32953

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОИСКИ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ: ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНЕРГЕТИКИ И СИСТЕМНОГО МЕТОДА

Доклад

Логика и философия

Синергетика комплекс научных и методологических проблем самоорганизации с учетом новых results нелинейной динамики. Синергетика ядро постнеклассческой научной картины мира и метода изучения сложных систем. Синергетика имеет дело не со всеми системами а с открытыми которые взаимодействуют с окружающей средой обмениваясь с ней энергией и info. Синергетика не противостоит ни диалектическому ни системному подходу а продолжает эти традиции.

Русский

2013-09-05

18.31 KB

25 чел.

18. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОИСКИ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ: ЭВРИСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СИНЕРГЕТИКИ И СИСТЕМНОГО МЕТОДА

Эвристика – искусство изобретения, наука об открытиях, руководство к тому, как методическим путем находить новое. Это универсальная установка, организующая решение проблем в условиях неопределенности. Эвристический метод и принципы связаны с поиском и use нестандартных шагов.

Синергетика – комплекс научных и методологических проблем самоорганизации с учетом новых results нелинейной динамики. Синергетика – ядро постнеклассческой научной картины мира и метода изучения сложных систем. Синергетика имеет дело не со всеми системами, а с открытыми, которые взаимодействуют с окружающей средой, обмениваясь с ней энергией и info. Для подобных систем хар-рна способность к самоорганизации при определенных условиях. В процессе самоорганизации образуются определенные структуры, которые являются не следствием воздействия внешних факторов, а следствием внутренних изменений системы. Синергетика не противостоит ни диалектическому, ни системному подходу, а продолжает эти традиции.

Философско-методологическое значение синергетического подхода связано, 1st, с тем, что синергетика направляет свое внимание не на существующее, а на возникающее(Пригожин). Во-вторых, синергетика смотрит на мир из др. системы координат. В отличие от предшествующей науки она принимает за исходную точку отсчета открытость, нестабильность, нелинейность, тогда как закрытость, стабильность оказываются моментами этой нестабильности и неравномерности. Синергетика стремится определить то конечное, будущее состояние, к которому направляется система в процессе эволюции. Это будущее состояние носит название аттрактор (от лат. притяжение).

В отличие от классической и неклассической науки синергетический язык заставляет мыслить по-другому, создает др. видение мира, поскольку не порядок является основой сущего, а беспорядок, хаос, с которыми наука считается. При этом хаос не есть нечто мистическое, хаос – сложная структура. Это скорее психологическая установка, нежели отражение реальности.

Принципиальным является то обстоятельство, что хаос стал объектом науки. Синергетика исследует законы образования, упорядочения структур из хаоса или образования хаоса из упорядоченных структур.

Эвристические возможности системного подхода зависят от природы составляющих ее элементов, способов их организации, кол-ва. Не менее важны особенности структуры, поскольку целостность системы обусловливается ее структурой, хар-ром организации элементов. Системный подход методологически ориентирует исследователя на выявление тех связей, которые организуют систему.

Анализ концептуальных основ системности показывает, что система предполагает не только наличие определенной совокупности компонентов, частей, но и то, что эти компоненты, части, элементы автономны, самостоятельны и на данном этапе неделимы. При этом указанная автономность элементов относительна. Системность предполагает подчинение интересов элементов целому.

В философско-методологической лит-ре встречается и др. подход к системе, когда система задается ч/з набор функций, который необходим для возникновения и функционирования данной системы. Такое понимание системы неявно опирается на биологические аналогии и предполагает возможность управления системным целым. Значительное распространение имеет и трактовка системы ч/з структуру, когда основное внимание уделяется не столько составляющим элементам, сколько отношением м/у элементами. Здесь системное довлеет и над элементами, и над отношениями.

Системное представление изучаемого объекта – result конструктивной деят-ти познающего субъекта. Наглядным подтверждением эвристических возможностей системного подхода является наука, поскольку атрибутивное св-во науки – системное изучение познаваемых процессов. Наука позволяет не только выделить исследуемый объект из более целостной системы связей для изучения нужных для решаемой задачи аспектов, но и найти пути преодоления ограничений, понять познанный объект как часть развивающейся системы.

Синергетикой называется современная междисциплинарная естественнонаучная теория самоорганизации. Это несколько пересекающихся теорий в dif. областях знаний о природе. Исторической предпосылкой синергетики стало развитие исследований в сфере химической термодинамики, а основной областью ее современных приложений является физическая химия. Ядро синергетики - термодинамика неравновесных процессов и ее обобщение, которую И.Пригожин назвал теорией диссипативных структур. Существенную роль в синергетике играет теория колебаний и волн. Синергетику определяют также как физику открытых систем. Сегодня идеи синергетики use почти во всех областях науки, и сама синергетика претендует на роль новой парадигмы (греч. пример, образец) естествознания и всей современной, постнеклассической науки. Синергетика тесно связана с др. современными науками о сложных системах – кибернетикой и общей теорией систем. Само понятие открытой системы возникло в общей теории систем, а понятие самоорганизации – в кибернетике. Но др. науки о сложных системах имеют математический хар-р, а синергетика изучает их с содержательной, физической стороны. Кроме того, кибернетика и общая теория систем исследуют в основном процессы гомеостаза, т.е. поддержания равновесия в системе, а синергетика изучает, наоборот, состояния сильной неравновесности. Кибернетика рассматривает самоорганизацию в основном как деят-ть управляющих центров системы, а синергетика делает акцент на стихийной самоорганизации. Кибернетика также представляет собой междисциплинарную комплексную теорию, и сейчас уже утратила самостоятельное значение, а наработанные в ней идеи вошли в др. области науки. Возможно, такая судьба ожидает и синергетику. Центральная идея синергетики – возможность спонтанной самоорганизации, т.е. возникновения новых или усложнения существующих внутренних структур по общим законам в материальных системах любой природы, живой, неживой и соц.

