32952

РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

Доклад

Логика и философия

У каждой эпохи у каждого народа или отдельного человека свои ценности. Однако это не совсем так: ценности относительны они меняются в зависимости от изменения потребностей и интересов людей от формы господствующих в общве отношений уровня цивилизованности и др. ценности устойчивы ибо существуют определенное время. Более того есть ценности которые сохраняют свое значение на протяжении всего существования человечества жизнь благо имеющие абсолютное значение.

Русский

2013-09-05

35.21 KB

25 чел.

17. РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

Вся история философской мысли непосредственно имеет дело с оценочными отношениями, со стремлением выявить наиболее значимое для человека. Длительное время аксиологическая проблематика была "вплетена" в философское знание, рассматривалась как одна из сторон философской мудрости.

Аксиология – философская доктрина ценностей, природы, хар-ра, способов, состава регламентирования смысло-жизненных позиций, ориентации, мотиваций человеческой деят-ти.

Ценность - это св-во предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общ-венном или личностном отношениях.

 У каждой эпохи, у каждого народа или отдельного человека - свои ценности.=> ценность - это нечто преходящее, временное, относительное. Однако это не совсем так:

  1.  ценности относительны, они меняются в зависимости от изменения потребностей и интересов людей, от формы господствующих в общ-ве отношений, уровня цивилизованности и др. факторов.
  2.  ценности устойчивы, ибо существуют определенное время. Более того, есть ценности, которые сохраняют свое значение на протяжении всего существования человечества (жизнь, благо), имеющие абсолютное значение.
  3.  ценность - это единство объективного и субъективного. Ценность объективна в том смысле, что объективны св-ва предмета или процесса, которые имеют значение для человека, но при этом от него не зависят. Эти св-ва зависят от самого предмета или процесса. Субъективность ценности заключается в том, что она существует лишь как процесс или result оценки, т.е. субъективного человеческого действия. Вне человека ценность лишена смысла и в этом плане она субъективна.

Т.о., ценность совмещает в себе изменчивость и устойчивость, объективность и субъективность, абсолютность и относительность. Она не существует вне оценки, оценочного отношения.

Оценка - суждение о значении предмета или явления для людей, вступающих с ними в оценочные отношения.

Оценочное отношение возникает не к любому предмету или явлению, а лишь к такому, который имеет индивидуальную или соц. значимость. В процессе отношения формируется оценка как суждение о значимости данного феномена для человека и человечества.

Оценочное суждение основывается на наличии объективного предмета и его св-в, которые оцениваются; на относительно общем понимании того, что оценивается.

оценочное суждение

верное          неверное

Специфика оценочного суждения:

  1.  цель - определить значимость предмета для познающего или оценить, в силу чего такое суждение окрашивается переживаниями, чувствами, т.е. субъективными обнаружениями.
  2.  оценочное суждение носит нормативный хар-р, предполагает наличие нормы-эталона, с которой сравнивается, сопоставляется оцениваемый предмет или явление.
  3.  существуют антиценности, т.е. явления, имеющие отрицательную значимость для человека, существуют также феномены и предметы, не имеющие значимости для человека.
  4.  оценка сопровождается паралингвистическим кодом передачи info, в котором присутствует скрытое или открытое отношение к явлению - восторг, осуждение, предвкушение и т.п.
  5.  любая оценка дается по отношению к ч.-л., на основании определенного критерия:
  6.  критерий оценки полезность того или иного св-ва предмета или процесса для человека.
  7.  приятность.
  8.  полезное это то, что способствует прогрессу человечества и развитию личности, что во благо человеку и человечеству. Именно такое полезное, т.е. благо, представляется достаточно общим, относительно объективным и приемлемым критерием для оценки ценности.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ

1. по содержанию деят-ти, в которой реализуются или обретаются ценности:

а) производственные,

б) бытовые,  

в) профессиональные.

2. по широте их содержания:

а) индивидуальные,

б) групповые (классовые, этнические, конфессиональные и др.)

в) общечеловеческие ценности.

