32840

Законы диалектики и их методологическое значение для медицинского познания

Доклад

Логика и философия

диалектика это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы общества и мышления а также основанный на этом учении метод познания. определяет источник развития отвечает на вопрос почему оно происходит.Содержание закона: источник движения и развития мира находится в нем самом в порождаемых им противоречиях. Различие это первый этап развития противоречия это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту.

Русский

2013-09-05

17.83 KB

124 чел.

50.Законы диалектики и их методологическое значение для медицинского познания.

диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях  развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания.

Закон – это существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи между объектами, представленный в обобщенной форме. Законы носят объективный характер.

Основные законы диалектики. 

1)Закон единства и борьбы противоположностей.Этот закон является «ядром» диалектики, т.к. определяет источник развития, отвечает на вопрос, почему оно происходит.Содержание закона: источник движения и развития мира находится в нем самом, в порождаемых им противоречиях.

Противоречие – это взаимодействие противоположных сторон, свойств и тенденций в составе той или иной системы или между системами.

В развитии противоречий можно выделить несколько этапов: тождество – различие – противоположность – противоречие – разрешение противоречия – новое тождество - ...

Понятие «тождество» обозначает одинаковость предмета или явления по отношению к самому себе или к другому предмету или явлению.

Различие – это первый этап развития противоречия, это отношение нетождественности объекта самому себе или другому объекту. Различия бывают внешнимии внутренними несущественными) и существенными.

Следующая ступень развития противоречия – противоположность – это предельный случай существенных различий. Поэтому наличие противоположностей делает неизбежным их столкновение, т.е. переход к следующему этапу – противоречию.

Чтобы стать источником развития, противоречие должно разрешиться.

Основные формы разрешения противоречий:

-компромисс борющихся сторон, их адаптация или взаимопереход друг в друга на более высоком уровне,

-победа одного и уничтожение другого,

-гибель обеих противоположностей и коренное преобразование системы.

2)Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.Этот закон определяет механизм развития, отвечает на вопрос, каким образом оно происходит.Содержание закона: развитие представляет собой единство количественных и качественных изменений; на определенном этапе количественные изменения приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности для количественных изменений.

Качество – это совокупность всех свойств объекта в их целостности, определяющая его функциональное назначение. Свойство – это способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он взаимодействует.

Количество – это совокупность однородных элементов, составляющих в своей целостности определенное качество.

Качество и количество образуют неразделимое единство. Это единство выражается в понятии Мера – это границы, в пределах которых при количественных изменениях предмет или явление сохраняет свое качество.

Процесс развития представляет собой процесс взаимного перехода количественных и качественных изменений.

В системе происходит постепенное накопление количественных изменений (это может быть:  -изменение числа элементов в системе, -изменение скорости движения,-изменение объема информации,-изменение степени проявления какого-л. качества и т.д.)

В границах определенной меры качественная характеристика объекта сохраняется. Однако на определенном уровне изменений количественные изменения переходят границу меры – это приводит к возникновению нового качества. Процесс перехода от одной меры к другой, превращения старого качества в новое называется «скачок».

(Пример: при 1000 количественные показатели этих свойств переходят границу меры и происходит скачок – вода переходит из жидкого в парообразное состояние.)

Существуют различные виды скачков:

-постепенный - длительный во времени, его границы не имеют четкого выражения (*возникновение жизни на земле, *происхождение человека, образование новых видов растений и животных и т.д.);

-мгновенный - характеризуется быстрыми темпами, высокой интенсивностью и четко выраженными границами.

Процесс развития представляет собой единство прерывного и непрерывного. Непрерывные изменения – это постепенные количественные изменения и связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества. Непрерывность в развитии выражает относительную устойчивость мира. Прерывность означает переход в новое качество и выражает изменчивость мира.

3)Закон отрицания отрицания.Этот закон определяет направленность развития, выражает преемственность в развитии, определяет связь нового и старого.Содержание закона: в процессе развития каждая новая ступень отрицает старую и в то же время воспроизводит на более высоком уровне черты исходной ступени развития.

При метафизическом подходе отрицание понимается как простое уничтожение старого новым. В диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения объекта.

Отрицание отрицания, или двойное отрицание представляет собой снятие – т.е. сохранение некоторых элементов или свойств старого объекта в составе нового.

Впервые закон отрицания отрицания был сформулирован Гегелем, который представил его в виде триады: тезис – антитезис – синтез. Антитезис отрицает тезис, а синтез объединяет тезис и антитезис на более высоком уровне. Синтез является началом новой триады, т.е. становится новым тезисом.(Пример почка цветок, плод. )

Появление нового одновременно и отрицает старое, и утверждает его через снятие, т.е. сохранение положительного, необходимого для существования нового. В этом состоит преемственность в развитии. Мир в настоящем есть результат прошлого и основа для будущего. Социальная форма преемственности, форма передачи человеческого опыта называется традицией

Методологическое значение законов диалектики для медицинского познания.

