32889

Средневековая философия. Отцы церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Фома Аквинский, Григорий Палама. Реализм и номинализм

Доклад

Логика и философия

В результате в мире идет борьба между добром и злом но поскольку мир это творение Бога Добра – то добро в итоге и одерживает победу. Основные черты: Теоцентризм Главная причина сущего – Бог; Изучению самого по себе космоса природы явлений окружающего мира уделялось мало внимания так как они считались творением Бога; Господствовали догматы...

Русский

2013-09-05

45.82 KB

18 чел.

Вопрос 4.

Средневековая философия. Отцы церкви (Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст). Фома Аквинский, Григорий Палама. Реализм и номинализм.

Средневековой теологической философией называется ведущее философское направление, распространенное в Европе в V — XVI вв., которое признавало Бога в качестве высшего существующего начала, а весь окружающий мир — Его творения.  Начала зарождаться еще в Римской империи в I — V вв. н. э. на основе раннего христианства, ересей и античной философии и достигла высшего расцвета в V — XIII вв. н. э. (в период между распадом Западной Римской империи ( 476 г .) и началом эпохи Возрождения). В этот период были отброшены и материалистический и диалектический подход. Средневековая философия вошла в историю под именем схоластики. Схоластика (Главная отличительная черта схоластики в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, оторванную от природы)

Представители - Тертуллиан Карфагенский, Август Блаженный, Боэций, Альберт Великий, Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Уильям Оккам, Николай из Отрекура.

Догматы:догмат творения и догмат откровения.Особое место - занимает проблема добра и зла (Бог – создатель и носитель добра и справедливости, следовательно и окружающий мир изначально наполнен добром. Зло в мир приносит Люцифер(Дьявол-Сатана) – падший ангел, восставший против Бога. Поскольку первоначально зла не было – оно маскируется под добро и добивается своих целей. В результате в мире идет борьба между добром и злом, но, поскольку мир это творение Бога (Добра) – то добро в итоге и одерживает победу).

Основные черты:

  1.  Теоцентризм (Главная причина сущего – Бог);
  2.  Изучению самого по себе космоса, природы, явлений окружающего мира уделялось мало внимания, так как они считались творением Бога;
  3.  Господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах);
  4.  Сглаживается противоречие между материализмом и идеализмом;
  5.  Человек выделялся из природы и объявлялся творением Бога, стоящим над природой (Божественная сущность человека);
  6.  Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения;
  7.  Выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении;
  8.  Мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога.

Отцы церкви: почётный титул, используемый с конца IV века применительно к группе выдающихся церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особый вес в формировании догматики, составлению канона — списка Священных книг Библии, иерархической организации, и богослужения Церкви.

Три великих святителя:

  1.  Василий Великий - греческий церковный деятель, писатель и богослов. Первым разграничил термины “сущность” и “ипостась”, прежде употреблявшиеся синонимически для обозначения единства Бога: термин “ипостась” он использовал для обозначения троичности лиц, а термин “сущность” — для обозначения Божественного единства. Подчеркивал, что Бога мы можем познавать только по его проявлениям, сущность же его остается недоступной. Рожденность Сына означает не возникновение его из небытия, а его вечное рождение Отцом. Положил начало богословию Святого Духа—до этого богословская традиция ограничивалась лишь упоминаниями о нем. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого.
  2.  Григорий Богослов - Отрицает возможность постичь  человеческим разумом Бога в его сущности. Богопознание реализуется как личная встреча с Богом-Троицей, что и есть собственно цель христианской жизни (спасение). Отстаивает единосущие Троицы. Троичность как тайна есть “неразделимое разделение”, “Единое в трех и три в Едином”. Обозначил различия Лиц как “нерожденность”, “рождение” и “исхождение”, выражая тем самым взаимные отношения Лиц.
  3.  Иоанн Златоуст - Защитник христианского ортодоксального учения, сыграл большую роль в разработке этической и социально-политической теории официальной христианской церкви. Выступал против язычества, арианства, иудаизма, манихейства и т.п.. Выступал с критикой богатства и роскоши правящей верхушки империи, формально признавая общность имуществ. Разработал теорию о собственнике как об уполномоченном бога, пропагандировал подчинение каждого своей участи и своему положению в гос-ве. Выступал за установление полной монополии церкви в сфере нравственно-воспитательной деятельности, в которой он видел одно из главных средств "оздоровления" общества. Один из создателей христианской риторики.

Фома Аквинский - крупный теологический средневековый философ, систематизатор схоластики, автор томизма — одного из господствующих направлений католической Церкви. Считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога ("Очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — мира, как считал Августин Блаженный). Выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

  1.  Движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель — Бог;
  2.  Причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
  3.  Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
  4.  Степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;
  5.  Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Вывел разделение эссенции и экзистенции(сущности и существования), что доказывало всемогущество Бога и полную зависимость от Него. Доказаны (с точки зрения католиков) правильность и преимущество идеализма над материализмом, существование Божественных идей.

