32954

СОЦ. ПОЗНАНИЕ С Т.З. КРИТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА (К.ПОППЕР. ЛОГИКА СОЦ. НАУК)

Доклад

Логика и философия

НАУК Развитие научного знания это непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их др. Модель роста научного познания: Р1 – ТТ ЕЕ Р2 Р1 – исходная проблема ТТ – пробная теории для ее решения ЕЕ – процесс устранения ошибок Р2 – появление новой более глубокой проблемы. Теорией научного знания и его роста является эпистемология которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем конструирования критического обсуждения оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий....

Русский

2013-09-05

18.53 KB

8 чел.

33. СОЦ. ПОЗНАНИЕ С Т.З. КРИТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА (К.ПОППЕР. ЛОГИКА СОЦ. НАУК)

Развитие научного знания - это непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их др., лучшими, более удовлетворительными, частный случай общих мировых эволюционных процессов. Процесс не является повторяющимся или кумулятивным, это процесс устранения ошибок, "дарвиновский отбор". Осуществляется методом проб и ошибок (выбор теории в определенной проблемной ситуации). Требования:

1) новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи.

2) она должна быть независимо проверяемой, т.е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались.

3) хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.

Средства:

  1.  язык,
  2.  формулирование проблем,
  3.  появление новых проблемных ситуаций,
  4.  конкурирующие теории,
  5.  взаимная критика в процессе дискуссии. 

Сложности: отсутствие воображения, неоправданная вера в формализацию и точность, авторитаризм.

Структуры процесса: 

1) выдвижение гипотезы,

2) оценка степени фальсифицируемости гипотезы,

3) выбор предпочтительной гипотезы, такой которая имеет большее число потенциальных фальсификаторов,

4) выведение эмпирически проверяемых следствий и проведение экспериментов,

5) отбор следствий, имеющих принципиально новый хар-р,

6) отбрасывание гипотезы в случае ее фальсификации, if же теория не фальсифицируется, она временно поддерживается,

7) принятие конвиционального или волевого решения о прекращении проверок и объявлении фактов и теорий условно принятыми.

Модель роста научного познания:

Р1 – ТТ- ЕЕ - Р2, 

Р1 – исходная проблема,

ТТ – пробная теории, для ее решения

ЕЕ – процесс устранения  ошибок

Р2 – появление новой более глубокой проблемы.

Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий.

Онтологическим обоснованием модели служит концепция «третьего мира», которая становиться частью общей теории объективности научного знания.  

1. различает  мир физических объектов или физических состояний,  мир состояний сознания мыслительных, ментальных, мир объективного содержания мышления, содержания научных идей.

2. 3-й мир возникает как result взаимодействия физического мира и сознания, как естественный продукт человеческой деят-ти.

Необходимое условие его возникновения - появление языка. Именно закрепляясь в языке, знание приобретает объективный хар-р.

3. интернализм (от лат. внутренний) признает движущей силой развития науки факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций.

4. Мы знаем вещи, которые наделены большим практическим значением – они дают нам глубокое теоретическое видение и способствуют миропониманию.

5. Наше незнание безгранично, и это нас отрезвляет. Именно прогресс естествознания открывает глаза на наше незнание, причем в области естественных наук.

6. Основополагающая задача всякой теории познания - она проясняет отношения м/у нашим удивительным и постоянно растущим знанием и нашим столь же растущим пониманием того, что мы, собственно, ничего не знаем.

7. Познание начинается не с восприятий или наблюдений, не со сбора данных или фактов, а с проблем. Без проблемы нет и знания – но и без знания нет проблемы.

8. Психология есть соц. наука, которая в значительной мере ставит наше мышление и поведение в зависимость от соц. отношений. Психология не can be принята за основополагающую науку для наук об общ-ве.

9. Социология знания – это теория научной объективности, которая может получить объяснение лишь с помощью таких соц. категорий, как конкуренция, соц. институты, гос-венная власть и т.д.

10. Логика исследования методов национальной экономики приводит к result, который применим ко всем соц. наукам, который можно было бы обозначить как метод объективного понимания или ситуационной логики. Объективно-понимающая соц. наука может развиваться независимо от всех субъективных или психологических идей. Она заключается в том, что в достаточной степени подвергает анализу ситуацию действующего человека, с тем чтобы объяснить действие из ситуации, не прибегая к помощи психологии. 

11. невежество есть нечто отрицательное: это отсутствие знания, обусловленное деят-тью некой зловещей силы, которая извращает и отравляет наше сознание и внушает нам отвращение к познанию.

12. конечный источник всякого знания – наблюдение.

источник всякого знания – интеллектуальная интуиция ясных и отчетливых идей

13. м/у эмпиризмом и рационализмом гораздо больше сходства, нежели dif. Оба эти направления ошибочны.

14. идея – грозная, мощная сила; философы создают иногда идеи.

15. человек can знать, поэтому он can be свободен.

16. связь м/у эпистемологическим оптимизмом и идеей либерализма.

