32827

Движение .Пространство,время. Основные формы движения

Доклад

Логика и философия

Пространствовремя. Обладает целым рядом неотъемлемых свойств – атрибутов: системность и структурность самоорганизация движение пространство время отражение. Механистический материализм Нового времени также считал что пространство и время самостоятельны по отношению к материи: это лишь вместилища в которых расположены тела и происходят события.Кант пространство и время рассматриваются как доопытные априорные врожденные понятия которые даны сознанию субъекта для того чтобы группировать и упорядочивать наши ощущения.

Русский

2013-09-05

18.43 KB

2 чел.

2

37.Движение .Пространство,время. Основные формы движения.

Материя (лат – «вещество») – одна из центральных философских категорий, обозначающая объективную реальность, существующую независимо от человеческого сознания и отображаемую им.

Обладает целым рядом неотъемлемых свойств атрибутов: системность и структурность, самоорганизация, движение, пространство, время, отражение.

Движение – это способ существования материи; в широком смысле это «изменение вообще» (Энгельс) и всякое взаимодействие материальных объектов.

Представление о движении изменялось на протяжении истории философской мысли. Уже мыслители древности обратили внимание на изменчивость бытия (Гераклит). Французские материалисты ХVIII в. считали, что движение есть внутреннее, необходимое свойство материи. Мыслители Нового времени сводили все формы движения материи к механическому движению. С точки зрения материалистической диалектики, движение неразрывно связано с матерей, является способом ее существования: нет движения без материи, как нет материи вне движения. Существует только движущаяся материя.

Движение предполагает свою противоположность – покой. Движение абсолютно, а покой относителен.

В современной науке выделяют три типа движения: прогресс (*человеческая история);регресс (* старение организмов);движение, в котором нет ни прогресса, ни регресса (*круговорот воды в природе).

Выделяют также ряд форм движения материи, которые отличаются своим носителем и уровнем структурной организации: - механическая (ее материальный носитель – любое тело или предмет), - физическая, химическая (материальный носитель – атом, молекула), - биологическая (клетка), - социальная (индивид, социальные группы, общество).

Эта классификация была разработана Ф.Энгельсом. Современная наука располагает данными и о других формах движения материи.

Движение характеризуется следующими признаками:- объективность,- неотрывность от материи, - абсолютность и относительность(т.е. движение универсально, но всегда проявляется в различных конкретных формах),- изменчивость и устойчивость (т.е. любое изменение предполагает сохранение прежнего состояния),- непрерывность и прерывность (т.е. движение носит всеобщий характер, но проявляется как движение отдельных материальных систем).

Представления о пространстве и времени также прошли ряд этапов развития. Античные атомисты (Демокрит) рассматривали материю и пространство в отрыве друг от друга: все состоит из материальных частиц – атомов, которые движутся в пустом пространстве. Механистический материализм Нового времени также считал, что пространство и время самостоятельны по отношению к материи: это лишь «вместилища», в которых расположены тела и происходят события. В субъективном идеализме (И.Кант) пространство и время рассматриваются как доопытные (априорные), врожденные понятия, которые даны сознанию субъекта для того, чтобы группировать и упорядочивать наши ощущения.

В истории науки существовали 2 основные точки зрения на пространство и время:

1 – субстанциальная концепция. Здесь пространство и время трактуются как самостоятельные сущности, существующие наряду с матерей и независимо о нее.

2 – реляционная теория (лат. relativus – относительный). Пространство и время здесь рассматривались как формы существования материальных объектов, которые отдельно от них не существуют и зависят от характера взаимодействия материальных систем. Современная наука рассматривает пространство и время как атрибуты материи.

Пространство – это форма бытия материи, которая выражает связи между сосуществующими объектами, характеризует их протяженность и взаимное расположение. Пространство характеризуется такими свойствами, как объективность, протяженность, однородность (равноправие всех его точек, каждая из которых может стать точкой отсчета для каких-либо процессов или явлений), изотропность (т.е. равноправие всех возможных направлений в пространстве), трехмерность (положение любого тела может быть точно определено с помощью трех величин : длина, ширина и высота в прямоугольной системе координат, радиус-вектор и два угла – в сферической системе и т.д.).

Время – это форма бытия материи, которая выражает связи между сменяющимися объектами, характеризует порядок их последовательности и длительность. Свойства времени: объективность, длительность, однонаправленность, необратимость, одномерность.

Пространство и время не существуют изолированно друг от друга и от материального движения. Они составляют единую пространственно-временную характеристику движущейся материи.

