32889

Средневековая философия. Отцы церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Фома Аквинский, Григорий Палама. Реализм и номинализм

Доклад

Логика и философия

В результате в мире идет борьба между добром и злом но поскольку мир это творение Бога Добра то добро в итоге и одерживает победу. Основные черты: Теоцентризм Главная причина сущего Бог; Изучению самого по себе космоса природы явлений окружающего мира уделялось мало внимания так как они считались творением Бога; Господствовали догматы...

Русский

2013-09-05

45.82 KB

18 чел.

Вопрос 4.

Средневековая философия. Отцы церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Фома Аквинский, Григорий Палама. Реализм и номинализм.

Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир — Его творения.  Начала зарождаться еще в Римской империи в I — V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V — XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи ( 476 г .) и началом эпохи Возрождения). В этот период были отброшены и материалистический и диалектический подход. Средневековая философия вошла в историю под именем схоластики. Схоластика (Главная отличительная черта схоластики в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, оторванную от природы)

Представители - Тертуллиан Карфагенский, Август Блаженный, Боэций, Альберт Великий, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам, Николай из Отрекура.

Догматы:догмат творения и догмат откровения.Особое место - занимает проблема добра и зла (Бог – создатель и носитель добра и справедливости, следовательно и окружающий мир изначально наполнен добром. Зло в мир приносит Люцифер(Дьявол-Сатана) – падший ангел, восставший против Бога. Поскольку первоначально зла не было – оно маскируется под добро и добивается своих целей. В результате в мире идет борьба между добром и злом, но, поскольку мир это творение Бога (Добра) – то добро в итоге и одерживает победу).

Основные черты:

  1.  Теоцентризм (Главная причина сущего – Бог);
  2.  Изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
  3.  Господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах);
  4.  Сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
  5.  Человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (Божественная сущность человека);
  6.  Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
  7.  Выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
  8.  Мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Отцы церкви: почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии, иерархической организации, и богослужения Церкви.

Три великих святителя:

  1.  Василий Великий - греческий церковный деятель, писатель и богослов. Первым разграничил термины “сущность” и “ипостась”, прежде употреблявшиеся синонимически для обозначения единства Бога: термин “ипостась” он использовал для обозначения троичности лиц, а термин “сущность” — для обозначения Божественного единства. Подчеркивал, что Бога мы можем познавать только по его проявлениям, сущность же его остается недоступной. Рожденность Сына означает не возникновение его из небытия, а его вечное рождение Отцом. Положил начало богословию Святого Духа—до этого богословская традиция ограничивалась лишь упоминаниями о нем. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого.
  2.  Григорий Богослов - Отрицает возможность постичь  человеческим разумом Бога в его сущности. Богопознание реализуется как личная встреча с Богом-Троицей, что и есть собственно цель христианской жизни (спасение). Отстаивает единосущие Троицы. Троичность как тайна есть “неразделимое разделение”, “Единое в трех и три в Едином”. Обозначил различия Лиц как “нерожденность”, “рождение” и “исхождение”, выражая тем самым взаимные отношения Лиц.
  3.  Иоанн Златоуст - Защитник христианского ортодоксального учения, сыграл большую роль в разработке этической и социально-политической теории официальной христианской церкви. Выступал против язычества, арианства, иудаизма, манихейства и т.п.. Выступал с критикой богатства и роскоши правящей верхушки империи, формально признавая общность имуществ. Разработал теорию о собственнике как об уполномоченном бога, пропагандировал подчинение каждого своей участи и своему положению в гос-ве. Выступал за установление полной монополии церкви в сфере нравственно-воспитательной деятельности, в которой он видел одно из главных средств "оздоровления" общества. Один из создателей христианской риторики.

Фома Аквинский - крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви. Считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога ("Очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — мира, как считал Августин Блаженный). Выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

  1.  Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель — Бог;
  2.  Причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
  3.  Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
  4.  Степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;
  5.  Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Вывел разделение эссенции и экзистенции(сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него. Доказаны (с точки зрения католиков) правильность и преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей.

