32955

СОЦ. ФАКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ (Э.ДЮРКГЕЙМ. МЕТОД СОЦИОЛОГИИ)

Доклад

Логика и философия

Соц. факт - разряд фактов, отличающихся специфическими св-вами; его составляют образы мыслей, действий и чувствований, находящиеся вне индивида и одаренные принудительной силой, вследствие которой он вынуждается к ним. Отсюда их нельзя смешивать ни с органическими явлениями,

Русский

2013-09-05

17.24 KB

20 чел.

32. СОЦ. ФАКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ (Э.ДЮРКГЕЙМ. МЕТОД СОЦИОЛОГИИ)

ЧТО ТАКОЕ СОЦ. ФАКТ?

Соц. факт - разряд фактов, отличающихся специфическими св-вами; его составляют образы мыслей, действий и чувствований, находящиеся вне индивида и одаренные принудительной силой, вследствие которой он вынуждается к ним. Отсюда их нельзя смешивать ни с органическими явлениями, т.к. они состоят из представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими лишь в индивидуальном сознании и благодаря ему. Они составляют новый вид.

Соц. факт может быть не только там, где есть определенная организация. Существуют др. факты, которые, не представляя таких кристаллизованных форм, имеют ту же объективность и то же влияние на индивида. Это соц. течения.

Соц. факт - всякий образ действий, резко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее принуждение. 

ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К НАБЛЮДЕНИЮ СОЦ. ФАКТОВ

1. Соц. факты нужно рассматривать как предметы.

Вместо того, чтобы наблюдать вещи, описывать и сравнивать их, мы довольствуемся приведением в ясность наших идей, их комбинированием и анализом. Вместо науки о реальностях получается лишь анализ идей.

К фактам могут обращаться, чтобы подтвердить понятия или сделанные из них выводы, но факты в этом случае являются ч.-т. второстепенным, в виде примеров или док-в; они не служат предметом науки. Последняя идет от идей к вещам, а не от вещей к идеям.

соц. явления - суть предметы и о них нужно рассуждать как о предметах.

Рассуждать о явлениях как о предметах, – значит рассуждать о них как о данных, составляющих отправную точку науки. Наблюдению открыта не идея, составляемая людьми о ценности, – она ему недоступна, – а ценности, действительно обменивающиеся в сфере экономических отношений

2.Соц. явления нужно рассматривать сами в себе, отделяя их от сознающих и представляющих их себе субъектов, их нужно изучать извне как внешние предметы, т.к. такими они предстают перед нами.

Т.к. внешность предметов дается нам ощущением, то наука, чтобы быть объективной, должна отправляться не от понятий, образовавшихся без нее, а от ощущений. От ощущения исходят все общие идеи, истинные и ложные, научные или не научные. Но ощущение может быть субъективным. Поэтому в естественных науках принято за правило устранять чувственные данные, рискующие быть слишком субъективными, и удерживать исключительно те, которые представляют достаточную степень объективности.

3 правила:

1) Соц. факт нормален для данного соц. типа, рассматриваемого в определенном фазисе его развития, когда он имеет место в большинстве принадлежащих к этому виду общ-в, взятых в соответствующей фазе их эволюции.

2) Можно проверить выводы предшествующего метода, показав, что всеобщее распространение явления зависит от общих условий коллективной жизни данного соц. типа.

3) Эта проверка необходима, когда факт относится к соц. виду, не закончившему процесса своего полного развития...

В зависимости от их применения, самые существенные соц. факты изменяют свой хар-р..

3. Общ-во представляет собой не простую сумму индивидов, но систему, образовавшуюся от их ассоциации и представляющую своего рода реальность, наделенную особыми св-вами.

4. Чтобы изолировать психологический фактор необходимо выяснить пространство его действия; для этого надо определить, каким образом раса относится к соц. эволюции.

5. Определяющая причина соц. факта должна быть отыскиваема среди предшествующих соц. фактов, а не в состояниях индивидуального сознания.

Функция соц. факта может быть лишь соц., т.е. она заключается лишь в произведении соц. полезных results. Функции соц. факта надо искать в его отношении к к.-н. соц. цели.

6. if факт ассоциации имеет решающее значение для явлений, то последние должны изменяться вместе с формами этой ассоциации, т.е., смотря по способам группировки составных частей общ-в. Начало каждого соц. процесса, представляющего некоторую важность, должно быть отыскиваемо в устройстве внутренней соц. среды.

