32949

ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ И ИСТИНЫ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

Доклад

Логика и философия

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ Истина соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической эмпирической. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона: истина есть сверхэмпирическая идея вневременное свво остальных идей. КОРРЕСПОНДЕНТСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ Аристотель истина есть соответствие вещи и интеллекта. истина это адекватная info об объекте получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и...

Русский

2013-09-05

26.22 KB

23 чел.

15. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ И ИСТИНЫ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

Вебер: сущность принципа объективности и истинны в соц.-гуманитарном познании: Объективность познания в области соц. наук хар-ризуется тем, что эмпирически данное всегда соотносится с ценностными идеями, только и создающими познавательную ценность указанных наук, позволяющими понять значимость этого познания, но не способными служить док-вом их значимости, которое не может быть дано эмпирически.

Он за строгую объективность и в сфере соц. познания ибо данное требование не есть благое пожелание, а оно само объективно обусловлено. В решении каждой профессиональной задачи вещь как таковая заявляет о своих правах и требует уважения ее собственных законов. При рассмотрении любого специального вопроса ученый должен ограничить свою задачу и устранить все, непосредственно не относящееся к делу, прежде всего свою любовь или ненависть.

Внесение личностных мотивов в специальное объективное исследование противоречит самой сущности научного мышления, в какой бы сфере ни применялись его принципы. Человеку не удается полностью исключить свои субъективные пристрастия, но лучше всего, if он будет все-таки держать их при себе. А основное внимание сосредоточит на выполнении своего main долга - искать истину.

С одной стороны, Вебер считает, что человек не может  выкинуть за борт свои субъективные интересы и пристрастия. С др. стороны, он полагает, нужно полностью их отвергнуть именно в чисто научном аспекте. Там, где исследователь приходит со своим сугубо личным ценностным суждением по тому или иному вопросу, то здесь уже нет места полному беспристрастному пониманию фактов, а значит, и строго объективной соц. науки. Но как же разрешить эту антиномию? Она всегда была неразрешенной в целом, хотя в отдельных своих аспектах может быть преодолена.

Т.о., для успешной и последовательной реализации требований принципа «свободы от оценки» необходимо различать 2 dif. вещи: проблему свободы от суждений в строгом смысле и проблему соотнесения познания и ценностей. В 1st случае речь идет о необходимости четко разделять эмпирически установленные факты и закономерности с т.з. мировоззрения исследователя, их одобрения или неодобрения. Во 2-м случае – о возможности и необходимости строго научного исследования ценностных компонентов всякого (и прежде всего соц.) познания.

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ

Истина - соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.

В философии, понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости.

1st философское понятие истины введено Парменидом: противопоставление мнению. Основной критерий истины - тождество мышления и бытия.

Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона: истина есть сверхэмпирическая идея, вневременное св-во остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной.

В средневековой философии Августин проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений.

XIIIв. - теория Фомы Аквинского: учение об истине с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.

Проблема истины - проблема соответствия знаний объективной реальности. Чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны, помогали ориентироваться в окружающей действительности и преобразовывать ее в соответствии с намеченными целями, они должны находиться с ней в определенном соответствии.

КОРРЕСПОНДЕНТСКАЯ/КЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ (Аристотель)

  1.  истина есть соответствие вещи и интеллекта.
  2.  истина — это адекватная info об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и хар-ризуемая с позиции достоверности.
  3.  истина есть адекватное отображение действительности в сознании.

Т.о., истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью

  1.  действительность - объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя не только воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу.
  2.  result познания (истина), сам объект познания неразрывно связан с предметно-чувственной деят-тью человека.

Т.о., истина - статичное явление и динамичное образование или процесс.

  1.  И.Кант: истина – св-во субъекта, совпадающее с его согласием с собой, комплексом априорных форм чувственности и мышления
  2.  Платон, Августин: истина - вечное, вневременное, неизменное и безусловное св-во идеальных объектов

Демокрит, Эпикур, Лукреций, Фома Аквинский, Г.Гегель, К.Маркс, А.Тарский, К.Поппер.

Fr. философы-сенсуалисты (Э.Кондильяк) определяли истину, постулируя её в своих формулах как адекватное отображение действительности.

АВТОРИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ:

истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)

ТЕОРИЯ ИСТИНЫ КАК ОЧЕВИДНОСТИ: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р.Декарт, Ф.Брентано, Э.Гуссерль)

ТЕОРИЯ ИСТИНЫ КАК ОПЫТНОЙ ПОДТВЕРЖДАЕМОСТИ: (Дж.Локк, М.Шлик)

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ:

поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, use данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А.Тарский)

НЕКЛАССИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ

ЭМПИРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ:

1. истина - соответствие мышления ощущениям субъекта (Д.Юм, Б.Рассел)

2. истина - совпадение идей и поступков со стремлениями личности (У.Джемс, Х.Файхингер).

3. М.Шлик и О.Нейрат: истинность - последовательная связь предложений науки и чувственного опыта.

КОГЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ (Р.Авенариус и Э.Мах):

1.  истина - согласованность ощущений.

2. истина — это хар-ристика непротиворечивого сообщения, св-во согласованности знаний

КОНВЕНЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ (А.Пуанкаре)

1. дефиниция истины и её содержание носят условно-договорный хар-р.

