32954

СОЦ. ПОЗНАНИЕ С Т.З. КРИТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА (К.ПОППЕР. ЛОГИКА СОЦ. НАУК)

Доклад

Логика и философия

НАУК Развитие научного знания это непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их др. Модель роста научного познания: Р1 – ТТ ЕЕ Р2 Р1 – исходная проблема ТТ – пробная теории для ее решения ЕЕ – процесс устранения ошибок Р2 – появление новой более глубокой проблемы. Теорией научного знания и его роста является эпистемология которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем конструирования критического обсуждения оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий....

Русский

2013-09-05

18.53 KB

6 чел.

33. СОЦ. ПОЗНАНИЕ С Т.З. КРИТИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА (К.ПОППЕР. ЛОГИКА СОЦ. НАУК)

Развитие научного знания - это непрерывный процесс ниспровержения одних научных теорий и замены их др., лучшими, более удовлетворительными, частный случай общих мировых эволюционных процессов. Процесс не является повторяющимся или кумулятивным, это процесс устранения ошибок, "дарвиновский отбор". Осуществляется методом проб и ошибок (выбор теории в определенной проблемной ситуации). Требования:

1) новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи.

2) она должна быть независимо проверяемой, т.е. вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались.

3) хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.

Средства:

  1.  язык,
  2.  формулирование проблем,
  3.  появление новых проблемных ситуаций,
  4.  конкурирующие теории,
  5.  взаимная критика в процессе дискуссии. 

Сложности: отсутствие воображения, неоправданная вера в формализацию и точность, авторитаризм.

Структуры процесса: 

1) выдвижение гипотезы,

2) оценка степени фальсифицируемости гипотезы,

3) выбор предпочтительной гипотезы, такой которая имеет большее число потенциальных фальсификаторов,

4) выведение эмпирически проверяемых следствий и проведение экспериментов,

5) отбор следствий, имеющих принципиально новый хар-р,

6) отбрасывание гипотезы в случае ее фальсификации, if же теория не фальсифицируется, она временно поддерживается,

7) принятие конвиционального или волевого решения о прекращении проверок и объявлении фактов и теорий условно принятыми.

Модель роста научного познания:

Р1 – ТТ- ЕЕ - Р2, 

Р1 – исходная проблема,

ТТ – пробная теории, для ее решения

ЕЕ – процесс устранения  ошибок

Р2 – появление новой более глубокой проблемы.

Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий.

Онтологическим обоснованием модели служит концепция «третьего мира», которая становиться частью общей теории объективности научного знания.  

1. различает  мир физических объектов или физических состояний,  мир состояний сознания мыслительных, ментальных, мир объективного содержания мышления, содержания научных идей.

2. 3-й мир возникает как result взаимодействия физического мира и сознания, как естественный продукт человеческой деят-ти.

Необходимое условие его возникновения - появление языка. Именно закрепляясь в языке, знание приобретает объективный хар-р.

3. интернализм (от лат. внутренний) признает движущей силой развития науки факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций.

4. Мы знаем вещи, которые наделены большим практическим значением – они дают нам глубокое теоретическое видение и способствуют миропониманию.

5. Наше незнание безгранично, и это нас отрезвляет. Именно прогресс естествознания открывает глаза на наше незнание, причем в области естественных наук.

6. Основополагающая задача всякой теории познания - она проясняет отношения м/у нашим удивительным и постоянно растущим знанием и нашим столь же растущим пониманием того, что мы, собственно, ничего не знаем.

7. Познание начинается не с восприятий или наблюдений, не со сбора данных или фактов, а с проблем. Без проблемы нет и знания – но и без знания нет проблемы.

8. Психология есть соц. наука, которая в значительной мере ставит наше мышление и поведение в зависимость от соц. отношений. Психология не can be принята за основополагающую науку для наук об общ-ве.

9. Социология знания – это теория научной объективности, которая может получить объяснение лишь с помощью таких соц. категорий, как конкуренция, соц. институты, гос-венная власть и т.д.

10. Логика исследования методов национальной экономики приводит к result, который применим ко всем соц. наукам, который можно было бы обозначить как метод объективного понимания или ситуационной логики. Объективно-понимающая соц. наука может развиваться независимо от всех субъективных или психологических идей. Она заключается в том, что в достаточной степени подвергает анализу ситуацию действующего человека, с тем чтобы объяснить действие из ситуации, не прибегая к помощи психологии. 