7. main усилие социолога должно быть направлено к тому, чтобы найти dif. св-ва среды, способные оказать влияние на развитие соц.явлений.

8.Состояние соц. среды в каждый исторический момент зависит от соц. причин и одни из этих причин присущи самому общ-ву, а др. зависят от взаимодействия этого общ-ва с соседними.

9. Принуждение – хар-ристический признак всякого соц. факта.

Чтобы принудить индивида добровольно подчиниться, не нужно прибегать ни к какому ухищрению; достаточно, чтобы он осознал свою естественную зависимость и слабость, чтобы он составил себе о них или символическое или чувственное представление при помощи религии, или определенное и точное понятие при помощи науки.

  1.   явление может быть общ-венным лишь, когда оно св-венно всем членам общ-ва, или по крайней мере большинству из них. Оно всеобще лишь потому, что социально (т.е. более или менее обязательно), а отнюдь не социально потому, что всеобще. Это такое состояние группы, которое повторяется у индивидов, потому что оно внушается им.
  2.  соц. явления создаются людьми, они являются продуктами человеческой реальности. Они есть осуществление присущих нам идей, врожденных или нет, не что иное, как применение их к dif. обстоятельствам, отношения людей м/у собой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18267. Організація та зміст гуманітарної підготовки в ЗС України 50.2 KB
  Заняття 20: Організація та зміст гуманітарної підготовки в ЗС України. Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почутт...
18268. Методи і форми військового навчання 68.03 KB
  Заняття 10: Методи і форми військового навчання. Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почуття свідомої вій
18269. Методи виховання військовослужбовців 210.5 KB
  Заняття №10 Методи виховання військовослужбовців. Мета заняття: Зясувати зміст поняття €œметоди виховання військовослужбовців€ та їх класифікацію. Вивчити методику застосування о...
18270. Закономірності та принципи навчання ійськовослужбовців 36.96 KB
  Заняття №7: Закономірності та принципи навчання ійськовослужбовців. Мета заняття: формувати у курсантів риси необхідні військовому керівнику для професійної діяльності; сприяти розвитку почу
18271. Специфіка військового навчання 272.5 KB
  Заняття №5: €œСпецифіка військового навчання Мета заняття: Розкрити основні концепції навчання їх використання у процесі військового навчання. 22. Проан
18272. Засоби визначення повітряних параметрів 676.5 KB
  Практичне 1.1. Засоби визначення повітряних параметрів. Навчальні питання 1. Система повного й статичного тисків 2. Пілотажний прилад комбінований резервний ППКРСВС Засоби визначення повітряних параметрів містять у собі: систему повного й статичного тисків я...
18273. ВЕЛИЧИНИ, ЩО ВИВЧАЮТЬСЯ В ШКІЛЬНОМУ КУРСІ МАТЕМАТИКИ 249 KB
  ВЕЛИЧИНИ ЩО ВИВЧАЮТЬСЯ В ШКІЛЬНОМУ КУРСІ МАТЕМАТИКИ Площа фігури її основні властивості. Одиниці площі та відношення між ними. Способи вимірювання площ. Рівновеликі і рівноскладені фігури. Поняття про обєм тіла. Одиниці обєму та відношення між ними. П
18274. ЕЛЕМЕНТИ ТЕОРІЇ МНОЖИН. ПОНЯТТЯ ТА ЇХ ОЗНАЧЕННЯ 72.5 KB
  Лекція 1 ЕЛЕМЕНТИ ТЕОРІЇ МНОЖИН. ПОНЯТТЯ ТА ЇХ ОЗНАЧЕННЯ Поняття про твердження. Математичні твердження та їх види. Поняття його обсяг і зміст. Відношення між поняттями. Означення понять. Способи означення. Означувані і неозначувані поняття. Вимоги д
18275. МНОЖИНИ ТА ВІДНОШЕННЯ МІЖ НИМИ 101 KB
  Лекція 2 МНОЖИНИ ТА ВІДНОШЕННЯ МІЖ НИМИ Поняття множини. Скінченні і нескінченні множини. Способи задання множин. Порожня і одинична множини. Точкові множини. Геометрична фігура як множина точок. Плоскі і просторові геометричні фігури. Круги Ейлера. Рівн...