32952

РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

Доклад

Логика и философия

У каждой эпохи у каждого народа или отдельного человека свои ценности. Однако это не совсем так: ценности относительны они меняются в зависимости от изменения потребностей и интересов людей от формы господствующих в общве отношений уровня цивилизованности и др. ценности устойчивы ибо существуют определенное время. Более того есть ценности которые сохраняют свое значение на протяжении всего существования человечества жизнь благо имеющие абсолютное значение.

Русский

2013-09-05

35.21 KB

28 чел.

17. РОЛЬ ЦЕННОСТЕЙ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ ПОЗНАНИИ

Вся история философской мысли непосредственно имеет дело с оценочными отношениями, со стремлением выявить наиболее значимое для человека. Длительное время аксиологическая проблематика была "вплетена" в философское знание, рассматривалась как одна из сторон философской мудрости.

Аксиология – философская доктрина ценностей, природы, хар-ра, способов, состава регламентирования смысло-жизненных позиций, ориентации, мотиваций человеческой деят-ти.

Ценность - это св-во предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общ-венном или личностном отношениях.

 У каждой эпохи, у каждого народа или отдельного человека - свои ценности.=> ценность - это нечто преходящее, временное, относительное. Однако это не совсем так:

  1.  ценности относительны, они меняются в зависимости от изменения потребностей и интересов людей, от формы господствующих в общ-ве отношений, уровня цивилизованности и др. факторов.
  2.  ценности устойчивы, ибо существуют определенное время. Более того, есть ценности, которые сохраняют свое значение на протяжении всего существования человечества (жизнь, благо), имеющие абсолютное значение.
  3.  ценность - это единство объективного и субъективного. Ценность объективна в том смысле, что объективны св-ва предмета или процесса, которые имеют значение для человека, но при этом от него не зависят. Эти св-ва зависят от самого предмета или процесса. Субъективность ценности заключается в том, что она существует лишь как процесс или result оценки, т.е. субъективного человеческого действия. Вне человека ценность лишена смысла и в этом плане она субъективна.

Т.о., ценность совмещает в себе изменчивость и устойчивость, объективность и субъективность, абсолютность и относительность. Она не существует вне оценки, оценочного отношения.

Оценка - суждение о значении предмета или явления для людей, вступающих с ними в оценочные отношения.

Оценочное отношение возникает не к любому предмету или явлению, а лишь к такому, который имеет индивидуальную или соц. значимость. В процессе отношения формируется оценка как суждение о значимости данного феномена для человека и человечества.

Оценочное суждение основывается на наличии объективного предмета и его св-в, которые оцениваются; на относительно общем понимании того, что оценивается.

оценочное суждение

верное          неверное

Специфика оценочного суждения:

  1.  цель - определить значимость предмета для познающего или оценить, в силу чего такое суждение окрашивается переживаниями, чувствами, т.е. субъективными обнаружениями.
  2.  оценочное суждение носит нормативный хар-р, предполагает наличие нормы-эталона, с которой сравнивается, сопоставляется оцениваемый предмет или явление.
  3.  существуют антиценности, т.е. явления, имеющие отрицательную значимость для человека, существуют также феномены и предметы, не имеющие значимости для человека.
  4.  оценка сопровождается паралингвистическим кодом передачи info, в котором присутствует скрытое или открытое отношение к явлению - восторг, осуждение, предвкушение и т.п.
  5.  любая оценка дается по отношению к ч.-л., на основании определенного критерия:
  6.  критерий оценки полезность того или иного св-ва предмета или процесса для человека.
  7.  приятность.
  8.  полезное это то, что способствует прогрессу человечества и развитию личности, что во благо человеку и человечеству. Именно такое полезное, т.е. благо, представляется достаточно общим, относительно объективным и приемлемым критерием для оценки ценности.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ

1. по содержанию деят-ти, в которой реализуются или обретаются ценности:

а) производственные,

б) бытовые,  

в) профессиональные.

