32890

Философия Нового времени в Европе. Дж. Бруно. Декарт. Ф. Бэкон. Гоббс. Д. Локк. Французский атеизм и материализм

Доклад

Логика и философия

Ее особенность ориентация главным образом на науку Поэтому на передний план выдвигаются теперь вопросы познания. Расхождения в оценке роли этих форм познания породили основные направления новоевропейской философии: 1 Эмпиризм направление в философии считающее основным источником познания чувственный опыт Особая форма сенсуализм выводящий все знания из ощущений Представители Ф.Лейбниц; Основные отличия: 1 Связан с реализмом 2 Признает врожденные идеи как основу истинного познания 3 Категория субстанции одна из основных;...

Русский

2013-09-05

49.04 KB

11 чел.

Вопрос 5.

Философия Нового времени в Европе. Дж. Бруно. Декарт. Ф. Бэкон. Гоббс. Д. Локк. Французский атеизм и материализм.

Новое время считается с эпохи буржуазных революций, но идеалистически революции происходят раньше. За Новое время в Европе прошло несколько таких идеологических волн – Возрождение, Реформация, Просвещение, Романтизм.  С ХVII в. начинается "философия Нового времени". Ее особенность - ориентация главным образом на науку Поэтому на передний план выдвигаются теперь вопросы познания. Формируется, благодаря научной революции ХVII в., первая научная картина мира. Ставится и проблема научного метода.

Мыслителей интересовала проблема определения источника человеческих знаний, познавательной роли чувственных и рациональных форм знания. Расхождения в оценке роли этих форм познания породили основные направления новоевропейской философии: 1) Эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником познания чувственный опыт (Особая форма – сенсуализм, выводящий все знания из ощущений), Представители - Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Юм; Основные отличия: 1) Связан с номинализмом, 2) Критикует «теорию» врожденных идей, 3) Как правило, критикует категорию «субстанции» как одно из абстрактных понятий, 4) Уделяет заметное место проблемам индуктивного метода.  2) Рационализм – противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании, Представители -  Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.В.Лейбниц; Основные отличия: 1) Связан с реализмом, 2) Признает врожденные идеи» как основу истинного познания, 3) Категория «субстанции» — одна из основных;

4) Исследует в основном рациональные средства познания, развивает теорию дедукции.

    С ХVII в. начинается "философия Нового времени". Ее особенность - ориентация главным образом на науку Поэтому на передний план выдвигаются теперь вопросы познания. Формируется, благодаря научной революции ХVII в., первая научная картина мира. Ставится и проблема научного метода.

Н.Макиавелли – писал и объяснял, к чему ведет история и кто ее творит и «без Бога». Настоящий правитель силен как лев и хитёр как лис – его не смущают моральные принципы (Великие могут преступать порог морали).

Дж.Бруно – начинает конфликт в церкви, в результате чего был казнён (Инквизиция) – 2Разрушил Бога». Приведён контраст между величием Бога и ничтожностью его дел (Убийства).

Р.Декарт – Теория происхождения вселенной. Разум в основе всего мира. Чувства ничего не дают. Я мыслю – значит я существую.2 исходных начала в мире, 2 начала в человеке – духовное и материальное – идут рядом и параллельно. Теория естественного права – права по рождению. Человек – космополит (Человек мира).

Ф.Бэкон – Основатель английского эмпиризма. Вводит дедукцию – из общей посылки выводит частное. Вводит индукцию – из частных посылок выводит общее. Считал, что если человек избавится от своих недостатков, то он сможет познать мир (Идолы – недостатки – «Призраки»: 1) «Призраки рода» - проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека, 2) «Призраки пещеры» - это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые, 3) «Призраки площади» - следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка, 4) «Призраки театра» - усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности.

Т.Гоббс – Один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Создал первую законченную систему механистического материализма. Геометрия и механика — идеальные образцы научного мышления вообще. Природа представляется  совокупностью протяжённых тел, различающихся между собой величиной, фигурой, положением и движением. Движение понимается как механистическое — как перемещение. Чувственные качества рассматриваются Гоббсом не как свойства самих вещей, а как формы их восприятия

Джон Локк – Основатель сенсуализма (Теория познания, которая опирается на чувства). Нет ничего в разуме, чего бы прежде не было в ощущениях. Постулировал, что ум является «чистой доской», то есть, утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

Вольтер – По соц. воззрениям— сторонник неравенства. Общество должно делиться на «образованных и богатых» и на тех, кто, «ничего не имея», обязан на них работать или их забавлять. Трудящимся поэтому незачем давать образование: «Если народ начнёт рассуждать, всё погибло» .

Ш.Монтескье Свобода может быть обеспечена лишь законами. Считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, исполнительная и судебная (Исполнительную власть возглавляет Король (Президент)). Устанавливает соответствия между законами и принципами правления - для демократической республики такой идеей выступает честь и добродетель, для аристократической — умеренность, для монархии — честь, а для деспотии — страх. Политические и правовые идеи Монтескьё оказали непосредственное влияние на составителей Конституции США.

Ж-Ж.Руссо - Впервые в полит. философии попытался объяснить причины соц. неравенства и его виды. Он полагал, что государство возникает в результате общественного договора. Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56106. Словник-довідник труднощів української мови (вживання архаїзмів та історизмів) 1.31 MB
  Головне - дати дітям поштовх до роздуму, викликати бажання підносити рівень культури власного мовлення, дбайливо поводитись з найбільшим скарбом народу - його мовою, самовдосконалюватися, інтелектуально зростати.
56107. Проблема збагачення, уточнення й активізації словникового запасу молодших школярів 117.5 KB
  Пізнаючи значення слова діти пізнають світ розкриваючи смислові звязки слів у контексті встановлюють взаємозвязок між предметами і явищами навколишньої дійсності внаслідок чого в них розвивається логічне мислення.