2. истина — это result соглашения

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ:

истина — это полезность знания, его эффективность, т.е. истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч.С.Пирс)

ТЕОРИЯ ИСТИНЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩАЯ ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ ТЕРМИНА «ИСТИНА» ПРИ РАЗВОРАЧИВАНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ:  

  1.  ДЕФЛЯЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (КОНЦЕПЦИЯ ИЗБЫТОЧНОСТИ): слова «истина», «истинный», «истинно» излишни, поскольку избыточны для процесса познания: if делать утверждение об истинности некоторого предложения, то приходится высказывать само это предложение, отрицание же предложения означает его простое отрицание (А.Айер, М.Даммит)
  2.  ПЕРФОРМАТИВНАЯ ТЕОРИЯ: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в рамках теории речевых актов (П.Ф.Стросон)

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ

противопоставление объективной истине представления о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.

истина

относительная истина

 — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о мире как о сложно организованной системе

абсолютная истина 

— это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе

объективная истина

 — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме).

ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ

Ф.Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки ценностей.

Ж.-П.Сартр: сущность истины есть свобода.

Др. виды истины:

  1.  Необходимая истина — знание, достигнутое в result совокупности связанных внутренней последовательностью действий.
  2.  Случайная истина — знание, полученное вне зависимости от целенаправленных действий познающего субъекта.
  3.  Аналитическая истина имеет место, когда приписываемое объекту св-во содержится в самом его понятии с необходимостью.
  4.  Синтетическая истина — это познавательная ситуация, в рамках которой раскрытие некоторого св-ва требует внесения дополнительной (зачастую случайной) info об исследуемом объекте в понятие об этом объекте.

КОНКРЕТНОСТЬ ИСТИНЫ

Конкретность истины есть зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых знания существуют и развиваются.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68540. Некоторые особенности интерпретации истории Башкортостана в рамках традиций либерального консерватизма 62.5 KB
  Современная нам социокультурная ситуация в России характеризуется с одной стороны крушением советского социализма и тоталитаризма с другой разочарованием в идеологии либерализма мыслившейся некоторыми их неизбежной альтернативой Ф.Новгородцев; в современной России А.Соловьев один из ведущих идеологов западничества...
68541. Некоторые особенности радикально-либеральной интерпретации идеологии глобализации в России 68 KB
  Это именно то направление либерализма которое определяется как жестко противостоящее консерватизму. Для радикального либерализма такими критерием является безусловный приоритет рыночных отношений невмешательство в них государства и главенство гражданского общества западного типа.
68542. О методологических различиях в современных концепциях «культурно-исторических типов» и «евразийства» 61 KB
  Поскольку по нашему мнению современный духовный и политический кризис в России не просто аналогичен кризису 1917 года но и является в культурологическом смысле его прямым продолжением1 возникла потребность вновь обратиться к не исчерпавшим себя идеям способным дать ответ на этот вызов истории...
68543. П.Б.Струве — выдающийся мыслитель российского либерализма 52 KB
  Имя Петра Бернгардовича Струве выдающегося мыслителя историка политика социолога экономиста сегодня не нуждается в представлении. В начале пути Струве являлся одним из основателей российского легального марксизма и внес решающий вклад в его идейную победу над народничеством высоко оцененный в частности...
68544. П.Б.Струве о религии и религиозности 55.5 KB
  Прежде всего отметим что не смотря на глубину своих идей Струве все же не являлся крупным религиозным или философским реформатором типа В. Поэтому анализируя собственно философские позиции Струве нередко приходится обращаться к религиозным моментам и наоборот.
68545. ФЕНОМЕН ПОЛИТИЗИРОВАННОЙ ФОЛЬКХИСТОРИ В БАШКОРТОСТАНЕ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 94.5 KB
  Феномен фольксхистори ныне приобрел критическое значение на информационном пространстве России Башкортостана и Татарстана. Отказ от монизма как важная предпосылка расцвета фолькхистори определен в отечественной историографии. Вытеснение из информационной ниши брошюр жанра фолькхистори.
68546. В.И.Ленин о П.Б.Струве 46.5 KB
  Правда участие Ленина в этой полемике продолжалось в основном только до перехода Струве на резко антимарксистские позиции после этого оно вышло за рамки обычной дискуссии и перешло в форму политической борьбы. Ленин неоднократно пользовался широкими связями Струве в научных университетских...
68547. Изложение социально-философских взглядов П.Б.Струве в курсе преподавания социальной философии в ВУЗах 36.5 KB
  Оригинальность и мировой масштаб Струве как философа и социолога не ставятся под сомнения ныне ни кем. Другое дело западная историография – биографией и наследием Струве многие годы занимались такие ученые как Бэрон Хантингтон и мн. Естественно что для преподавания на курсе социальной философии...
68548. Некоторые особенности либерализма в русской социальной философии 34.5 KB
  Генезис понятия либерализма исторически очень сложен и глубок. Рассматривая либерализм в его общем смысле поражаешься многообразию оттенков и значений которые придавались ему в прошлом и придаются сейчас нередко не задумываясь о несоответствии истинной сущности этого термина и определениям...