32950

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

Доклад

Логика и философия

Подобной процедуры нет во вненаучных формах познания. Одна из целей научного познания получить посредством адекватных научных идеализаций предмет познания из его объекта. Такая позиция отвергает наивнореалистические представления и открывает еще одну проблему теории познания взаимоотношения объекта и предмета науки. предметы познания и dif.

Русский

2013-09-05

19.63 KB

20 чел.

16. ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

Объект - тот фрагмент реальности, объективной или мысленной, на изучение которой направлено научное познание. (ex.: деят-ть гос-ва или ценности общ-ва, коммуникационные процессы).

Однако только очень ограниченный в своих пределах объект может стать предметом изучения в соц.-гуманитарных науках. Сложные полномасштабные объекты «не вмещаются» полностью в рамки научной дисциплины. 1st научной процедурой является трансформация объекта в предмет науки, ограничивающий объект выбранными целями и способами идеализации. Отношения субъекта к объекту можно назвать отношением ученого и изучаемого им объекта.

Объект существует независимо от теории как часть объективной реальности, данной в практике. Он не представлен в теории в чистом виде, а преобразуется наличными теоретическими средствами соответствующей науки в ее предмет. Подобной процедуры нет во вненаучных формах познания. Одна из целей научного познания — получить посредством адекватных научных идеализаций предмет познания из его объекта. Такая позиция отвергает наивно-реалистические представления и открывает еще одну проблему теории познания — взаимоотношения объекта и предмета науки.5

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦ.-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Эта проблема является определяющей для разделения на естественные (изучающие присущие природе объективные закономерности), технические науки (осуществляют проектирование средств деят-ти) и науки об общ-ве (анализируют как закономерности соц. жизни, так и ее ценностные состояния и мотивы действующих субъектов. Здесь конструируются dif. предметы познания и dif. способами).

В качестве объекта соц. познания can be рассмотрено

  1.  общ-во в целом,
  2.  отдельные сферы общ-венной жизни,
  3.  конкретные ее проявления,
  4.  индивиды,
  5.  соц. изменения и проч.

Бесконечное множество явлений соц. реальности могло породить бесконечное многообразие предметов науки, if бы наука не была структурирована дисциплинарно и не была бы ограничена в своих познавательных возможностях имеющимися концептуальными средствами. 7

Один и тот же объект can изучаться dif. науками, и каждая из них конструирует свой предмет изучения.

Ex.: объект - человек в качестве предмета социологии, политологии, экономической науки, культурологи предстает различно. Социология рассматривает его как часть соц. целого, политология — как «П. животное», экономическая наука — как существо, встроенное в процесс производства и потребления, культурология — как носителя ценностей и определенных символических схем поведения.

Т.е. осуществляется сложная процедура трансформации объекта исследования в предмет науки. При этом процедура применения научного знания к объекту познания обладает не меньшей сложностью, чем конструирование предмета познания. Наука не может решить всех проблем, она не может решить многие проблемы, в частности, потому, что к их решению не готово общ-во.

СУБЪЕКТ СОЦ.-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Философия часто рассматривала субъекта познания как «мыслящую вещь» (Р.Декарт), взаимодействующую с материальной вещью.

Познание осуществляется субъектом (лат. «лежащий в основании»). Без субъекта нет познания. Теория познания строится как теория отношений субъекта к объекту, обеспечивающих получение истинного знания. 13

Субъект познания должен воспроизвести предмет познания, а значит, косвенно и его объект, стремясь исключить собственные многообразные хар-ристики, свои ценности и идеалы, обеспечить свободное от оценок познание. Это и будет означать объективность знания, его отношение к предмету, а не к познающему субъекту.