3. по сферам общ-венной жизни:

а) материально-экономические: природные ресурсы, орудия труда

б) соц.-П.: общ-венные институты, необходимые человеку - семья, этнос, Отечество.

в) духовные ценности: знания, нормы, идеалы, вера.

4. по значимости для человека и человечества:

а) высшие:

  1.  общечеловеческие - мир, человечество;
  2.  соц. - справедливость, свобода, права человека;
  3.  ценности общения - дружба, любовь, доверие;
  4.  культурные - мировоззренческие, этнические;
  5.  деят-тные - творчество, истина;
  6.  ценности самосохранения - жизнь, здоровье, дети;
  7.  личностные качества - честность, патриотизм, верность, доброта

б) низшие.

5. по длительности существования:

а) абсолютные 

б) относительные.

Высшие (абсолютные) ценности обладают неутилитарным хар-ром, они являются ценностями не потому, что служат для ч.-л. иного, а напротив, все иное приобретает значимость лишь в контексте высших ценностей. Эти ценности непреходящи, вечны, значимы во все времена, абсолютны. Они воспринимаются человеком как нечто такое, что др. быть не может в принципе.

Низшие (относительные) ценности выступают средствами для достижения к.-л. более высоких целей, они больше подвержены влиянию обстоятельств, изменению условий, ситуаций, более подвижны, время их существования ограничено.
6. в зависимости от типа цивилизации:

а) Вост.: ориентир на коллективизм, традиционализм, адаптацию к среде=>базовые ценности - уравнительность, гуманизм, справедливость, культ общины, почитание родителей и старших, авторитаризм.

Общ-во - большая семья, в которой глава (правитель) пользуется непререкаемым авторитетом, а установленные предками порядки и ценности считаются неизменными и не подлежащими пересмотру.

б) Зап.: ориентир на индивидуализм, культ личности, адаптирование среды к интересам индивида.

Ключевые ценности: свобода, лидерство, индивидуальность, равноправие.

в) евразийские: своеобразно сочетаются ценностные ориентации Вост. и Зап.

Хар-рные черты:

  1.  коллективизм, корнями уходящий в общину;
  2.  патриотизм, выработанный многовековой борьбой за независимость;
  3.  взаимопомощь, открытость, доверчивость, терпимость, духовность, анархичность.
  4.  соц. свобода.
  5.  уважительно-критическое отношение к прошлому, настоящему и будущему, к отдельному человеку и коллективу, ко всем ценностям своего народа.

Ценности любой цивилизации и эпохи не существуют вне человека как родового существа. Ведь только в соотношении с человеком как мерой всех вещей имеют смысл и ценности. В то же время существующие ценности выполняют важные функции в общ-ве и в отношении конкретного человека - познавательную, нормативную, регулятивную, коммуникативную, целевую, которые в конечном счете интегрируются в функции социализации. Т.е. ценности социализируют индивида.

ЦЕННОСТИ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

Ценности – это специфические соц. хар-ристики объектов, выявляющие их положительное значение для человека и общ-ва.

2 т.з. на роль ценностей и норм в научном познании:

1. Галилей, Ньютон: естественнонаучное познание должно быть строго объективным, независимым от субъекта познания. Оно должно исключать ценностные аспекты (хар-рно для классической и неклассической науки). Но ущербность позиции, утверждающей ценностную нейтральность науки, с особой остротой обнаруживается, когда плоды научного прогресса несут людям зло (создание оружия массового уничтожения, применение генно-модифицированных в-в, растущее загрязнение воздуха, воды, почв, истощение природных ресурсов и т.п.).

2. Наука не может быть свободна от ценностных аспектов, ибо она как соц. институт включена в систему экономических, соц.-П., духовных отношений, существующих в конкретном историческом типе общ-ва. Наука, идущая рука об руку с гуманистической нравственностью, оборачивается великим благом для всех живущих, в то время как наука, равнодушная к последствиям собственных деяний, оборачивается разрушением и злом. Высшей ценностью для общ-венной личности является идеал (соц.-П., нравственный и т.п.).  Идеалы в науке – это образцы, стандарты научного объяснения, описания, док-ва.   Соц. нормы представляют собой исторически обусловленные правила, т.е. требования, предъявляемые общ-вом к поведению личности.

