32863

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВОВЕДЕНИИ

Реферат

Логика и философия

Это положение правильно до возникновения экологического кризиса: в нем противопоставление природы и общества превращающее общественный организм только в социальный. Биосфера это часть природы оболочка Земли в которую входят живые организмы жизнь и неживое вещество преобразуемое потребляемое и охватываемое жизнью. Географическая среда обществ это часть природы с которой данное общество взаимодействует. Единство и борьба природы и человечества сопровождается с одной стороны воздействием природы на общество а с другой стороны ...

Русский

2013-09-05

48.5 KB

0 чел.

ВОПРОС 12. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СРЕДА В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА.

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВОВЕДЕНИИ.

Природа является местом проживания и частью общественных организмов.

В историческом материализме рассматривается только географическая среда общества, которая в его структуру не входит. Она выступает внешним условием возникновения человека и предметом его материально-производственной деятельности. В основу исторического материализма положено известное положение Маркса: "Человек и его труд на одной стороне, природа и ее материалы на другой...". Это положение правильно до возникновения экологического кризиса: в нем противопоставление природы и общества, превращающее общественный организм только в социальный.

Природа должна входить какой-то своей частью в структуру общества, превращая его тем самым в природно-социальный организм не только в силу наличия в нем людей. Природа - это вся объективная реальность. Биосфера - это часть природы (оболочка Земли), в которую входят живые организмы (жизнь) и неживое вещество, преобразуемое (потребляемое) и охватываемое жизнью. Географическая среда обществ - это часть природы, с которой данное общество взаимодействует. Термин "географическая среда" был введен в социальную философию и географию Э. Реклю и Л.М. Мечниковым.

Географическая сфера обществ включает в себя ту часть географической среды, которая включена в жизнедеятельность общества, т.е. оказывает непосредственное влияние на человека (климат, плодородие почв и т.п.); является предметом его труда; влияет на другие сферы обществ (например, размеры территории, равнинность, удаленность от теплых морей оказали серьезное влияние на характер российской государственности, сделав ее деспотической); является результатом человеческого труда (каналы, поселения, железные дороги и т.п.). Географическая сфера - измененная человеком часть географической среды - постоянно расширяется с развитием общества.

Географическая среда обществ включает в себя две основные части: 1) естественные средства существования; 2) естественные средства производства. К первым относятся солнечная и космическая активность, климат, воздух, плодородие почв, наличие лесов и степей, обилие рыбы в воде, животных, грибов, ягод в лесах и т.п. Ко вторым относятся судоходность рек, наличие водопадов (для мельниц и т.п.), лесов (для обжигания древесного угля и топлива), угля, металлов, нефти и других видов полезных ископаемых.

Роль двух составляющих географической сферы обществ менялась. В начале человечества, в период доиндустриальной цивилизации, главную роль играли естественные средства существования. Но постепенно все большую роль начали играть естественные средства производства, которые в наше время определяют статус обществ на мировой арене. Возьмите, к примеру, арабские страны, которые оказались богатыми нефтью.

Человечество и природа представляют собой диалектические противоположности. Единство и борьба природы и человечества сопровождается, с одной стороны, воздействием природы на общество, а с другой стороны - общества на природу. В результате этого взаимодействия происходит увеличение (количественное и качественное) роли географической сферы в структуре обществ и человечества, что увеличивает зависимость человечества от природы. Последнее связано с уменьшением (количественным и качественным) географической среды для функционирования и развития человечества.

Противоречие между природой и человечеством развивается, проходя стадии становления, развертывания, разрешения. На стадии становления человечество полностью зависит от природы, в результате чего оно адаптируется к этой природе в течение многих тысячелетий. На стадии развертывания, когда человечество окрепло духовно и технически, воздействие общества на природу приводит ко все большему превращению географической среды в географическую сферу, что подрывает основы существования и развития общества. На этой стадии возникает экологический кризис, во время которого мы как раз и живем. И наконец, на стадии разрешения противоречия между обществом и природой общество превращает всю географическую среду в географическую сферу и либо погибает значительно раньше, чем произойдет известное из физики и астрономии "затухание" Солнца, либо перейдет к эпохе ноосферы, коэволюции (совместного развития) Природы и Человечества. Последнее возможно только при коренном изменении общественного сознания, его экологической составляющей.

Географический детерминизм:

Общество представляет собой открытую систему, которая обменивается с окружающей средой веществом, энергией, информацией. Оно черпает из природы продукты питания, сырье для изготовления средств производства, находит в ней различные источники энергии. Конкретные условия географической среды представляют собой факторы развития производства и всей общественной жизни. Это воздействие может быть прослежено по нескольким основным направлениям как общественного сознания, так и общественного бытия.

