32955

СОЦ. ФАКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ (Э.ДЮРКГЕЙМ. МЕТОД СОЦИОЛОГИИ)

Доклад

Логика и философия

Соц. факт - разряд фактов, отличающихся специфическими св-вами; его составляют образы мыслей, действий и чувствований, находящиеся вне индивида и одаренные принудительной силой, вследствие которой он вынуждается к ним. Отсюда их нельзя смешивать ни с органическими явлениями,

Русский

2013-09-05

17.24 KB

21 чел.

32. СОЦ. ФАКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ (Э.ДЮРКГЕЙМ. МЕТОД СОЦИОЛОГИИ)

ЧТО ТАКОЕ СОЦ. ФАКТ?

Соц. факт - разряд фактов, отличающихся специфическими св-вами; его составляют образы мыслей, действий и чувствований, находящиеся вне индивида и одаренные принудительной силой, вследствие которой он вынуждается к ним. Отсюда их нельзя смешивать ни с органическими явлениями, т.к. они состоят из представлений и действий, ни с явлениями психическими, существующими лишь в индивидуальном сознании и благодаря ему. Они составляют новый вид.

Соц. факт может быть не только там, где есть определенная организация. Существуют др. факты, которые, не представляя таких кристаллизованных форм, имеют ту же объективность и то же влияние на индивида. Это соц. течения.

Соц. факт - всякий образ действий, резко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее принуждение. 

ПРАВИЛА, ОТНОСЯЩИЕСЯ К НАБЛЮДЕНИЮ СОЦ. ФАКТОВ

1. Соц. факты нужно рассматривать как предметы.

Вместо того, чтобы наблюдать вещи, описывать и сравнивать их, мы довольствуемся приведением в ясность наших идей, их комбинированием и анализом. Вместо науки о реальностях получается лишь анализ идей.

К фактам могут обращаться, чтобы подтвердить понятия или сделанные из них выводы, но факты в этом случае являются ч.-т. второстепенным, в виде примеров или док-в; они не служат предметом науки. Последняя идет от идей к вещам, а не от вещей к идеям.

соц. явления - суть предметы и о них нужно рассуждать как о предметах.

Рассуждать о явлениях как о предметах, – значит рассуждать о них как о данных, составляющих отправную точку науки. Наблюдению открыта не идея, составляемая людьми о ценности, – она ему недоступна, – а ценности, действительно обменивающиеся в сфере экономических отношений

2.Соц. явления нужно рассматривать сами в себе, отделяя их от сознающих и представляющих их себе субъектов, их нужно изучать извне как внешние предметы, т.к. такими они предстают перед нами.

Т.к. внешность предметов дается нам ощущением, то наука, чтобы быть объективной, должна отправляться не от понятий, образовавшихся без нее, а от ощущений. От ощущения исходят все общие идеи, истинные и ложные, научные или не научные. Но ощущение может быть субъективным. Поэтому в естественных науках принято за правило устранять чувственные данные, рискующие быть слишком субъективными, и удерживать исключительно те, которые представляют достаточную степень объективности.

3 правила:

1) Соц. факт нормален для данного соц. типа, рассматриваемого в определенном фазисе его развития, когда он имеет место в большинстве принадлежащих к этому виду общ-в, взятых в соответствующей фазе их эволюции.

2) Можно проверить выводы предшествующего метода, показав, что всеобщее распространение явления зависит от общих условий коллективной жизни данного соц. типа.

3) Эта проверка необходима, когда факт относится к соц. виду, не закончившему процесса своего полного развития...

В зависимости от их применения, самые существенные соц. факты изменяют свой хар-р..

3. Общ-во представляет собой не простую сумму индивидов, но систему, образовавшуюся от их ассоциации и представляющую своего рода реальность, наделенную особыми св-вами.

4. Чтобы изолировать психологический фактор необходимо выяснить пространство его действия; для этого надо определить, каким образом раса относится к соц. эволюции.

5. Определяющая причина соц. факта должна быть отыскиваема среди предшествующих соц. фактов, а не в состояниях индивидуального сознания.