СУЩНОСТЬ СОЦ. И ВНУТРИНАУЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Соц. ценности существуют на уровне общ-ва в целом.

Классификация соц. ценностей:

  1.  Материальные (человеческие потребности в пище, жилье, одежде, стремление к благополучию);
  2.  Духовные:

- научные (истина);  

- эстетические (красота);

- нравственные (добро, справедливость);

- религиозные.

Соц. ценности современного Р. общ-ва:

  1.  Экономические: частная собственность; рыночные отношения;  деньги.
  2.  Соц.-П.: свобода слова, печати, критики, собраний; соц. стабильность.
  3.  Духовные: научная рациональность; свобода художественного и научного творчества; религиозные; нравственные; эстетические; философские.
  4.  Внутринаучные ценности – образцы описания, объяснения, научного док-ва. Методологические идеалы, нормы, господствующие в науке парадигмы и исследовательские программы. Математический идеал научности (Эвклид, Декарт). Из исходных аксиом осуществляется дедуктивное выведение логических следствий. Критерии: строгость, непротиворечивость, полнота, док-ть, непреложность выводов. Физический идеал научности (Ньютон, Бэкон): адекватное описание и объяснение с опорой на эксперимент, а также с use логико-математического аппарата. Теория строится с помощью гипотетико-дедуктивного метода. Гуманитарный идеал научности. Соц. познание осуществляется сквозь призму ценностей и норм. Субъект гуманитарного познания включён в систему общ-венных отношений, которые он изучает. Методика проведения эксперимента. Возрастает роль математического моделирования и статистическо-вероятностных методов. Оценка results научной деят-ти. Критерии:  логическая док-ть, экспериментальная проверяемость. Этические связи научного сообщ-ва: недопустимость плагиата.

Ценности, хар-ризующиеся значимостью для человека, обращены к его воле, выступают целями его деят-ти. Ценность хар-ризует глубинные основания личности в единстве с предметами ее устремлений. Т.о., ценность есть нечто значимое (для субъекта, группы, общ-ва); есть должное, нормативное, регулирующее деят-ть; есть первичное устремлено-эмоциональное отношение человека к миру.

Предмет соц.-гуманитарного познания - общ-во, человек, культура. Существенная особенность соц.-гуманитарного познания науки -  сердцевиной объекта их исследования выступает человек, обладающий свободой и целеполагающей способностью, преобразующий мир природы, социум и самого себя, создающий материальные и духовные ценности, мир культуры. Ценностные ориентации в науке проявляются в пристрастиях, целях, интересах и т.п., присущих познающему субъекту. Ценностные факторы выражаются в любых формах значимости для исследователя: предмета, процесса и result познания. Эта значимость can be познавательной, практической, технической, духовной, методологической, идеологической, соц. и т.п.

Соц.-гуманитарное познание в большей степени подвержено влиянию ценностных факторов, чем естественнонаучное. Исследователь социогуманитарной сферы живет в соц. мире, который формирует его самого, его пристрастия. Его соц. происхождение и положение, воспитание и имущественное состояние оказывают прямое или косвенное осознанное или неосознанное воздействие на его познавательную деят-ть. Question: возможно ли беспристрастное исследование того, что само собой в той или иной степени является пристрастным?

Исследователь must руководствоваться next ценностными ориентациями: с т.з. Вебера в исторической проблематике единственно возможной основой, определяющей выбор при отнесении к ценности, can be only значимая для нас ценность истины. В этом и выражается исследовательская честность ученого.

Ценностные факторы в научном познании can be as позитивными, так и негативными компонентами научного поиска. В целом они организуют и упорядочивают познавательную деят-ть, служат основой для взаимодействия науки, общ-ва, исследователя. Без ценностных факторов функционирование науки невозможно. Ценностные начала выражают интересы, устремления общ-ва и ученого, выступая мотивационной стороной науки.

