32954

СОЦ. ПОЗНАНИЕ С Т.З. КРИТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА (К.ПОППЕР. ЛОГИКА СОЦ. НАУК)

Доклад

Логика и философия

НАУК Развитие научного знания это непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их др. Модель роста научного познания: Р1 ТТ ЕЕ Р2 Р1 исходная проблема ТТ пробная теории для ее решения ЕЕ процесс устранения ошибок Р2 появление новой более глубокой проблемы. Теорией научного знания и его роста является эпистемология которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем конструирования критического обсуждения оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий....

Русский

2013-09-05

18.53 KB

10 чел.

33. СОЦ. ПОЗНАНИЕ С Т.З. КРИТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА (К.ПОППЕР. ЛОГИКА СОЦ. НАУК)

Развитие научного знания - это непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их др., лучшими, более удовлетворительными, частный случай общих мировых эволюционных процессов. Процесс не является повторяющимся или кумулятивным, это процесс устранения ошибок, "дарвиновский отбор". Осуществляется методом проб и ошибок (выбор теории в определенной проблемной ситуации). Требования:

1) новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи.

2) она должна быть независимо проверяемой, т.е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались.

3) хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.

Средства:

  1.  язык,
  2.  формулирование проблем,
  3.  появление новых проблемных ситуаций,
  4.  конкурирующие теории,
  5.  взаимная критика в процессе дискуссии. 

Сложности: отсутствие воображения, неоправданная вера в формализацию и точность, авторитаризм.

Структуры процесса: 

1) выдвижение гипотезы,

2) оценка степени фальсифицируемости гипотезы,

3) выбор предпочтительной гипотезы, такой которая имеет большее число потенциальных фальсификаторов,

4) выведение эмпирически проверяемых следствий и проведение экспериментов,

5) отбор следствий, имеющих принципиально новый хар-р,

6) отбрасывание гипотезы в случае ее фальсификации, if же теория не фальсифицируется, она временно поддерживается,

7) принятие конвиционального или волевого решения о прекращении проверок и объявлении фактов и теорий условно принятыми.

Модель роста научного познания:

Р1 – ТТ- ЕЕ - Р2, 

Р1 – исходная проблема,

ТТ – пробная теории, для ее решения

ЕЕ – процесс устранения  ошибок

Р2 – появление новой более глубокой проблемы.

Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий.

Онтологическим обоснованием модели служит концепция «третьего мира», которая становиться частью общей теории объективности научного знания.  

1. различает  мир физических объектов или физических состояний,  мир состояний сознания мыслительных, ментальных, мир объективного содержания мышления, содержания научных идей.

2. 3-й мир возникает как result взаимодействия физического мира и сознания, как естественный продукт человеческой деят-ти.

Необходимое условие его возникновения - появление языка. Именно закрепляясь в языке, знание приобретает объективный хар-р.

3. интернализм (от лат. внутренний) признает движущей силой развития науки факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций.

4. Мы знаем вещи, которые наделены большим практическим значением – они дают нам глубокое теоретическое видение и способствуют миропониманию.

5. Наше незнание безгранично, и это нас отрезвляет. Именно прогресс естествознания открывает глаза на наше незнание, причем в области естественных наук.

6. Основополагающая задача всякой теории познания - она проясняет отношения м/у нашим удивительным и постоянно растущим знанием и нашим столь же растущим пониманием того, что мы, собственно, ничего не знаем.

7. Познание начинается не с восприятий или наблюдений, не со сбора данных или фактов, а с проблем. Без проблемы нет и знания – но и без знания нет проблемы.

8. Психология есть соц. наука, которая в значительной мере ставит наше мышление и поведение в зависимость от соц. отношений. Психология не can be принята за основополагающую науку для наук об общ-ве.

9. Социология знания – это теория научной объективности, которая может получить объяснение лишь с помощью таких соц. категорий, как конкуренция, соц. институты, гос-венная власть и т.д.

