32950

ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

Доклад

Логика и философия

Подобной процедуры нет во вненаучных формах познания. Одна из целей научного познания получить посредством адекватных научных идеализаций предмет познания из его объекта. Такая позиция отвергает наивнореалистические представления и открывает еще одну проблему теории познания взаимоотношения объекта и предмета науки. предметы познания и dif.

Русский

2013-09-05

19.63 KB

19 чел.

16. ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

Объект - тот фрагмент реальности, объективной или мысленной, на изучение которой направлено научное познание. (ex.: деят-ть гос-ва или ценности общ-ва, коммуникационные процессы).

Однако только очень ограниченный в своих пределах объект может стать предметом изучения в соц.-гуманитарных науках. Сложные полномасштабные объекты «не вмещаются» полностью в рамки научной дисциплины. 1st научной процедурой является трансформация объекта в предмет науки, ограничивающий объект выбранными целями и способами идеализации. Отношения субъекта к объекту можно назвать отношением ученого и изучаемого им объекта.

Объект существует независимо от теории как часть объективной реальности, данной в практике. Он не представлен в теории в чистом виде, а преобразуется наличными теоретическими средствами соответствующей науки в ее предмет. Подобной процедуры нет во вненаучных формах познания. Одна из целей научного познания — получить посредством адекватных научных идеализаций предмет познания из его объекта. Такая позиция отвергает наивно-реалистические представления и открывает еще одну проблему теории познания — взаимоотношения объекта и предмета науки.5

СПЕЦИФИКА ОБЪЕКТА И ПРЕДМЕТА СОЦ.-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Эта проблема является определяющей для разделения на естественные (изучающие присущие природе объективные закономерности), технические науки (осуществляют проектирование средств деят-ти) и науки об общ-ве (анализируют как закономерности соц. жизни, так и ее ценностные состояния и мотивы действующих субъектов. Здесь конструируются dif. предметы познания и dif. способами).

В качестве объекта соц. познания can be рассмотрено

  1.  общ-во в целом,
  2.  отдельные сферы общ-венной жизни,
  3.  конкретные ее проявления,
  4.  индивиды,
  5.  соц. изменения и проч.

Бесконечное множество явлений соц. реальности могло породить бесконечное многообразие предметов науки, if бы наука не была структурирована дисциплинарно и не была бы ограничена в своих познавательных возможностях имеющимися концептуальными средствами. 7

Один и тот же объект can изучаться dif. науками, и каждая из них конструирует свой предмет изучения.

Ex.: объект - человек в качестве предмета социологии, политологии, экономической науки, культурологи предстает различно. Социология рассматривает его как часть соц. целого, политология — как «П. животное», экономическая наука — как существо, встроенное в процесс производства и потребления, культурология — как носителя ценностей и определенных символических схем поведения.

Т.е. осуществляется сложная процедура трансформации объекта исследования в предмет науки. При этом процедура применения научного знания к объекту познания обладает не меньшей сложностью, чем конструирование предмета познания. Наука не может решить всех проблем, она не может решить многие проблемы, в частности, потому, что к их решению не готово общ-во.

СУБЪЕКТ СОЦ.-ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Философия часто рассматривала субъекта познания как «мыслящую вещь» (Р.Декарт), взаимодействующую с материальной вещью.

Познание осуществляется субъектом (лат. «лежащий в основании»). Без субъекта нет познания. Теория познания строится как теория отношений субъекта к объекту, обеспечивающих получение истинного знания. 13

Субъект познания должен воспроизвести предмет познания, а значит, косвенно и его объект, стремясь исключить собственные многообразные хар-ристики, свои ценности и идеалы, обеспечить свободное от оценок познание. Это и будет означать объективность знания, его отношение к предмету, а не к познающему субъекту.

Субъект-объектные отношения в познании исторически конкретны. Расширялись пределы научного освоения мира, и то, что не было прежде объектом познания, со временем становилось им. 14

Сегодня под субъектом познания понимается как эмпирический субъект- ученый или научное сообщ-во, — который направляет свою деят-ть на объект познания посредством изучения сконструированного им предмета познания, так и общ-во в качестве конечного субъекта познания. If общ-во не

выработало адекватных предпосылок познания, не подготовило новых методов познания, то познание не сможет быть осуществлено наукой. 15

Специфика соц.-гуманитарного познания – соц. познание ориентировано преимущественно на нормы и идеалы неклассической и постнеклассической научности. Субъект-объектная схема познания О — S с самого начала осложнена здесь присутствием субъекта. Прежняя схема принимает вид:

O/S — S. Позже в ней начинает фигурировать практика

O/S/P — S,

где О — объект познания,

S — субъект познания,

Р — практика. 16

В неклассических концепциях принимаются во внимание как наличие субъекта в самом объекте познания, так и феномены сознания познающего субъекта, которые в конечном итоге must be max. устранены в result познания.

Соц. науки can познавать объективные закономерности, пробивающие себе дорогу, несмотря на то, что в общ-ве действуют люди, наделенные волей и сознанием. Здесь истина предстает как отражение этих закономерностей.

