32889

Средневековая философия. Отцы церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Фома Аквинский, Григорий Палама. Реализм и номинализм

Доклад

Логика и философия

В результате в мире идет борьба между добром и злом но поскольку мир это творение Бога Добра – то добро в итоге и одерживает победу. Основные черты: Теоцентризм Главная причина сущего – Бог; Изучению самого по себе космоса природы явлений окружающего мира уделялось мало внимания так как они считались творением Бога; Господствовали догматы...

Русский

2013-09-05

45.82 KB

12 чел.

Вопрос 4.

Средневековая философия. Отцы церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Фома Аквинский, Григорий Палама. Реализм и номинализм.

Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир — Его творения.  Начала зарождаться еще в Римской империи в I — V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V — XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи ( 476 г .) и началом эпохи Возрождения). В этот период были отброшены и материалистический и диалектический подход. Средневековая философия вошла в историю под именем схоластики. Схоластика (Главная отличительная черта схоластики в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, оторванную от природы)

Представители - Тертуллиан Карфагенский, Август Блаженный, Боэций, Альберт Великий, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам, Николай из Отрекура.

Догматы:догмат творения и догмат откровения.Особое место - занимает проблема добра и зла (Бог – создатель и носитель добра и справедливости, следовательно и окружающий мир изначально наполнен добром. Зло в мир приносит Люцифер(Дьявол-Сатана) – падший ангел, восставший против Бога. Поскольку первоначально зла не было – оно маскируется под добро и добивается своих целей. В результате в мире идет борьба между добром и злом, но, поскольку мир это творение Бога (Добра) – то добро в итоге и одерживает победу).

Основные черты:

  1.  Теоцентризм (Главная причина сущего – Бог);
  2.  Изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
  3.  Господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах);
  4.  Сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
  5.  Человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (Божественная сущность человека);
  6.  Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
  7.  Выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
  8.  Мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Отцы церкви: почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии, иерархической организации, и богослужения Церкви.

Три великих святителя:

  1.  Василий Великий - греческий церковный деятель, писатель и богослов. Первым разграничил термины “сущность” и “ипостась”, прежде употреблявшиеся синонимически для обозначения единства Бога: термин “ипостась” он использовал для обозначения троичности лиц, а термин “сущность” — для обозначения Божественного единства. Подчеркивал, что Бога мы можем познавать только по его проявлениям, сущность же его остается недоступной. Рожденность Сына означает не возникновение его из небытия, а его вечное рождение Отцом. Положил начало богословию Святого Духа—до этого богословская традиция ограничивалась лишь упоминаниями о нем. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого.
  2.  Григорий Богослов - Отрицает возможность постичь  человеческим разумом Бога в его сущности. Богопознание реализуется как личная встреча с Богом-Троицей, что и есть собственно цель христианской жизни (спасение). Отстаивает единосущие Троицы. Троичность как тайна есть “неразделимое разделение”, “Единое в трех и три в Едином”. Обозначил различия Лиц как “нерожденность”, “рождение” и “исхождение”, выражая тем самым взаимные отношения Лиц.
  3.  Иоанн Златоуст - Защитник христианского ортодоксального учения, сыграл большую роль в разработке этической и социально-политической теории официальной христианской церкви. Выступал против язычества, арианства, иудаизма, манихейства и т.п.. Выступал с критикой богатства и роскоши правящей верхушки империи, формально признавая общность имуществ. Разработал теорию о собственнике как об уполномоченном бога, пропагандировал подчинение каждого своей участи и своему положению в гос-ве. Выступал за установление полной монополии церкви в сфере нравственно-воспитательной деятельности, в которой он видел одно из главных средств "оздоровления" общества. Один из создателей христианской риторики.

Фома Аквинский - крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви. Считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога ("Очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — мира, как считал Августин Блаженный). Выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

  1.  Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель — Бог;
  2.  Причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
  3.  Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
  4.  Степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;
  5.  Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Вывел разделение эссенции и экзистенции(сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него. Доказаны (с точки зрения католиков) правильность и преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей.