Функция соц. факта может быть лишь соц., т.е. она заключается лишь в произведении соц. полезных results. Функции соц. факта надо искать в его отношении к к.-н. соц. цели.

6. if факт ассоциации имеет решающее значение для явлений, то последние должны изменяться вместе с формами этой ассоциации, т.е., смотря по способам группировки составных частей общ-в. Начало каждого соц. процесса, представляющего некоторую важность, должно быть отыскиваемо в устройстве внутренней соц. среды.

7. main усилие социолога должно быть направлено к тому, чтобы найти dif. св-ва среды, способные оказать влияние на развитие соц.явлений.

8.Состояние соц. среды в каждый исторический момент зависит от соц. причин и одни из этих причин присущи самому общ-ву, а др. зависят от взаимодействия этого общ-ва с соседними.

9. Принуждение – хар-ристический признак всякого соц. факта.

Чтобы принудить индивида добровольно подчиниться, не нужно прибегать ни к какому ухищрению; достаточно, чтобы он осознал свою естественную зависимость и слабость, чтобы он составил себе о них или символическое или чувственное представление при помощи религии, или определенное и точное понятие при помощи науки.

  1.   явление может быть общ-венным лишь, когда оно св-венно всем членам общ-ва, или по крайней мере большинству из них. Оно всеобще лишь потому, что социально (т.е. более или менее обязательно), а отнюдь не социально потому, что всеобще. Это такое состояние группы, которое повторяется у индивидов, потому что оно внушается им.
  2.  соц. явления создаются людьми, они являются продуктами человеческой реальности. Они есть осуществление присущих нам идей, врожденных или нет, не что иное, как применение их к dif. обстоятельствам, отношения людей м/у собой.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55616. Let’s have a rest 49 KB
  Yesterday was a Kate, his little sister in front of TV watching a cat and a mouse running one after the other. Then father came he was watching car racing for an hour. When Bill came back from the walk, his grandfather was busy day in Bill’s family. Bill wanted to watch TV, but couldn’t. When he came home from school, he saw watching a program about feeding hungry crocodiles. In the evening his mother and granny were watching some boring story about a poor girl.
55617. Eating out (We are creating the restaurant) 928 KB
  Hello everyone! Today we are not at a common school. We are in an unusual business school. And we are creating our own restaurants. One restaurant will be a fast food restaurant. The other one will be a very expensive restaurant. But before doing this we should determine what type of eater you are.
55618. АВТОРСЬКИЙ ЕЛЕКТРОННИЙ ОСВІТНІЙ РЕСУРС ЯК ІНСТРУМЕНТ ЗДІЙСНЕННЯ ІНТЕГРАЦІЇ ЗМІСТУ ОСВІТИ З НОВІТНІМИ ТЕХНОЛОГІЯМИ НАВЧАННЯ 1.79 MB
  У статті наведено інструментарій для створення авторських методик викладання засобами ІКТ. Актуальність створення авторського електронного освітнього ресурсу як інструменту здійснення інтеграції змісту освіти з новітніми технологіями навчання пояснюється необхідністю переосмислення теоретичних...
55619. Мінерально-сировинні ресурси України. Рудні корисні копалини 214.5 KB
  Мета: повторити тектонічну будову України закріпити знання про види паливних корисних копалин та географію їх родовищ; вивчити розміщення основних районів видобутку рудних корисних копалин в Україні...
55620. Сценарий праздника, посвященный хитам 80-ых годов 44 KB
  Всем привет Приветствую всех на нашем праздничном концерте. Сегодня я не просто создатель идеи тематического праздника не просто ведущая на концерте очаровательная девушка в этом зале но и редактор школьной газеты Школьные сплетни.
55621. Леся Українка, «Бояриня» Рецензія на урок з української літератури 21 KB
  Бояриня На цьому уроці всі учні були присутні метою уроку було ознайомлення з автором поемита самої поеми Бояриня а також вивчити декілька цитат з цієї поеми. Під час проведення уроку діти поводили себе стримано так як у класі був присутній вчитель...