Субъект-объектные отношения в познании исторически конкретны. Расширялись пределы научного освоения мира, и то, что не было прежде объектом познания, со временем становилось им. 14

Сегодня под субъектом познания понимается как эмпирический субъект- ученый или научное сообщ-во, — который направляет свою деят-ть на объект познания посредством изучения сконструированного им предмета познания, так и общ-во в качестве конечного субъекта познания. If общ-во не

выработало адекватных предпосылок познания, не подготовило новых методов познания, то познание не сможет быть осуществлено наукой. 15

Специфика соц.-гуманитарного познания – соц. познание ориентировано преимущественно на нормы и идеалы неклассической и постнеклассической научности. Субъект-объектная схема познания О — S с самого начала осложнена здесь присутствием субъекта. Прежняя схема принимает вид:

O/S — S. Позже в ней начинает фигурировать практика

O/S/P — S,

где О — объект познания,

S — субъект познания,

Р — практика. 16

В неклассических концепциях принимаются во внимание как наличие субъекта в самом объекте познания, так и феномены сознания познающего субъекта, которые в конечном итоге must be max. устранены в result познания.

Соц. науки can познавать объективные закономерности, пробивающие себе дорогу, несмотря на то, что в общ-ве действуют люди, наделенные волей и сознанием. Здесь истина предстает как отражение этих закономерностей.

Но соц.-гуманитарное познание интересуют также мотивы и ценности субъекта, групп, включенных в общ-во, и объективность познания в этом случае представляет собой адекватное понимание этих мотивов и ценностей.

Ответственность субъекта познания состоит в получении достоверного знания. Но в настоящее время сдвигаются рамки взаимоотношения науки и практики. Сегодня многие достижения науки получены при постановке практических целей, и функционирование науки в общ-ве влияет на ее познавательные средства. Поэтому часто субъект познания общ-ва взаимодействует с субъектами его преобразования или сам одновременно становится таковым. Это расширяет область ответственности субъекта познания. 18

При расширении роли науки в общ-ве и ее взаимодействии с практикой, учете антропологических, экзистенциальных хар-ристик, обращении к повседневности субъект познания предстает как целостный человек, но конечным субъектом остается общ-во.

Наука не can сделать more, чем ей позволяют выработанные общ-вом познавательные средства и владеющий ими субъект. 19

Особенность соц.-гуманитарных наук - здесь субъект представлен дважды — 1) как познающий субъект (индивид, научное сообщ-во или общ-во)

2) часть объекта познания, ибо в общ-ве действует наделенный разумом и волей человек.

В целом же субъект-объектное отношение при всех его исторических модификациях сохраняет свою регулятивную роль в познании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

39045. Понятие информации. Способы измерения и оценки информации 196 KB
  Понятие информации Понятие информации Несмотря на то что информация является базовым понятием информатики и кибернетики дать ей точное определение весьма затруднительно. В настоящее время можно выделить три основных подхода к понятию информации: Общенаучный философский. Рассмотрим например переход вещества из твердого состояния в жидкое здесь можно наблюдать материальные преобразования энергетические затраты а также потерю информации относительно расположения атомов. Другой пример: образовательный процесс который сам по себе...
39046. Основные процессы преобразования информации 114.5 KB
  Основные процессы преобразования информации Информационная деятельность Уже говорилось что по мере развития общества происходит перераспределение трудовых ресурсов из сферы материального производства в сферу информационного. Деятельность по сбору и обработке существующей и созданию новой информации называется информационной деятельностью. Создание информационного продукта это ответ на появление некоторой информационной потребности под которой понимают совокупность элементов информации данных необходимых и достаточных для...
39047. Сбор и предварительная обработка информации 34 KB
  Целью лабораторной работы является получение навыков в поиске научно-технической информации (НТИ) в сети Internet, а также автоматизированного перевода научно-технических документов.
39048. Формирование информационных баз данных 30 KB
  Создать базу данных в MS ccess путем импорта таблиц MS Excel созданных в предыдущих пунктах. Создать форму для ввода данных в базу. Создать запросы: на выборку данных по заданному условию запрос с вычислением.
39049. Создание баз данных в MS Excel 1021 KB
  Писаренко MS Excel Создание баз данных в MS Excel Создание баз данных средствами MS Excel Для создания баз данных БД и работы с ними обычно используются специализированные достаточно сложные программные системы называемые системами управления базами данных СУБД такие как Orcle MS ccess Fox Pro Dbse MS ccess и др. Табличный процессор MS Excel не является специализированным программным средством для...