32887

Мифология как мировоззрение. Первобытная мифология. Религия как мировоззрение

Доклад

Логика и философия

Мифы пытаются дать ответ на следующие вопросы: Происхождение Вселенной Земли и человека; Объяснение природных явлений; Жизнь судьба смерть человека; Деятельность человека и его достижения; Вопросы чести долга этики и нравственности. Религия как мировоззрение: Религия форма мировоззрения основанная на вере в наличие фантастических сверхъестественных сил которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная образноэмоциональная а не рациональная форма...

Русский

2013-09-05

38.38 KB

6 чел.

ВОПРОС 2.

Мифология как мировоззрение. Первобытная мифология. Религия как мировоззрение

Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Включает в себя: убеждения, идеалы, цели, мотивы поведения, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы, эстетические воззрения и др. Эти элементы в  совокупности определяют духовный облик и жизненную позицию не только отдельных личностей, но и соц. групп, классов, наций, общества в целом

 3 основные формы мировоззрения:

  1.  Мифология;
  2.  Религия;
  3.  Философия.

Мифология как мировоззрение.

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Мифы пытаются дать ответ на следующие вопросы: 

  1.  Происхождение Вселенной, Земли и человека;
  2.  Объяснение природных явлений;
  3.  Жизнь, судьба, смерть человека;
  4.  Деятельность человека и его достижения;
  5.  Вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Черты мифа:

  1.  Очеловечивание природы;
  2.  Наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;
  3.  Отсутствие абстрактных размышлений (Рефлексии);
  4.  Практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);
  5.  Однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Признаки мифологического сознания:

  1.  Нерасчлененность (Жизни в целом) – первобытный человек не разделял в сознании сон и реальность;
  2.  Антропоморфность – одушевление предметов неживой природы.
  3.  Дескриптивность (Описательность) – простое описание событий без логики.

Первобытная мифология: Идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер и т. п.

Религия как мировоззрение:

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

  1.  Происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;
  2.  Объяснение природных явлений;
  3.  Поступки, судьба человека;
  4.  Нравственно-этические проблемы.

Основными мировые религии: Христианство (1 век н.э.), Ислам (7 век н.э.), Буддизм (6-5 века до н.э.).

Крупнейшие национальные религии: Синтоизм, Индуизм, Иудаизм.

Функции религии:

  1.  Мировоззренческая; 
  2.  Объединительную (Консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);
  3.  Культурологическую (Способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
  4.  Нравственно-воспитательную (Культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).