфилософский характер связан с переходом от теоцентризма к рационализму, со стремлением к изучению природы с целью усиления власти над ней.

Философия Н. Кузанского.

Наиболее ярким представителем философии Возрождения был Николай Кузанский (1401 – 1464 гг.) – немецкий священник, кардинал католической церкви, и ученый.

Основная тема творчества Н.Кузанского – тема Бога и его отношения к миру. Он впервые ставит проблему Бога как философскую проблему. Н.Кузанский исходил из принципа единства Бога и мира: все бесконечное многообразие природного и человеческого мира представляет собой божественное проявление. Кузанский распространяет принцип единства противоположностей на реальный природный мир, что явилось значительным вкладом в историю развития диалектики.

Структуру мироздания Кузанский представлял следующим образом:

Бог – это «максимальный мир»;

природа – «большой мир», который является подобием максимального;

человек – «малый мир», микрокосм, который является подобием большого, а следовательно, подобен максимальному миру, т.е. Богу. Человек тоже противоречив: он представляет собой единство телесного и духовного, конечного и бесконечного.

Познание мира, по мнению Кузанского, осуществляется человеком с помощью чувств, рассудка и разума. Деятельность органов чувств и рассудка направлены на познания природы: чувственное познание накапливает эмпирический материал, а рассудок обладает способностью различать и упорядочивать.Разум – высшая познавательная способность человека, он представляет собой умозрительную деятельность и способен познавать всеобщее, бесконечное и абсолютное, т.е. Бога.

Величайшим мыслителем позднего Возрождения был итальянский философ и ученый Джордано бруно (1548 – 1600 гг.). За свои философские взгляды он более семи лет провел в застенках инквизиции и был публично сожжен на костре.

В центре внимания Бруно – натурфилософские проблемы: он считал, что цель философии заключается в познании природы. Основная идея учения Бруно – идея о диалектическом единстве божественного и природного, материального и идеального, телесного и духовного, космического и земного.

Проблему соотношения природы и Бога Бруно решает с позиций пантеизма, он утверждает единство Бога и природы.

В области космологии Бруно утверждал, что природа и вселенная бесконечны и аргументировал это положение, во-первых, с позиций теологии (бесконечный Бог не может ограничиться созданием конечных вещей), а во-вторых, с научной точки зрения.Идею о бесконечном множестве миров он дополняет предположением о их населенности различными формами чувственной и разумной жизни.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50410. Изучение законов динамики вращательного движения твердого тела вокруг неподвижной оси на маятнике обербека 83.5 KB
  В этой модели считается что трение в оси блока 8 отсутствует этот блок невесом а момент сил трения Μтр в оси блока с крестовиной не зависит от угловой скорости вращения. В этих условиях ускорение груза массой m постоянно на всем отрезке Н и равно: где r – радиус намотки I – момент инерции блока с крестовиной r=r1 либо r2 I определяется положением грузов массой m´ каждый и моментом инерции блока без грузов I0.1 Проверка независимости момента сил трения Μтр от угловой скорости...
50411. Оптимизация технологического процесса диагностики тормозной системы автомобиля Renault Logan 1.17 MB
  Целью дипломного проекта является подбор процесса диагностики тормозной системы автомобиля с целью повышения пропускной способности в масштабе автосервиса (дилерской станции и т.д.) без ухудшения качеств диагностики, оптимизация технологического процесса диагностики тормозной системы автомобиля Renault Logan
50412. Определение моментов инерции твёрдых тел и проверка теоремы Гюгенса - Штейнера 254.5 KB
  Определение моментов инерции длинного стержня: Период колебания рамки без закреплённых в ней тел: с Период колебания рамки с закреплённым ней эталонным кубом. с с с с Момент инерции эталонного куба: м – сторона эталонного куба кг – масса эталонного. Найдите момент инерции стрежня Iст по формуле: ; Момент инерции стержня: 00022398 Найдём теоретическое выражение для момента инерции стержня : где L = 024 м – длина стержня = 03 кг – масса стержня d = 0014 м Если стержень считать пренебрежительно тонким то теоретическое выражение...
50416. Определение моментов инерции твёрдых тел и проверка теоремы Гюйгенса-Штейнера 176.5 KB
  Поскольку стержень представляет собой цилиндр и ось, относительно которой поворачивается при колебаниях стержень проходит через его центр масс перпендикулярно оси симметрии цилиндра, теоретическое выражение для момента инерции стержня имеет вид...
50418. Определение моментов инерции твёрдых тел и проверка теоремы Гюгенса-Штейнера 250.5 KB
  Цель работы: Определение моментов инерции твёрдых тел и проверка теоремы Гюгенса-Штейнера. Приборы и принадлежности: крутильный маятник, набор тел. Ход работы: I)Определение моментов инерции длинного стержня: 1)Период колебания рамки без закреплённых в ней тел