Григорй Палама -  христианский мистик, богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма (Учение об священнобезмолвии), святитель. В полемике с представителями теологического рационализма (Варлаам Калабрийский, Акиндин, Григора) отстаивал тезис, согласно которому аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворённое и невещественное излучение бога. Развил. Учение о различии сущности бога и его "энергий.

В средневековой теологической философии есть 2 противоположных направления:

  1.  Реализм- направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие — универсалии. Представители - Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо;
  2.  Номинализм — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.  Представители - Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16453. АДМІНІСТРАТИВНЕ ПРАВО УКРАЇНИ 2.46 MB
  АДМІНІСТРАТИВНЕ ПРАВО УКРАЇНИ Академічний курс. Том 1 У першому в Україні академічному курсі з адміністративного права системно викладено фундаментальні основи української науки адміністративного права. Підручник грунтується на ключових ідеях проекту Концепції р...
16454. ЛОГІКА ЯК НАУКА: ІСТОРІЯ І СУЧАСНІСТЬ 198.5 KB
  Тема 1. ЛОГІКА ЯК НАУКА: ІСТОРІЯ І СУЧАСНІСТЬ. 4 год. 1. Виникнення і генезис поняття логіки. 2. Логіка як наука: її предмет метод а також практичне значення її знань. 3. Історичні етапи розвитку логічного знання: логіка Давньої Індії логіка Давньої Греції. 4. Особлив
16455. МИСЛЕННЯ І МОВА 152 KB
  Тема 2: МИСЛЕННЯ І МОВА 1. Мислення міркування: визначення і осбливості. 2. Діяльність і мислення. 3. Структура мислення. 4. Правильні та неправильні міркування. Поняття про логічну помилку. 5. Логічна форма міркування. 6. Види і типи мислення. 7. Особливості мислення ю...
16456. Семіотика як наука про знаки. Мова як знакова система 127.5 KB
  Тема 3: Семіотика як наука про знаки. Мова як знакова система. 1. Семіотика як наука про знаки 2. Поняття про знак. Види позамовних знаків 3. Мовні знаки. Мова як знакова система. 4. Структура знакового процесу. Структура значення знака. Типові логічні помилки. 5. Виміри...
16457. МЕТОДОЛОГІЧНА ФУНКЦІЯ ФОРМАЛЬНОЇ ЛОГІКИ 95.5 KB
  Розділ III. МЕТОДОЛОГІЧНА ФУНКЦІЯ ФОРМАЛЬНОЇ ЛОГІКИ 1. Метод і методологія. 2. Логічні методи дослідження пізнання. 3. Метод формалізації 1. Метод і методологія. У практичній і теоретичній діяльності кожна людина використовує певні методи за допомогою яких в...
16458. ОСНОВНІ ФОРМИ І ЗАКОНИ АБСТРАКТНО-ЛОГІЧНОГО МИСЛЕННЯ 186 KB
  ОСНОВНІ ФОРМИ І ЗАКОНИ АБСТРАКТНОЛОГІЧНОГО МИСЛЕННЯ І. Поняття 1. Загальна характеристика поняття як форми мислення. 2. Види понять. Логічна характеристика понять. 3. Типи відношень між поняттями. 4. Операції з поняттями: 4.1. Обмеження й узагальнення понять; 4.2....
16460. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА 130 KB
  14 Лекция N 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПУБЛИЧНОГО ПРАВА 1. Понятие сущность и функции международного права. 2. Источники и процесс международного правотворчества. 3. Основные международноправовые принципы и другие ...
16461. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЕГО НАУКИ 107.5 KB
  11 Лекция N2. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЕГО НАУКИ. 1. Периодизация и предыстория международного права. 2. Возникновение международного права на рубеже средневековья и Нового времени. 3. Классическое международное право. 4. Переход