2. по широте их содержания:

а) индивидуальные,

б) групповые (классовые, этнические, конфессиональные и др.)

в) общечеловеческие ценности.

3. по сферам общ-венной жизни:

а) материально-экономические: природные ресурсы, орудия труда

б) соц.-П.: общ-венные институты, необходимые человеку - семья, этнос, Отечество.

в) духовные ценности: знания, нормы, идеалы, вера.

4. по значимости для человека и человечества:

а) высшие:

  1.  общечеловеческие - мир, человечество;
  2.  соц. - справедливость, свобода, права человека;
  3.  ценности общения - дружба, любовь, доверие;
  4.  культурные - мировоззренческие, этнические;
  5.  деят-тные - творчество, истина;
  6.  ценности самосохранения - жизнь, здоровье, дети;
  7.  личностные качества - честность, патриотизм, верность, доброта

б) низшие.

5. по длительности существования:

а) абсолютные 

б) относительные.

Высшие (абсолютные) ценности обладают неутилитарным хар-ром, они являются ценностями не потому, что служат для ч.-л. иного, а напротив, все иное приобретает значимость лишь в контексте высших ценностей. Эти ценности непреходящи, вечны, значимы во все времена, абсолютны. Они воспринимаются человеком как нечто такое, что др. быть не может в принципе.

Низшие (относительные) ценности выступают средствами для достижения к.-л. более высоких целей, они больше подвержены влиянию обстоятельств, изменению условий, ситуаций, более подвижны, время их существования ограничено.
6. в зависимости от типа цивилизации:

а) Вост.: ориентир на коллективизм, традиционализм, адаптацию к среде=>базовые ценности - уравнительность, гуманизм, справедливость, культ общины, почитание родителей и старших, авторитаризм.

Общ-во - большая семья, в которой глава (правитель) пользуется непререкаемым авторитетом, а установленные предками порядки и ценности считаются неизменными и не подлежащими пересмотру.

б) Зап.: ориентир на индивидуализм, культ личности, адаптирование среды к интересам индивида.

Ключевые ценности: свобода, лидерство, индивидуальность, равноправие.

в) евразийские: своеобразно сочетаются ценностные ориентации Вост. и Зап.

Хар-рные черты:

  1.  коллективизм, корнями уходящий в общину;
  2.  патриотизм, выработанный многовековой борьбой за независимость;
  3.  взаимопомощь, открытость, доверчивость, терпимость, духовность, анархичность.
  4.  соц. свобода.
  5.  уважительно-критическое отношение к прошлому, настоящему и будущему, к отдельному человеку и коллективу, ко всем ценностям своего народа.

Ценности любой цивилизации и эпохи не существуют вне человека как родового существа. Ведь только в соотношении с человеком как мерой всех вещей имеют смысл и ценности. В то же время существующие ценности выполняют важные функции в общ-ве и в отношении конкретного человека - познавательную, нормативную, регулятивную, коммуникативную, целевую, которые в конечном счете интегрируются в функции социализации. Т.е. ценности социализируют индивида.

ЦЕННОСТИ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНОМ НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ

Ценности – это специфические соц. хар-ристики объектов, выявляющие их положительное значение для человека и общ-ва.

2 т.з. на роль ценностей и норм в научном познании:

1. Галилей, Ньютон: естественнонаучное познание должно быть строго объективным, независимым от субъекта познания. Оно должно исключать ценностные аспекты (хар-рно для классической и неклассической науки). Но ущербность позиции, утверждающей ценностную нейтральность науки, с особой остротой обнаруживается, когда плоды научного прогресса несут людям зло (создание оружия массового уничтожения, применение генно-модифицированных в-в, растущее загрязнение воздуха, воды, почв, истощение природных ресурсов и т.п.).