Григорй Палама -  христианский мистик, богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма (Учение об священнобезмолвии), святитель. В полемике с представителями теологического рационализма (Варлаам Калабрийский, Акиндин, Григора) отстаивал тезис, согласно которому аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворённое и невещественное излучение бога. Развил. Учение о различии сущности бога и его "энергий.

В средневековой теологической философии есть 2 противоположных направления:

  1.  Реализм- направление теологической философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие — универсалии. Представители - Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо;
  2.  Номинализм — направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.  Представители - Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50210. Визначення продуктивності ультразвукового прошивального верстата 476.5 KB
  Плакати: загальний вид ультразвукового верстата й схема його роботи. Призначення ультразвукового прошивального верстата Ультразвуковий прошивальний верстат призначений для виготовлення або доведення отворів різної форми в деталях із твердих тендітних матеріалів як струмопровідних так і діелектриків стекло сітали кераміка ферити кремній германій рубін алмази тверді сплави й ін. Опис принципової схеми ультразвукового прошивального верстата мал.
50211. Визначення довжини світлової хвилі за допомогою біпризми Френеля 459 KB
  2 Прилади і матеріали Біпризма Френеля джерело світла – лампочка розжарювання розсувна щілина оптичний мікроскоп вертикальна масштабна шкала лінійка світлофільтри Опис установки Для пояснення методу отримання інтерференційної картини за допомогою біпризми Френеля необхідно використати оптичну схему яка наведена на рис. 1 1 – джерело світла із змінними світлофільтрами; 2 – конденсорна лінза; 3 –розсувна щілина; 4 – біпризма Френеля; 5 – оптичний мікроскоп. Увімкнути джерело світла 1 в мережу 220 В.
50212. Вивчення особливостей коливальної системи ультразвукових верстатів і визначення змін швидкості робочої подачі інструмента при прошиванні отвору 139.5 KB
  Перетворювача електричних коливань у механічні; Концентратора трансформатора пружних коливань який збільшує амплітуду коливань перетворювача та погоджує параметри перетворювача та навантаження; Виконують роль ланок резонансної довжини при пере дачі коливань від перетворювача інструмента та в робочу зону. Амплітуда коливань торця перетворювача звичайно не більше за 5.
50213. Дослідження властивостей напівпровідників методом ефекту Холла 75 KB
  Схема вимірювання питомого опору зразка і холлівської різниці потенціалів зображена на рис. – досліджуваний зразок; 1 – зонд для вимірювання холлівської напруги; 2 – зонд для вимірювання питомого опору. Зразки на яких проводяться вимірювання мають форму паралелепіпеда і закріплені на спеціальному держаку. Зонди для вимірювання питомого опору та холлівської напруги припаюють до зразка припоєм підібраним так щоб зменшити перехідний опір.
50215. Визначення радіуса кривизни лінзи допомогою кілець Ньютона 235 KB
  1 вміти описати утворення інтерференційних смуг однакової товщини та кілець Ньютона 2.5 Прилади і матеріали Мікроскоп плоскоопукла лінза великого радіуса кривизни плоскопаралельна пластинка освітлювач з блоком живлення світлофільтри Теоретичні відомості та опис установки Оптична схема для спостереження кілець Ньютона у відбитому світлі в даній лабораторній роботі наведена на рис. Якщо визначити експериментально радіуси темних – го і – го кілець Ньютона то із співвідношень 2.
50216. Проблеми та шляхи розвитку міжнародного ринку інформаційних технологій 557.5 KB
  Дослідження сутності міжнародного ринку інформаційних технологій та його ролі в світовій економіці; класифікація обʼєктів ринку інформаційних технологій; аналіз розвитку міжнародного ринку інформаційних технологій; знаходження механізму регулювання світового ринку інформаційних технологій; відображення напрямків розвитку міжнародного ринку інформаційних технологій.
50217. КЕРУВАННЯ ЕНЕРГЕТИЧНИМИ ПАРАМЕТРАМИ ЛАЗЕРНОЇ ТЕХНОЛОГІЧНОЇ УСТАНОВКИ. ККД ЛАЗЕРА 702 KB
  ККД ЛАЗЕРА Ціль роботи: вивчити склад і пристрій електричної частини лазерної технологічної установки ЛТУ; ознайомитися з етапами перетворення енергії в лазерних установках і з методами виміру енергетичних параметрів лазерного випромінювання; зняти енергетичну характеристику ЛТУ залежно від параметрів схеми накачування; визначити ККД лазера при різних режимах його роботи. Устаткування й прилади Лазерна технологічна установка Квант16 ; вимірювальник енергії ИКГ1М; лазер газовий ЛГ105.1: індуктивноємнісний перетворювач...
50218. Развитие околоносовых пазух ребенка, связь со становлением зубной дуги. Причины воспалительных изменений околоносовых пазух и возможность внутричерепных осложнений 15.54 KB
  Околоносовые пазухи у новорожденных недоразвиты и формируются в процессе развития лицевых костей и роста ребенка. При рождении у ребенка имеются две околоносовые пазухи: достаточно хорошо развитая решетчатая и рудиментарная