32809

Философия И. Канта: субъективный идеализм и агностицизм

Доклад

Логика и философия

Канта: субъективный идеализм и агностицизм. Основателем немецкой классической философии считается Иммануил Кант 1724 1804 гг. Основное содержание своей философии Кант изложил в виде следующих вопросов: Что я могу знатьЧто я должен делатьНа что я могу надеятьсяЧто есть человек. В творчестве Канта принято выделять 2 периода: 1 докритический до 70х гг.

Русский

2013-09-05

14.27 KB

82 чел.

19. Философия И. Канта: субъективный идеализм и агностицизм.

Основателем немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724 – 1804 гг.).

Основное содержание своей философии Кант изложил в виде следующих вопросов:

«Что я могу знать?»,«Что я должен делать?»,«На что я могу надеяться?»,«Что есть человек?».

В творчестве Канта принято выделять 2 периода:

1) докритический (до 70-х гг.),

2) критический (после 70-х гг.).

В первый период Кант занимался философскими вопросами естествознания, в центре его внимания идея о развитии в природе. Он развивает гипотезу о происхождении Солнечной системы естественным путем из туманности, идею о множественности миров, о происхождении человеческих рас и др.

Второй период получил название «критический», т.к. внимание философа сосредоточено на критическом исследовании возможностей человеческого разума. В учении Канта основным разделом философии является гносеология; предметом философии, по Канту, должен являться не мир, а процесс познавательной деятельности, протекающий по своим собственным законам.

Основные труды Канта этого периода:

«Критика чистого разума» - посвящен теории познания (под «чистым разумом» Кант понимает способность к теоретическому мышлению),

«Критика практического разума» – этическое учение (под «практическим разумом» понимается способность человека строить свои отношения с другими людьми).

Теория познания у Канта – это учение о познавательных возможностях и границах человеческого разума. Ее основной вопрос: как наше знание соотносится с объективным миром вне нас?

Философ исходил из тезиса о том, что мир вещей существует независимо от человека и его сознания («вещи в себе»).

Кант выделяет 3 формы познания:  чувственность, рассудок, разум.

На первом этапе «вещи в себе» воздействуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. Ощущения дают первичные сведения о вещах, но они являются субъективным свойством чувственности.

На уровне рассудка эти сведения выражаются в форме понятий, с помощью которых происходит обобщение чувственного материала. Особую роль в этом играют категории – «чистые понятия»: количество, качество, единство, причинность, необходимость, причинность и др. рассудок также дает субъективное знание.

Разум – это способность к умозаключениям, высшее знание о мире. Это знание представлено в форме идей, которые выходят за пределы опыта (т.е. им не соответствуют реальные предметы). По Канту, разум порождает 3 основные идеи: идея души (обозначает источник всех психических процессов),идея мира (выражает причинно-следственные связи),идея Бога (абсолютное начало всех явлений, причина всех причин).

Цель познания – объяснение мира как единого целого с помощью данных предельно широких идей. Однако в ходе решения этой задачи разум вступает в противоречие с самим собой. Кант доказывает это с помощью антиномий – противоречивых суждений, каждое из которых может быть доказано с помощью разума Это приводит Канта к выводу о противоречивости и ограниченных возможностях человеческого разума.

Таким образом, знания, полученные на уровне чувственности и рассудка, субъективны, а разум противоречив, следовательно, объективное знание получить невозможно. В этом проявляется субъективный идеализм и агностицизм Канта. Кант писал: «Я должен был ограничить область знания, чтобы уступить место вере». Основное заблуждение Канта в том, что он отделял сущность предмета от ощущений, мыслей о нем.

В своем учении о морали и нравственности («практический разум») Кант исследует проблему свободы человека. Человек – существо свободное, способное к самостоятельному выбору поведения. Однако человек также существо нравственное, а нравственность формируется в обществе, поэтому необходимо уважение к свободе и интересам других людей.

Кант сформулировал категорический императив – нравственный закон, обязательный для всех: «Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения могло бы стать правилом поведения для всех» («...чтобы другой человек всегда был для тебя целью, а не средством»).


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61488. Характеристика либеральной и реакционной политики? Примеры такой политики Александра Ι 15.93 KB
  Почему Россия потерпела поражение в Крымской войне Как это поражение повлияло на экономическое и политическое положение в России Политической причиной поражения России в ходе Крымской войны...
61490. История возникновения шариковой ручки 21.01 KB
  Цели: создать условия для проведения исследовательской деятельности; установить этапы развития письменных принадлежностей от руки до стариковой ручки; развивать детский интерес любознательность.
61491. История. Древне-Русское государство 23.84 KB
  Борьба Руси с иноземными завоевателями. подготовить 1 вопрос а также принятие христианства на Руси и его историческое значение. Он сделал немало для укрепления Киевской Руси. И при нем же произошло крещение Руси.
61494. Восстановление государственности. Воцарение династии Романовых 22.04 KB
  В этом веке происходил заметный подъём земледелия главным образом за счёт расширения посевных земель. В 17 веке началась распашка черноземных земель. В этом веке происходило целенаправленное совершенство С Х техники особенно сохи к тому времени существовало 12 разновидностей сохи.