32886

Философия как мировоззрение. Предмет философии. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм

Доклад

Логика и философия

Предмет философии. Основной вопрос философии. Предметы философии круг вопросов которые изучает философия. Структура предмета философии: Онтология Учение о бытие; Гносеология Учение о познании; Человек; Общество.

Русский

2013-09-05

41.21 KB

13 чел.

Вопрос 1.

Философия как мировоззрение. Предмет философии. Основной вопрос философии. Материализм и идеализм.

 

Философия как мировоззрение.

Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Эти элементы в  совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и соц. групп, классов, наций, общества в целом

 3 основные формы мировоззрения:

  1.  Мифология;
  2.  Религия;
  3.  Философия.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

  1.   Основано на знании (А не на вере либо вымысле);
  2.   Рефлексивно (Имеет место обращенность мысли на саму себя);
  3.   Логично (Имеет внутреннее единство и систему);
  4.  Опирается на четкие понятия и категории.

Философское мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самого общества.                                                                                                                           Философия как мировоззрение прошла 3 основные стадии:

  1.  Космоцентризм (В основе лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов -свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, а также Древней Греции).
  2.  Теоцентризм (В основе лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога - был распространен в средневековой Европе).
  3.  Антропоцентризм (В центре стоит проблема человека - Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

Предметы философии — круг вопросов, которые изучает философия.

Структура предмета философии:

  1.  Онтология (Учение о бытие);
  2.  Гносеология (Учение о познании);
  3.  Человек;
  4.  Общество.

Основной вопрос.

Вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют 2 стороны основного вопроса философии — онтологическая и гносеологическая.                              Основные направления: материализм, идеализм, эмпиризм и рационализм.                                           Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии - что первично — материя или сознание?                                                                                                                                                         Гносеологическая (познавательная) сторона основного вопроса - познаваем или непознаваем ли мир, что первично в процессе познания?

Материализм ("линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.                                                               Философы – Демокрит, философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин.                                                      Достоинства материализма — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.                                                                                                                                          Слабости материализма — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.                                                                                                        Распространение - в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.                                                                                                                        Формы:                                                                                                                                                                                        1. Наивный материализм древних - Гераклит, Фалес, Анаксимен, Демокрит;                                                                  2. Метафизический - Метафизические материалисты конца 18 века - Дидро, Маметри, Гельвецкий;                                                                                                                                                  3.  Диалектический материализм - Маркс и Энгельс).   

Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).                                                                                      Выделяются 2 самостоятельных направления:

  1.  Объективный идеализм (Платон-основатель, Лейбниц, Гегель и др.) - Существует только идея и

она  первична. Вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";

  1.  Субъективный идеализм (Беркли, Юм) - Все существует только в сознании познающего субъекта (человека), образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека.

Слабая черта — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).                                                                                                             Господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71962. Сложение и вычитание в пределах 10 237 KB
  Чтобы попасть к ним нужно переправиться к ним на другой берег так чтобы числа следовали в порядке возрастания. Готовы отправиться в путь 1 Переправа 6 1 препятствие: состав числа 6 8 – 2 препятствие: между какими числами находится. Как называются числа стоящие перед заданным...
71963. Людина починається з добра! 51.5 KB
  Хлопці її однокласники почали голосно сміятися. Але були це факт Жора Горобейко воротар футбольної команди четвертого А класу грався з дівчиськами в ляльки Хлопці похмуро мовчали. Оце так новина І тут хлопці згадали що Жора взагалі останнім часом поводився якось дивно: після школи поспішав...
71964. Закріплення вивченого матеріалу. Складання та обчислення значень виразів на додавання і віднімання в межах 10 42 KB
  Мета: продовжувати формувати вміння виконувати арифметичні дії додавання і віднімання; навчати учнів розв’язувати приклади на додавання і віднімання в межах 10; продовжувати формувати вміння порівнювати числа; повторити склад числа 10; розвивати пізнавальну активність дітей; формувати вміння працювати в парі...
71966. Лицарський турнір 60 KB
  Отже слухайте всі і не кажіть що ви не чули Музика В одній далекій і невідомій нам країні жив Король зі своєю Королевою. А куди ж без нього Король був. Але що розповідати про короля Він був таким яким і мусить бути король і ніжно любив свою королеву А от королева була вередливою і часто страждала від поганого настрою.
71967. Елементарне поняття симетричної форми та осі симетрії. “Світ комах.” 367 KB
  Обладнання: колекція жуків та метеликів під склом коник мураха бабка комар оса малюнки сопілка малюнки луків гуаш пензлик аркуш паперу фарби баночка з водою Червона книга України магнітофон касета знак “Не лови. Метелик 2 А я гарний стрибунець Ось такий я молодець.
71968. Розкажу про мою маму 165 KB
  Мета: виховувати любов і шанобливе ставлення до рідної матері до ненькиУкраїни допомогти учням усвідомити душевні болі Святої Матері Діви Марії через страсті Ісуса Христа. Як ви думаєте чиє серце наповнювалося болем найбільше дивлячись на страждання Сина Божого У Матері Божої.
71969. Хай завжди буде мама 130 KB
  Мета заходу: сприяти формуванню у молоді свідомого ставлення до життя поваги до родини батьків вшанування жінки матері зміцнення моральних цінностей. Мама перше слово вимовлене маленькою людиною та звуки цього слова ми бережливо несемо в серці через усе життя.