32885

Русская аксиология

Доклад

Логика и философия

Человека интересует не просто истина, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. Человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость

Русский

2013-09-05

49.6 KB

21 чел.

Вопрос 20.

Русская аксиология.

Аксиология- (греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам.

Проблемы ценностей в философии

Человека интересует не просто истина, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. Человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру.

Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идёт о родном, святом, предпочтительном, дорогом.

Выработка ценностей:Часть ценностей человек приобретает по наследству от тех традиций, в которые он попал в результате рождения. Сознание позволяет человеку вырабатывать новые ценности. Интерпритация всегда есть переплавка старых ценностей в новые установки.

Выводы: Ценность-это то, что значимо для человека. Ценность-это интерпритация, в которой субъект выражает свои предпочтения.

Основной вопрос, который изначально поставила Аксиология, и который потом внутри нее неоднократно переформулировался, - это вопрос об условиях возможности оценок, имеющих «абсолютное значение», их критериях и соотносимости разных систем ценностей между собой. Тогда основную задачу Аксиологии можно видеть в анализе того, как возможна ценность в общей структуре бытия и как она соотносится с миром наличного бытия, с данностями социума и культуры (как ценности, будучи обращены к человеку, реализуются в действительности).

В традициях русской философии наиболее развитыми аксиологическими подходами оказались неокантианский нормативизм (Новгородцев, Кистяковский и др.), феноменолого-герменевтический смысло-анализ Шпета, совершенно оригинальная (не имеющая прямых «западных» аналогов) концепция теории ценностей как «теории творчества» или «теории символизма» Белого, но прежде всего религиозно-ориентированная версия Аксиологии, предложенная в различных вариантах B.C. Соловьевым, Бердяевым, Франком, Флоренским, Н.О. Лосским и др..Советская философия долгое время игнорировала ценостную проблематику и не признавала за Аксиологией статуса особой философской дисциплины. Возрождение интреса к Аксиологии связано с работами В.П.Тугаринова,Г. Дробницкого, А.А. Ивина и др..

Основатели русской аксиологии:

В.С. Соловьев - Рассматривал проблемы нравственности во многих своих произведениях. Он определяет "ценность" как "безусловное значение", как указание на некий высший религиозный смысл реальных явлений, людей, а для ценностно-этической характеристики пользуется термином "достоинство". "Достойное" бытие, понимаемое как "идеальное" и "должное", существующее "само по себе", выступает в качестве идеала, имеющего значение "нормы" для оценочной деятельности в областях: познавательной (истина), нравственной (благо-добро), эстетической (красота). В своем "Оправдании добра" дает глубокий анализ чувств, или естественных корней нравственности - стыда, жалости и благочестия. Изначальная вера в абсолютное значение нравственных норм, в единство Добра, Истины и Красоты - становится основой осмысления морали и одновременно получает свое философское. Все прочие нравственные ценности признаются лишь различными формами проявления основных начал.

    Н.А. Бердяев - Став на путь дуалистической диалектики "божественного" и "человеческого", считал, что "только божественным ценностям могут подчиняться ценности человеческие". Вместе с тем он утверждал "абсолютную ценность человека как самоцели".

    Н.О. Лосский - суть своей аксиологической концепции сформулировал в заглавии монографии: "Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей"  Он считал, что абсолютную ценность имеет путь человека и соответственно всего мира к Богу.

А. Белый - Переосмысляет неокантианскую аксиологию, соотнося ценность и культуру, определяя "теорию ценностей" как "теорию творчества", или "теорию символизма".Считал ценность не "гносеологическим понятием", а "понятием творческой деятельности", в которой "индивидуум становится символом ценности". Ценность трактуется как символ и означает возращение к бытию.

Г.Г.Шпет- Усматривал в Аксиологии средство для преодоления дуализма Канта и неокантианства, в том числе в учении о ценностях. Полагал, что ценности принадлежат к миру действительности и обладают определенной формой бытия и предметности, считая культуру совокупностью ценностей. Исследуя "смысл" и "значение" культурных явлений он подчеркивал культурно-знаковую природу "эстетического предмета" и рассматривал "социально-культурную вещь" как "объективированную субъективность" и "субъективированную объективность".