Григорй Палама -  христианский мистик, богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма (Учение об священнобезмолвии), святитель. В полемике с представителями теологического рационализма (Варлаам Калабрийский, Акиндин, Григора) отстаивал тезис, согласно которому аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворённое и невещественное излучение бога. Развил. Учение о различии сущности бога и его "энергий.

В средневековой теологической философии есть 2 противоположных направления:

  1.  Реализм- направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие — универсалии. Представители - Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо;
  2.  Номинализм — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.  Представители - Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

29677. МОРОЖЕНОЕ 15.66 KB
  Экспертиза качества: вкус характерный для каждого вида консистенция гомогенная без ощутимых кристаллов льда без комочков жира и стабилизатора. Стабилизаторы связывают свободную влагу и повышают вязкость смеси следовательно твердая консистенция мороженое медленнее тает. 0 ⁰С до 8 ч происходит гидратация молока молочный жир отвердевает консистенция становится гомогенной с хорошей взбитостью. ДЕФЕКТЫ Снежистая консистенция мороженое было сильно взбито.
29678. Детские молочные продукты 15.22 KB
  5 Охлаждение Хранение не выше 6 ᵒС не более 48 ч. 5 Охлаждение 6 Заквашивание сквашивание 7 охлаждение И доохлаждение Хранение не выше 6 ᵒС 24 ч. Хранение не выше 6 ᵒС 48 ч. Хранение не выше 6 ᵒС 24 ч.
29679. Яйцо птицы 16.71 KB
  Классификация: срок годности и качество: диетические срок годности не более 7 сут не считая дня снесения столовые срок годности не более 25 сут не считая дня снесения диетические и столовые подразделяют на категории: высшая отборная первая вторая. Цвет куры большинства пород несут яйца белого цвета и лишь некоторые кремового. Хранение: 020 ᵒС диетические 7 сут столовые 25 сут а в холодильниках 20 С 120 сут.13 25 сут в холодильниках 20 С 120 сут.
29680. Ассортимент, производство, экспертиза, хранение 13.12 KB
  фасование банки из белой жести 28 45 8 10 кг. 48ч Экспертиза: осмотр банки цвет темнооранжевый после оттаивания свж своранж без постор привкусов и запахов Наличие бугорка на поверхности мороженных яичных продуктов отмечаемое после вскрытия банки указывает на то что они не подвергались оттаиванию и вторичному замерзанию Физхим: мд влаги жир белковые вещества рН кислотность температура внутри продукта титр кишечной палочки. Фасовка: метл банки пакеты из фольги полиэтиленцеллофан фанерноштампованные...
29682. МОЛОКО 82.5 KB
  В 1 мл молока 3 млн жировых шариков. При сквашивании молока образуется молочная кислота которая отщепляет от казеина Са. Соли N и К обеспечивают стабильность молока как коллоидной системы при нагревании. Проба на редуктазу говорит об бактериальной обсемененности молока.
29683. Сливки 14.34 KB
  1 Не допустить вытапливание молочного жира. Пластические сливки предварительно расплавляют в ванне погружая в горячее молоко Т не слишком высокая чтобы не допустить вытапливания молочного жира. 2 Не допустить отстоя жира и его дестабилизации. жировые шарики прогреваются медленнее плазмы изза низкой теплопроводности жира прогревать нужно для уничтожении микрофлоры попавшей на поверхность жировых шариков.
29684. Производство сметаны 24.76 KB
  Операции: нормализации сливок пастеризации и гомогенизации их охлаждения до температуры заквашивания и сквашивания охлаждения и созревания. Однако чрезмерное дробление жировых шариков при гомогенизации может привести в образованию больших скоплений ― гроздьев. Оптимальными режимами гомогенизации сливок для получения сметаны жирностью 25 и 30 являются температура 70 С и давление 10 Мпа. Если температура гомогенизации выше или ниже 70 С то образуются большие скопления жировых шариков что ухудшает консистенцию сметаны.