Прежде всего, географическая сфера влияет на физические способности человека, стимулируя развитие одних и сдерживая другие. Если бы люди находили все средства к существованию в готовом виде, то они не имели бы стимулов к развитию своих способностей, были бы слабыми, невыносливыми, инфантильными. Крайне суровая и однообразная среда также оказывает неблагоприятное влияние на развитие Способностей людей. Так, близость моря развивает способности плавать, ловить рыбу, мужество, силу и выносливость. Несколько другие способности формируются у людей, живущих в лесах, с чередованием зимы и лета и т.п.

Далее, географическая сфера влияет на характер людей. В самом общем виде характер представляет собой склад психической деятельности, проявляющийся в отношении и поведении личности к людям, делу, самой себе. Характер - это интегральная характеристика личности. Основными элементами характера личности считают: 1) темперамент, выражающий тип нервной системы; 2) потребности и интересы; 3) чувства и эмоции; 4) качества ума (интеллекта); 5) убеждения, образующие ядро характера; 6) волю, являющуюся стержнем характера. Характер представляет собой совокупность определенных устойчивых психических форм и отношений между ними.

Географическая сфера общества влияет на ментальность живущих в ней людей. Ментальность определяется по-разному в разных науках. Одними из первых этот термин стали применять французские ученые из школы "Анналов". Они были заняты поисками фундаментальных устойчивых структур сознания, определяющих историю общества. История общества была, по их мнению, предметом реализации именно ментальности людей. Они определяли менталитет следующим образом: "Менталитет - это совокупность умственных установок, привычек мышления, фундаментальных верований индивида".

Из сказанного следует, что менталитет - это совокупность убеждений (умственных установок и фундаментальных верований) личности и привычек мышления, которые представляют его своеобразные механизмы. Очевидно, что здесь речь идет только о психологических формах (механизмах) личности безотносительно к их содержанию, которое может меняться от народа к народу, от эпохи к эпохе, от формации к формации, от цивилизации к цивилизации.

Большое влияние оказывает природа, географическая среда и сфера на мировоззрение людей. Мировоззрение, - говорится в Философском энциклопедическом словаре, - система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Таким образом, мировоззрение людей представляет собой интегральную характеристику их сознания и включает в себя знания о мире, обществе, человеке, ценностях, идеалах, способах восприятия и мышления и т.п., убеждения, идеи, способы осознания (мироощущения, мировосприятия, миропонимания) действительности.

Накладывает свой отпечаток географическая среда и на духовную сферу общества, в частности на религию и искусство. Например, Энгельс связывает политеизм (множество богов) древних греков с множеством островов, рельефностью красивых гор и источников, а монотеизм германцев с однообразием ландшафта.

Аналогичным образом можно проследить воздействие географической среды на искусство. Если мы безошибочно отличаем друг от друга русские и молдавские, украинские и итальянские песни, то это в немалой степени связано с тем, что географическая среда специфически отражается в музыкальной ритмике, напевности, даже в тембре голоса исполнителей.

Влияет географическая среда и на производительность труда своими погодно-климатическими условиями (температура воздуха, осадки, сила ветра и т.д.), а также плодородием почвы. При одинаковой технической вооруженности и одинаковой квалификации рабочей силы результаты труда будут различны в зависимости от этих условий. Так, почвенные и климатические условия России значительно уступают западноевропейским и североамериканским. В результате в России коэффициент урожайности в три раза ниже, чем в указанных странах. Все это сказалось на темпах развития расположенных в этих климатических и почвенных условиях стран.

Далее, географическая сфера влияет на общественное разделение труда, размещение и развитие различных отраслей производства. Это видно на примере уже первого в истории великого общественного разделения труда (отделение скотоводства от земледелия). И сегодня, размещая те или иные отрасли производства, мы руководствуемся прежде всего оптимальными географическими условиями. Не случайно в постсоветской России возникла проблема с северными территориями, которые невозможно содержать при нынешней эффективности общественного производства и размерах страны.

Географическая среда влияет на темпы развития данного общества своим географическим положением и наличием естественных средств производства. Так, раннее развитие Португалии, Испании, Англии, Франции вызвано прежде всего их удобным расположением на морских путях. В то же время Россия, лишенная доступа к морям, отставала в своем развитии. Стремление России во времена Петра I и других российских императоров к Балтийскому и Черному морям было оправдано именно этим. Арабские страны осуществили колоссальный рывок вперед в результате открытия и умелого использования нефти в середине XX в.

Географическая среда влияет на развитие производственных отношений. В частности, восточные народы, включая и российские, пошли не по пути частной собственности, как европейские народы, а остановились на общинно-государственной собственности. Это было обусловлено необходимостью орошения, а значит, строительства и поддержания сложнейших и крупных ирригационных сооружений. Эти сооружения объективно требовали совместного и государственного труда. В России то же самое было обусловлено суровым климатом и большими расстояниями.

