32886

Философия как мировоззрение. Предмет философии. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм

Доклад

Логика и философия

Предмет философии. Основной вопрос философии. Предметы философии круг вопросов которые изучает философия. Структура предмета философии: Онтология Учение о бытие; Гносеология Учение о познании; Человек; Общество.

Русский

2013-09-05

41.21 KB

15 чел.

Вопрос 1.

Философия как мировоззрение. Предмет философии. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

 

Философия как мировоззрение.

Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Эти элементы в  совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и соц. групп, классов, наций, общества в целом

 3 основные формы мировоззрения:

  1.  Мифология;
  2.  Религия;
  3.  Философия.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

  1.   Основано на знании (А не на вере либо вымысле);
  2.   Рефлексивно (Имеет место обращенность мысли на саму себя);
  3.   Логично (Имеет внутреннее единство и систему);
  4.  Опирается на четкие понятия и категории.

Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самого общества.                                                                                                                           Философия как мировоззрение прошла 3 основные стадии:

  1.  Космоцентризм (В основе лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов -свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, а также Древней Греции).
  2.  Теоцентризм (В основе лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога - был распространен в средневековой Европе).
  3.  Антропоцентризм (В центре стоит проблема человека - Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Предметы философии — круг вопросов, которые изучает философия.

Структура предмета философии:

  1.  Онтология (Учение о бытие);
  2.  Гносеология (Учение о познании);
  3.  Человек;
  4.  Общество.

Основной вопрос.

Вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют 2 стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.                              Основные направления: материализм, идеализм, эмпиризм и рационализм.                                           Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии - что первично — материя или сознание?                                                                                                                                                         Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса - познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

Материализм ("линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.                                                               Философы – Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.                                                      Достоинства материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.                                                                                                                                          Слабости материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.                                                                                                        Распространение - в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.                                                                                                                        Формы:                                                                                                                                                                                        1. Наивный материализм древних - Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит;                                                                  2. Метафизический - Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий;                                                                                                                                                  3.  Диалектический материализм - Маркс и Энгельс).   

Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).                                                                                      Выделяются 2 самостоятельных направления:

  1.  Объективный идеализм (Платон-основатель, Лейбниц, Гегель и др.) - Существует только идея и

она  первична. Вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";

  1.  Субъективный идеализм (Беркли, Юм) - Все существует только в сознании познающего субъекта (человека), образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека.

Слабая черта — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).                                                                                                             Господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53120. Розв’язування прикладних задач по темі «Об’єми та площі поверхонь геометричних тіл» 7.5 MB
  Які властивості має паралелепіпед Які види паралелепіпедів ви знаєте Які властивості має прямокутний паралелепіпед Чому дорівнює площа бічної поверхні площа повної поверхні та обєм призми Знайти площу повної поверхні та обєми фігур. Що називається віссю та апофемою правильної піраміди Чому дорівнює площа бічної поверхні площа повної поверхні та обєм піраміди Знайти площу повної поверхні та обєми фігури. Чому дорівнює площа бічної площа повної поверхні та обєм циліндра Знайдіть площу повної поверхні та обєм...
53121. Чотирикутники 174 KB
  Чотирикутник у якого протилежні сторони паралельні Паралелограм 4. Паралелограм у якого всі сторони рівні Ромб 6. Паралелограм у якого всі кути прямі Прямокутник . Інших чотирикутників не знали пізніше їх класифікували на паралелограми ромби прямокутники.
53122. Трапеція та її властивості. Геометрія (8 клас) 365.5 KB
  Мета: Сформувати в учнів поняття трапеції її елементів розглянути означення рівнобічної та прямокутної трапеції зміст властивостей кутів трапеції прилеглих до бічної сторони та кутів та діагоналей рівнобічної трапеції. Формувати вміння: відтворювати вивчені твердження; за готовими рисунками знаходити елементи трапеції; розвязувати найпростіші задачі на обчислення. План вивчення нового матеріалу Означення трапеції її елементи Властивості кутів трапеції прилеглих до бічних сторін; висот...
53123. Розв’язування трикутників 214.5 KB
  Мета: формувати вміння і навички розвязування трикутника за трьома його основними елементами; повторити теореми синусів косинусів та наслідки з них; повторити основні типи задач на обчислення елементів довільних трикутників; розвивати пошукову пізнавальну активність учнів логічне мислення уяву звязне мовлення; виховувати самостійність наполегливість впевненість у собі інтерес до предмету. Сторону трикутника пропорційні до синусів протилежних кутів теорема синусів. Квадрат сторони трикутника дорівнює сумі...
53125. Збірник завдань для тематичної атестації з геометрії для класів з поглибленим вивченням математики. Геометрія 8 клас 1.3 MB
  Збірник є дидактичним матеріалом з геометрії для 8 класу з поглибленим вивченням математики. Він містить 8 контрольних робіт в двох варіантах, за структурою наближених до атестаційної роботи в 9 класі.
53126. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ 173 KB
  Карточки-задания при изучении темы Экономические районы Украины 9 класс Карточка №1 1. Карточка №2 1. Самый высокий уровень социально-экономического развития у района: а Северо-Восточного; б Приднепровского; в Донецкого Карточка №3 1 Проведите примерную границу между областями. Каковы...
53127. Einkufe und Ernährung. Wiederholung 29.5 KB
  Wir haben schon viel an diesem Thema gearbeitet und heute veranstalten wir an der Stunde einen Wettbewerb. Ich teile die Klasse in zwei Mannschaften und ihr erfüllt im Laufe der Stunde verschiedene Aufgaben. F?r jede richtige Aufgabe bekommt ihr einen Punkt. Welche Mannschaft hat mehr Punkten (B?lle), ist der Sieger.
53128. Збірник граматичних вправ з німецької мови для 6 класу 440.5 KB
  Sie waren jung und hatten Spaß! Präsens Heute bin ich alt und habe graue Haare. Perfekt Ich bin auch mal jung gewesen und habe keine grauen Haare gehabt. Präteritum Ich war auch mal jung und hatte keine grauen Haare.