В современной философии и науке используются понятия биологического, психологического и социального пространства и времени.

Биологическое пространство и время характеризует особенности процессов в живой природе.: жизнь и смерть растительных и животных организмов, смену видов растений и животных жизнь человека как биологического существа, и т.д.Одним из первых к анализу этой проблемы обратился В.И. Вернадский.

Психологическое пространство и время связано с восприятием и переживанием пространственных и временных отношении индивидом..

Социальное пространство и время – это формы социального бытия, формы жизнедеятельности индивидов, социальных общностей и общества в целом. Специфические свойства социального пространства: протяженность, упорядоченность, масштаб, насыщенность, плотность, координация социальных процессов. Социальное время – это время жизни и деятельности социальных объектов: личности, социальных общностей, поколений, государств, общества в целом. Это время протекания социальных событий, временные особенности передачи социального опыта и т.д.Социальное время неотделимо от социального пространства, в рамках которого жизнедеятельность общества протекает в форме различных социальных и территориальных образований.

6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52156. Програмування циклічних обчислень 64.5 KB
  Мета уроку: навчальна, навчитись практично застосовувати теоретичні відомості до розвязання задач; закріпити оформлення та запис на мові програмування; придбати практичні навички використання вказівок розгалуження та повторення при розв’язку задач;
52157. АЛГОРИТМ ОФОРМЛЕНИЯ КОНСПЕКТА УРОКА ЧТЕНИЯ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ 45.45 KB
  чтение слогов слов текста с изученными буквами в основном выборочное с попутным проведением лексической работы грамматической и орфографической пропедевтики; беседа по картинке на основе наблюдений жизненного опыта детей прослушивание и анализ подготовленных дома рассказов развитие коммуникативной компетенции в режиме публичного монолога; повторение изученных звуков и букв признаков гласных и согласных звуков звуков парных по твердости мягкости звонкости глухости в процессе работы с демонстрационными и слоговыми таблицами...
52158. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА-КОНСПЕКТА УРОКА, ЗАНЯТИЯ 29 KB
  Планконспект урока должен состоять из следующих рубрик: ТЕМА: название темы берется из календарнотематического плана. ЦЕЛЬ урока. ТИП урока: определяется исходя из целей и задач урока.
52159. Алгоритми та програмування 67.5 KB
  Поняття математичної інформаційної моделі. Поняття алгоритму. Учні повинні знати: основні етапи розв'язування задачі з використанням ЕОМ; поняття інформаційної моделі задачі; визначення вхідних даних та результатів поняття алгоритму; поняття виконавця; властивості алгоритмів; способи та форми подання алгоритмів; основні базові структури алгоритмів; сутність методу покрокової деталізації; основні Ідеї та принципи структурного програмування. Поняття про мову програмування.
52160. Алкоголь - ворог № 1 64 KB
  Мета: сформувати уявлення що алкоголізм це хвороба викликати почуття образи до алкогольних напоїв визначити причини та наслідки вживання алкоголю активізувати увагу на статистичних даних щодо вживання алкогольних напоїв навчити використовувати здобуті на виховному заході знання в практичній діяльності виховувати дбайливе ставлення до власного здоров’я. Обладнання: фліпчарт листи А1 маркери мультимедійна установка рекламні плакати про вживання алкоголю клей ножиці.Інформаційне повідомлення Наслідки вживання алкоголю.Вплив...
52161. Вплив пивного алкоголізму на формування особливостей поведінки підлітка 39.5 KB
  Мета: розширити й поглибити знання учнів про шкідливий вплив пива, довести,що пивний алкоголізм-це соціальне зло і загроза здоров ю нації, показати,що вживання пива веде до деградації особистості, виховувати негативне ставлення до пива,досягти того,щоб учні усвідомили необхідність вести здоровий спосіб життя.
52162. Видатний український математик Георгій Вороний - одна з найяскравіших індивідуальностей в історії Чернігівщини 60.5 KB
  Познайомитись з життєвим шляхом та науковою спадщиною Георгія Вороного. Сьогодні ми ознайомимося із життєвим шляхом та науковою спадщиною великого математика Георгія Вороного. Вони вивчили матеріали про Георгія Вороного. Розповідь про життя і діяльність Георгія Вороного супроводжується презентацією.
52163. Амбіції та плани 2.61 MB
  So, you’ve understood that our today’s topic is «Jobs and Skills» and, what more, during lesson we are going to find out what skills a person needs to do his (her) job well, what professions are most demanded nowadays, what are the most suitable jobs for teenagers, how ambitious you are.