32867

СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА. КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА. ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ

Реферат

Логика и философия

Есть два различных подхода к определению интеллигенции. Но есть и иной подход наиболее популярный в русской социальной философии согласно которому к интеллигенции причисляют тех кого можно считать нравственным эталоном общества. Предпосылкой появления Интеллигенции в её первичных формах было отделение умственного труда от физического когда рядом с огромным большинством занятым исключительно физической работой образовались социальные группы освобожденные от прямого производительного труда и руководящие общественными делами в том числе...

Русский

2013-09-05

58.5 KB

10 чел.

ВОПРОС 16. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА. КЛАССЫ И КЛАССОВАЯ БОРЬБА.   ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ.

Социальная структура — это “определенный способ связи и взаимодействия элементов, т.е. индивидов, занимающих определенные социальные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей”.

Если попытаться конкретизировать данное понятие, то его можно представить следующим образом: Социальная структура предполагает:

1) устойчивые связи между любыми элементами общества, устойчивые взаимозависимости, корреляции;

2) регулярность, устойчивость, повторяемость этих взаимодействий;

3) наличие уровней, “этажей”, согласно значимости элементов, входящих в структуру;

4) регулирующий, инициирующий, динамичный контроль за поведением элементов.

Перечисленные факторы оказывают определяющее значение в создании и поддержании всего общества и его составных частей.

Таким образом, под социальной структурой понимается совокупность устойчивых связей и отношений между элементами, составляющими систему, которые определяют ее качественное своеобразие и строение. В отличие от системы, которая есть результат интеграционных связей элементов, структура выражает их качественное своеобразие, позволяет системе приобрести определенность и устойчивость. Структура — это способ связи элементов друг с другом, и она выражается в виде разнообразных функций.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующий вывод — всякая система отражает свойственную процессу (или явлению) целостность, только в рамках которой возможно его существование, а структура выражает качественную определенность его, которая находит свое выражение в специфике функционирования данной конкретной системы.

Естественно возникает вопрос, как соотносятся система и структура. Так как структурные связи зависят от того места, которое занимает тот или иной элемент, то развитие самой структуры находит свое выражение во взаимодействии ведущих элементов со второстепенными (например, роль лидера в коллективе). Взаимодействие и развитие элементов приводит к тому, что они становятся более многообразными и приобретают интегральные качества, что в конечном итоге ведет к увеличению системных связей. Это означает, что любая значительная перемена в структуре влияет на систему. Система также влияет на структуру, но, конечно, не непосредственно, а через элементы системы, способствует или тормозит их развитие в каком-либо направлении.

В широком смысле под социальной структурой понимается строение общества в целом, совокупность устойчивых связей между его основными функциональными сферами (экономикой, политикой, культурой и др.), выступающей как совокупность форм социальной организации и деятельности. В этом случае ее элементами являются отдельные сферы общественной жизни и соответствующие им социальные институты.

В узком смысле под социальной структурой общества понимается деление общества на различные социальные группы, системы устойчивых связей между ними, а также внутренняя структура различных социальных общностей.

Подлинно научное понимание природы социального расчленения общества, определение сущности общественных классов и классовой борьбы дает марксизм-ленинизм. Характеризуя классовое деление в эксплуататорском обществе и вырабатывая научное определение классов, В. И. Ленин писал: "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Это ленинское определение характеризует классы в условиях антагонистических обществ, классы в собственном смысле слова, являющиеся продуктом частной собственности на средства производства, классы, интересы которых несовместимы или противоречат друг другу.

После победы социалистической революции, в результате построения социализма, с ликвидацией частной собственности на средства производства исчезает и источник раскола общества на враждующие классы. В условиях социализма в структуре общества, в природе общественных классов и в отношениях между ними происходят коренные изменения. Эксплуататорские классы (помещики, капиталисты, кулаки) ликвидируются. Трудящиеся классы при социализме (рабочие, крестьяне) уже не являются классами в собственном смысле слова: они базируются не на частной, а на общественной социалистической собственности; у них не антагонистическое, а в главном одинаковое отношение к средствам производства; между ними отношения не эксплуатации, а сотрудничества, дружбы и взаимопомощи. Они утратили многие признаки, присущие классам в собственном смысле слова. Между классами при социализме больше общего, чем различного. С построением социализма классовые различия носят остаточный характер: решающие из них ликвидированы, а сохраняющиеся обусловлены недостаточной степенью развития экономики и зрелости общественных отношений. В той мере, в какой социализм будет перерастать в коммунизм, будут устраняться остатки классовых и социальных различий.

