32949

ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ И ИСТИНЫ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

Доклад

Логика и философия

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ Истина соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической эмпирической. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона: истина есть сверхэмпирическая идея вневременное свво остальных идей. КОРРЕСПОНДЕНТСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ Аристотель истина есть соответствие вещи и интеллекта. истина это адекватная info об объекте получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и...

Русский

2013-09-05

26.22 KB

25 чел.

15. ПРОБЛЕМА ОБЪЕКТИВНОСТИ И ИСТИНЫ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

Вебер: сущность принципа объективности и истинны в соц.-гуманитарном познании: Объективность познания в области соц. наук хар-ризуется тем, что эмпирически данное всегда соотносится с ценностными идеями, только и создающими познавательную ценность указанных наук, позволяющими понять значимость этого познания, но не способными служить док-вом их значимости, которое не может быть дано эмпирически.

Он за строгую объективность и в сфере соц. познания ибо данное требование не есть благое пожелание, а оно само объективно обусловлено. В решении каждой профессиональной задачи вещь как таковая заявляет о своих правах и требует уважения ее собственных законов. При рассмотрении любого специального вопроса ученый должен ограничить свою задачу и устранить все, непосредственно не относящееся к делу, прежде всего свою любовь или ненависть.

Внесение личностных мотивов в специальное объективное исследование противоречит самой сущности научного мышления, в какой бы сфере ни применялись его принципы. Человеку не удается полностью исключить свои субъективные пристрастия, но лучше всего, if он будет все-таки держать их при себе. А основное внимание сосредоточит на выполнении своего main долга - искать истину.

С одной стороны, Вебер считает, что человек не может  выкинуть за борт свои субъективные интересы и пристрастия. С др. стороны, он полагает, нужно полностью их отвергнуть именно в чисто научном аспекте. Там, где исследователь приходит со своим сугубо личным ценностным суждением по тому или иному вопросу, то здесь уже нет места полному беспристрастному пониманию фактов, а значит, и строго объективной соц. науки. Но как же разрешить эту антиномию? Она всегда была неразрешенной в целом, хотя в отдельных своих аспектах может быть преодолена.

Т.о., для успешной и последовательной реализации требований принципа «свободы от оценки» необходимо различать 2 dif. вещи: проблему свободы от суждений в строгом смысле и проблему соотнесения познания и ценностей. В 1st случае речь идет о необходимости четко разделять эмпирически установленные факты и закономерности с т.з. мировоззрения исследователя, их одобрения или неодобрения. Во 2-м случае – о возможности и необходимости строго научного исследования ценностных компонентов всякого (и прежде всего соц.) познания.

ФИЛОСОФСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ

Истина - соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической.

В философии, понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его самостоятельной противоречивости/непротиворечивости.

1st философское понятие истины введено Парменидом: противопоставление мнению. Основной критерий истины - тождество мышления и бытия.

Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона: истина есть сверхэмпирическая идея, вневременное св-во остальных «идей». Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной.

В средневековой философии Августин проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений.

XIIIв. - теория Фомы Аквинского: учение об истине с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.

Проблема истины - проблема соответствия знаний объективной реальности. Чтобы знания, полученные в процессе познания, были полезны, помогали ориентироваться в окружающей действительности и преобразовывать ее в соответствии с намеченными целями, они должны находиться с ней в определенном соответствии.

КОРРЕСПОНДЕНТСКАЯ/КЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ (Аристотель)

  1.  истина есть соответствие вещи и интеллекта.
  2.  истина — это адекватная info об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и хар-ризуемая с позиции достоверности.
  3.  истина есть адекватное отображение действительности в сознании.

Т.о., истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи), представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью

  1.  действительность - объективная реальность, существующая независимо от нашего сознания. Действительность включает в себя не только воспринимаемый мир, но и субъективную, духовную сферу.
  2.  result познания (истина), сам объект познания неразрывно связан с предметно-чувственной деят-тью человека.

Т.о., истина - статичное явление и динамичное образование или процесс.

  1.  И.Кант: истина – св-во субъекта, совпадающее с его согласием с собой, комплексом априорных форм чувственности и мышления
  2.  Платон, Августин: истина - вечное, вневременное, неизменное и безусловное св-во идеальных объектов

Демокрит, Эпикур, Лукреций, Фома Аквинский, Г.Гегель, К.Маркс, А.Тарский, К.Поппер.

Fr. философы-сенсуалисты (Э.Кондильяк) определяли истину, постулируя её в своих формулах как адекватное отображение действительности.

АВТОРИТАРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ:

истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)

ТЕОРИЯ ИСТИНЫ КАК ОЧЕВИДНОСТИ: истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р.Декарт, Ф.Брентано, Э.Гуссерль)

ТЕОРИЯ ИСТИНЫ КАК ОПЫТНОЙ ПОДТВЕРЖДАЕМОСТИ: (Дж.Локк, М.Шлик)

СЕМАНТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ИСТИНЫ:

поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины в теории, use данное понятие; требуется построение метатеории, задающей условия понимания истины для исходной теории (А.Тарский)

НЕКЛАССИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ

ЭМПИРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ:

1. истина - соответствие мышления ощущениям субъекта (Д.Юм, Б.Рассел)

2. истина - совпадение идей и поступков со стремлениями личности (У.Джемс, Х.Файхингер).

3. М.Шлик и О.Нейрат: истинность - последовательная связь предложений науки и чувственного опыта.

КОГЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ (Р.Авенариус и Э.Мах):

1.  истина - согласованность ощущений.

2. истина — это хар-ристика непротиворечивого сообщения, св-во согласованности знаний

КОНВЕНЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ (А.Пуанкаре)

1. дефиниция истины и её содержание носят условно-договорный хар-р.

2. истина — это result соглашения

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ:

истина — это полезность знания, его эффективность, т.е. истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха (Ч.С.Пирс)

ТЕОРИЯ ИСТИНЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩАЯ ПРАВИЛА УПОТРЕБЛЕНИЯ ТЕРМИНА «ИСТИНА» ПРИ РАЗВОРАЧИВАНИИ ИССЛЕДОВАНИЙ:  

  1.  ДЕФЛЯЦИОННАЯ ТЕОРИЯ (КОНЦЕПЦИЯ ИЗБЫТОЧНОСТИ): слова «истина», «истинный», «истинно» излишни, поскольку избыточны для процесса познания: if делать утверждение об истинности некоторого предложения, то приходится высказывать само это предложение, отрицание же предложения означает его простое отрицание (А.Айер, М.Даммит)
  2.  ПЕРФОРМАТИВНАЯ ТЕОРИЯ: слова «истина», «истинный», «истинно» являются перформативами в рамках теории речевых актов (П.Ф.Стросон)

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ

противопоставление объективной истине представления о личной истине, в границах которой интуитивно раскрывается бытие в его подлинности.

истина

относительная истина

 — это неполное, но в некоторых отношениях верное знание о мире как о сложно организованной системе

абсолютная истина 

— это полное, исчерпывающее знание о мире как о сложно организованной системе

объективная истина

 — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме).

ИРРАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ

Ф.Ницше связывал истину с идеями вечного возвращения и переоценки ценностей.

Ж.-П.Сартр: сущность истины есть свобода.

Др. виды истины:

  1.  Необходимая истина — знание, достигнутое в result совокупности связанных внутренней последовательностью действий.
  2.  Случайная истина — знание, полученное вне зависимости от целенаправленных действий познающего субъекта.
  3.  Аналитическая истина имеет место, когда приписываемое объекту св-во содержится в самом его понятии с необходимостью.
  4.  Синтетическая истина — это познавательная ситуация, в рамках которой раскрытие некоторого св-ва требует внесения дополнительной (зачастую случайной) info об исследуемом объекте в понятие об этом объекте.

КОНКРЕТНОСТЬ ИСТИНЫ

Конкретность истины есть зависимость знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых знания существуют и развиваются.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19576. ЗАЩИТА ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПРИ СОВЕРШЕНИИ СДЕЛОК С ЖИЛЬЁМ 262 KB
  Следует учитывать, что материнство и детство находятся под особой защитой государства, а потому несовершеннолетним, особенно тем из них, которые находятся в неблагоприятных жизненных ситуациях, отдельными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами предоставляются дополнительные льготы и компенсации.
19577. Информационные системы. Домашняя бухгалтерия 1.58 MB
  Тема моей курсовой работы – домашняя бухгалтерия. В рамках обычной семьи совершаются различные действия с деньгами, такие как их поступление, хранение и трата. В семье несколько человек, а значит счетов, с которых производятся операции
19578. Ветеранов третьей мировой не будет 92 KB
  В этой фразе Мондейл Уолтер рассматривал проблему итогов глобальных проблем современности и будущего человечества, а конкретно – третья мировая война и наличие человеческого населения после ее окончания.
19579. Загальні відомості про способи отримання деталей заданої форми із різних матеріалів: різання, пиляння, штампування, лиття 115.5 KB
  Тема: Загальні відомості про способи отримання деталей заданої форми із різних матеріалів: різання пиляння штампування лиття. Мета: 1 ознайомити учнів з основними способами отримання деталей заданої форми із різних матеріалів і назвами інструментів. Забезпечити за
19580. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА МАРКЕТИНГА ДЛЯ ИП «БЕЛОВ Ю.В.» 273.93 KB
  В настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования. Содержание понятия «маркетинг» определяется стоящими перед ним задачами
19581. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 91.5 KB
  Методы и инструментарий финансового анализа. Общая оценка финансового состояния организации и изменений его финансовых показателей за отчетный период. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости организации. Анализ кредитоспособности и ликвидности баланса организации. Анализ эффективности использования оборотных средств.
19582. РОЗРОБКА HTML5 ДОДАТКУ ДЛЯ ВІЗУАЛІЗАЦІЇ ТА МАНІПУЛЯЦІЇ СІТКАМИ ЕЛЕМЕНТІВ 991 KB
  HTML еволюціонує, забезпечуючи поліпшену і складнішу стандартну графіком, що сприяє підвищенню якості взаємодії з користувачами. Це дає веб- розробникам можливість використовувати веб- технології на основі стандартів для створення інтерактивних сайтів і додатків зі складною графікою
19583. Техніка. Історія розвитку техніки. Основні види техніки 38.5 KB
  Тема.2.1.1 Техніка. Історія розвитку техніки. Основні види техніки. Мета: ознайомити з історією розвитку техніки та засобів праці значенням машин у сучасному виробництві та побуті; розвивати інтерес до техніки розширювати технічний кругозір творчі здібності; виховува...
19584. Мозг и психика 115 KB
  Сознание и мышление человека, его идеалы и духовные потребности, планы и образы окружающей действительности, какие бы возвышенные чувства у нас ни вызывали, прозаически связаны с функционированием вещественного, материального органа — мозга