32950

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

Доклад

Логика и философия

Подобной процедуры нет во вненаучных формах познания. Одна из целей научного познания получить посредством адекватных научных идеализаций предмет познания из его объекта. Такая позиция отвергает наивнореалистические представления и открывает еще одну проблему теории познания взаимоотношения объекта и предмета науки. предметы познания и dif.

Русский

2013-09-05

19.63 KB

20 чел.

16. ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

Объект - тот фрагмент реальности, объективной или мысленной, на изучение которой направлено научное познание. (ex.: деят-ть гос-ва или ценности общ-ва, коммуникационные процессы).

Однако только очень ограниченный в своих пределах объект может стать предметом изучения в соц.-гуманитарных науках. Сложные полномасштабные объекты «не вмещаются» полностью в рамки научной дисциплины. 1st научной процедурой является трансформация объекта в предмет науки, ограничивающий объект выбранными целями и способами идеализации. Отношения субъекта к объекту можно назвать отношением ученого и изучаемого им объекта.

Объект существует независимо от теории как часть объективной реальности, данной в практике. Он не представлен в теории в чистом виде, а преобразуется наличными теоретическими средствами соответствующей науки в ее предмет. Подобной процедуры нет во вненаучных формах познания. Одна из целей научного познания — получить посредством адекватных научных идеализаций предмет познания из его объекта. Такая позиция отвергает наивно-реалистические представления и открывает еще одну проблему теории познания — взаимоотношения объекта и предмета науки.5

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦ.-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Эта проблема является определяющей для разделения на естественные (изучающие присущие природе объективные закономерности), технические науки (осуществляют проектирование средств деят-ти) и науки об общ-ве (анализируют как закономерности соц. жизни, так и ее ценностные состояния и мотивы действующих субъектов. Здесь конструируются dif. предметы познания и dif. способами).

В качестве объекта соц. познания can be рассмотрено

  1.  общ-во в целом,
  2.  отдельные сферы общ-венной жизни,
  3.  конкретные ее проявления,
  4.  индивиды,
  5.  соц. изменения и проч.

Бесконечное множество явлений соц. реальности могло породить бесконечное многообразие предметов науки, if бы наука не была структурирована дисциплинарно и не была бы ограничена в своих познавательных возможностях имеющимися концептуальными средствами. 7

Один и тот же объект can изучаться dif. науками, и каждая из них конструирует свой предмет изучения.

Ex.: объект - человек в качестве предмета социологии, политологии, экономической науки, культурологи предстает различно. Социология рассматривает его как часть соц. целого, политология — как «П. животное», экономическая наука — как существо, встроенное в процесс производства и потребления, культурология — как носителя ценностей и определенных символических схем поведения.

Т.е. осуществляется сложная процедура трансформации объекта исследования в предмет науки. При этом процедура применения научного знания к объекту познания обладает не меньшей сложностью, чем конструирование предмета познания. Наука не может решить всех проблем, она не может решить многие проблемы, в частности, потому, что к их решению не готово общ-во.

СУБЪЕКТ СОЦ.-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Философия часто рассматривала субъекта познания как «мыслящую вещь» (Р.Декарт), взаимодействующую с материальной вещью.

Познание осуществляется субъектом (лат. «лежащий в основании»). Без субъекта нет познания. Теория познания строится как теория отношений субъекта к объекту, обеспечивающих получение истинного знания. 13

Субъект познания должен воспроизвести предмет познания, а значит, косвенно и его объект, стремясь исключить собственные многообразные хар-ристики, свои ценности и идеалы, обеспечить свободное от оценок познание. Это и будет означать объективность знания, его отношение к предмету, а не к познающему субъекту.

Субъект-объектные отношения в познании исторически конкретны. Расширялись пределы научного освоения мира, и то, что не было прежде объектом познания, со временем становилось им. 14

Сегодня под субъектом познания понимается как эмпирический субъект- ученый или научное сообщ-во, — который направляет свою деят-ть на объект познания посредством изучения сконструированного им предмета познания, так и общ-во в качестве конечного субъекта познания. If общ-во не

выработало адекватных предпосылок познания, не подготовило новых методов познания, то познание не сможет быть осуществлено наукой. 15

Специфика соц.-гуманитарного познания – соц. познание ориентировано преимущественно на нормы и идеалы неклассической и постнеклассической научности. Субъект-объектная схема познания О — S с самого начала осложнена здесь присутствием субъекта. Прежняя схема принимает вид:

O/S — S. Позже в ней начинает фигурировать практика

O/S/P — S,

где О — объект познания,

S — субъект познания,

Р — практика. 16

В неклассических концепциях принимаются во внимание как наличие субъекта в самом объекте познания, так и феномены сознания познающего субъекта, которые в конечном итоге must be max. устранены в result познания.