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ КАК ФИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Высшая, абсолютная ценность - человеческая жизнь.

Аксиологический подход акцентирует внимание на тех ценностях, которые придают жизни смысл. А.Маслоу: 14 ценностей - истина, красота, добро, совершенство, простота, всесторонность и др. Именно эти ценности составляют смысл жизни большинства людей.

В.Франкл, исследуя смысложизненные ценности, разделил их на 3 группы: а) ценности созидания - все то, что человек создает своим трудом;

б) ценности переживания, выражающие чувственное отношение человека к действительности, дающие духовное наслаждение жизнью (поэзия, музыка, театр);

в) ценности отношения, которые возникают, когда человек не может достичь ценностей переживания. В такой ситуации появляются мужество, твердость духа, достоинство, которые и придают смысл его жизни.

ВЫВОД:

1. каждая подлинная ценность в к.-т. мере придает жизни смысл.

2. смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что он не задан наперед, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия.

3. смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненных ценностей.

Возможно лишь самое абстрактное определение смысла жизни: смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.

Смерть - это антипод жизни и жизнь достойна того, чтобы жить. Жизнь каждого - это уникальный невозобновимый дар. А в силу того что невозобновимое всегда ценнее возобновимого, смерть лишь подчеркивает ценность жизни. Смерть - это таинство и тайна, отсюда и страх перед смертью как перед неизвестностью.

П. ЦЕННОСТИ

П. ценности – это совокупность идей, представлений, установок, стереотипов, определяющих целеполагание, выбор средств и методов деят-ти, последовательность их реализации в П. практике.

Ценности формируются как

  1.  виды общ-венных идеалов

идеалы

реальные       идеологические конструкции

  1.  предметно-материальная форма
  2.  Декларация прав человека
  3.  Памятники П. деятелям
  4.  П. портреты
  5.  Герб
  6.  знамя
  7.  модель желаемого будущего на личностном уровне=>у человека появляются определенные ориентации.

Жизнь без принятия определенных ценностей теряет смысловое значение.

ХАР-РИСТИКА ЦЕННОСТЕЙ

  1.  стабильность общ-ва:
  2.  наличие разделяемого чувства принадлежности к нации
  3.  преемственность форм управления
  4.  постепенная и упорядоченная смена правящих элит
  5.  наличие системы сдержек и противовесов для баланса функционирования властных структур
  6.  реальная многопартийность и наличие эффективной оппозиции
  7.  наличие многочисленного среднего класса
  8.  согласие основных П. сил по поводу цели и методов общ-венного развития.

Стабильность может обеспечиваться на dif. основах:

  1.  страх и наилие, полное подчинение гос-ву=>result: застой
  2.  преодоление отчуждения м/у властью и народом=> наличие правового гос-ва, среднего класса, развитого ГО, конструктивной оппозиции.

Т.о., поступательное развитие общ-ва.

В переходные периоды стабильность может основываться на

1) бюрократической стабилизации:

  1.  гражданин подчинен гос-ву
    1.  П. выбивания налогов от населения
    2.  бюрократия создает «отложенный кризис», т.к. не способна обеспечить П. стабильность.

2) гражданской стабилизации:

  1.  разрушение статуса-кво
  2.  общ-ву необходимы реформы и доведение их до конца.

Сложность переходного периода: общ-во развивается на старых и новых основах=>важен стабилизирующий фактор, обеспечивающий изменения в сторону демократии

  1.  безопасность:

Даже сильные гос-ва не могут гарантировать безопасность своих граждан.

Когда люди испытывают страх, они не способны объединяться, каждый сам за себя.

  1.  соц. равенство:

относиться к людям как равным не означает делать их равными практически

  1.  равенство только свободы
  2.  равенство перед Богом, законом
  3.  равенство как устранение всех видов соц. дискриминации
  4.  равенство в распределении благ
  5.  равенство стартовых возможностей
  6.  равенство results.

Равенство всех должно быть гарантировано только перед законом и в П. жизни.

