32834

Истина как философская категория. Критерии истины

Доклад

Логика и философия

Критерии истины. Цель познания достижение истины. Проблема истины является одной из основных в гносеологии. Одно из первых определений истины ставшее классическим предложено Аристотелем который признавал объективное независимое от сознания существование вещей и утверждал что знание истинно когда оно соответствует вещам и их связям.

Русский

2013-09-05

16.64 KB

48 чел.

45.Истина как философская категория. Критерии истины.

Познание – это активная деятельность людей, направленная на приобретение, углубление, развитие знаний.

Цель познания – достижение истины.

Истина – это адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом.

Проблема истины является одной из основных в гносеологии. Одно из первых определений истины, ставшее классическим, предложено Аристотелем, который признавал объективное, независимое от сознания существование вещей и утверждал, что знание истинно, когда оно соответствует вещам и их связям.

В решении вопроса о существовании объективной истины возникает разногласие, прежде всего, между материализмом и субъективным идеализмом. Представители субъективного идеализма и агностицизма отрицают возможность получения такого знания, содержание которого не зависело бы от человека. В различных направлениях неопозитивизма истина – это согласие одного знания с другим, непротиворечивость суждений. В прагматизме истина – это полезность знания, его эффективность.

В материализме отстаивается положение о том, что истина всегда объективна, она не зависит от сознания человека и общества.

Истина имеет ряд особенностей:

  1.  Истина формируется в результате взаимодействия субъекта и объекта познания и поэтому представляет собой единство объективного и субъективного. Истина объективна по своему содержанию, т.е. представляет собой адекватное отражение действительности, не зависящее от субъекта познания, и субъективна по форме, по способу существования, т.к. не существует вне человека, ее носителем является человеческое сознание.
  2.  Истина может быть научной и обыденной, что обусловлено наличием разных уровней знания. Обыденное знание основано на повседневном опыте и не требует особых доказательств, научное знание основано на логичности суждений и доказательности.
  3.  В истине выделяются абсолютная и относительная стороны. Абсолютная истина содержит в себе полное и всестороннее знание сущности предмета или явления, она не может быть опровергнута в ходе дальнейшего развития познания. Относительная истина – это правильное в своей основе положение, которое не обладает полнотой знания и может углубляться и уточняться в процессе познания.
  4.  Истина всегда конкретна. Конкретность истины определяется свойствами, закономерностями, условиями существования объекта познания, пространственно-временными отношениями. Конкретность истины означает, что знание истинно лишь при определенных условиях.
  5.  Истина имеет бытийственный, аксиологический и праксиологический аспекты. Бытийственный аспект связан с отражением в истине природного и духовного бытия. Аксиологический связан с отражением в истине нравственных и эстетических ценностей. Праксиологический подчеркивает связь истины с практической деятельностью человека.

Однако познание несвободно от заблуждений, под которыми понимается непреднамеренное несоответствие суждений действительности. Причинами заблуждений могут служить поспешные обобщения, одностороннее восприятие объекта, несовершенство познавательных средств и т.д. Заблуждение может препятствовать получению истинного знания, а с другой стороны – способствовать созданию проблемных ситуаций, которые являются импульсом для дальнейшего научного поиска, т.е. вести к получению истинного знания.

Поэтому один из центральных вопросов гносеологии – вопрос о критериях истины, т.е. способах, с помощью которых устанавливается достоверность знания, отличие истины от заблуждения.

В истории философии существовали разные взгляды на этот вопрос. Агностики считали, что нельзя найти доказательства истинности знаний. Представители эмпиризма считали таким критерием соответствие знаний чувственному опыту. Рационалисты видели критерий истины в ясности и отчетливости суждений, в выведении их из всеобщих очевидных положений. В неопозитивизме критерием истины считается непротиворечивость знаний. Основным недостатком этих концепций является стремление найти критерий истинности знания в самом же знании.