11. невежество есть нечто отрицательное: это отсутствие знания, обусловленное деят-тью некой зловещей силы, которая извращает и отравляет наше сознание и внушает нам отвращение к познанию.

12. конечный источник всякого знания – наблюдение.

источник всякого знания – интеллектуальная интуиция ясных и отчетливых идей

13. м/у эмпиризмом и рационализмом гораздо больше сходства, нежели dif. Оба эти направления ошибочны.

14. идея – грозная, мощная сила; философы создают иногда идеи.

15. человек can знать, поэтому он can be свободен.

16. связь м/у эпистемологическим оптимизмом и идеей либерализма.

17. традиционализм – убеждение в том, что вследствие отсутствия объективной и распознаваемой истины мы вынуждены выбирать м/у авторитетом традиции и хаосом.

18. в поисках истины лучше всего начинать с критики самых близких нам убеждений

19. ошибку можно совершить только в том случае, if мышление заражено предрассудками.

20. лишь тот, кто боится истины, готов задушить ее.

21. if истина является явной, то за наши ошибки несем ответственность мы сами. Мы сами несем в себе источники нашего невежества.

22. имеется масса источников знания, но ни один из них не обладает абсолютным авторитетом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12558. ИЗМЕРЕНИЕ РАСХОДА И СКОРОСТИ ГАЗОВ 373 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №5М ИЗМЕРЕНИЕ РАСХОДА И СКОРОСТИ ГАЗОВ ВВЕДЕНИЕ Возможности теоретического решения задач аэродинамики ограничены поэтому эксперимент часто является единственным источником сведений о взаимодействия потока газа с различными тел
12559. Исследование явление магнитострикции с помощью электрических проволочных тензометров 237 KB
  ОТЧЁТ по лабораторной работе № 4т: Исследование явление магнитострикции с помощью электрических проволочных тензометров Введение Явление магнитострикции заключается в изменении формы и размеров ферромагнетика при изменении его намагниченности в магнит
12560. Типовые звенья и их характеристики 285.76 KB
  МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к лабораторной работе по теме: Типовые звенья и их характеристики по дисциплине: Основы теории управления 1 Цель работы: Изучение теоретических сведений об элементарных и типовых звеньях систем автоматического управления. Закрепление те...
12561. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПОТЕНЦИАЛОВ ЛЕННАРДА-ДЖОНСА ИЗ ВТОРОГО ВИРИАЛЬНОГО КОЭФФИЦИЕНТА 122 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПОТЕНЦИАЛОВ ЛЕННАРДАДЖОНСА ИЗ ВТОРОГО ВИРИАЛЬНОГО КОЭФФИЦИЕНТА ВВЕДЕНИЕ В настоящей работе на основании исследования микроскопических свойств газа рассчитываются параметры потенциала ЛеннардаДжонса п...
12562. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПОТЕНЦИАЛОВ ЛЕННАРДА-ДЖОНСА 422 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПОТЕНЦИАЛОВ ЛЕННАРДАДЖОНСА ВВЕДЕНИЕ В настоящей работе на основании исследования макроскопических свойств газа рассчитываются параметры потенциала ЛеннардаДжонса применяемого в классических и кванто
12563. СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБТЕКАЕМЫХ ТЕЛ 1.2 MB
  СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБТЕКАЕМЫХ ТЕЛ Отчет по лабораторной работе № 6М ВВЕДЕНИЕ Определение силы с которой жидкость действует на обтекаемое тело является одной из основных задач механики сплошных сред. В данной работе эта сила определяется экспериментально на моделях в д
12564. Адиабата. Измерение показателя адиабаты акустическим методом 611 KB
  Колебательное движение с малыми амплитудами в сжимаемой жидкости называют акустическими волнами. Процесс распространения акустических волн в идеально сжимаемой жидкости списывается поведением во времени и пространстве основных акустических параметров
12565. ЯВЛЕНИЕ МАГНИТОСТРИКЦИИ 733.5 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №4 ЯВЛЕНИЕ МАГНИТОСТРИКЦИИ ВВЕДЕНИЕ Явление магнитострикции заключается в изменении формы и размеров ферромагнетика при изменении его намагниченности в магнитном поле. Магнитострикция позволяет выяснить природу сил которые опред...