32895

Проблема познания. Ступени познания: чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое. Сенсуализм и рационализм. Проблема истины. Агностицизм

Доклад

Логика и философия

Проблема познания. Ступени познания: чувственное и рациональное эмпирическое и теоретическое. Субъект познания тот кто познает; Объект познания то что познается. Чувственное познание Самая простая и исходная форма познания.

Русский

2013-09-05

44.86 KB

10 чел.

Вопрос 10.

Проблема познания. Ступени познания: чувственное и рациональное, эмпирическое и теоретическое. Сенсуализм и рационализм. Проблема истины. Агностицизм.

Познание — базовая потребность человека, вид деятельности. (Субъект познания — тот, кто познает; Объект познания — то, что познается.).

Чувственное познание — Самая простая и исходная форма познания. Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий реальности на органы чувств. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные. Наиболее важными среди них являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации.

Формы чувственного познания:  

1. Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предметов

2. Восприятие - целостный чувственный образ объекта, непосредственно воздействующего на органы чувств, отражающих различные стороны, свойства этого объекта.

3. Представление - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти.

Рациональное познаниеФорма познания, основанная на абстрактном мышлении и позволяет человеку выйти за ограниченные рамки чувств

Формы рационального познания.

1. Понятие - это такая форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

2. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий нечто утверждается, либо отрицается о предмете мысли.

3. Умозаключение - форма движения мысли, при которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением или следствием.

Эмпирическое познание - базируется на практическом взаимодействии исследователя с объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность. Применяются и понятийные средства - эмпирический язык, в котором взаимодействуют эмпирические термины и термины теоретического языка.

Теоретическое познание - может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте. Язык теоретического исследования отличается от языка эмпирических описаний. В качестве его основы выступают теоретические термины, смыслом которых являются теоретические идеальные объекты. Применяются: метод построения идеализированного объекта; мысленный эксперимент с ними; методы логического и исторического исследования и др.

Лишь в единстве чувственного отражения и рационального познания, эмпирического и теоретического познания - реальный путь к постижению истины.

Что же является источником достоверного знания — чувства или разум?

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Основной принцип сенсуализма — «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Принцип сенсуализма относится к чувственной форме познания, в которую кроме ощущения, восприятия входит представление (Протагор, Эпикур, Локк).

Рационализм - метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. (Спиноза, Декарт, Гегель).

Проблема истины в познании:

Суть проблемы показал Беркли. «Одна рука холодная, другая горячая, опускаем их в нормальную воду. Одна рука чувствует тепло, другая — холод. Какая же вода на самом деле?».

В  древности крайние точки зрения следующие:

1. Материалисты древности - Истина - соответствие наших знаний вещам (Было продолжено и материалистами Нового времени);

2. Объективные идеалисты -  Истина -  вечные и неизменные свойства идеальных объектов;
     3. Софисты считали, что объективной истины нет.

Спорным является вопрос о наличии абсолютных истин. Некоторые считают, что это — истины факта (вечные истины), все остальное — относительные истины.  Если есть только истина, то познавать дальше не надо. Такой подход называется догматизмом. Если все наше знание — заблуждение, а к истине мы постоянно только приближаемся, такой подход называется релятивизмом. Вопрос об истине – самый сложный в познании.

Агностицизм – позиция, существующая в философии, теории познания и теологии, полагающая принципиально невозможным познание объективной действительности только через субъективный опыт, и невозможным познание любых предельных и абсолютных основ реальности. Также отрицается возможность доказательства или опровержения идей и утверждений, основанных полностью на субъективных посылках. Иногда агностицизм определяется как философское учение, утверждающее принципиальную непознаваемость мира. Возник в конце XIX века – Т.Гексли.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3384. Книжные социальные сети как канал распространения издательской и книготорговой библиографической информации 104 KB
  Книжные социальные сети как канал распространения издательской и книготорговой библиографической информации На сегодняшний день в мире существует более 130 миллионов компьютеров и более 80 % из них объединены в различные информационные сети от малых...
3385. Проектирование фундаментов производственных зданий 606.5 KB
  ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ - тип объекта – производственное здание с подвалом и гибкой конструктивной схемой    - район строительства – г. Магнитогорск; -величины нагрузок на фундаменты представлены в табл. 1. Таблица 1 Величины нагрузок...
3386. Рассчитать и спроектировать резец для обработки наружной поверхности детали 8.03 MB
  Оправки в шпинделе закрепляют штоком, проходящим через шпиндель станка. Шток имеет на конце захватное устройство. Инструментальные оправки имеют соответствующие этому устройству наружные, внутренние или резьбовые поверхности захвата...
3387. Реконструкция многоквартирного крупноблочного дома серии 1-439А 888.5 KB
  При модернизации и реконструкции жилых зданий массовой застройки предусматривается решение следующих задач: приведение планировочной структуры здания в соответствие с требованиями к потребительским и эксплуатационным качествам современного ...
3388. Проект разработки роторного снегоочистителя 857.5 KB
  В процессе подготовки будущего инженера к самостоятельному решению технических и производственных задач одно из ведущих мест принадлежит курсовому проектированию. Цель данного курсового проекта – закрепить и обобщить теоретический мате...
3389. Проектирование редуктора и выбор типа зубчатых колес 353 KB
  Целью курсовой работы является получение навыков самостоятельного применения теоретических знаний для решения практических задач, связанных с техническим моделированием и созданием несложных технических устройств практического назначения. В...
3390. Контрольный тест по дисциплине Социология 133.5 KB
  Контрольный тест по дисциплине «Социология» для студентов дистанционного обучения Предлагаемый тест предназначен для контроля знаний, полученных студентами дистанционной формы обучения в процессе освоения курса общей социологии. Тест разработан в со...
3391. Жилищное строительство жилого здания 47 KB
  Введение Жилищное строительство в настоящее время характеризуется повышением стандарта жилища, переходом на новые улучшенные серии жилых домов с прогрессивными конструкциями. Данный курсовой проект «Жилое здание» выполнен в соответствии с задание на...
3392. Проектированию несложного гражданского малоэтажного здания 90.5 KB
  Введение Цель данной курсовой работы – обучение самостоятельному проектированию несложного гражданского здания с учётом основных факторов, влияющих на проектное решение. Выполнение курсовой работы позволяет систематизировать, закрепить и р...