В диалектическом материализме основным критерием истины считается практика, т.е. целенаправленная предметно-чувственная деятельность, направленная на преобразование материальных систем. Практика как критерий истины должна носить всеобщий характер: это деятельность не отдельного индивида, а человека как социального субъекта, вооруженного знаниями, которыми располагает общество на данном этапе своего развития.

Кроме практики, существуют другие критерии истины:

-логический – строгое следование законам и правилам логики (*широко используется в математике),

-аксиологический – обращение к нравственным, эстетическим, социально-политическим ценностям (*используется в политике, в общественных науках, особенно когда требуется быстрая реакция).

Однако и эти критерии опосредованы практикой, которая является решающим и всеобщим критерием истины.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16262. Телевизионный приемник 3.3 MB
  Практическая работа №4 Телевизионный приемник 1 Цель работы: 1.1 Приобрести теоретические и практические навыки по профессии электромонтёр 3 разряда станционного ТВ оборудования. 1.2 Изучить принципы построения телевизионных приемников. 1.3 Научиться производить...
16263. Измерение структуры и синтаксиса транспортного потока 1.05 MB
  Лабораторная работа №101 Измерение структуры и синтаксиса транспортного потока 1 Цель работы: Ознакомиться с назначением и характеристиками анализатора транспортного потока 10KDSA03. Научиться определять параметры транспортного потока MPEG2. ...
16264. Вектороскоп 491.5 KB
  Лабораторная работа №8. Вектороскоп. 1 Цель работы: 1.1 Изучить параметры телевизионного сигнала системы PAL. 2 Литература: 2.1 Джакония В.Е. Телевидение. М.: Радио и связь 1980. 2.2 Телевизионная техника. Справочник./ Под редакцией Зубарева Ю.Б .и Глориозова Г.Л.М.: Ради...
16265. Видеомагнитофон 437 KB
  Лабораторная работа № 6 Видеомагнитофон 1 Цель работы: 1.1 Изучить конструкцию и элементы управления видеoмагнитофона формата VHS. 1.2 Проконтролировать работу ЛПМ в разных режимах работы видеомагнитофона. 2 Литература: 2.1 Джакония В.Е. Телевидение.М.: Радио и cвя
16266. Измерение параметров телевизионного тракта с помощью испытательных сигналов 2.15 MB
  Лабораторная работа №10 Измерение параметров телевизионного тракта с помощью испытательных сигналов Цель работы: Определение параметров телевизионного тракта с помощью испытательных сигналов. Научиться пользоваться генератором Г635. ...
16267. Телевизионные испытательные строки 1.01 MB
  Телевизионные испытательные строки Тракт телевизионного вещания очень специфичен: он отличается большой протяженностью и включает в себя огромное количество оборудования обслуживаемого различными службами. В тоже время необходимо знать характеристики не только
16268. Исследование кодера MPEG-2 552.3 KB
  Лабораторная работа №6.1 Исследование кодера MPEG2 1 Цель работы: Ознакомиться с назначением и характеристиками кодера PBI DCH3000EC 40. Ознакомиться с составом и назначением интерфейсов кодера PBI DCH3000EC 40. Ознакомиться с типовой схемой включения кодера PBI DCH3000EC 40. ...
16269. Исследование элементов синхрогенератора 610.5 KB
  Лабораторная работа №2 Исследование элементов синхрогенератора 1 Цель работы: Изучить принцип работы и выходные сигналы синхрокомплекта ПБ99. Исследовать форму и структуру сигналов на выходе синхрогенератора. 2 Литература: 2.1. Колин К....
16270. Исследование устройства декодирующего системы SECAM 681.5 KB
  Лабораторная работа №4 Исследование устройства декодирующего системы SECAM 1 Цель работы: Изучить принцип работы МЦ и СМЦ. Снять осциллограммы в контрольных точках. Сделать выводы о работоспособности блоков. 2 Литература: 2.1 Джакония...