32877

Географическая среда в развитие общества. Географическое направление в обществоведении

Доклад

Логика и философия

Географическая среда в развитие общества. В более узком смысле это часть материи за исключением общества т. Географическая среда имеет историческую обусловленность и расширяется с развитием общества. Географическая среда является важным фактором развития общества: Она влияет на разделение труда на размещение отраслей производства что изучается экономической географией; Она влияет на темпы развития общества может быть боле или менее благоприятной; Она опосредованно влияет на характер политических систем что изучается...

Русский

2013-09-05

41.93 KB

46 чел.

Вопрос 12.

Географическая среда в развитие общества. Географическое направление в обществоведении.

Понятие «географическая среда» вошло в науку в конце XIX века благодаря работам Э. Реклю и Л.И. Мечникова.

    Под природой в широком смысле слова понимается весь материальный мир. В более узком смысле – это часть материи, за исключением общества, т.е. всё, что является объектом изучения естественных наук. В самом узком смысле под природой понимается  географическая среда – это среда обитания человека, с которой он непосредственно контактирует на данном этапе исторического развития и которая вовлечена в его практическую деятельность. 
    Географическая среда имеет историческую обусловленность и расширяется с развитием общества. Постепенно заселялась поверхность суши, осваивались недра земли и глубины океанов. В настоящее время границы географической среды расширились до размеров географической оболочки. Но человек вышел и за эти пределы. Освоение ближнего космоса позволяет говорить уже не о географической, а о природной среде обитания человека.
Географическая среда является важным фактором развития общества:

  1.  Она влияет на разделение труда, на размещение отраслей производства, что изучается экономической географией;
  2.  Она влияет на темпы развития общества, может быть боле или менее благоприятной;
  3.  Она опосредованно влияет на характер политических систем, что изучается политической географией;
  4.  Она влияет на территориальное размещение народонаселения, что изучается географией населения;
  5.  Географическая среда отражается в культуре, накладывает отпечаток на формирование психологического облика человека;

Географическая среда общества включает в себя две основные части:

  1.  Естественные средства существования - солнечная и космическая активность, климат, воздух, плодородие почв, наличие лесов и степей, обилие рыбы в воде, животных, грибов, ягод в лесах и т.п.;
  2.  Естественные средства производства -  судоходность рек, наличие водопадов (для мельниц и т.п.), лесов (для обжигания древесного угля и топлива), угля, металлов, нефти и других видов полезных ископаемых.

Роль двух составляющих географической сферы обществ менялась. Сначала главную роль играли естественные средства существования. Но постепенно все большую роль начали играть естественные средства производства, которые в наше время определяют статус обществ на мировой арене.

    С одной стороны, возрастающие возможности человека делают его всё более независимым от стихийных сил природы. С другой стороны, втягивая природу в свою деятельность, человек усиливает зависимость от неё  (от наличия природных ресурсов, от состояния окружающей среды).
В социальной философии сформировался такой подход к изучению общества
как географический детерминизм. Сторонники этого подхода абсолютизировали роль географической среды в развитии общества (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л.И. Мечников - придавали географическим факторам и, в частности, климату решающее значение в формировании государства и права).  Однако, абсолютизация роли географической среды в жизни общества является ошибкой. Ошибочные взгляды были положены в основу теорий расизма (Геополитические аргументы использовались для оправдания агрессивных, захватнических войн).                                                                                                                                                                                Стадии взаимодействия человечества и природы:

  1.   Активность природы по отношению к человечеству -   адаптация человечества к географической среде (ноосфера и т.п.);
  2.  Равновесие между воздействием природы и человечества друг на друга -  производственно-техническое воздействие на природу уравновешивается ее активностью;
  3.  Экологический кризис - негативное воздействие промышленно-технологической деятельности не нейтрализуется, а накапливается, создавая в перспективе угрозу географической.


    Географическая среда выступает лишь одной из предпосылок общественного развития. Как именно скажется её влияние на общество, зависит от характера самих социальных процессов. Благоприятная географическая среда создаёт объективную возможность ускоренного развития общества. Но эта возможность ещё должна быть использована. Таким образом,  географическая среда является важным, но не определяющим фактором развития общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39748. Развитие мышления в онтогенезе 64.5 KB
  Пиаже отмечал что: 1 изменения внутри каждой стадии обычно количественны и линейны изменения между стадиями носят качественный характер; 2 последовательность прохождения этих четырех стадий обязательно и чтобы достичь очередной стадии ребенок должен пройти через все предыдущие. В последующем ребенок может осуществлять поведение с иной целью чем собственно поведение. Координирование таких средств и целей происходит на следующем этапе третичные схемы когда ребенок может проделывать с объектом несколько различных вещей взять его...
39749. Речь и мышление 338.98 KB
  Общая характеристика речи. Значение речи в жизни человека Определение речи Речь и язык. Понятие языка Понятие речи Отличие языка от речи Теории речи. Рефлекторный характер речевой деятельности Динамическая локализация речи Соотношение центра с периферией Восприятие и понимание речи Функции речи.
39750. Самооценка и уровень притязаний в современной психологии 88 KB
  Она тесно связана с уровнем притязаний человека степенью трудности целей которые он ставит перед собой. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности т. Люди с реалистичным уровнем притязаний отличаются уверенностью в своих силах настойчивостью в достижении цели большей продуктивностью критичностью в оценке достигнутого.
39751. Способности 109.5 KB
  Классификация способностей Специфически человеческие способности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальные способности. Следует отметить что наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей и наоборот. Большинство исследователей проблемы способностей сходятся на том что общие и специальные способности не конфликтуют а сосуществуют взаимно дополняя и обогащая друг друга. Более того в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве...
39752. Темперамент 131 KB
  Общая характеристика темперамента Каждый человек уникален и неповторим. Свойства темперамента это и есть такие индивидуальные свойства которые определяют течение т. Однако динамика психической деятельности зависит не только от темперамента. Например любой человек не зависимо от его темперамента при наличии интереса работает энергичнее быстрее а при отсутствии медленнее и вяло.
39753. Теории мышления в психологии 67 KB
  Активные психологические исследования мышления ведутся начиная с 17го века однако психология мышления специально стала разрабатываться лишь в 20ом веке. не видели необходимости в социальном исследовании мышления. Считалось что мышление образно процесс мышления непроизвольная смена образов развитие мышления процесс накопления ассоциаций.
39755. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЫШЛЕНИЯ 34 KB
  Итак мы переходим к следующему вопросу Физиологические основы мышления. Центральным в человеческой теории мышления является взгляд на роль слова в рефлекторном процессе. Слово является средством умственного общения и условием развития мышления.
39756. Формы мышления 129.5 KB
  Взаимосвязь понятий и представлений очень сложна. Рубинштейн Формирование понятий Подход Менчинской Н. Образование искусственных понятий: методика двойной стимуляции. Менчинская Наталия Александровна Усвоение понятий в процессе обучения Ребенок не сразу овладевает тем или иным научным понятием этот процесс не сводится к простому копированию в сознании учащихся понятий Вводимых учителем.