Географическая среда влияет на возникновение и специфические черты политической сферы, государства. На Востоке образование государства шло иным, чем в Европе, путем. Если на Западе вначале возникали экономические классы, а затем государство, то на Востоке вначале возникало государство, а затем политические классы: бюрократия и подданные. Это хорошо видно на примере России, где государство стало базисом общества, по отношению к которому экономика превратилась в исходную сферу, в то время как на Западе экономика выступала базисом общества, а государство - политической надстройкой.

Взаимодействие человечества и природы проходит три стадии: 1) активности природы по отношению к человечеству и адаптации человечества к географической среде (ноосфера и т.п.); 2) равновесия между воздействием природы и человечества друг на друга, при котором производственно-техническое воздействие на природу уравновешивается ее активностью, промышленные и бытовые отходы человеческой деятельности перерабатываются природой и. не мешают жизнедеятельности людей; 3) экологического кризиса, когда негативное воздействие промышленно-технологической деятельности не нейтрализуется, а накапливается, создавая в перспективе угрозу географической сфере и среде обществ и человечества. Экологический кризис представляет собой такой этап взаимодействия человечества и природы, при котором не осуществляется естественное воспроизводство географической среды человека.

В начале XX в. В.И. Вернадский сформулировал положение, что человек превращается в основную геолого-преобразующую силу планеты. Возникает угроза существованию человечества. Чтобы обеспечить свое будущее, человечеству предстоит осознать угрожающую ему опасность и взять на себя ответственность за дальнейшее развитие биосферы (географической среды) и человечества. В результате возникает четвертый этап взаимодействия человечества и природы, который направляется деятельностью общечеловеческого Разума, представляющего составную часть общечеловеческого сознания. В.И. Вернадский назвал это состояние взаимодействия Природы и Человечества ноосферой. Это эпоха, когда Коллективный Разум и Коллективная Воля - важнейшие элементы Общечеловеческого сознания, окажутся способными обеспечить коэволюцию, т.е. параллельное развитие Природы и Человечества. Если же коэволюции развития Природы и Человечества не произойдет, то Человечеству угрожает гибель. Вопрос о коэволюции Природы и Человечества остается открытым несмотря на то, что он активно обсуждается на мировых саммитах и конгрессах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58021. Быт и традиции древних греков 41 KB
  Обучающие: изучить быт и традиции спартиатов и афинян; охарактеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции; сформировать у учащихся представления о древних Олимпийских играх; познакомить учащихся с историческими источниками позволяющими получить необходимую информацию...
58022. Греко-персидские войны 76.5 KB
  Цели урока: изучить причины ход и сформулировать итоги греко-персидских войн рассмотреть ход основных битв; формировать умения: заполнения хронологических таблиц исторических событий изучения событий в логике причины ход следствие описания и анализа хода исторических событий...
58023. Загальна характеристика грибів 54.5 KB
  МЕТА: Сформувати поняття про гриби як особливе царство живих організмів пояснити відмінності і спільні риси грибів з рослинами і тваринами. УЧИТЕЛЬ: Ми з вами починаємо подорож яка буде тривати протягом 3х уроків вивчаючи царство Гриби і допоможе нам в цьому Пізнайко.
58024. Типи грошей Функції грошей колекція грошей картки з завданням гри політична карта світу мультимеді 1.06 MB
  Мета: Познайомити учнів з тим як виникли гроші розглянути їх властивості сутність та функції. Пояснення вчителя Хочу розпочати своє пояснення із відомого вислову англійського філософа матеріаліста Френсіса Бекона: Гроші дуже лихий пан але вельми хороший слуга.
58025. Was feiern wir im Herbst 95.5 KB
  Цілі уроку: Практична: активізувати лексико-граматичний матеріал в усному і писемному мовленні, навчити учнів говорити про осінню природу і свята восени, розвивати навички читання. Освітня: розширити знання учнів про свята в Німеччині і у світі.
58026. Мова програмування HTML. Теги для роботи з фоном. Теги для задання кольору 52 KB
  Мета уроку: Навчальна: закріпити знання учнів про команди мови теги HTMLтехнологію створення HTMLфайлу ознайомити учнів з тегами для роботи з фоном та тегами для задання кольору навчити створювати найпростіші вебсторінки...
58027. Створення форм у HTML-сторінках 794.5 KB
  Навчальна: опанувати технологію і методи створення форм в HTML-документах Розвивальна: розвивати логічне мислення, пізнавальний інтерес до дисципліни та обраної спеціальності; Виховна: виховувати акуратність у веденні електронної документації...
58028. Іменники середнього роду 94 KB
  Мета: Активізувати вивчену лексику. Вчити ознаки іменників середнього роду. Познайомитися зі зменшувальними суфіксами виконувати тренувальні вправи. Розвивати навички письма, граматичні навички.
58029. Завершение формирования мировых колониальных империй. Международные отношения в последней трети XIX века 122 KB
  Цели: Сформировать представление об Индии во второй половине XIX века; ознакомить с принципами колониальной политики Британии в Индии; раскрыть причины ход и результаты восстание сипаев; формировать собственные суждения об идеологии бремени белого человека...