32877

Географическая среда в развитие общества. Географическое направление в обществоведении

Доклад

Логика и философия

Географическая среда в развитие общества. В более узком смысле – это часть материи за исключением общества т. Географическая среда имеет историческую обусловленность и расширяется с развитием общества. Географическая среда является важным фактором развития общества: Она влияет на разделение труда на размещение отраслей производства что изучается экономической географией; Она влияет на темпы развития общества может быть боле или менее благоприятной; Она опосредованно влияет на характер политических систем что изучается...

Русский

2013-09-05

41.93 KB

46 чел.

Вопрос 12.

Географическая среда в развитие общества. Географическое направление в обществоведении.

Понятие «географическая среда» вошло в науку в конце XIX века благодаря работам Э. Реклю и Л.И. Мечникова.

    Под природой в широком смысле слова понимается весь материальный мир. В более узком смысле – это часть материи, за исключением общества, т.е. всё, что является объектом изучения естественных наук. В самом узком смысле под природой понимается  географическая среда – это среда обитания человека, с которой он непосредственно контактирует на данном этапе исторического развития и которая вовлечена в его практическую деятельность. 
    Географическая среда имеет историческую обусловленность и расширяется с развитием общества. Постепенно заселялась поверхность суши, осваивались недра земли и глубины океанов. В настоящее время границы географической среды расширились до размеров географической оболочки. Но человек вышел и за эти пределы. Освоение ближнего космоса позволяет говорить уже не о географической, а о природной среде обитания человека.
Географическая среда является важным фактором развития общества:

  1.  Она влияет на разделение труда, на размещение отраслей производства, что изучается экономической географией;
  2.  Она влияет на темпы развития общества, может быть боле или менее благоприятной;
  3.  Она опосредованно влияет на характер политических систем, что изучается политической географией;
  4.  Она влияет на территориальное размещение народонаселения, что изучается географией населения;
  5.  Географическая среда отражается в культуре, накладывает отпечаток на формирование психологического облика человека;

Географическая среда общества включает в себя две основные части:

  1.  Естественные средства существования - солнечная и космическая активность, климат, воздух, плодородие почв, наличие лесов и степей, обилие рыбы в воде, животных, грибов, ягод в лесах и т.п.;
  2.  Естественные средства производства -  судоходность рек, наличие водопадов (для мельниц и т.п.), лесов (для обжигания древесного угля и топлива), угля, металлов, нефти и других видов полезных ископаемых.

Роль двух составляющих географической сферы обществ менялась. Сначала главную роль играли естественные средства существования. Но постепенно все большую роль начали играть естественные средства производства, которые в наше время определяют статус обществ на мировой арене.

    С одной стороны, возрастающие возможности человека делают его всё более независимым от стихийных сил природы. С другой стороны, втягивая природу в свою деятельность, человек усиливает зависимость от неё  (от наличия природных ресурсов, от состояния окружающей среды).
В социальной философии сформировался такой подход к изучению общества
как географический детерминизм. Сторонники этого подхода абсолютизировали роль географической среды в развитии общества (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л.И. Мечников - придавали географическим факторам и, в частности, климату решающее значение в формировании государства и права).  Однако, абсолютизация роли географической среды в жизни общества является ошибкой. Ошибочные взгляды были положены в основу теорий расизма (Геополитические аргументы использовались для оправдания агрессивных, захватнических войн).                                                                                                                                                                                Стадии взаимодействия человечества и природы:

  1.   Активность природы по отношению к человечеству -   адаптация человечества к географической среде (ноосфера и т.п.);
  2.  Равновесие между воздействием природы и человечества друг на друга -  производственно-техническое воздействие на природу уравновешивается ее активностью;
  3.  Экологический кризис - негативное воздействие промышленно-технологической деятельности не нейтрализуется, а накапливается, создавая в перспективе угрозу географической.


    Географическая среда выступает лишь одной из предпосылок общественного развития. Как именно скажется её влияние на общество, зависит от характера самих социальных процессов. Благоприятная географическая среда создаёт объективную возможность ускоренного развития общества. Но эта возможность ещё должна быть использована. Таким образом,  географическая среда является важным, но не определяющим фактором развития общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58506. УРОК В РАМКАХ КЛАССНО-УРОЧНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ 71 KB
  Определение понятия урок;экскурс в историю классноурочной системы обучения. Вот некоторые из них: 1 Урок это такая форма организации педагогического процесса при которой педагог в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся классов с учетом особенностей каждого из них используя виды средства методы работы создающие благоприятные условия для того чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения а также для...
58507. Одномерные массивы 119.5 KB
  Цель: закрепить знания по теме “Одномерные массивы”, проверить умение решать базовые задачи, совершенствовать умение учащихся оценивать свой учебный труд. Развивать логическое мышление. Воспитывать культуру предмета.
58509. Новогодняя открытка 47.5 KB
  После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Лишь владельцы трактиров украшали ими свои дома причем эти елки стояли на трактирах круглый год отсюда пошло их название елки-палки. Новогодние празднества и традиция ставить елки возродились при Екатерине II.
58510. Понятие информации. Виды информации. Свойства информации 62.5 KB
  Цель урока: Познакомить учащихся с понятием информации и носителями информации. Учащиеся должны понимать, что существуют различные подходы к определению информации в различных областях человеческой деятельности...
58511. Поняття алгоритму. Базові структури алгоритмів 163 KB
  Виконання алгоритму повинно приводити до очікуваного результату за скінченну кількість кроків. Виконання алгоритму завжди повинно призводити до певного результату. Виконавець відповідно до алгоритму повинен одержати результат не вникаючи в його суть.
58512. Проведення реєстрації осіб, які виявили бажання пройти зовнішнє незалежне оцінювання в 2012 році. Робота з програмою створення заяви-реєстраційної картки 166 KB
  Мета уроку: ознайомити учнів з порядком реєстрації на зовнішнє незалежне оцінювання 2012 року навчити учнів користуватися програмою реєстрації на ЗНО 2012 ознайомити учнів з правами та обов’язками осіб які бажають взяти участь у ЗНО...
58513. Властивості інформації. Кодування інформації 82.5 KB
  Перевірка домашнього завдання 67 хв. Зараз я пройду та перевірю домашнє завдання. 1 учень: Запиши у якому вигляді подано інформацію в таких прикладах: Хто не виконав завдання слідкуйте і самостійно запишіть відповідь у таблицю.
58514. Первобытный мир – первые шаги человечества 153.5 KB
  Цели: образовательные: создать у детей образ эпохи Первобытного мира; проследить расселение первобытных людей по планете; развивающие: учить анализировать ответы товарищей и высказывать свое мнение; познакомить с открытиями и изобретениями древних людей...