32889

Средневековая философия. Отцы церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Фома Аквинский, Григорий Палама. Реализм и номинализм

Доклад

Логика и философия

В результате в мире идет борьба между добром и злом но поскольку мир это творение Бога Добра – то добро в итоге и одерживает победу. Основные черты: Теоцентризм Главная причина сущего – Бог; Изучению самого по себе космоса природы явлений окружающего мира уделялось мало внимания так как они считались творением Бога; Господствовали догматы...

Русский

2013-09-05

45.82 KB

18 чел.

Вопрос 4.

Средневековая философия. Отцы церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Фома Аквинский, Григорий Палама. Реализм и номинализм.

Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир — Его творения.  Начала зарождаться еще в Римской империи в I — V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V — XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи ( 476 г .) и началом эпохи Возрождения). В этот период были отброшены и материалистический и диалектический подход. Средневековая философия вошла в историю под именем схоластики. Схоластика (Главная отличительная черта схоластики в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, оторванную от природы)

Представители - Тертуллиан Карфагенский, Август Блаженный, Боэций, Альберт Великий, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам, Николай из Отрекура.

Догматы:догмат творения и догмат откровения.Особое место - занимает проблема добра и зла (Бог – создатель и носитель добра и справедливости, следовательно и окружающий мир изначально наполнен добром. Зло в мир приносит Люцифер(Дьявол-Сатана) – падший ангел, восставший против Бога. Поскольку первоначально зла не было – оно маскируется под добро и добивается своих целей. В результате в мире идет борьба между добром и злом, но, поскольку мир это творение Бога (Добра) – то добро в итоге и одерживает победу).

Основные черты:

  1.  Теоцентризм (Главная причина сущего – Бог);
  2.  Изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
  3.  Господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах);
  4.  Сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
  5.  Человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (Божественная сущность человека);
  6.  Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
  7.  Выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
  8.  Мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Отцы церкви: почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии, иерархической организации, и богослужения Церкви.

Три великих святителя:

  1.  Василий Великий - греческий церковный деятель, писатель и богослов. Первым разграничил термины “сущность” и “ипостась”, прежде употреблявшиеся синонимически для обозначения единства Бога: термин “ипостась” он использовал для обозначения троичности лиц, а термин “сущность” — для обозначения Божественного единства. Подчеркивал, что Бога мы можем познавать только по его проявлениям, сущность же его остается недоступной. Рожденность Сына означает не возникновение его из небытия, а его вечное рождение Отцом. Положил начало богословию Святого Духа—до этого богословская традиция ограничивалась лишь упоминаниями о нем. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого.
  2.  Григорий Богослов - Отрицает возможность постичь  человеческим разумом Бога в его сущности. Богопознание реализуется как личная встреча с Богом-Троицей, что и есть собственно цель христианской жизни (спасение). Отстаивает единосущие Троицы. Троичность как тайна есть “неразделимое разделение”, “Единое в трех и три в Едином”. Обозначил различия Лиц как “нерожденность”, “рождение” и “исхождение”, выражая тем самым взаимные отношения Лиц.
  3.  Иоанн Златоуст - Защитник христианского ортодоксального учения, сыграл большую роль в разработке этической и социально-политической теории официальной христианской церкви. Выступал против язычества, арианства, иудаизма, манихейства и т.п.. Выступал с критикой богатства и роскоши правящей верхушки империи, формально признавая общность имуществ. Разработал теорию о собственнике как об уполномоченном бога, пропагандировал подчинение каждого своей участи и своему положению в гос-ве. Выступал за установление полной монополии церкви в сфере нравственно-воспитательной деятельности, в которой он видел одно из главных средств "оздоровления" общества. Один из создателей христианской риторики.

Фома Аквинский - крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви. Считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога ("Очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — мира, как считал Августин Блаженный). Выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

  1.  Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель — Бог;
  2.  Причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
  3.  Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
  4.  Степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;
  5.  Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Вывел разделение эссенции и экзистенции(сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него. Доказаны (с точки зрения католиков) правильность и преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей.

