32884

Революция и реформа. Смена лидеров в истории

Доклад

Логика и философия

Революция и реформа. Революция радикальное коренное глубокое качественное изменение скачок в развитии общества природы или познания сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Социальная революция качественный скачок в развитии общества который сопровождается переходом государственной власти в руки революционного класса или классов и глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни. В марксистской традиции введено разделение на буржуазные революции Приводят к замене феодализма капитализмом в экономике не до...

Русский

2013-09-05

45.35 KB

19 чел.

Вопрос 19.

Революция и реформа. Смена лидеров в истории.

Революция — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции (где развитие происходит более медленно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ). Современные ученые выделяют несколько видов революции: социальная, экономическая, политическая, культурная, идеологическая и т.д.

Социальная революция - качественный скачок в развитии общества, который сопровождается переходом государственной власти в руки революционного класса или классов и глубокими изменениями во всех сферах общественной жизни. Приводит к смене одного социально-экономического строя другим.

Политические революции — Приводит к смене одного политического режима другим.

    Наибольшее внимание этим вопросам традиционно уделял и уделяет марксизм. В марксистской традиции введено разделение на буржуазные революции (Приводят к замене феодализма капитализмом в экономике не до конца или не ликвидирует при этом феодальный политический режим, это обычно влечет за собой возникновение буржуазно-демократических революций, смыслом которых является приведение политической надстройки в соответствие с экономическим базисом - революции 1918 года в Германии и в Австро-Венгрии, Кемалистская революция 1918—1922 годов в Турции) и социалистические (Приводит к переходу от капитализма к социализму - Октябрьская революция 1917 года в России, Китайская революция 1949 года, Кубинская революция 1959 года).

    Известны также национально-освободительные революции, в ходе которых те или иные страны освобождаются от колониальной, полуколониальной или иной иностранной (национальной) зависимости (Нидерландская революция XVI века, войны за независимость в Латинской Америке в XIX веке, Филиппинская революция 1896—1898 годов, Августовская революция 1945 года во Вьетнаме, Июльская революция 1952 года в Египте и т. д.).

Реформа - это особая форма революционного процесса, если понимать революцию как разрешение противоречия прежде всего между производительными силами (содержание) и производственными отношениями (форма). В реформе можно видеть как разрушительный, так и созидательный процесс. Разрушительный характер реформ проявляется в том, что с точки зрения революционных сил уступки в виде реформ, проводимых правящим классом, "подтачивают" позиции последнего. А это, как известно, может подтолкнуть правящий класс к насильственным действиям, чтобы сохранить свое господство в неизменном виде (а революционные силы - к ответным действиям). В результате этого подготовка качественных изменений в социальном организме консервируется, а то и прерывается. Созидательный характер реформ проявляется в том, что они подготавливают новые качественные изменения, способствуют мирному переходу к новому качественному состоянию общества, мирной форме протекания революционного процесса - революции. Это преобразование, вводимое законодательным путем. В частности процесс преобразования государства, начинаемый властью по необходимости. Конечная цель любой реформы — укрепление и обновление государственных основ, что, однако, не всегда несёт за собой улучшение уровня жизни, сокращение государственных расходов и наоборот — увеличение доходов.

Смена лидеров в истории - В мировой истории на каждом этапе её развития можно выделить одно государство-лидер. Обычно пользуются двумя подходами:

  1.   Первый – «век определенной страны» (учитывается хронология, допускается мелкое дробление), согласно ему в XVI в. лидером была Испанская империя, в первой половине XVII – Голландия, во второй половине XVII – Франция, в XVIII – Франция (на континенте) и Британия (в колониях), в XIX – Британия (везде), в XX – начале XXI – США (в середине века параллельно с СССР), с середины нынешнего столетия мировое лидерство пророчат Китаю;
  2.  Второй подход – выделение мировых держав по всеобъемлющей степени господства (мировой гегемонии), здесь выделяют гегемонию Голландии в середине XVII в., Британии – в середине XIX в. и США – в середине XX в.

Геополитические гегемонии заключаются в практически абсолютном доминировании одного из государств в международной системе отношений в трех сферах жизни: экономической, политической и идеологической.                                                                                                                         Направления, по которым у страны-лидера формируется ощущение превосходства – 1) Изобилие, 2) Недостаточный уровень конкуренции, 3) Уверенность в непобедимости, 4) Новые проблемы решаются старыми методами, 5) Пренебрежение.

Причины сменяемости лидеров:

  1.  Пассивность.  Из опыта древних цивилизаций (Вавилон, Персия, Египет) видно, что по мере увеличения богатства страны теряют свою активность, концентрируя внимание на сохранении завоеванного.
  2.  Ведущие страны не замечают темпов развития противников, прежде всего роста производительности труда.
  3.  Изменения происходят так медленно, что не позволяет своевременно заметить противника.
  4.  Преследователям свойственна жажда победы (за счет повышения активности, напора, старательности).
  5.  Конкуренты делают упор на систему обучения.
  6.  Преследователи копируют лидеров, приспосабливая их идеи» к своим особенностям.
  7.  Улучшение качества товаров и ориентация на потребителя;
  8.  Возможности лидера бороться со временем ослабевают: нельзя ориентироваться на сохранение имеющегося, надо рисковать, быть активными экономическими и социальными реформаторами.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56446. Запалюємо «Тимурівські зірочки» 318.5 KB
  Наш проект Запалюємо Тимурівські зірочки передбачає відродження саме тимурівського руху як самостійного напрямку діяльності учнів. Мета проекту: відродження тимурівського руху як самостійного напрямку діяльності.
56447. Типы и структура урока технологии 31 KB
  По этим признакам выделяются: комбинированный урок теоретический урок практический урок уроклабораторная работа урок по решению технических задач контрольнопроверочный урок. Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под этим понимается совокупность элементов входящих в урок их последовательность и взаимосвязь.
56448. Типы и структура уроков русского языка 40.5 KB
  В уроке реализуется и программа, и вся методика, осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и учителя, управляющего этим процессом. Общие требования к уроку русского языка...
56449. Синтаксические трансформации в художественном тексте при переводе с русского языка на украинский язык 245.5 KB
  Теория непереводимости. По этой теории полноценный перевод с одного языка на другой вообще невозможен вследствие значительного расхождения выразительных средств разных языков; перевод является лишь слабым и несовершенным отражением оригинала, дающим о нем весьма отдалённое представление.
56450. Типы уроков иностранного языка 53 KB
  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний.
56451. ТИПЫ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА 72 KB
  Итак в школьной практике выделяют: урок повторения предшествующего учебного материала в начале учебного года; урок объяснения нового материала урок новых знаний; урок закрепления знаний формирования умений и навыков...
56452. Типы уроков русского языка 68.5 KB
  Применительно к организации учебного процесса на уроках русского языка можно выделить следующие структурные компоненты: а организационный момент начало урока; б проверка письменных домашних заданий...