32829

Происхождение и сущность сознания. Мозг и сознание

Доклад

Логика и философия

Происхождение и сущность сознания. Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения – сознания. Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения – сознания. Природные и социальные факторы происхождения сознания.

Русский

2013-09-05

15.06 KB

15 чел.

39.Происхождение и сущность сознания. Мозг и сознание.

Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения – сознания. сознаниеэто высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга.

Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения – сознания. сознаниеэто высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга.

Природные и социальные факторы происхождения сознания. Социальная сущность и творческая активность сознания.

В медико-биологическом смысле сознание рассматривается как функция специального органа – головного мозга. Современная наука располагает достаточными данными, позволяющими построить картину развития материи, возникновения жизни, появления человека и формирования человеческого сознания. На определенной ступени эволюции появляются существа, обладающие мозгом. Человек как биологическое существо отличается наивысшей степенью организации мозга.

В то же время сознание является продуктом общественного развития и вне общества развиваться не может. Это подтверждается онтогенезом (процессом индивидуального развития человека).Пример: дети воспитанные животными.

В происхождении сознания выделяют два вида условий:

- природно-биологические (эволюция форм отражения, особые природно-географические условия, определенный уровень развития телесности, наличие высокоорганизованной материи – мозга),

- социальные (жизнь обществом, коллективный труд, потребность в общении, формирование языка, речи).

Наукой доказано, что мозг является органом психической деятельности и представляет собой сложно организованную систему отражения. В подтверждение того, что сознание является функцией мозга, можно привести следующие доказательства:

  1.  уровень сознания зависит от степени организации мозга (* сознание первобытного человека, ребенка);
  2.  при повреждении отдельных участков мозга становится невозможной нормальная психическая деятельность Значительное место в исследовании работы головного мозга принадлежит российской физиологии, особенно учениям И.М. Сеченова и И.П. Павлова, которые экспериментально обосновали единство физиологических и психических процессов, раскрыли сложный механизм духовной деятельности человека через изучение психики высших животных.

Сознание формируется вместе с формированием человека и общества. Наука дает нам представление о жизни человекообразных существ. Они были объединены в группы, совместно добывали пищу, осуществляли примитивное общение. В процессе эволюции человек в борьбе за свое существование не мог ограничиться приспособлением к природе - с помощью созданных им орудий он воздействовал на нее. В процессе трудовой деятельности человек преобразовывал не только окружающую его среду, но и свою собственную физическую и психическую природу. Развитие головного мозга влекло за собой развитие психики. С развитием труда человек начинает рассматривать окружающий его мир как предмет своей деятельности. Труд требовал прогнозирования результатов, постановки целей и определения средств их реализации. Труд объединял людей, создавал необходимость в общении. Это привело к совершенствованию средств общения, к формированию языка, членораздельной речи. Так в процессе трудовой деятельности и в общении человек создает идеальные образы, хранит их в памяти и передает их содержание через язык, речь, письменность.

Таким образом, сознание – это общественно-историческое явление, оно возникает вместе с человеческим обществом в процессе развития трудовой деятельности и общения.

Человеческая деятельность неразрывно связана с активностью сознания. деятельность сознания направлена не только на отражение внешнего мира, но и на творческое преобразование действительности. Творческая деятельность сознания связана с потребностями, возникающими под влиянием взаимодействия человека с миром. Потребности, отражаясь в сознании человека, приобретают характер цели. Благодаря способности к анализу, памяти, воображению и другим мыслительным операциям человек создает идеальные образы, строит планы на будущее.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55787. ПОЛІТИКА ВЛАДИ У ЦАРИНІ КУЛЬТУРИ В 1921-1928 рр. УКРАЇНІЗАЦІЯ (КОРЕНІЗАЦІЯ) 311 KB
  Мета: методична – удосконалення методики проведення лекціїдіалогу та активізації пізнавальної діяльності студентів шляхом використання групових форм роботи...
55788. Які правила визначають гармонію людини із собою та найближчим оточенням 245 KB
  Стежка Правдивості Команди слухають визначення понять Додаток 3 які вивчали на попередніх уроках етики потім радяться 30 секунд і записують кожне слово на окремому аркуші паперу.
55789. Розвиток розумових здібностей учнів засобами математики 4.37 MB
  Система роботи вчителя на уроці Документи які відображають офіційну оцінку роботи вчителя. З певністю можу сказати що наукове товариство дає навички роботи з науковою літературою ресурсами Інтернету вчить учнів формулювати свої думки планувати роботу. Організація науководослідної роботи учнів та вчителів Положення про роботу наукового товариства Інтелект Загальні положення Наукове товариство Інтелект об’єднує учнів школи зацікавлених у підвищенні свого інтелектуального та культурного рівня які...
55790. Розвиток здібностей школярів до словесної творчості на уроках української літератури в 5 класі 101 KB
  Як запалити у дитини вогник творчого розповідання У педагогічній науці і практиці постійно ведеться інтенсивний пошук дієвих і цікавих дітям методів і прийомів навчання спрямованих на розвиток їхньої словесної творчості.
55791. Развитие творчества и художественных способностей детей средствами изобразительной деятельности 44.5 KB
  На все руки мастер Если краска есть у вас Кисть не обязательна: Можно пальцем рисовать Просто замечательно Пальцем я зеленой краской Нарисую огурец Помидорку красной краской Вот какой я молодец...
55792. Розвиток критичного мислення школярів на уроках української літератури. Як вчити добувати необхідну інформацію з друкованого джерела та критично її осмислювати 56.5 KB
  Метод Читання тексту з позначками. Метод Читання в парах Узагальнення в парах. Ця стратегія розрахована на читання тексту в парах і є ефективною при роботі з художніми творами.
55793. Розвиток процесів сприймання у молодших школярів на уроках природознавства 58 KB
  Для розвитку процесів сприймання варто використовувати спеціальні прийоми вправи завдання. Для розвитку такої чутливості необхідно привчати школярів насамперед прислухатися й розрізняти...
55794. Розвиток розумових та творчих здібностей учнів шляхом використання методів розвиваючого навчання 106 KB
  Головне щоб вони відповідали змісту матеріалу та віку учнів збагачували знання розвивали науковий світогляд мислення практичні вміння а отже й активність.
55795. Розвиток творчих здібностей учнів на уроках інформатики через організацію проектної діяльності 53 KB
  Проектний метод дозволяє реалізувати проблемне навчання що активізує і поглиблююче пізнання дозволяє навчати самостійного мислення і діяльності системному підходу в самоорганізації...