Не может быть равенства в распределении благ. Распределять блага поровну – значит присваивать долю тех, кто прилагает больше усилий, способностей, дарований.

Равное распределение материальных благ

  1.  порождает уравниловку
  2.  тормозит развитие способностей
  3.  снижает ответственность
  4.  ведет к соц. иждивенчеству
  5.  может породить тиранию.

Неравенство в принципе не устранимо. Это result общ-венного разделения труда и источник развития

  1.  соц. справедливость:

Теоретически принцип соц. справедливости должен распоространяться на всех, независимо от естественных способностей, соц. статуса, рода занятий.

Для осуществления на практике необходима наибольшая самореализация каждой личности.

EXIT: применение принципа соц. справедливости с учетом dif. условий и возможностей, в которых находится человек, и его конкретных заслуг перед общ-вом, а также экономическая эффективность развития производства.

Неравенство можно сократить.

Соц. несправедливость при долгом не устранении может породить соц. взрыв.

  1.  патриотизм:

Это не только чувство, но и определенная соц. значимая деят-ть на благо страны.

Утверждение патриотизма в качестве общенациональной идеи во многом зависит от конкуретной способности страны на мировой арене.

  1.  коллективизм
  2.  индивидуализм:

главное – уважение личности как таковой.

Порожден процессом либерализации общ-ва.

- 1) эгоизм

 2) своеволие

 3) безразличие к общ-венным проблемам

 4) 1st – личные выгоды.

Соединение коллективизма с индивидуализмом может приносить пользу и человеку, и общ-ву. Это позволит сдерживать и нейтрализовать присущие им негативные черты.

  1.  свобода как общ-венно значимая ценность, существующая в рамках закона и благодаря закону:

свобода

внутренняя          внешняя

- разновидность П. свободы:

  1.  П. активность граждан
  2.  Их ответственность за развитие П. процесса

У каждого человека есть субъективная основа свободы – духовный мир. Духовность = разум + чувство + воля.

Ильин: Свобода без духовности становится произволом и всепопиранием. Без свободы гаснет дух, без духа вырождается и гибнет свобода.

Подлинная свобода возможна при особых условиях и прежде всего экономических.

Свобода не дает материального эффекта=> П. свобода важна как возможность свободы выбора: гос-венного строя, форм правления, места жительства и рода занятий.

Сложной здесь является проблема соотношения свободы и равенства: свобода не должна противопоставляться равенству, т.к. взятые отдельно др. от др. они теряют возможность выступать в качестве полноценного условия человеческого существования=> те, кто отдает предпочтение равенству не должны отрицать значение свободы.

  1.  толерантность:

На уровне властных отношений она хар-ризует готовность П. сил к допуску инакомыслия и разрешению действий оппозиции.

На уровне личности – готовность прислушаться к мнению противника и признание правоты оппонента.

Утверждение массового толерантного сознания может способствовать преодолению конфронтации П. сил.

РОЛЬ П. ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНИ ОБЩ-ВА

  1.  мотивационная
  2.  интегративная: ценность – определенный критерий жизнеспособности П. системы
  3.  возвышающая: система ценностей приобщает человека к ч.-т. более важному, чем его жизнь
  4.  оценочная: отбор приемлемых целей и методов или наоборот
  5.  направляющая: ценности составляют ядро менталитета и определяют качественное состояние П. системы.

Однако ценности выполняют свое предназначение, if они воспитаны и усвоены на уровне общ-ва, гос-ва и личности.

ценности

декларируемые        реально побуждающие человека к

        конкретной деят-ти.

