32852

Духовная сфера общ6ества. Основные формы и уровни. Общественная психология и идеология,их диалектическая взаимосвязь

Доклад

Логика и философия

Специфика идеологии проявляется в том что она возникает на основе существующих в обществе экономических отношений и отражает действительность через призму этих отношений. В классовом обществе экономические отношения выступают в форме классовых интересов поэтому специфику идеологии можно конкретнее представить как отражение действительности через призму интересов определенных классов как систему идей и взглядов классов. В классовом обществе нет и не может быть надклассовой или внеклассовой идеологии. Общественно историческая практика...

Русский

2013-09-03

14.08 KB

3 чел.

62. Духовная сфера общ6ества. Основные формы и уровни. Общественная психология и идеология,их диалектическая взаимосвязь.

Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, высокоорганизованная материальная система, подчиняющаяся всеобщим законам и в то же время имеющаяся специфические особенности функционирования и развития.

Общество как система состоит из нескольких подсистем, или сфер, основными из которых являются экономическая, социальная, политическая, духовная и экологическая.

Сфера общества – это социальное пространство, которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности.

Духовная сфера включает в себя совокупность различных видов деятельности по производству политических, правовых, нравственных, религиозных, художественных представлений и идей, научных теорий, а также настроений, эмоций.

Основным структурным элементом духовной сферы является духовное производство – это производство идей и взглядов, представлений и мнений. Духовное производство направлено на удовлетворение духовных потребностей (потребность в нравственном совершенствовании, в познании окружающего мира, в удовлетворении чувства прекрасного и др.). Духовные потребности удовлетворяются через духовное потребление, особенностью которого является то, что духовные ценности не исчезают в процессе потребления, а преобразуются в богатство духовного мира человека.

Совокупным результатом духовного производства выступает общественное сознание. Общественное сознание – сложное и многогранное явление. Его исследование связано с немалыми трудностями, которые сказываются уже в том, что духовные явления не выступают в чистом виде, - они непременно объективированы. Овладевая продуктами духовного производства, мы тем самым овладеваем и общественным сознанием.

Структурными компонентами общественного сознания в социологическом аспекте являются общественная психология и идеология

Общественная психология – это совокупность чувств, эмоций, несистематизированных взглядов, настроений, обычаев, традиций, привычек, складывавшихся под влиянием непосредственного общественного бытия.

Содержание общественной психологии многообразно.

Специфика идеологии проявляется в том, что она возникает на основе существующих в обществе экономических отношений и отражает действительность через призму этих отношений. В классовом обществе экономические отношения выступают в форме классовых интересов, поэтому специфику идеологии можно конкретнее представить как отражение действительности через призму интересов определенных классов, как систему идей и взглядов классов. Идеология есть теоретическое оружие, самосознание классов. В этом состоит ее главная социальная функция.

В идеологических концепциях или теориях выражаются, прежде всего, самые существенные, коренные интересы классов. Не случайно поэтому классовые противоречия находят свое проявление и в идеологической борьбе. Идеология носит классовый характер. В классовом обществе нет и не может быть надклассовой или внеклассовой идеологии.

Общественно историческая практика показывает, что для появления новой идеологии нужно, во-первых, наличие определённых объективных условий – к ним относятся познанные наукой и идеологом объективные закономерности природы и общества – и, во - вторых, наличие необходимой идеальной, субъективной причины – ею является некоторая устойчивая, существенная тенденция общественной психологии. Поэтому можно строго, в соответствии с общепринятым научным определением причинно - следственной связи, утверждать, что любая жизнеспособная идеология имеет своей причиной некоторую тенденцию общественной психологии.

Эта причинно - следственная связь не обратима: идеология, сама по себе, не создаёт качественно новых тенденций в общественной психологии.

Сформулированное положение можно назвать принципом вторичности идеологии.

Итак, непосредственные причины идеологий всегда лежат в общественной психологии, и являются идеальными. Наличие объективных условий и познанных закономерностей природы и общества является необходимым, но ещё не достаточным условием для рождения жизнеспособной идеологии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12872. Чудесный Остров 39.5 KB
  Сценарий большой психологической игры Чудесный Остров 1. Название Чудесный Остров. 2. Задача игры: научить детей взаимодействовать друг с другом. 3. Описание проблем или задач развития на решение которых направлена данная игра: организация взаимодействия ме
12873. Путешествие по Миру Знаний 63 KB
  Большая психологическая игра на тему: Путешествие по Миру Знаний Цели: Создание условий для проживания и осмысления нового опыта новых ситуаций жизнедеятельности и общения. Обеспечение благоприятного психологического климата в группе. Задачи 1: ...
12874. Коррекционно-развивающая программа познавательной сферы учащихся 10—12 лет 57 KB
  Коррекционноразвивающая программа познавательной сферы учащихся 10 12 лет Пояснительная записка Обучение в нашей школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Недостаточно внимания уделяется на развитие продуктивного мышления и личнос...
12875. Программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде младших школьников 54.5 KB
  Программа профилактики употребления психоактивных веществ в среде младших школьников Введение Современная ситуация в стране в целом и в нашем регионе в частности характеризуется крайней степенью социальнопсихологической нестабильности. В таких условиях везд...
12876. Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста 40 KB
  Уроктренинг по теме: Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: 1. Проверить уровень зрительной и слуховой памяти внимания.2. Начать работу по развитию произвольной памяти и внимания у детей младшего школьного возраста.3. Показать д...
12877. Развитие эмоциональной волевой сферы средствами арт-терапии 92 KB
  Коррекционноразвивающая программа: Развитие эмоциональной волевой сферы средствами арттерапиидля работы с дезадаптированными детьми 7 8 лет Пояснительная записка Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из важных для психологии образо...
12878. ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС «В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ» 75.37 KB
  ПРАКТИЧЕСКИЙ КУРС В ПОИСКАХ СВОЕГО ПРИЗВАНИЯ ВВЕДЕНИЕ Методический материал программа практических занятий со старшеклассниками по курсу В поисках своего призвания представляет собой конспекты уроков написанные в виде сценариев и допускающие возможность ...
12879. Биологические ритмы и их влияние на здоровье 77 KB
  Урок валеологии: Биологические ритмы и их влияние на здоровье Цели: ознакомить учащихся с новым понятием биоритмы суточные недельные месячные сезонные; рассмотреть каким образом биоритмы влияют на здоровье человека его работоспособность; с помощью анкеты ...
12880. ГОЛОС ЧУЖОЙ ПЛАНЕТЫ 71 KB
  ГОЛОС ЧУЖОЙ ПЛАНЕТЫ Вашему вниманию предлагается иградрама. Мы играли в нее не только со старшеклассниками но и с педагогами представителями администрации психологами. Игра эта сложная как для проводящих ее так и для игроков. Она предполагает создание ситуации в...