Изменение классов и классовая борьба - основное содержание исторического развития классовых обществ. История человечества казалась хаосом случайностей до создания марксизмом теории К. и к. б., открывшей путь к пониманию закономерности общественного развития. "Марксизм дал руководящую нить, позволяющую открыть закономерность в этом кажущемся лабиринте и хаосе, именно: теорию классовой борьбы" (Ленин). Историю делает народ, но со времени разложения первобытнообщинного строя все люди оказались разделенными на классы, развитие, взаимоотношения и борьба которых составили существо исторического процесса.

Разработка К. Марксом и Ф. Энгельсом теории Классовой борьбы имела решающее значение для научного обоснования необходимости социализма и путей перехода к нему. Логическим выводом из этой теории является признание необходимости признания диктатуры пролетариата как орудия его Классовой борьбы и социалистического преобразования общества. В. И. Ленин отмечал: «Кто признает только борьбу классов, тот еще не марксист, тот может еще оказаться невыходящим из рамок буржуазного мышления и буржуазной политики... Марксист лишь тот, кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата».

Источником Классовой борьбы является противоречие интересов классов. В зависимости от характера этого противоречия различают классы антагонистические и неантагонистические. Антагонистическими являются, прежде всего взаимоотношения между основными классами всех формаций, основанных на эксплуатации человека человеком: рабы - рабовладельцы, крестьяне - феодалы, пролетарии - буржуазия. Антагонистическими могут быть и взаимоотношения между господствующими классами сменяющих друг друга формаций (например, между феодалами и буржуазией), если их коренные интересы несовместимы. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию, которая при всем многообразии ее форм всегда есть результат и высшее проявление борьбы классов. «Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов», - так характеризовали Маркс и Энгельс основные фазы Классовая борьба до возникновения капитализма. Капитализм упростил и обнажил классовые противоречия, противопоставив друг другу два больших класса - буржуазию и пролетариат. Пролетариат - первый из угнетённых классов, Классовая борьба которого принимает действительно интернациональный характер и всемирный размах. В отличие от предшествовавших угнетённых классов, пролетариат ведёт Классовую борьбу под руководством своей политической партии, которая вооружает его научным пониманием коренных классовых интересов и путей их осуществления.

Пролетариат ведёт свою Классовую борьбу в трёх основных формах: экономической, политической и идеологической. Экономическая борьба - это борьба за профессиональные интересы рабочих (повышение зарплаты, сокращение рабочего дня, улучшение условий труда и т. д.). Она противодействует наступлению предпринимателей на жизненные условия рабочих, подготавливает рабочих к борьбе за более широкие цели, способствует их революционному воспитанию и организации. В этой борьбе выросли профсоюзы, объединяющие в 70-х гг. 20 в. 250 млн. рабочих во всём мире. Экономическая борьба, особенно в современных условиях, переплетается и перерастает в борьбу политическую. Политическая борьба является высшей формой Классовой борьбы пролетариата. Особенности этой формы Классовой борьбы, взятой в её полном развитии, состоят, во-первых, в том, что она означает борьбу за коренные интересы пролетариата. Во-вторых, политическая борьба - это общеклассовая борьба; она означает уже не борьбу рабочих отдельных предприятия против своего хозяина, а всего класса пролетариев против класса капиталистов. В-третьих, в политической борьбе складывается партия - высшая форма классовой организации пролетариата. Самое главное в политической борьбе пролетариата - борьба за установление и упрочение им своей власти. Достижение этой цели невозможно без идеологической Классовой борьбы, задача которой состоит прежде всего в том, чтобы высвободить пролетариат из-под влияния буржуазной идеологии. Идеологическая борьба призвана внести в массы пролетариата социалистическую идеологию, что необходимо для превращения стихийной Классовой борьбы в борьбу сознательную. Идеологическая борьба партии пролетариата, направленная против всех форм буржуазной и реформистской идеологии, приобретает в современную эпоху особенно широкий размах. «Эта борьба - отражение в духовной жизни человечества исторического процесса перехода от капитализма к социализму».

 Понятие «формы Классовая борьба» употребляется также в более узком смысле слова, совпадающем в понятии средств, методов Классовая борьба (стачки, демонстрации, бойкот выборов, парламентская борьба, вооруженное восстание и т. д.).

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (intelligentsia). Есть два различных подхода к определению интеллигенции. Социологи под интеллигенцией понимают социальную группу людей, профессионально занимающихся умственным трудом, развитием и распространением культуры, обычно имеющих высшее образование. Но есть и иной подход, наиболее популярный в русской социальной философии, согласно которому к интеллигенции причисляют тех, кого можно считать нравственным эталоном общества. Вторая трактовка является более узкой, чем первая. Понятие произошло от слова латинского происхождения intelligens, что означало «понимающий, мыслящий, разумный». Как принято считать, слово «интеллигенция» ввел древнеримский мыслитель Цицерон.