2. Наука не может быть свободна от ценностных аспектов, ибо она как соц. институт включена в систему экономических, соц.-П., духовных отношений, существующих в конкретном историческом типе общ-ва. Наука, идущая рука об руку с гуманистической нравственностью, оборачивается великим благом для всех живущих, в то время как наука, равнодушная к последствиям собственных деяний, оборачивается разрушением и злом. Высшей ценностью для общ-венной личности является идеал (соц.-П., нравственный и т.п.).  Идеалы в науке – это образцы, стандарты научного объяснения, описания, док-ва.   Соц. нормы представляют собой исторически обусловленные правила, т.е. требования, предъявляемые общ-вом к поведению личности.

СУЩНОСТЬ СОЦ. И ВНУТРИНАУЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Соц. ценности существуют на уровне общ-ва в целом.

Классификация соц. ценностей:

  1.  Материальные (человеческие потребности в пище, жилье, одежде, стремление к благополучию);
  2.  Духовные:

- научные (истина);  

- эстетические (красота);

- нравственные (добро, справедливость);

- религиозные.

Соц. ценности современного Р. общ-ва:

  1.  Экономические: частная собственность; рыночные отношения;  деньги.
  2.  Соц.-П.: свобода слова, печати, критики, собраний; соц. стабильность.
  3.  Духовные: научная рациональность; свобода художественного и научного творчества; религиозные; нравственные; эстетические; философские.
  4.  Внутринаучные ценности – образцы описания, объяснения, научного док-ва. Методологические идеалы, нормы, господствующие в науке парадигмы и исследовательские программы. Математический идеал научности (Эвклид, Декарт). Из исходных аксиом осуществляется дедуктивное выведение логических следствий. Критерии: строгость, непротиворечивость, полнота, док-ть, непреложность выводов. Физический идеал научности (Ньютон, Бэкон): адекватное описание и объяснение с опорой на эксперимент, а также с use логико-математического аппарата. Теория строится с помощью гипотетико-дедуктивного метода. Гуманитарный идеал научности. Соц. познание осуществляется сквозь призму ценностей и норм. Субъект гуманитарного познания включён в систему общ-венных отношений, которые он изучает. Методика проведения эксперимента. Возрастает роль математического моделирования и статистическо-вероятностных методов. Оценка results научной деят-ти. Критерии:  логическая док-ть, экспериментальная проверяемость. Этические связи научного сообщ-ва: недопустимость плагиата.

Ценности, хар-ризующиеся значимостью для человека, обращены к его воле, выступают целями его деят-ти. Ценность хар-ризует глубинные основания личности в единстве с предметами ее устремлений. Т.о., ценность есть нечто значимое (для субъекта, группы, общ-ва); есть должное, нормативное, регулирующее деят-ть; есть первичное устремлено-эмоциональное отношение человека к миру.

Предмет соц.-гуманитарного познания - общ-во, человек, культура. Существенная особенность соц.-гуманитарного познания науки -  сердцевиной объекта их исследования выступает человек, обладающий свободой и целеполагающей способностью, преобразующий мир природы, социум и самого себя, создающий материальные и духовные ценности, мир культуры. Ценностные ориентации в науке проявляются в пристрастиях, целях, интересах и т.п., присущих познающему субъекту. Ценностные факторы выражаются в любых формах значимости для исследователя: предмета, процесса и result познания. Эта значимость can be познавательной, практической, технической, духовной, методологической, идеологической, соц. и т.п.

Соц.-гуманитарное познание в большей степени подвержено влиянию ценностных факторов, чем естественнонаучное. Исследователь социогуманитарной сферы живет в соц. мире, который формирует его самого, его пристрастия. Его соц. происхождение и положение, воспитание и имущественное состояние оказывают прямое или косвенное осознанное или неосознанное воздействие на его познавательную деят-ть. Question: возможно ли беспристрастное исследование того, что само собой в той или иной степени является пристрастным?