Григорй Палама -  христианский мистик, богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма (Учение об священнобезмолвии), святитель. В полемике с представителями теологического рационализма (Варлаам Калабрийский, Акиндин, Григора) отстаивал тезис, согласно которому аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворённое и невещественное излучение бога. Развил. Учение о различии сущности бога и его "энергий.

В средневековой теологической философии есть 2 противоположных направления:

  1.  Реализм- направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие — универсалии. Представители - Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо;
  2.  Номинализм — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.  Представители - Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82863. Урок-путешествие. Дорогою добра 49.5 KB
  Цель: формировать представление о добре о доброте о способах их проявления; развивать умение анализировать сравнивать делать выводы; воспитывать стремление совершать добрые поступки. Оборудование: проектор компьютер слайд-презентация звукозапись песни раздаточный материал выставка книг.
82864. Творчість генія українського народу – Т. Г. Шевченка 81 KB
  Мета. Розширити знання учнів про життя і творчість генія українського народу – Т. Г. Шевченка, про його прагнення допомагати пригнобленим; викликати гордість за талановитих дітей з простолюду, за їхнє бажання вчитися, служити своєму народу.
82865. О. Донченко «Лісовою стежкою» 1.14 MB
  Мета. Познайомити з оповіданням О. Донченка «Лісовою стежкою»; розвивати вміння знаходити в текстах описи, роздуми; формувати уміння аналізувати, узагальнювати, характеризувати головну героїню з опорою на текст і малюнок, складати словесний портрет, удосконалювати вміння складати план і переказувати прочитане...
82866. Анализ основных направлений деятельности информационно-аналитического отдела С.Суг-Бажы Каа-Хемского района Республики Тыва 141.46 KB
  Современная обостренность проблемы связей с общественностью в местных органах власти вызвана: во-первых, общими потребностями демократизации; во-вторых, необходимостью трансформации местной власти, в сторону большей открытости, поиска новых форм коммуникативных отношений местных органов власти и граждан...
82867. ВПЛИВ ФОНУ ЖИВЛЕННЯ НА ПРОДУКТИВНІСТЬ І ЯКІСТЬ ПОСІВНОГО ТОМАТУ 285.79 KB
  Стан вивченості питання впливу добрив на процеси росту рівень урожаю та показники якостітоматів. Приріст надземної маси та фотосинтетична діяльність рослин томатів залежно від добрив. В умовах зрошення де створюються оптимальні умови зволоження ґрунту для сільськогосподарських культур...
82868. Оценка эффективности информационно-аналитического обеспечения муниципального управления (на материалах Администрации г. Смоленска) 1.05 MB
  Принятие эффективных управленческих решений требует организации целесообразной системы информационно-аналитического обеспечения, объективно отражающей сложившуюся ситуацию. Информационно-аналитическое обеспечение управления предполагает связь информации с системами управления организацией и управленческим процессом в целом.
82869. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЖУРНАЛИСТА И СПЕЦИАЛИСТА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ С ЦЕЛЬЮ ПРОДВИЖЕНИЯ КОСМЕТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ 278.5 KB
  В данной работе мы рассматриваем взаимосвязь PR-специалистов и субъектов публичной коммуникации как взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс распространения информации среди целевой общественности процесс селекции информации с учетом информационных запросов целевой общественности а так же на примере косметологической компании...
82870. Учет товаров в розничной торговле (на примере ООО «НиК») 646.5 KB
  Первая глава посвящена теоретическим аспектам учета движения товаров на предприятиях розничной торговли. Во второй главе рассмотрен анализ системы бухгалтерского учета движения товаров в розничном предприятии ООО НИК В третьей главе представлены рекомендации по совершенствованию учета товародвижения в ООО НиК.
82871. Разработка направлений эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ООО «Юропеан Трэвел Групп» 633.5 KB
  Актуальность темы исследования обосновывается необходимостью и важностью данного явления в функционировании предприятия. Экономическая значимость данной темы признается обоснованной для развития хозяйствующего субъекта в силу значительного влияния состояния дебиторской задолженности на финансовое состояние предприятия.