Предпосылкой появления Интеллигенции в её первичных формах было отделение умственного труда от физического, когда рядом с огромным большинством, занятым исключительно физической работой, образовались социальные группы, освобожденные от прямого производительного труда и руководящие общественными делами, в том числе государственным управлением, правосудием, хозяйственными работами, занимающиеся науками, искусством и т. д. Эксплуататорские классы закрепили за собой монополию на умственный труд, однако она не носила абсолютного характера. Первичной группой Интеллигенции явилась каста жрецов. В средние века место жречества заняло духовенство, верхушка которого входила в класс феодалов. Часть врачей, учителей, артистов и др. выходила из числа рабов, крепостных, из низших слоев свободных. В средние века роль Интеллигенции угнетённых классов играли странствующие школяры, сказители, учителя, актёры, а также простонародные знатоки священных книг, временами занимавшие радикальные, антигосударственные позиции. В древности и в средние века умственная деятельность рассматривалась как привилегия имущих. Однако тогда же появляется служилая Интеллигенция, живущая за счёт продажи своих услуг представителям знати, — философы, врачи, алхимики, поэты, художники и т. д. В Китае эта часть Интеллигенции — образованные чиновники — пользовалась наибольшим социальным престижем. В Европе по мере развития централизованных государств приближённые к монархам деятели Интеллигенции пробивались на высокие государственные должности.

С эпохой Возрождения связано значительное развитие научной, литературно-художественной и в меньшей степени инженерно-технической Интеллигенции. Культура и Интеллигенция Возрождения приняли сугубо светский характер. Ряды Интеллигенции пополняются в возрастающей степени из низших сословий: Леонардо да Винчи был сыном нотариуса; У. Шекспир, Б. Спиноза, Рембрандт, Б. Челлини и др. вышли из семей ремесленников или купцов. Деятельность Интеллигенции Возрождения имела большей частью антифеодальный, гуманистический характер. Появляются люди, стремящиеся выйти за рамки умозрительной схоластической культуры (Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, Ф. Рабле и др.). Некоторые из них становятся идеологами низших, эксплуатируемых слоев (Т. Кампанелла, Я. Гус, Т. Мюнцер и др.). М. Лютер, Эразм Роттердамский, Ж. Кальвин, затем Вольтер, Ж. Ж. Руссо и др. мыслители-литераторы и философы создали идейную почву для Реформации и буржуазных революций.

С утверждением капитализма начинается подлинная история Интеллигенции. В связи с ускорившимся развитием производительных сил растет потребность в работниках умственного труда и их численность, хотя даже в наиболее развитых странах доля Интеллигенции в самодеятельном населении к началу 20 в. не превышает нескольких процентов (в США в 1900 — 4%). Юристы, учителя и врачи составляют наиболее многочисленные отряды Интеллигенции этого периода. У Интеллигенции того периода заметно развито ощущение «избранности», закрепляемое фактической монополией на умственный труд и сложностью доступа в её ряды. В то же время из среды Интеллигенции выдвигаются революционно-демократические элементы, преодолевающие буржуазную идеологию и отстаивающие интересы трудящихся. Наиболее передовые представители Интеллигенции, овладевая объективными законами общественного развития, вырабатывают социалистическое сознание и вносят его в рабочий класс. Таким был путь К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Интеллигенции Ленина и многих других деятелей рабочего и социалистического движения. Учёные и изобретатели, писатели и художники эпохи капитализма внесли огромный вклад в сокровищницу человеческой культуры.

С отделением капитала-собственности от капитала-функции и с усложнением управления предприятиями, а также в связи с обострением капиталистической конкуренции в составе Интеллигенции растет доля управляющих (менеджеров), др. высших служащих и их аппарата — инженеров, экономистов, кибернетиков, математиков. В условиях развития государственно-монополистических тенденций и разбухания государственного аппарата происходит бюрократизация Интеллигенции: всё большая доля её оказывается на положении чиновников — в правительственной администрации, в управлении государственными предприятиями и службами.

Классовое положение Интеллигенции в условиях современного капитализма неодинаково. Главная всё усиливающаяся тенденция заключается в её пролетаризации. Она проявляется прежде всего в переходе подавляющего большинства Интеллигенции (80—90%) к работе по найму. Именно поэтому Интеллигенции нередко, хотя это и неточно, отождествляется с понятием «служащие». Да и те представители, которые остаются формально независимыми, сохраняя собственность на свои конторы, врачебные кабинеты и т. д., оказываются во всё большем подчинении крупному капиталу (через банковский кредит, клиентуру, систему заказов и т. д.).