main условия самоорганизации: 

1) значительная удаленность системы от равновесия, внутреннего или с окружающей средой;

2) открытый хар-р системы, т.е. дрейф энергии, в-ва, магнитные, финансовые, info и др. потоки ч/з систему;

3) взаимодействие м/у частями системы.

В философском отношении синергетика примыкает к диалектике, т.к.

1) признает самодвижение св-вом всей материи. И.Пригожин: “Материя – более не пассивная субстанция, описываемая в рамках механической картины мира, ей также св-венна спонтанная активность. Отличие нового взгляда на мир от традиционного столь глубоко, что… мы можем с полным основанием говорить о новом диалоге человека с природой”;

2) синергетика признает качественные скачки и подчеркивает их роль в развитии систем (они описываются, в частности, математической "теорией катастроф" Р.Тома).

3) Синергетика, как и диалектика,  признает необратимость всех реальных процессов;

4) оба этих направления признают единство и взаимопереход необходимости и случайности, единство причинных и непричинных форм связи явлений;

5) синергетика и диалектика равно стремятся отразить действительность во всей ее полноте, а не в рамках идеализаций (в диалектике это называется принципом конкретности истины). 

Но в последние десятилетия диалектика подвергается критике из-за ее исторической связи с марксизмом. Поэтому встречаются попытки представить синергетику как принципиально новую парадигму мышления и систему мировоззрения. При этом часто преувеличивают значение случайности и хаоса, фактически "подгоняя" синергетику под философский релятивизм. На самом деле бифуркации и флуктуации ответственны только за выбор альтернатив развития в рамках, определенных общим состоянием системы. Сам же набор возможных направлений дальнейшего развития системы отнюдь не случаен. И главным содержанием  синергетики являются именно законы превращения хаоса в порядок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55613. Бойові дії у 1915-1916 роках 37.5 KB
  Мета. Показати хід бойових дій у 1915 – 1916 роках, охарактеризувати основні битви цього періоду, спираючись на різні джерела; формувати вміння аналізувати історичні документи, простежити причинно-наслідкові зв’язки.
55614. Виховний захід до Дня пам’яті жертв політичних репресій 1937 – 1938 р.р 307 KB
  Ведучий: Проблема реальної спрямованості та кількісних параметрів політичних репресій за радянських часів значною мірою ще й досі залишається білою плямою в історичній науці. Ведучий: Фізичне знищення співгромадян світогляд яких відрізнявся від комуністичного розпочалося відразу після жовтневого перевороту 1917 р.
55616. Let’s have a rest 49 KB
  Yesterday was a Kate, his little sister in front of TV watching a cat and a mouse running one after the other. Then father came he was watching car racing for an hour. When Bill came back from the walk, his grandfather was busy day in Bill’s family. Bill wanted to watch TV, but couldn’t. When he came home from school, he saw watching a program about feeding hungry crocodiles. In the evening his mother and granny were watching some boring story about a poor girl.
55617. Eating out (We are creating the restaurant) 928 KB
  Hello everyone! Today we are not at a common school. We are in an unusual business school. And we are creating our own restaurants. One restaurant will be a fast food restaurant. The other one will be a very expensive restaurant. But before doing this we should determine what type of eater you are.
55618. АВТОРСЬКИЙ ЕЛЕКТРОННИЙ ОСВІТНІЙ РЕСУРС ЯК ІНСТРУМЕНТ ЗДІЙСНЕННЯ ІНТЕГРАЦІЇ ЗМІСТУ ОСВІТИ З НОВІТНІМИ ТЕХНОЛОГІЯМИ НАВЧАННЯ 1.79 MB
  У статті наведено інструментарій для створення авторських методик викладання засобами ІКТ. Актуальність створення авторського електронного освітнього ресурсу як інструменту здійснення інтеграції змісту освіти з новітніми технологіями навчання пояснюється необхідністю переосмислення теоретичних...
55619. Мінерально-сировинні ресурси України. Рудні корисні копалини 214.5 KB
  Мета: повторити тектонічну будову України закріпити знання про види паливних корисних копалин та географію їх родовищ; вивчити розміщення основних районів видобутку рудних корисних копалин в Україні...
55620. Сценарий праздника, посвященный хитам 80-ых годов 44 KB
  Всем привет Приветствую всех на нашем праздничном концерте. Сегодня я не просто создатель идеи тематического праздника не просто ведущая на концерте очаровательная девушка в этом зале но и редактор школьной газеты Школьные сплетни.
55621. Леся Українка, «Бояриня» Рецензія на урок з української літератури 21 KB
  Бояриня На цьому уроці всі учні були присутні метою уроку було ознайомлення з автором поемита самої поеми Бояриня а також вивчити декілька цитат з цієї поеми. Під час проведення уроку діти поводили себе стримано так як у класі був присутній вчитель...