Исследователь must руководствоваться next ценностными ориентациями: с т.з. Вебера в исторической проблематике единственно возможной основой, определяющей выбор при отнесении к ценности, can be only значимая для нас ценность истины. В этом и выражается исследовательская честность ученого.

Ценностные факторы в научном познании can be as позитивными, так и негативными компонентами научного поиска. В целом они организуют и упорядочивают познавательную деят-ть, служат основой для взаимодействия науки, общ-ва, исследователя. Без ценностных факторов функционирование науки невозможно. Ценностные начала выражают интересы, устремления общ-ва и ученого, выступая мотивационной стороной науки.

ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ КАК ФИНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Высшая, абсолютная ценность - человеческая жизнь.

Аксиологический подход акцентирует внимание на тех ценностях, которые придают жизни смысл. А.Маслоу: 14 ценностей - истина, красота, добро, совершенство, простота, всесторонность и др. Именно эти ценности составляют смысл жизни большинства людей.

В.Франкл, исследуя смысложизненные ценности, разделил их на 3 группы: а) ценности созидания - все то, что человек создает своим трудом;

б) ценности переживания, выражающие чувственное отношение человека к действительности, дающие духовное наслаждение жизнью (поэзия, музыка, театр);

в) ценности отношения, которые возникают, когда человек не может достичь ценностей переживания. В такой ситуации появляются мужество, твердость духа, достоинство, которые и придают смысл его жизни.

ВЫВОД:

1. каждая подлинная ценность в к.-т. мере придает жизни смысл.

2. смысл жизни не может быть определен окончательно, потому что он не задан наперед, а формируется человеком на каждом конкретном этапе своего бытия.

3. смысл жизни не может быть исчерпан даже самым полным перечнем смысложизненных ценностей.

Возможно лишь самое абстрактное определение смысла жизни: смысл жизни заключается в самой жизни, в том, чтобы жить подлинной жизнью, быть Человеком при всех обстоятельствах и даже вопреки им.

Смерть - это антипод жизни и жизнь достойна того, чтобы жить. Жизнь каждого - это уникальный невозобновимый дар. А в силу того что невозобновимое всегда ценнее возобновимого, смерть лишь подчеркивает ценность жизни. Смерть - это таинство и тайна, отсюда и страх перед смертью как перед неизвестностью.

П. ЦЕННОСТИ

П. ценности – это совокупность идей, представлений, установок, стереотипов, определяющих целеполагание, выбор средств и методов деят-ти, последовательность их реализации в П. практике.

Ценности формируются как

  1.  виды общ-венных идеалов

идеалы

реальные       идеологические конструкции

  1.  предметно-материальная форма
  2.  Декларация прав человека
  3.  Памятники П. деятелям
  4.  П. портреты
  5.  Герб
  6.  знамя
  7.  модель желаемого будущего на личностном уровне=>у человека появляются определенные ориентации.

Жизнь без принятия определенных ценностей теряет смысловое значение.

ХАР-РИСТИКА ЦЕННОСТЕЙ

  1.  стабильность общ-ва:
  2.  наличие разделяемого чувства принадлежности к нации
  3.  преемственность форм управления
  4.  постепенная и упорядоченная смена правящих элит
  5.  наличие системы сдержек и противовесов для баланса функционирования властных структур
  6.  реальная многопартийность и наличие эффективной оппозиции
  7.  наличие многочисленного среднего класса
  8.  согласие основных П. сил по поводу цели и методов общ-венного развития.

Стабильность может обеспечиваться на dif. основах:

  1.  страх и наилие, полное подчинение гос-ву=>result: застой
  2.  преодоление отчуждения м/у властью и народом=> наличие правового гос-ва, среднего класса, развитого ГО, конструктивной оппозиции.

Т.о., поступательное развитие общ-ва.

В переходные периоды стабильность может основываться на

1) бюрократической стабилизации:

  1.  гражданин подчинен гос-ву
    1.  П. выбивания налогов от населения
    2.  бюрократия создает «отложенный кризис», т.к. не способна обеспечить П. стабильность.

