32835

Культура и цивилизация как способы освоения человеком мира

Доклад

Логика и философия

Культура и цивилизация. Термин цивилизация впервые появился в трудах французских просветителей. Категории культура и цивилизация тесно взаимосвязаны в то же время они отражают разные способы отношения человека к действительности. Цивилизация способ жизнедеятельности направленный на изменение мира; ее задача обеспечение физического комфорта.

Русский

2015-01-19

13.88 KB

0 чел.

67.Культура и цивилизация.

Культура – это специфическая форма человеческого бытия, включающая в себя совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их создания, использования и передачи от поколения к поколению.

Термин «цивилизация» впервые появился в трудах французских просветителей XVIII в., которые называли цивилизацией идеальное общество, основанное на разуме, справедливости и правовых нормах. В истории философской мысли понятие цивилизации является одним из ключевых в анализе всемирно-исторического процесса. Это понятие применяется:

  1.  относительно к развитию человеческого общества в целом,
  2.  по отношению к отдельным этническим образованиям,
  3.   для характеристики определенных исторических этапов развития общества.

Категории «культура» и «цивилизация» тесно взаимосвязаны, в то же время они отражают разные способы отношения человека к действительности.  Цивилизация – способ жизнедеятельности, направленный на изменение мира; ее задача – обеспечение физического комфорта. Культура направлена на приспособление к миру; ее задача – обретение душевного, психологического комфорта.

Культура и цивилизация как способы освоения человеком мира имеют разные закономерности исторического развития. Прогресс цивилизации представляет собой линейно восходящую последовательность, где каждое новое явление лучше предыдущего (*никто не станет использовать каменный нож, если есть стальной). Смысл прогресса культуры не в замене старых ценностей на новые, а в их накоплении. [Ценности цивилизации, устаревая, могут становиться ценностями культуры]

Сложилось два основных подхода в понимании соотношения понятий «культура» и «цивилизация»:

  1.  цивилизация как совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом значении. В такой трактовке понятие «цивилизация» отождествляется с понятием «культура»;
  2.  под цивилизацией понимается только уровень материальных достижений человечества. При таком подходе понятия «цивилизация» и «культура» противопоставляются. Различие между этими понятиями впервые намечается у Канта, который противопоставлял материальную и духовную культуру. Наиболее яркое выражение такое понимание нашло в работе немецкого философа, представителя «философии жизни», одного из основоположников современной философии культуры Освальда Шпенглера «Закат Европы». Он прямо противопоставляет цивилизацию как совокупность технических достижений культуре как органической сфере и считает, что цивилизация является заключительным этапом развития любой культуры, наступление цивилизации означает гибель культуры. По Шпенглеру, цивилизация исключает творчество, сводит на «нет» достижения искусства и литературы и утверждает принципы «делай деньги» и «рынок всегда прав».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81731. Идейное содержание поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Язык и стиль поэмы 33.13 KB
  Некрасова Кому на Руси жить хорошо. Достойным финалом эпического творчества Н явилась эпопея Кому на Руси жить хорошо; 1865 1877 Композиция этого произведения строится по законам классического эпоса оно состоит из отдельных относительно автономных частей и глав Пролог Часть первая. Внешне эти части связаны темой дороги: семь мужиковправдоискателей странствуют по просторам Руси пытаясь разрешить не дающий им покоя вопрос Кому на Руси жить хорошо В Прологе намечена и первоначальная схема путешествия встречи с попом помещиком.
81732. Нравственная проблематика прозы А. Солженицына (по рассказам «Один день Ивана Денисовича» или «Матренин двор») 34.36 KB
  Шухов не желая потерять человеческое достоинство вовсе не склонен принимать на себя все удары лагерной жизни иначе просто не выжить. помогает ему выжить и сохранить себя человеком не ставя перед собой вечных вопросов не стремясь обобщить опыт своей военной и лагерной жизни куда он попал после плена. островок естественной русской жизни а народный характер сумевший в этой смуте себя сохранить. В чем суть праведности Матрены В жизни не по лжи.
81733. Предыстория героя как способ его характеристики в произведениях отечественной классики 19 века 31.99 KB
  Не так легко понять этот характер трудно схватить даже внешний облик: не красавец но и не дурной наружности; не слишком толст но и не слишком тонок; нельзя сказать чтобы стар однако же и не так чтобы слишком молод; человек средних лет. Характер его показан в динамике история воспитания помогает Гоголю выявить многообразные условия общественной среды семьи под влиянием которых формируется характер человека. исследует характер подлеца его личные качества обстоятельства воспитания и среду.
81734. Герои и проблематика сатиры М.Е.Салтыкова - Щедрина 38.82 KB
  Первым отдельным изданием сказочный цикл вышел в 1886 году 23 сказки М. и те сказки которые не могли появиться в легальной русской печати по цензурным причинам. Сказки стали своего рода малым миром сжатыи изложением всего что создано писателем его наблюдения над идейнополитической жизнью страны психологией социальных групп сатирической энциклопедией творчества Салтыкова. Сказки опираются на традиции фольклора отсюда сказочные сюжеты образы события описания обстановки социальнополитическая направленность бытовых...
81735. Психологизм изображения внутреннего мира личности в лирике А. Ахматовой (на примере 3 – 4 стихотворений) 37.04 KB
  Ахматовой на примере 3 4 стихотворений Я научила женщин говорить так пишет А. Уже в ранних сборниках сформировались основные принципы лирики Ахматовой: сдержанность недосказанность внутреннее эмоциональное напряжение и скрытая страстность сжатость и сила афористичность и краткость психологическая достоверность в передаче чувств и взаимоотношений. Акмеистическое внимание к деталям внешнего мира к предметам обихода у Ахматовой связано с отражением внутреннего мира. С годами эти тенденции в стихах Ахматовой только усиливаются в...
81736. Мотив поиска истины в произведениях отечественной литературы 33.66 KB
  является проблема человеческого счастья проблема поисков смысла жизни. В жизни обоих можно выделить несколько этапов на которых меняется их мировоззрение в душе происходит определенный перелом. Он понял что в жизни есть нечто более важное чем слава. Медленно возвращается он к жизни к людям.
81737. Правда Раскольникова и правда Сони в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Роль евангельских мотивов и образов в романе 33.02 KB
  Все идущие оттуда идеи будь то буржуазный утилитаризм Лужина коммунистическое общежитие Лебезятникова наполеонизм Раскольникова носят разрушительный нигилистический характер. диспуты Раскольникова с Разумихиным и Порфирием сколько опровергает его постулаты на практике. Кроткая и жертвенная Соня живущая по евангельским заповедям подвигает Раскольникова на путь покаяния отказа от теории воссоединения с людьми и жизнью.
81738. Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины хх века 41.92 KB
  Поэт ведет разговор с читателем и слушателем как бы один на один с глазу на глаз с абсолютной индивидуальной доверительностью. Окуджава снискал себе известность как поэт города. Изменения которые происходили в стране и порой далеко не в лучшую сторону не могли не сказаться на характере творчества поэта.
81739. Тема чести в произведениях отечественной классики 19 века 31.73 KB
  Пушкин Капитанская дочка Роман открывается эпиграфом: Береги честь смолоду который несет в себе очень глубокий смысл. Каждый человек смолоду должен хранить честь достоинство и оставаться человеком до конца. Он подвергается смертельной опасности но даже под угрозой смерти не желает предать честь своего сословия не желает предать честь дворянина отказаться от присяги которую он давал императрице. Он легко предает честь офицера встает под знамена бунтовщиков.