32886

Философия как мировоззрение. Предмет философии. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм

Доклад

Логика и философия

Предмет философии. Основной вопрос философии. Предметы философии круг вопросов которые изучает философия. Структура предмета философии: Онтология Учение о бытие; Гносеология Учение о познании; Человек; Общество.

Русский

2013-09-05

41.21 KB

8 чел.

Вопрос 1.

Философия как мировоззрение. Предмет философии. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

 

Философия как мировоззрение.

Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Эти элементы в  совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и соц. групп, классов, наций, общества в целом

 3 основные формы мировоззрения:

  1.  Мифология;
  2.  Религия;
  3.  Философия.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

  1.   Основано на знании (А не на вере либо вымысле);
  2.   Рефлексивно (Имеет место обращенность мысли на саму себя);
  3.   Логично (Имеет внутреннее единство и систему);
  4.  Опирается на четкие понятия и категории.

Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самого общества.                                                                                                                           Философия как мировоззрение прошла 3 основные стадии:

  1.  Космоцентризм (В основе лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов -свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, а также Древней Греции).
  2.  Теоцентризм (В основе лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога - был распространен в средневековой Европе).
  3.  Антропоцентризм (В центре стоит проблема человека - Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Предметы философии — круг вопросов, которые изучает философия.

Структура предмета философии:

  1.  Онтология (Учение о бытие);
  2.  Гносеология (Учение о познании);
  3.  Человек;
  4.  Общество.

Основной вопрос.

Вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют 2 стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.                              Основные направления: материализм, идеализм, эмпиризм и рационализм.                                           Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии - что первично — материя или сознание?                                                                                                                                                         Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса - познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

Материализм ("линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.                                                               Философы – Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.                                                      Достоинства материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.                                                                                                                                          Слабости материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.                                                                                                        Распространение - в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.                                                                                                                        Формы:                                                                                                                                                                                        1. Наивный материализм древних - Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит;                                                                  2. Метафизический - Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий;                                                                                                                                                  3.  Диалектический материализм - Маркс и Энгельс).   

Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).                                                                                      Выделяются 2 самостоятельных направления:

  1.  Объективный идеализм (Платон-основатель, Лейбниц, Гегель и др.) - Существует только идея и

она  первична. Вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";

  1.  Субъективный идеализм (Беркли, Юм) - Все существует только в сознании познающего субъекта (человека), образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека.

Слабая черта — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).                                                                                                             Господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27382. ЗУНы для вычисления в пределах 100 (сложение и вычитание) 22.28 KB
  Остальные случаи вычислений над числами большими 100 относятся к письменным вычислениям. Рассмотрим методические особенности формирования умений складывать и вычитать числа в пределах 100 которые нашли отражение в учебниках М1М и М2М Моро. Овладение вычислительными приемами предполагает усвоение: нумерации чисел в пределах 100 разрядного состава двузначного числа табличных случаев сложения вычитания и свойств сложения и вычитания; прибавления числа к сумме вычитания числа из суммы прибавления суммы к числу вычитания...
27383. Алгоритмы: 1. Письменного сложения и вычитания 2. Письменного умножения 3. Письменного деления 20.18 KB
  Письменного деления ЗУНы для сложения и вычитания: Нумерация многозначных чисел Разрядный состав многозначных чисел Десятичный состав числа Навык сложения и вычитания чисел в пределах 20 Знание переместительного и сочетательного закона сложения Как и другие алгоритмы письменного вычисления в и – рассматриваются поэтапно: Актуализация ЗУН подготовка к изучению алгоритма подготовка и изучение алгоритма Введение самого алгоритма Усвоение алгоритма Продуктивное повторение новой темы включать новые знания в систему имеющихся Основная...
27384. Функции текстовых задач 17.29 KB
  Любое математическое задание можно рассматривать как задачу выделив в нем условие т. Функции текстовых задач. Ведущие методисты отмечают что решение текстовых задач в начальной школе преследует двойную цель: с одной стороны – научить решать текстовые задачи различных видов с другой стороны – сами текстовые задачи выступают как средство обучения воспитания и развития школьников.
27385. Математическое развитие младших школьников невозможно без приобщения их к геометрии 19.38 KB
  Эта особенность находит свое выражение и в начальных классах где формирование представлений о геометрических фигурах связано с изучением таких величин как длина и площадь. Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. В развитии представлений о геометрических фигурах учащиеся начальных классов проходят два этапа. Формируя у них целостное представление о геометрических фигурах следует идти от реальных предметов к их моделям геометрическим фигурам и наоборот: от...
27386. Различные подходы к построению урока математики 19.44 KB
  Основные этапы подготовки учителя к уроку математики: общий способ деятельности связанный с планированием урока можно представить в виде следующей последовательности вопросов. Какова функция учебных заданий данного урока обучающая развивающая контролирующая Какие знания умения навыки и приемы умственных действий формируются в процессе их выполнения 5. Какова дидактическая цель данного урока 6.
27387. Анализ и синтез 18.71 KB
  Способность к аналитикосинтетической деятельности находит свое выражение не только в умении выделять элементы того или иного объекта его различные признаки или соединять элементы в единое целое но и в умении включать их в новые связи увидеть их новые функции. Так как работу по формированию у детей логического приема сравнения лучше начать с первых уроков математики то в качестве объектов можно сначала использовать предметы или рисунки с изображением предметов хорошо им знакомых в которых они могут выделить те или иные признаки опираясь...
27388. Методика преподавания русского языка 36 KB
  Как и любая другая наука методика русского языка имеет свой предмет. Методика русского языка призвана изучить закономерности формирования умений и навыков в области языка усвоения систем научных понятий по грамматике и по другим разделам науки о языке. Методика русского языка изучает уровни знаний умений и навыков учащихся на разных ступенях обучения выясняет причины успехов или неудач в обучении исследует типичные ошибки речевые орфографические и пр.
27389. Место курса «Русский язык» в учебном плане 76 KB
  Это обусловлено тем что русский язык является государственным языком Российской Федерации родным языком русского народа средством межнационального общения. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов различающихся одним или несколькими звуками.
27390. Коммуникативно-познавательная основа русского языка 80 KB
  Коммуникативный принцип предусматривает: осмысление и реализацию основной функции языка быть средством общения; развитие умения ориентироваться в ситуациях общения понимать цель и результат общения собеседников контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения; знакомство с различными системами общения устными и письменными речевыми и неречевыми; формирование представления о тексте как результате продукте речевой деятельности; развитие у учащихся желания потребности создавать собственные тексты...