В переходе от индивидуального труда к работе большими коллективами также проявляется сближение основной части Интеллигенции с рабочим классом. Всё чаще инженеры и техники работают непосредственно у автоматической линии и других машин, выполняя функции рабочих высшей квалификации. Пролетаризация Интеллигенции выражается и в сближении её с рабочим классом по материальному положению. Низшие слои Интеллигенции нередко оплачиваются хуже, чем квалифицированные или даже полуквалифицированные рабочие, а ряд профессий нефизического труда страдает от безработицы.  Роль Интеллигенции в общественной организации труда определяется подчинением её буржуазии. Подлинно творческим трудом занята меньшая часть Интеллигенции; в труде большинства преобладают элементы исполнительства.

Непосредственные экономические интересы толкают Интеллигенцию ко всё более широкому участию в классовой борьбе трудящихся на стороне пролетариата, против буржуазии. Всё чаще разные отряды Интеллигенции прибегают к специфически пролетарскому орудию классовой борьбы — забастовке.

Мировоззрение Интеллигенции крайне неоднородно. Оно определяется противоположными идейно-политическими функциями разных групп Интеллигенции — от социальной критики до защиты и оправдания существующего строя. Отсюда — острота социальных и идейных конфликтов. Характерный для многих представителей Интеллигенции индивидуализм связан с сё происхождением (в большинстве мелкобуржуазным или буржуазным) и традициями, специфичностью производственных функций и характера труда. Поскольку ряд профессий (прокуроры, судьи, священнослужители и т. д.) может бесперебойно функционировать лишь тогда, когда их представители придерживаются апологетических взглядов, эта часть Интеллигенции, как правило, стоит на защите капиталистического строя. Довольно широкие круги инженерно-технической и научной Интеллигенции выступают за независимость и нейтралитет Интеллигенции в социальных конфликтах, что объективно нередко способствует консерватизму. Пролетаризация и демократизация Интеллигенции оказывают воздействие на её мировоззрение. Демократическое большинство Интеллигенции в силу самого характера своего труда и общественной роли вступает в конфликт с капитализмом и его антигуманными целями и ценностями.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58936. Захворювання статевих органів. Венеричні хвороби. СНІД 133 KB
  Довести важливість дбайливого ставлення до свого здоровя з раннього віку необхідність дотримання норм здорового способу життя. Добридень Зустрічаючись люди зазвичай говорять це гарне добре слово бажаючи один одному здоровя.
58937. Тренувальні вправи на добір ознак, характерних для окремих предметів 49 KB
  Відгадайте загадкуприкметники закриті Червоний колір а кислий смак Камяне серце чому це так вишня Чи можемо відгадати загадку Чому Які слова допомогли відгадати загадку На які питання вони відповідають Що означають Яку роль відіграють слова-ознаки в житті...
58939. Публій Вергілій Марон. Поема “Енеїда” як літературна обробка римської легенди про троянця Енея — засновника Риму. Творче наслідування поем Гомера 126 KB
  Мета: подати загальні відомості про золоту добу римської культури та літератури розкрити значення творчості Вергілія як найвидатнішого римського поета творця національного героїчного епосу пояснити...
58940. Звук (ш), позначення його буквами «Ш», «ш» (ша) 419 KB
  Мета. Ознайомити учнів з буквами «Ш», «ш» (ша), їх назвою та звуковим значенням; виробляти навички читання зв’язного тексту, вчити виразно читати текст. Розвивати фонематичний слух, усне мовлення, логічне мислення, увагу, спостережливість.
58941. Хліб, як сонечко ясне 46 KB
  Сприяти розширенню знань дітей про хліб удоско наленню навички читання вголос і мовчки. Виховувати пова гу до праці хлібороба бережне ставлення до хліба. Коломієць Хліб ілюстрації про професії вироби із хліба карт...
58942. Подарунок мамі. Виготовлення саморобної листівки 572 KB
  Мета: ознайомити учнів з об’ємними листівками, навчити виготовляти квіти з паперу; розвивати фантазію, кмітливість; виховувати любов до матері, бабусі.
58943. Київ – столиця України 45 KB
  Яке слово вийшло Отже тема нашого уроку Київ - столиця України. Розповідь вчителя про місто Київ з демонстрацією слайдів. Сьогодні ми з вами помандруємо в столицю України місто Київ.
58944. Повітря навколо нас. Властивості повітря 63 KB
  Мета: розширити й поглибити уявлення дітей про значення і місцезнаходження повітря на землі про властивості повітря про значення в природі властивостей повітря використовувати елементи музикотерапевтичної педагогіки Пісне знайка...