17. традиционализм – убеждение в том, что вследствие отсутствия объективной и распознаваемой истины мы вынуждены выбирать м/у авторитетом традиции и хаосом.

18. в поисках истины лучше всего начинать с критики самых близких нам убеждений

19. ошибку можно совершить только в том случае, if мышление заражено предрассудками.

20. лишь тот, кто боится истины, готов задушить ее.

21. if истина является явной, то за наши ошибки несем ответственность мы сами. Мы сами несем в себе источники нашего невежества.

22. имеется масса источников знания, но ни один из них не обладает абсолютным авторитетом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31339. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ МИФ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ 4.36 MB
  Отношение политического мифа к политической идеологии Миф в системе политической науки. Почитание предков и становление политической мифологии лидерства Мифологема Русская земля: целеполагание и пространственные рамки политического процесса Мифология отличного порядка. Общественное насилие над властью: мифология политического самоопределения социума Эволюция групповой идентичности крестьянства...
31340. ИНДОЕВРОПЕЙСКИЕ МИФОТРАДИЦИИ (НА МАТЕРИАЛАХ САКРАЛЬНЫХ ГЕНЕАЛОГИЙ) 2.04 MB
  Современная наука установила факт существования общеиндоевропейского языка праиндоевропейского этноса в виде племени или соплеменности праиндоевропейской культуры как реальности эпохи неолита....
31341. ПРОБЛЕМЫ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ ГЕРМАНСКОЙ КОСМОГОНИИ 864.88 KB
  В синхронии основным методом семантической реконструкции является изучение контекста слова. Под контекстом имеется в виду не только непосредственное окружение слова, но и его дальние связи в пределах более крупных единств, например, строф, то есть объектом исследования оказываются как контактное, так и дистантное расположение лексем.
31342. ЛЕКСИКА КУХОННОЙ УТВАРИ И ПОСУДЫ В ОРЛОВСКИХ ГОВОРАХ 3.84 MB
  Комплексное исследование лексики кухонной утвари и посуды позволит предпринятому нами исследованию заполнить пустующую нишу в системе последовательных изысканий в области изучения различных тематических групп в орловских говорах: агентивной лексики Т. Наиболее изученной является эта область лексики в сибирских и северновеликорусских говорах. В разное время обращались к её описанию в томских говорах Ф.
31343. АНТИЧНЫЙ МИФ ОБ АТЛАНТЕ И АТЛАНТИДЕ: ОПЫТ ФОЛЬКЛОРИСТИЧЕСКОГО РАССМОТРЕНИЯ 2.61 MB
  Образ Атланта в античном мифе и эпосе - это ярчайший пример олицетворения в ми-фо-поэтической форме догреческой неведической культуры и культа, с которыми ведические греки вели ожесточенную борьбу, и от которых в то же время они заимствовали множество их достижений
31344. КУЛЬТ АРЕСА В РЕЛИГИОЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СКИФСКИХ ПЛЕМЕН СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (V-III вв. до н.э.) 3.56 MB
  Неудивительно что у скифов главным занятием которых была война совершенно особое место занимал культ бога войны Ареса. С точки зрения марксистской концепции религии перед нами яркое подтверждение того что религиозные верования вызревают и принимают различные формы под воздействием определенных социальных условий достигнутой обществом степени развития. Здесь же отметим что важнейшие аспекты скифского военного культа остаются недостаточно разработанными. Считается что до нас не дошло ни одного скифского мифа связанного с Аресом.
31345. ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ СОЛЯРНЫХ АСПЕКТОВ МИФОЛОГИИ АПОЛЛОНА 9.61 MB
  Лосев писал что широкая публика а значительной мере также и наука отождествляет Аполлона и Солнце1. Цель предлагаемой им реконструкции состоит в том чтобы дать правдоподобное объяснение известному и довольно странному факту: по сравнению с восточными религиозными системами в Греции в историческую эпоху культ Солнца как и других астральных божеств был очень мало развит. Рапп объясняет это тем что известный нам греческий Гелиос был последним звеном цепи развития мифологических представлений и именно поэтому сохранил в своей мифологии...
31346. МЕТАФИЗИКА КУЛЬТУРЫ. ОПЫТ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИДЕЙ РУССКИХ РЕЛИГИОЗНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ 9.52 MB
  Духовная скудость текущей повседневности российского социума ужасает. Сейчас уже мало кто сомневается в бесперспективности новейшего российского либерализма. Дело не только в его роковой беспочвенности, в отрыве от национальных культурно-исторических корней, но и в каком-то совершенно немыслимом ранее «либеральном варварстве», выражающемся и в переходе от преклонения перед Западом к расовой ненависти к Востоку
31347. Образ птицы Бену в контексте древнеегипетской религии и мифологии 3.8 MB
  Важность специального исследования образа Бену обусловлена не только стремлением подробнее осветить его значение, но, и уходит гораздо глубже. На наш взгляд, объяснив закономерности развития и функционирования этого образа в системе древнеегипетских религиозно-мифологических представлений, мы во многом приблизимся к решению проблем, касающихся некоторых аспектов культа животных; и шире, к выявлению закономерностей мифотворчества в древнем Египте.