2) гражданской стабилизации:

  1.  разрушение статуса-кво
  2.  общ-ву необходимы реформы и доведение их до конца.

Сложность переходного периода: общ-во развивается на старых и новых основах=>важен стабилизирующий фактор, обеспечивающий изменения в сторону демократии

  1.  безопасность:

Даже сильные гос-ва не могут гарантировать безопасность своих граждан.

Когда люди испытывают страх, они не способны объединяться, каждый сам за себя.

  1.  соц. равенство:

относиться к людям как равным не означает делать их равными практически

  1.  равенство только свободы
  2.  равенство перед Богом, законом
  3.  равенство как устранение всех видов соц. дискриминации
  4.  равенство в распределении благ
  5.  равенство стартовых возможностей
  6.  равенство results.

Равенство всех должно быть гарантировано только перед законом и в П. жизни.

Не может быть равенства в распределении благ. Распределять блага поровну – значит присваивать долю тех, кто прилагает больше усилий, способностей, дарований.

Равное распределение материальных благ

  1.  порождает уравниловку
  2.  тормозит развитие способностей
  3.  снижает ответственность
  4.  ведет к соц. иждивенчеству
  5.  может породить тиранию.

Неравенство в принципе не устранимо. Это result общ-венного разделения труда и источник развития

  1.  соц. справедливость:

Теоретически принцип соц. справедливости должен распоространяться на всех, независимо от естественных способностей, соц. статуса, рода занятий.

Для осуществления на практике необходима наибольшая самореализация каждой личности.

EXIT: применение принципа соц. справедливости с учетом dif. условий и возможностей, в которых находится человек, и его конкретных заслуг перед общ-вом, а также экономическая эффективность развития производства.

Неравенство можно сократить.

Соц. несправедливость при долгом не устранении может породить соц. взрыв.

  1.  патриотизм:

Это не только чувство, но и определенная соц. значимая деят-ть на благо страны.

Утверждение патриотизма в качестве общенациональной идеи во многом зависит от конкуретной способности страны на мировой арене.

  1.  коллективизм
  2.  индивидуализм:

главное – уважение личности как таковой.

Порожден процессом либерализации общ-ва.

- 1) эгоизм

 2) своеволие

 3) безразличие к общ-венным проблемам

 4) 1st – личные выгоды.

Соединение коллективизма с индивидуализмом может приносить пользу и человеку, и общ-ву. Это позволит сдерживать и нейтрализовать присущие им негативные черты.

  1.  свобода как общ-венно значимая ценность, существующая в рамках закона и благодаря закону:

свобода

внутренняя          внешняя

- разновидность П. свободы:

  1.  П. активность граждан
  2.  Их ответственность за развитие П. процесса

У каждого человека есть субъективная основа свободы – духовный мир. Духовность = разум + чувство + воля.

Ильин: Свобода без духовности становится произволом и всепопиранием. Без свободы гаснет дух, без духа вырождается и гибнет свобода.

Подлинная свобода возможна при особых условиях и прежде всего экономических.

Свобода не дает материального эффекта=> П. свобода важна как возможность свободы выбора: гос-венного строя, форм правления, места жительства и рода занятий.

Сложной здесь является проблема соотношения свободы и равенства: свобода не должна противопоставляться равенству, т.к. взятые отдельно др. от др. они теряют возможность выступать в качестве полноценного условия человеческого существования=> те, кто отдает предпочтение равенству не должны отрицать значение свободы.

  1.  толерантность:

На уровне властных отношений она хар-ризует готовность П. сил к допуску инакомыслия и разрешению действий оппозиции.

На уровне личности – готовность прислушаться к мнению противника и признание правоты оппонента.

Утверждение массового толерантного сознания может способствовать преодолению конфронтации П. сил.