10. Логика исследования методов национальной экономики приводит к result, который применим ко всем соц. наукам, который можно было бы обозначить как метод объективного понимания или ситуационной логики. Объективно-понимающая соц. наука может развиваться независимо от всех субъективных или психологических идей. Она заключается в том, что в достаточной степени подвергает анализу ситуацию действующего человека, с тем чтобы объяснить действие из ситуации, не прибегая к помощи психологии. 

11. невежество есть нечто отрицательное: это отсутствие знания, обусловленное деят-тью некой зловещей силы, которая извращает и отравляет наше сознание и внушает нам отвращение к познанию.

12. конечный источник всякого знания – наблюдение.

источник всякого знания – интеллектуальная интуиция ясных и отчетливых идей

13. м/у эмпиризмом и рационализмом гораздо больше сходства, нежели dif. Оба эти направления ошибочны.

14. идея – грозная, мощная сила; философы создают иногда идеи.

15. человек can знать, поэтому он can be свободен.

16. связь м/у эпистемологическим оптимизмом и идеей либерализма.

17. традиционализм – убеждение в том, что вследствие отсутствия объективной и распознаваемой истины мы вынуждены выбирать м/у авторитетом традиции и хаосом.

18. в поисках истины лучше всего начинать с критики самых близких нам убеждений

19. ошибку можно совершить только в том случае, if мышление заражено предрассудками.

20. лишь тот, кто боится истины, готов задушить ее.

21. if истина является явной, то за наши ошибки несем ответственность мы сами. Мы сами несем в себе источники нашего невежества.

22. имеется масса источников знания, но ни один из них не обладает абсолютным авторитетом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18453. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА 77.46 KB
  ТЕМА 14. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА 14.1. Понятие и значение толкования норм права 14.2. Уяснение смысла норм права приемы толкования 14.3. Результаты толкования толкование норм права по объему 14.4. Разъяснение норм права Контрольные вопросы Темы рефератов ...
18455. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ 261.5 KB
  ТЕМА 17. ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ 17.1. Основные этапы развития российского федерализма 17.2. Общая характеристика и основные принципы федеративного устройства России их особенности 17.3. Предметы ведения и полномочия РФ и ее субъектов 17.4. Правовой статус ...
18456. ОБЩЕСТВО, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ, ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА 177.53 KB
  ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВЕ ТЕМА 1. ОБЩЕСТВО ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ ГОСУДАРСТВО. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА. 1.1. Общество 1.2. Определение власти 1.3. Происхождение государства 1.4. Понятие и сущность государства 1.5. Функции государства 1.6. Форма государс...
18457. ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА 57.63 KB
  ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ НАЗНАЧЕНИЕ ПРАВА 2.1. Понятие права 2.2. Сущность и социальное назначение права 2.3. Соотношение государства и права 2.4. Функции права 2.5. Принципы права Контрольные вопросы Темы рефератов 2.1. Понятие права Право воз
18458. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 49.97 KB
  ТЕМА 3. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ 3.1. Социальные нормы и их виды 3.2. Взаимоотношение права и морали 3.3. Моральные нормы юристапрофессионала Контрольные вопросы Темы рефератов 3.1. Социальные нормы и их виды Люди в современном цивилизованном
18459. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 70.42 KB
  ТЕМА 4. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 4.1. Понятие правосознания и его функции 4.2. Основные виды правосознания 4.3. Правовое воспитание 4.4. Правовая культура Контрольные вопросы Темы рефератов 4.1. Понятие правосознания и его функции Будучи
18460. НОРМА ПРАВА 110.03 KB
  ТЕМА 5. НОРМА ПРАВА 5.1. Понятие и характерные черты норм права 5.2. Структура норм права 5.3. Виды норм права Контрольные вопросы Темы рефератов 5.1. Понятие и характерные черты норм права Правовая норма это исходный элемент первичная клеточка права....
18461. ИСТОЧНИКИ ПРАВА 84.52 KB
  ТЕМА 6. ИСТОЧНИКИ ПРАВА 6.1. Понятие источника права. Виды источников права 6.2. Понятие и виды законов. Конституция конституционные и обыкновенные законы 6.3. Подзаконные нормативные акты 6.4. Действие нормативного акта во времени в пространстве и по кругу лиц ...