М.М.Бахтин- Критикует неокантианскую концепцию ценности с феноменологических позиций. Но если сначала Бахтин подчеркивал субъективность ценности, то в дальнейшем он приходит к признанию объективности общечеловеческих ценностей, ценных "для всего исторического человечества". Давая, по его словам, "феноменологическое описание ценностного сознания", Бахтин не отрывал его "от онтологических корней действительного бытия".

Б.А.Кистяковский - Обоснование ценности права для практической жизни. Ценностное содержание культуры задается безусловностью справедливости, истины, красоты, веры. Ценности права относительны, но они задают формальные свойства интеллектуальной и волевой деятельности людей. Право - единственная социально-дисциплинирующая система. Дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком - тождественные понятия. Право - основное условие внутренней свободы человека, игнорирование власти права ведет к власти силы, т.е. росту несвободы. Русское же общество, по К., никогда не уважало права, русская интеллигенция не заботилась о формировании прочного правосознания как необходимого условия нормального общественного развития.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30160. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАМКАХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА 1023.5 KB
  Таможенно-тарифное регулирование отличается от других регуляторов тем, что оно имеет внерыночный характер и реализуется только непосредственно государством. В отличие от него другие регуляторы испытывают на себе воздействие, как рыночных сил, так и государства. Например, цены в том или ином секторе экономики могут формироваться под воздействием конкурентной или монопольной среды.
30161. Анализ финансово- хозяйственной деятельности ООО «РИМ» 190.96 KB
  1 Характеристика предприятия 3. Предложения по улучшению финансово хозяйственной деятельности ООО РИМ Заключение Список использованных источников ВВЕДЕНИЕ В условиях рыночной экономики финансы предприятия приобретают особенно важное значение для существования и развития предприятия. Искусство управления финансами предприятия все в большей мере сосредотачивается на использовании внутреннего потенциала предприятия на экономическом обосновании принимаемых управленческих решений что в свою очередь требует совершенствования приемов и методов...
30162. Учет расчетов с персоналом по оплате труда на примере ООО «Азимут» 153.33 KB
  Теоретические основы учета расчетов с персоналом по оплате труда. Сущность и основные понятия организации расчетов по оплате труда. Формы и системы оплаты труда 1. Состав и методы формирования фонда оплаты труда 2.
30163. Особенности организации учета расходов на НИОКР на предприятии ООО «Сатурн» 214 KB
  Цель курсовой работы – раскрыть основные особенности бухгалтерского учета расходов на НИОКР на примере конкретного предприятия, в соответствии с законодательными и нормативными актами и обозначить проблемы, с этим связанные.
30164. Розрахунок ультразвукового термометра 12.93 MB
  Переваги ультразвукових термометрів особливо яскраво проявились при їх випробовуванні та експлуатації в реакторних і енергетичних установках, що зумовило інтенсифікацію досліджень в області ультразвукової термометрії.
30165. Совершенствование технологии возделывания ячменя и кормовой свеклы 152.12 KB
  Наиболее плодородными являются суглинистые почвы занимающие 257 площади пашни. Также неплохими агрономическими свойствами обладают супесчаные почвы подстилаемые суглинками. В процессе жизненного цикла растения ярового ячменя проходят следующие фазы роста и развития: Прорастание семян Всходы Кущение Выход в трубку Колошение Цветение Формирование и созревание зерна Химический состав зерна ярового ячменя зависит от вида и сорта от плодородия почвы погодноклиматических условий и агротехники. при влажности почвы менее 30 полной...
30166. Реконструкция системы водоснабжения с.Исмаилово Дюртюлинского района Республики Башкортостан 249.46 KB
  Кроме того потребители воды люди животные машины при выполнении многих производственных операций пахота уборка пастьба животных и др. Все это усложняет водоснабжение увеличивает дальность транспортирования воды затрудняет эксплуатацию систем. Это обусловливает цикличное чередование сельскохозяйственных работ а следовательно неравномерность потребления воды.
30167. Описание технологии изготовления сварной конструкции: «Бак для разогрева битума» 404.97 KB
  Выбор параметров режима сварки. Последовательность сварки. Сварочный пост для ручной дуговой сварки. Сварочный пост для газовой сварки.