РОЛЬ П. ЦЕННОСТЕЙ В ЖИЗНИ ОБЩ-ВА

  1.  мотивационная
  2.  интегративная: ценность – определенный критерий жизнеспособности П. системы
  3.  возвышающая: система ценностей приобщает человека к ч.-т. более важному, чем его жизнь
  4.  оценочная: отбор приемлемых целей и методов или наоборот
  5.  направляющая: ценности составляют ядро менталитета и определяют качественное состояние П. системы.

Однако ценности выполняют свое предназначение, if они воспитаны и усвоены на уровне общ-ва, гос-ва и личности.

ценности

декларируемые        реально побуждающие человека к

        конкретной деят-ти.

Усвоение ценностей связано с возможностями их реализации. Степень гарантированности реализации зависит от

  1.  уровня экономического развития страны
  2.  деят-ти соц.-П. институтов.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58991. Урок виховання любові до природи. Вмійте природу любити 55.5 KB
  Тож давайте за розум візьмемося ми Чисте повітря і воду живу Будемо завжди берегти. Сьогодні ми поговоримо про нас людей які нищать природу: зривають квіти руйнують пташині гнізда ламають дерева забруднюють водойми повітря щоб тільки задовольнити свої забаганки збагатитися.
58992. Воєнно-політичні події 1650-1653 рр 64 KB
  Після укладення угоди з поляками татари почали вимагати від Хмельницького припинення воєнних дій а від короля виконання умов Зборівської угоди. Уже втретє хан зрадив Хмельницького. Лупул звернувся по допомогу до Хмельницького.
58993. Голодомор в Україні. Позакласний захід вшанування памяті тих, хто загинув в 1932-1933 роках 60.5 KB
  Радянський уряд, яким керував Йосиф Сталін, вимагав від робочих все більше хліба, мяса, молока. Бідні селяни перебивались з хліба на картоплю, але згодом і цього не стало. Люди ховали картоплю, зерно в ями, де тільки можна, та нічого не втаїли від ока збирача.
58994. Голодомор в Україні 1932-1933 рр. Причини, наслідки 53 KB
  Ініціаторами знищення непокірних українців були Ленін і Сталін. Саме Сталін і його прибічники наказали відібрати в українських селян усе, що вони виростили на полях, щоб людям зимою не було чого їсти. І цей наказ старанно виконали...
58995. Грати за правилами. Конспект уроку з основ суспільствознавства, етики 38.5 KB
  Для другої гри: декілька залежить від кількості гравців однакових копій настільної гри типу Подорож така ж кількість ігрових костей по одній унікальній ігровій фігурці наприклад з яєць Сюрприз для кожного із гравців...
58996. Гроші, їх види та функції 63.5 KB
  Механізми що приводять у дію економіку досить складні але один з найдавніших і важливих гроші. Як економічний механізм гроші відомі нам з раннього дитинства з першої монетки чи банкноти. Рольова гра учні класу виступають у ролі представників наукових...
58997. День Святого Миколая 52.5 KB
  Тим часом не так давно в Україні Новий рік зустрічали зі Святим Миколаєм більше знаним у народі як Миколайчудотворець. У зимову ніч з 18 на 19 грудня святий Миколай спускався на срібній вервечці з неба. Миколайугодник один з найулюбленіших народних святих з іменем якого...
58998. День учителя 39 KB
  У звязку зі святкуванням Дня вчителя до нас у місто прибув почесний гість - сам Папа Римський Бенедикт Шістнадцятий. На сцені зявляються папа римський і перекладач. Папа Римський. Доброго дня шановні пані та панове Папа римський.
58999. Державний устрій, закони та звичаї Ліліпутії в романі Дж. Свіфта 35.5 KB
  Як у романі пародіюються стосунки між католиками та протестантами Хто й чому промовляє: Я рішуче відмовився бути знаряддям поневолення незалежного й відважного народу Як наказ премєра Англії про грошову винагороду за голову злочинця виявив повагу ірландців до Свіфта.