32887

Мифология как мировоззрение. Первобытная мифология. Религия как мировоззрение

Доклад

Логика и философия

Мифы пытаются дать ответ на следующие вопросы: Происхождение Вселенной Земли и человека; Объяснение природных явлений; Жизнь судьба смерть человека; Деятельность человека и его достижения; Вопросы чести долга этики и нравственности. Религия как мировоззрение: Религия форма мировоззрения основанная на вере в наличие фантастических сверхъестественных сил которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная образноэмоциональная а не рациональная форма...

Русский

2013-09-05

38.38 KB

7 чел.

ВОПРОС 2.

Мифология как мировоззрение. Первобытная мифология. Религия как мировоззрение

Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Эти элементы в  совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и соц. групп, классов, наций, общества в целом

 3 основные формы мировоззрения:

  1.  Мифология;
  2.  Религия;
  3.  Философия.

Мифология как мировоззрение.

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Мифы пытаются дать ответ на следующие вопросы: 

  1.  Происхождение Вселенной, Земли и человека;
  2.  Объяснение природных явлений;
  3.  Жизнь, судьба, смерть человека;
  4.  Деятельность человека и его достижения;
  5.  Вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Черты мифа:

  1.  Очеловечивание природы;
  2.  Наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
  3.  Отсутствие абстрактных размышлений (Рефлексии);
  4.  Практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
  5.  Однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Признаки мифологического сознания:

  1.  Нерасчлененность (Жизни в целом) – первобытный человек не разделял в сознании сон и реальность;
  2.  Антропоморфность – одушевление предметов неживой природы.
  3.  Дескриптивность (Описательность) – простое описание событий без логики.

Первобытная мифология: Идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер и т. п.

Религия как мировоззрение:

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

  1.  Происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;
  2.  Объяснение природных явлений;
  3.  Поступки, судьба человека;
  4.  Нравственно-этические проблемы.

Основными мировые религии: Христианство (1 век н.э.), Ислам (7 век н.э.), Буддизм (6-5 века до н.э.).

Крупнейшие национальные религии: Синтоизм, Индуизм, Иудаизм.

Функции религии:

  1.  Мировоззренческая; 
  2.  Объединительную (Консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
  3.  Культурологическую (Способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
  4.  Нравственно-воспитательную (Культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32949. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ И ИСТИНЫ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ 26.22 KB
  ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ Истина соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической эмпирической. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона: истина есть сверхэмпирическая идея вневременное свво остальных идей. КОРРЕСПОНДЕНТСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ Аристотель истина есть соответствие вещи и интеллекта. истина это адекватная info об объекте получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и...
32950. ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ 19.63 KB
  Подобной процедуры нет во вненаучных формах познания. Одна из целей научного познания получить посредством адекватных научных идеализаций предмет познания из его объекта. Такая позиция отвергает наивнореалистические представления и открывает еще одну проблему теории познания взаимоотношения объекта и предмета науки. предметы познания и dif.
32952. РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ 35.21 KB
  У каждой эпохи у каждого народа или отдельного человека свои ценности. Однако это не совсем так: ценности относительны они меняются в зависимости от изменения потребностей и интересов людей от формы господствующих в общве отношений уровня цивилизованности и др. ценности устойчивы ибо существуют определенное время. Более того есть ценности которые сохраняют свое значение на протяжении всего существования человечества жизнь благо имеющие абсолютное значение.
32953. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОИСКИ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ: ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНЕРГЕТИКИ И СИСТЕМНОГО МЕТОДА 18.31 KB
  Синергетика комплекс научных и методологических проблем самоорганизации с учетом новых results нелинейной динамики. Синергетика ядро постнеклассческой научной картины мира и метода изучения сложных систем. Синергетика имеет дело не со всеми системами а с открытыми которые взаимодействуют с окружающей средой обмениваясь с ней энергией и info. Синергетика не противостоит ни диалектическому ни системному подходу а продолжает эти традиции.
32954. СОЦ. ПОЗНАНИЕ С Т.З. КРИТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА (К.ПОППЕР. ЛОГИКА СОЦ. НАУК) 18.53 KB
  НАУК Развитие научного знания это непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их др. Модель роста научного познания: Р1 ТТ ЕЕ Р2 Р1 исходная проблема ТТ пробная теории для ее решения ЕЕ процесс устранения ошибок Р2 появление новой более глубокой проблемы. Теорией научного знания и его роста является эпистемология которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем конструирования критического обсуждения оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий....
32955. СОЦ. ФАКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ (Э.ДЮРКГЕЙМ. МЕТОД СОЦИОЛОГИИ) 17.24 KB
  Соц. факт - разряд фактов, отличающихся специфическими св-вами; его составляют образы мыслей, действий и чувствований, находящиеся вне индивида и одаренные принудительной силой, вследствие которой он вынуждается к ним. Отсюда их нельзя смешивать ни с органическими явлениями,