Усвоение ценностей связано с возможностями их реализации. Степень гарантированности реализации зависит от

  1.  уровня экономического развития страны
  2.  деят-ти соц.-П. институтов.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21566. Международная экономическая интеграция. Отношения ЕС и России 46 KB
  Трех организаций: Европейского объединения угля и сталиЕОУС;Парижский договор о создании ЕОУС вступил в силу 1951г.; Европейского экономического сообществаЕЭС; Римский договор о создании ЕЭС заключен в 1957г.; Европейского сообщества по атомной энергииЕвратом; договор вступил в силу с1958 г. Интересы европейцев на международном уровне представляются рядом общих институтов: Европейская Комиссия Совет министров Европейский Парламент Суд Счетная палата Кроме этого главы государств и правительств и...
21567. Международная миграция рабочей силы 124.5 KB
  Международная миграция рабочей силы. Лекция: Международная миграция рабочей силы. План: Сущность формы и причины международной миграции рабочей силы. Мировой рынок рабочей силы.
21568. Жизненный цикл: эпигенез идентичности 34.25 KB
  [10;100] Каждый человек идет своим путем развития переживает свои кризисы и находит их разрешение теми способами которые должны быть здесь описаны последовательно проходя от начала до конца выделенные стадии.[10;107] В этом смысле можно говорить об инкорпоративной вбирающей стадии на которой ребенок если можно так выразиться берет то что ему предлагают. [10;107] На второй оральной стадии окончательно формируются способности добиваться и получать удовольствие в более активной и определенно направленной инкорпоративной...
21569. Проблема психического развития ребенка 19.9 KB
  Ключевые слова: Психические процессы Ведущий тип деятельности Стадия Психофизиологических функциях .в изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности так как она складывается в данных конкретных условиях его жизни. Только при таком подходе исходящем из анализа содержания самой развивающейся деятельности ребенка может быть правильно понята и ведущая роль воспитания воздействующего именно на деятельность ребенка на его отношения к действительности и поэтому определяющего его психику его...
21570. Средства общения 17.46 KB
  Средства общения Лисина М. В данной статье рассматривается проблемы общения взаимосвязь и психологического развития личностного становления ребенка Ключевые слова: Мимические средства общения Речь Позы Предметные движения Внимание Вокализация Три категории средств общения перечислены в том порядке в котором они появляются в онтогенезе; они составляют основные коммуникативные операции в дошкольном детстве Экспрессивномимические средства общения. Своеобразие выразительных средств общения в том что они служат проявлением эмоциональных...
21571. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе 25.07 KB
  [6;110] Выделяют две социальные позиций ребенка по отношению к обществу условно названные я в обществе и я и общество . Целенаправленное рассмотрение в качестве объекта исследования особенностей социального развития детей условий становления их социальной зрелости и анализ ее формирования на разных этапах современного детства позволили вычленить два основных типа реально существующих позиций ребенка по отношению к обществу условно названных нами я в обществе и я и общество [6;111] Первая позиция где акцент делается на себя отражает...
21572. Комплексная характеристика развития игры 50.5 KB
  Комплексная характеристика развития игры . Изучение развития ролевой игры интересно в двояком отношении: вопервых при таком исследовании глубже раскрывается сущность игры; вовторых раскрытие взаимосвязи отдельных структурных компонентов игры в их развитии может помочь в педагогическом руководстве в формировании этой важнейшей деятельности ребенка [9;202] Структура игр претерпевает также большие изменения: от бессюжетных состоящих из ряда часто не связанных друг с другом эпизодов у детей трехчетырех лет они превращаются в игры с...
21573. Этапы формирования личности в онтогенезе 21.28 KB
  [1;180] Формирование личности ребенка происходит под влиянием социума. психическое развитие ребенка формирование его личности может быть понятно лишь в рамках его социализации т.[1;181] Биологические предпосылки так же играют значительную роль в формировании личности ребенка. Следует признать что не существует ни одной врожденной особенности организма которая была бы полностью нейтральной для психического развития ребенка.
21574. Краткий словарь психологических терминов 86.51 KB
  telegraphic speech один из ранних этапов развития детской речи переходный к овладению речью взрослых Л. Специальная речевая работа с детьми правильная речь окружающих взрослых исключающая подстраивание под несовершенную речь ребенка служат средством профилактики а также коррекции если этот этап развития речи затянулся А. В случаях ее развития у близнецов рекомендуется кроме того их временное разъединение АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ англ. Фрейда 2я стадия психосексуального развития в возрасте ок.