Основные законы и категории диалектики имеют важное методологическое значение как для построения системы теоретической медицины, так и для практической деятельности врача. Они являются теоретической основой для определения сущности здоровья и болезни, нормы и патологии, для формирования клинического мышления врача.

Закон единства и борьбы противоположностей в медицинском познании проявляется в следующем:

- на уровне взаимодействия организма и среды это состояние относительного равновесия организма с окружающей средой, «гомеостаз» (состояние равновесия организма, которое служит условием нормального режима жизнедеятельности, что клинически соответствует состоянию здоровья);

- на уровне организма проявляется в таких явлениях, как ассимиляция (усвоение организмом внешних по отношению к нему веществ) и диссимиляция (распад веществ в организме), которые в единстве составляют обмен веществ.

- на уровне психофизиологии это все явления, связанные с социально-биологической дисгармонией.

Закон перехода количественных изменений в качественные проявляется при изучении соотношения здоровья и болезни. Философское понятие «мера» -«норма» (в состоянии здоровья, в подборе лекарственных средств и др.).

Закон отрицания отрицания в медицинском познании проявляется в нескольких аспектах:

- позволяет раскрыть тенденции развития болезни и выздоровления, последить взаимосвязь и преемственность различных этапов этих процессов.  «тезис – антитезис – синтез» -«здоровье – болезнь – выздоровление» или «естественная микрофлора человека – воздействие антибиотика – измененная микрофлора»;

- связан с наследованной обусловленностью патологических процессов и заболеваний;- связан с процессом смены научных теорий.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35433. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О ПСИХОДИАГНОСТИКЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ 378.5 KB
  Понятие о природных особенностях человека Свойства нервной системы находят свое отражение в темпераменте человека. Дальнейшее изучение темперамента развивалось в двух направлениях: изучение индивидуальных свойств и закономерностей работы нервной системы а не телесной организации; применение факторного анализа. В отечественной психологии изучение свойств нервной системы под руководством И.Павлова завершилось выделением типов нервной системы или типов высшей нервной деятельности.
35434. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 305.5 KB
  Общая характеристика группы в социальной психологии 6 Классификация групп 7 Основные социальнопсихологические характеристики малой группы 10 Структура группы 12 2. Генезис и динамика малой группы 16 Группа как развивающаяся система 16 Механизмы и этапы развития малой группы 16 Проблема коллектива в отечественной социальной психологии . Группа как субъект совместной деятельности 34 Признаки и структура групповой деятельности 34 Социальнопсихологические...
35435. Социальная психология личности 71 KB
  Социально-психологические теории личности в социальной психологии. Парыгина о социальной психологии личности. Содержание социально-психологического исследования личности.
35436. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ 330.5 KB
  ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ Юнита 1. История развития социальной психологии. Проблема личности в социальной психологии. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии.
35437. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ 654.5 KB
  Проблема межличностных отношений и общения в социальной психологии 6 Общая характеристика межличностных отношений как социально-психологического феномена 6 Общение в системе межличностных отношений и взаимодействия людей 10 Структура содержание и формы общения 12 Основные функции и стороны процесса общения: коммуникативная интерактивная перцептивная 19 2. Коммуникативные средства общения и экспрессивный репертуар человека 27 Психологические условия эффективной коммуникации...
35438. Потоковість будівельних процесів 26 KB
  Техніка безпеки у будівництві вирішує питання запобігання травматизму і виключення нещасних випадків на виробництві.
35439. Організація робочого місця і праці мулярів 62.5 KB
  Виходячи з цього висоту ярусу кладки за товщини стіни до двох цеглин вибирають близько 12 м а за товщини у три цеглини 09 м. У разі кладки стін з великим числом прорізів або архітектурних деталей стовпів і стін завтовшки в одну і півтори цеглини а також перегородок у півцеглини роботи виконує ланка двійка див. Кладку суцільних стін завтовшки у дві цеглини з однорядним перевязуванням та завтовшки півтори цеглини з багаторядним перевязуванням доцільно проводити ланкою трійка див. Ефективною є кладка стін простої та середньої...
35440. Монтаж елементів залізобетонних конструкцій 29 KB
  На бічних гранях фундаменту по осях наносять фарбою риски які під час монтажу суміщують із забитими кілками. Після монтажу за допомогою теодоліта й нівеліра перевіряють правильність їхнього положення. Підготовку основи та розбивання осей виконують так як і під час монтажу фундаментів стаканного типу. Плити перекриття монтують паралельно з іншими конструкціями комплексний метод або після закінчення монтажу колон ригелів і прогонів у межах поверху чи захватки на поверсі.
35441. Исследование операций. Курс лекций 286.86 KB
  2 Многокритериальные задачи . Задачи принципы методология. Математическая модель задачи ИСО включает в себя: 1 описание переменных которые необходимо найти 2 описание критериев оптимальности 3 описание множества допустимых решений ограничений накладываемых на перемен ные. Математическая модель задачи ИСО составляется в соответствии с представлениями ЛПР об этой задаче т.