32830

Структура сознания. Самосознание и его формы. Особенности самосознания врача

Доклад

Логика и философия

Структура сознания. Особенности самосознания врача. Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения сознания. В структуре сознания можно выделить несколько основных элементов.

Русский

2013-09-05

14.12 KB

19 чел.

40.Структура сознания. Самосознание и его формы. Особенности самосознания врача.

Психика высших животных явилась важнейшей предпосылкой формирования социальной формы отражения – сознания. сознаниеэто высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга.

В структуре сознания можно выделить несколько основных элементов.

I – сфера телесно-перцептивных, т.е. непосредственно определяемых органами чувств способностей. К этим способностям относятся ощущения, восприятия и конкретные представления, с помощью которых человек получает первичную информацию о внешнем мире, о своем собственном теле и о его взаимоотношениях с другими телами. Главной целью этой сферы является определение целесообразности поведения человеческого тела в окружающем его мире.

IIлогико-понятийный компонент сознания. Это сфера формирования общих понятий, аналитико-синтетических мыслительных операций и логических доказательств. Главной целью этой сферы является истина.

I и II сферы сознания образуют его внешнепознавательную составляющую и соответствуют деятельности левого полушария головного мозга, которое отвечает за аналитическую, рассудочную, языковую деятельность.

III – эмоциональный компонент сознания. Он не опирается на непосредственные связи с внешним предметным миром. Это сфера личностных, субъективно-психологических представлений.

IV – ценностно-мотивационный компонент. Сюда относятся ценностные ориентиры деятельности и духовные идеалы личности.

III и IV компоненты образуют ценностно-эмоциональную составляющую сознания, соответствующую интегративно-интуитивной деятельности правого полушария головного мозга.

Все сферы сознания взаимосвязаны. В познавательной и творческой деятельности человека определяющую роль играют логико-понятийный и ценностно-мотивационный компоненты, которые направляют чувственное познание, контролируют эмоциональную сферу.

Самосознание и его формы.

В структуре сознания выделяется также самосознание.

Самосознание – это внутренний компонент структуры сознания, выражающийся в познании человеком самого себя, в отношении к себе, в оценке своих действий, поступков, физических и духовных возможностей.

Решающим фактором в возникновении самосознания является социальный фактор. Самосознание формируется только в социальной среде, в результате общения и совместной деятельности людей. В процессе самосознания человек выделяет себя из окружающего мира, соотносит себя с другими людьми, с их жизненными позициями, оценивает себя с позиций других людей и общества. Если сознание позволяет человеку контролировать свою практическую деятельность, то самосознание контролирует деятельность самого сознания. Развитое самосознание свидетельствует о формировании личности.

Процесс формирования самосознания проходит несколько этапов. Первая форма самосознания – самочувствие, она формируется в раннем детстве. Далее развиваются более высокие формы: самонаблюдение – непосредственный подход к собственному сознанию, самоконтроль – способность контролировать свои мысли, действия, поступки, самообладание – способность совершенствовать себя и свою жизнь с помощью силы воли, самореализация – способность реализовать себя в жизни как личность, самопознание и самооценка – познание собственного Я в его специфике, условиях и способах реализации, в достоинствах и недостатках.

Обращение философов к самосознанию как особой сфере субъективного мира начинается с древности. Сократ впервые поставил вопрос о том, что осознание окружающего мира будет неполным без параллельного процесса осознания человеком самого себя, своего внутреннего духовного мира(«Познай самого себя»). Платон отмечал, что размышление есть не пассивное восприятие мира, а деятельность души, ее внутренняя работа, носящая характер беседы с самим собой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15286. Налагодження програми мовою Асемблер з використанням арифметичних операцій 76.5 KB
  Налагодження програми мовою Асемблер з використанням арифметичних операцій Лабораторна робота № 13 Тема: Технологія та прийоми програмування мовою асемблера. Мета роботи: Набути навичок з реалізації математичних задач мовою асемблера....
15287. Налагодження програми мовою Асемблер з використанням логічних операцій 76 KB
  Налагодження програми мовою Асемблер з використанням логічних операцій Лабораторна робота № 14 Тема: Технологія та прийоми програмування мовою Асемблера. Мета роботи: Набути навичок застосування логічних команд при програмуванні мов...
15288. Налагодження програми мовою Асемблер з використанням підпрограм 104 KB
  Налагодження програми мовою Асемблер з використанням підпрограм Лабораторні роботи № 15 16 Тема: Технологія та прийоми програмування мовою Асемблер. Мета роботи: Набути навичок роботи з підпрограмами. Навчитися передавати параметри з осно...
15289. Налагодження програми мовою Асемблер з використанням екранних операцій 132.5 KB
  Налагодження програми мовою Асемблер з використанням екранних операцій Лабораторна робота Тема: Переривання та введення/виведення інформації. Мета роботи: Набути навичок роботи з функціями введення/виведення інформації. ...
15290. Налагодження програми мовою Асемблер з використанням макросів 99 KB
  Налагодження програми мовою Асемблер з використанням макросів Лабораторна робота № 18 Тема: Технологія та прийоми програмування мовою Асемблер. Мета роботи: Набути навичок роботи з макросами при програмуванні мовою Асемблера. Навчитися с
15291. Компьютерная графика в визуальном программировании 1.18 MB
  Данные методические указания предназначены для самостоятельной работы студентов всех специальностей и используются при выполнении лабораторных и контрольных работ по курсам Информатика и Алгоритмизация и программирование на языке Visual Basic.
15292. Використання адресної арифметики для роботи з вказівниками 62 KB
  Використання адресної арифметики для роботи з вказівниками Лабораторна робота Тема: Використання адресної арифметики для роботи з вказівниками Мета роботи: Навчитись створювати вказівники описувати їх і задавати; оволодіти основними с
15293. Изучение свойств Р-N перехода и определение запрещенной зоны проводника 77 KB
  Отчёт по лабораторной работе № 36. Изучение свойств РN перехода и определение запрещенной зоны проводника. Расчетная формула для измерения величины ...
15294. Изучение радиоактивного излучения 80 KB
  В данной лабораторной работе мы исследовали ослабление излучения защитными материалами, а так же исследовали элементы дозиметрии излучения. Измеряли и рассчитывали величину фона, экспозиционную дозу, поглощенную дозу и эквивалентную дозу для случаев