32888

Античная философия. Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель. Демокрит, Эпикур

Доклад

Логика и философия

Милет: Философия охватывала все науки и не ставила ключевого вопроса философии но был поставлен вопрос о первопричине мира. Один из основателей атомистики и материалистической философии. Сократ Платон Аристотель: Сократ Его учение знаменует переход философии к рассмотрению человека от рассмотрения природы и мира. Его деятельность поворотный момент античной философии.

Русский

2013-09-05

48.3 KB

50 чел.

Вопрос 3.

Античная философия. Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель. Демокрит, Эпикур.

 

    Первые философские знания и учения возникли 2.5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Древней Греции.

Наиболее высокого развития философская  мысль достигла в Древней Греции. Основными центрами возникновения Древне-Греческого материализма в 6 веке до н.э. были города государства Милет и Эфес.

    Философия возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей. С одной стороны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой — пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

    Первые философы (6 в. до н.э.): Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

Милет:

Философия охватывала все науки и не ставила ключевого вопроса философии, но был поставлен вопрос о первопричине мира. Стремились понять сущность природы, космоса, мира в целом -  их называли — «физиками», от греческого слова physis — природа.

Фалес – 4 начала мира, первейшим началом была вода. Основатель Милетской школы. Ввел календарь по Египетскому образцу(365 дней-12 месяцев по 30 дней и 5 дней выпадающих).

Анаксимен – первейшим началом был воздух (Душа воздущна, а жизнь – есть дыхание).

Анаксимандр – попытка изображения местности и карты звездного неба. Источником происхождения всего сущего полагает некое бесконечное, «нестареющее» начало — апейрон — которому присуще непрерывное движение.

Эфес:

Гераклит – классический диалектик (Постановил и установил основу диалектики). Автор строк - «Всё течёт, всё меняется». Известен 5 доктринами: 1) Огонь – первейшее, 2) Существуют периодические эпизоды мирового пожара, во время которых космос уничтожается, чтобы возродиться снова, 3) Всё есть поток,

4) Тождество противоположностей. 5) Нарушение закона противоречия.

Весь мир подчинен «Логосу» (Закону, смыслу, порядку). «Война — отец всех, царь всех: одних она объявляет богами, других — людьми, одних творит рабами, других — свободными.»

Кратил – Считал, что в одну реку нельзя войти и 1 раз.

Ксенофан из Колофона – Бог в виде шара мыслящего, как основа и первопричина мира. Мифология — продукт исключительно человеческого воображения. Образы богов созданы людьми как их подобие, поэтому боги не превосходят людей нравственно и не могут быть предметом поклонения (Люди придумали богов по своему подобию, поэтому каждый народ наделяет богов своими собственными физическими чертами).

Элейская школа:

Парменид – Небытия нет, мир статичен и ничего не выходит из ничего. Разделил истину и субъективное мнение.

Зенон – написал около 40 апорий (Ахиллес и черепаха, Стрела) - внешне парадоксальные рассуждения на тему о движении и множестве.

Пифагор – Роль числовых соотношений. Первый идеалист. Числа – идея, суть, а материальный мир – лишь омертвевшая оболочка. Вечная душа переселяется с небес в бренное тело человека или животного и претерпевает ряд переселений, пока не заслужит права вернуться обратно на небеса.

Левкип, Демокрит, Эпикур:

Демокрит – «Мегадиокосмос» - мир, «Минидиокосмос» - человек. Один из основателей атомистики и материалистической философии. Поставил атом неделимой и основной частицей.

Эпикур –Каждый атом  обладает «душой» и самопроизвольно отклоняется. Указывал на связь развития речи с условиями среды проживания человека - полагал, что в различных географических местностях люди под воздействием одних и тех же вещей издавали различные звуки (за счёт различного влияния среды на человеческие легкие). Таким образом первые слова, произносимые людьми, были различными, а потому стали различными и языки

Левкип - Один из основоположников атомистики.

Сократ, Платон, Аристотель:

Сократ – Его учение знаменует переход философии к рассмотрению человека от рассмотрения природы и мира. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова.

Платон – Философия Платона существовала примерно до 1530-1540-х гг.. Классический идеалист (Объективный идеалист). Добро и всё остальное даёт нам Бог.  Человек – существо, стремящееся к красоте и добру . Теория познания=«Теория воспоминания» – Когда мы что-то узнаём, мы на самом деле это просто напросто вспоминаем (Так как при рождении душа падает с неба и сильно ударяется о землю и забывает всё то, что знала). Человек – социальное существо и объединяется для помощи. В философии Платона легко обнаружить признаки дуализма - часто противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности (Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна). Выделяет 3 начала души: 1) Разумное начало, 2) Яростное начало, 3) Страстное начало.

Аристотель – Начал с критики Платона. Дуалист, и умудрился все соединить – и Бога и науку. Сделал дедукцию. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из диалектиков древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. В «Метафизике» и других трудах Аристотель развивает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

  1.  Материя— «то, из чего»;
  2.  Форма — «то, что»;
  3.  Действующая, или производящая причина— «то, откуда»;
  4.  Цель, или конечная причина— «то, ради чего».

Начинают складываться основные концепции пространства и времени:

  1.  Субстанциональная — рассматривает пространство и время как самостоятельные сущности, первоначала мира;
  2.  Реляционная — рассматривает существования материальных объектов.

В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

  1.  Правильный строй — строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие (Монархия, Аристократия, Полития);
  2.  Неправильный строй — строй, при котором преследуются частные цели правителей (Тирания, Олигархия, Демократия).

Сформулировал логические законы:

  1.  Закон тождества — понятие должно употребляться в одном и том же значении в ходе рассуждений;
  2.  Закон противоречия — «не противоречь сам себе»;
  3.  Закон исключенного третьего — «А или не-А истинно, третьего не дано».