32877

Географическая среда в развитие общества. Географическое направление в обществоведении

Доклад

Логика и философия

Географическая среда в развитие общества. В более узком смысле – это часть материи за исключением общества т. Географическая среда имеет историческую обусловленность и расширяется с развитием общества. Географическая среда является важным фактором развития общества: Она влияет на разделение труда на размещение отраслей производства что изучается экономической географией; Она влияет на темпы развития общества может быть боле или менее благоприятной; Она опосредованно влияет на характер политических систем что изучается...

Русский

2013-09-05

41.93 KB

46 чел.

Вопрос 12.

Географическая среда в развитие общества. Географическое направление в обществоведении.

Понятие «географическая среда» вошло в науку в конце XIX века благодаря работам Э. Реклю и Л.И. Мечникова.

    Под природой в широком смысле слова понимается весь материальный мир. В более узком смысле – это часть материи, за исключением общества, т.е. всё, что является объектом изучения естественных наук. В самом узком смысле под природой понимается  географическая среда – это среда обитания человека, с которой он непосредственно контактирует на данном этапе исторического развития и которая вовлечена в его практическую деятельность. 
    Географическая среда имеет историческую обусловленность и расширяется с развитием общества. Постепенно заселялась поверхность суши, осваивались недра земли и глубины океанов. В настоящее время границы географической среды расширились до размеров географической оболочки. Но человек вышел и за эти пределы. Освоение ближнего космоса позволяет говорить уже не о географической, а о природной среде обитания человека.
Географическая среда является важным фактором развития общества:

  1.  Она влияет на разделение труда, на размещение отраслей производства, что изучается экономической географией;
  2.  Она влияет на темпы развития общества, может быть боле или менее благоприятной;
  3.  Она опосредованно влияет на характер политических систем, что изучается политической географией;
  4.  Она влияет на территориальное размещение народонаселения, что изучается географией населения;
  5.  Географическая среда отражается в культуре, накладывает отпечаток на формирование психологического облика человека;

Географическая среда общества включает в себя две основные части:

  1.  Естественные средства существования - солнечная и космическая активность, климат, воздух, плодородие почв, наличие лесов и степей, обилие рыбы в воде, животных, грибов, ягод в лесах и т.п.;
  2.  Естественные средства производства -  судоходность рек, наличие водопадов (для мельниц и т.п.), лесов (для обжигания древесного угля и топлива), угля, металлов, нефти и других видов полезных ископаемых.

Роль двух составляющих географической сферы обществ менялась. Сначала главную роль играли естественные средства существования. Но постепенно все большую роль начали играть естественные средства производства, которые в наше время определяют статус обществ на мировой арене.

    С одной стороны, возрастающие возможности человека делают его всё более независимым от стихийных сил природы. С другой стороны, втягивая природу в свою деятельность, человек усиливает зависимость от неё  (от наличия природных ресурсов, от состояния окружающей среды).
В социальной философии сформировался такой подход к изучению общества
как географический детерминизм. Сторонники этого подхода абсолютизировали роль географической среды в развитии общества (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л.И. Мечников - придавали географическим факторам и, в частности, климату решающее значение в формировании государства и права).  Однако, абсолютизация роли географической среды в жизни общества является ошибкой. Ошибочные взгляды были положены в основу теорий расизма (Геополитические аргументы использовались для оправдания агрессивных, захватнических войн).                                                                                                                                                                                Стадии взаимодействия человечества и природы:

  1.   Активность природы по отношению к человечеству -   адаптация человечества к географической среде (ноосфера и т.п.);
  2.  Равновесие между воздействием природы и человечества друг на друга -  производственно-техническое воздействие на природу уравновешивается ее активностью;
  3.  Экологический кризис - негативное воздействие промышленно-технологической деятельности не нейтрализуется, а накапливается, создавая в перспективе угрозу географической.


    Географическая среда выступает лишь одной из предпосылок общественного развития. Как именно скажется её влияние на общество, зависит от характера самих социальных процессов. Благоприятная географическая среда создаёт объективную возможность ускоренного развития общества. Но эта возможность ещё должна быть использована. Таким образом,  географическая среда является важным, но не определяющим фактором развития общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57703. Усиление Московского государства в XVв. Иван ІІІ 2.09 MB
  ЦЕЛЬ: рассмотреть процесс усиления Московского царства, основные направления политики Ивана ІІІ, которые привели к укреплению власти Московского государства и объединению под его властью остальных земель Северо-восточной Руси...
57704. Китай. Економіко – географічна характеристика 70 KB
  Мета уроку: формувати в учнів систему знань про особливості населення, економічної політики, галузей міжнародної спеціалізації Китаю; Розвивати та вдосконалювати навички учнів оцінювати географічне положення і природно–ресурсний потенціал країни;
57705. Складання тексту-міркування 91 KB
  Мета: удосконалювати навички та вміння правильно будувати текст-міркування; вчити розкривати абстрактно загальні поняття; розвивати звязне мовлення увагу память мислення уміння логічно й послідовно викладати думки на папері...
57706. Від минулого до сьогодення. Історія створення книги 180 KB
  Мета: ознайомити п’ятикласників з історією виникнення книги та розвитком книгодрукування в Україні; популяризувати книгу носія інформації; виховувати повагу до історії народу його внеску в розвиток української культури.
57707. Книга: подорож у часі 122 KB
  Мета: дидактична: ознайомити учнів з історією створення книги з найдавніших часів; розвивальна: показати учням значення книги в розвитку світового суспільства; розвивати інтелектуальну активність учнів; розвивати культуру мислення уяву...
57708. Культура Галицько – Волинської держави 77.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з досягненнями культури Галицько – Волинської держави; визначити її особливості; з ясувати які держави мали вплив на розвиток Галицько – Волинської держави; працювати над вмінням виділяти головне працювати в групі...
57709. Клас Комахи. Особливості будови та процесів життєдіяльності 157.5 KB
  Розширити та поглибити знання учнів про членистоногих познайомити з різноманітністю комах особливостями їх зовнішньої та внутрішньої будови пристосуванням їх до умов навколишнього середовища.
57710. Урок-турнір з інформатики «Комп’ютерні відмінники» 2.89 MB
  Мета уроку: Перевірити спільний рівень ерудиції; знання учнів з вивчених розділів та тем навчальної програми; вміння та навички учнів отриманих на уроках інформатики...
57711. Устройство компьютера. Урок информатики 67.5 KB
  Цели урока: помочь учащимся усвоить устройство компьютера понятие базовая конфигурация ПК дать основные понятия необходимые для начала работы на компьютере; воспитание информационной культуры учащихся внимательности аккуратности дисциплинированности усидчивости; развитие познавательных интересов навыков работы с мышью и клавиатурой самоконтроля умения конспектировать. Оборудование:компьютер учебник компьютерная презентация. На прошлом уроке мы начинали знакомство с компьютером. Сегодня мы рассмотрим какие устройства...