Но соц.-гуманитарное познание интересуют также мотивы и ценности субъекта, групп, включенных в общ-во, и объективность познания в этом случае представляет собой адекватное понимание этих мотивов и ценностей.

Ответственность субъекта познания состоит в получении достоверного знания. Но в настоящее время сдвигаются рамки взаимоотношения науки и практики. Сегодня многие достижения науки получены при постановке практических целей, и функционирование науки в общ-ве влияет на ее познавательные средства. Поэтому часто субъект познания общ-ва взаимодействует с субъектами его преобразования или сам одновременно становится таковым. Это расширяет область ответственности субъекта познания. 18

При расширении роли науки в общ-ве и ее взаимодействии с практикой, учете антропологических, экзистенциальных хар-ристик, обращении к повседневности субъект познания предстает как целостный человек, но конечным субъектом остается общ-во.

Наука не can сделать more, чем ей позволяют выработанные общ-вом познавательные средства и владеющий ими субъект. 19

Особенность соц.-гуманитарных наук - здесь субъект представлен дважды — 1) как познающий субъект (индивид, научное сообщ-во или общ-во)

2) часть объекта познания, ибо в общ-ве действует наделенный разумом и волей человек.

В целом же субъект-объектное отношение при всех его исторических модификациях сохраняет свою регулятивную роль в познании.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

1469. ЖАНРОВО-КУЛЬТУРНАЯ СПЕЦИФИКА РУКОВОДСТВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ БЫТОВЫХ ПРИБОРОВ. АСПЕКТЫ ПЕРЕВОДА 328.15 KB
  Цель исследования заключается в разработке технологии перевода, основанной на результатах сопоставительного изучения жанровых особенностей русскоязычных и англоязычных руководств по эксплуатации с точки зрения организации и реализации макроструктуры текстов данного жанра.
1470. Дискурсивные аспекты политических дебатов (на материале русских и английских текстов) 329.27 KB
  На основе выработанного метода определить сопоставительные характеристики дискурсивных особенностей англоязычной и русскоязычной речи. Представить сравнительное описание речевого поведения участников политических дебатов через призму теории пресуппозиций в рамках политического дискурса. Выявить степень привязанности к контексту речевого поведения политических деятелей, а также определить те аспекты, которые обусловливают нарушение контекстуальных фреймов.
1471. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ КОММУНИКАЦИИ В НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ 329.94 KB
  Цель диссертационного исследования состоит в выявлении и последующей классификации общих, универсальных и специфических, уникальных особенностей реализации личностно-ориентированной коммуникации при сопоставлении вариантов ее осуществления в русскоязычном и англоязычном киберпространстве.
1472. СТРУКТУРА И СЕМАНТИКА ДЕТЕКТИВНОГО НАРРАТИВА (на материале текстов английских и русских рассказов) 331.07 KB
  Целью диссертационной работы является сопоставительный анализ когнитивных механизмов структуры и семантики детективного нарратива на материале английского и русского языков.
1473. Win API 32. Программирование на C 337.13 KB
  Литература по API Windows. Краткая история Windows. Цикл обработки сообщений Windows. Стили окна, overlapped window, pop-up window. Структура сообщения MSG. Окно сгенерированного приложения.
1474. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНЦЕПТ ЛЮБОВЬ В ИДИОСТИЛЕ А.С. ПУШКИНА 332.86 KB
  Ррассмотрение понятий концепт, концептуальная картина мира, представление методологических основ исследования концепта, определение понятия идиостиля, а также особенностей и возможностей поэтического перевода.
1475. ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЙ И ПРАГМАТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ А.П. СТЕПАНОВА 334.33 KB
  Цель работы – определить особенности лингвокогнитивного и прагматического уровней структуры языковой личности первого енисейского губернатора А.П. Степанова, установить его ключевые (эстетические, утилитарные и художественные) ценности.
1476. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ИНВЕРСИИ: КОНЦЕПТ ЧУДО (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКИХ И ИРЛАНДСКИХ ПОСЛОВИЦ, ПОГОВОРОК И СКАЗОК) 338.84 KB
  Целью данной работы является выявление лингвистических, хронотопических и нарративных особенностей выражения концепта чудо/miracle в текстах русского и ирландского фольклора, а также проверка гипотезы концептуальных инверсий применительно к данному концепту.
1477. НОМИНАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ГЛАГОЛЬНО-ИМЕННЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ ТИПА И TO GIVE A SMILE 339 KB
  Описать номинативный механизм ГИС с точки зрения когнитивного подхода в теории номинации и сопоставить русские и английские ГИС по характеру передаваемой ими когнитивной информации, исследовать и сопоставить когнитивно-коммуникативные свойства русских и английских ГИС в области семантического (И.И. Ковтунова, К.Г. Крушельницкая, В. Матезиус, Н.А. Слюсарева и др.) и актуального синтаксиса (Ч. Филлмор, У. Чейф, Р.О. Якобсон и др.)