Соц. науки can познавать объективные закономерности, пробивающие себе дорогу, несмотря на то, что в общ-ве действуют люди, наделенные волей и сознанием. Здесь истина предстает как отражение этих закономерностей.

Но соц.-гуманитарное познание интересуют также мотивы и ценности субъекта, групп, включенных в общ-во, и объективность познания в этом случае представляет собой адекватное понимание этих мотивов и ценностей.

Ответственность субъекта познания состоит в получении достоверного знания. Но в настоящее время сдвигаются рамки взаимоотношения науки и практики. Сегодня многие достижения науки получены при постановке практических целей, и функционирование науки в общ-ве влияет на ее познавательные средства. Поэтому часто субъект познания общ-ва взаимодействует с субъектами его преобразования или сам одновременно становится таковым. Это расширяет область ответственности субъекта познания. 18

При расширении роли науки в общ-ве и ее взаимодействии с практикой, учете антропологических, экзистенциальных хар-ристик, обращении к повседневности субъект познания предстает как целостный человек, но конечным субъектом остается общ-во.

Наука не can сделать more, чем ей позволяют выработанные общ-вом познавательные средства и владеющий ими субъект. 19

Особенность соц.-гуманитарных наук - здесь субъект представлен дважды — 1) как познающий субъект (индивид, научное сообщ-во или общ-во)

2) часть объекта познания, ибо в общ-ве действует наделенный разумом и волей человек.

В целом же субъект-объектное отношение при всех его исторических модификациях сохраняет свою регулятивную роль в познании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81648. Марійка Підгірянка «Співанка про місяці», «Діти й ластівка». Загадка 191.5 KB
  Мета: збагачувати та розширювати знання учнів про життєвий і творчий шлях Марійки Підгірянки; розвивати мовлення учнів; виховувати любов до природи і рідного слова. Обладнання: портрет поетеси, збірки її творів, мультимедійна дошка, ілюстра ції до творів, презентація до уроку.
81649. В. Сухомлинський «Хлопчик і Дзвіночок Конвалії» 77 KB
  Подивіться, будь ласка, мабуть немає людини, байдужої до чарівної краси цих ніжних, витончених, дуже ароматних квітів. Наче якісь зачаровані сріблясті дзвіночки, повисають вони на зелених струнких ніжках посеред зеленого листя.
81650. Осінні мотиви в поезії Ліни Костенко 52 KB
  Обладнання: таблиці Шульте картки для читання карткилисточки зі словами робочий зошит зоровий диктант Хід уроку І. Читання віршів напамять. Учитель виразно у повільному темпі читає текст а потім запитує: Чи сподобався вам вірш Який настрій у вас після його слухання Підготовка до читання тексту.
81651. В.Нестайко «Жевжик» 72.5 KB
  Всеволод Зіновійович Нестайко народився на Житомирщині. Тож все своє свідоме життя Всеволод Нестайко прожив у Києві. Нестайка була вчителькою Коли Всеволод Нестайко був маленьким хлопчиком він страшенно хотів швидше вирости і стати великим та дорослим.
81652. «Коли тобі сутужно – прийде на поміч дружба А. Костецький «Буває все...», «Краще — з друзями разом!», «Словник Славка» 58.5 KB
  Удосконалювати вміння виразно читати вірші визначати головну думку прочитаного; розвивати мовлення учнів уміння аналізувати віршовані твори виділяти головне висловлювати оцінні судження збагачувати словниковий запас; виховувати почуття товариськості.
81653. Поетичні картини ранньої і пізньої осені в творах Ліни Костенко 37.5 KB
  Книга природи – наймудріша книга. Спілкування з природою дає нам радість. Природа – це джерело краси, яка не може залишити байдужою навіть найнезворушливішу людину. Не випадково багато видатних мислителів і письменників, художників і поетів, зодчих і композиторів прагнули втілити у своїх творах нетлінну красу природи.
81654. Ми тебе не забули, Тарасе! 871 KB
  Шевченка виставка книг Шевченка виставка літератури про Шевченка Імя освячене любовю портфоліо Життєвий шлях плакат літопис долі Кобзаря газета Шевченко художник репродукції картин квітка памяті Вінок Заповітів Шевченка кросворд плакат Шануємо Кобзаря карта Шевченківських місць в Україні дитячі малюнки до пейзажної лірики.
81655. Краса мрій про майбутнє і нове 83 KB
  У гірській країні на схилі великої і старої гори знайшов прихисток маленький Горбик. А маленький Горбок мріяв про казки чарівні далекІ країни і чудеса які йому ніяк не вдавалося побачити самому. З усіх боків його оточували високі гори і тому Горбок міг мріючи дивитися тільки вгору на безмежно таємниче і загадкове зоряне небо.
81656. Перенос слова 36.5 KB
  Задачи: Образовательная: на основе занимательной литературы развивать умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил; Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать; развивать наблюдательность, внимание, память, активность, грамотную речь учащихся;