32957

СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ НАУЧНОСТИ

Доклад

Логика и философия

СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ НАУЧНОСТИ СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ориентация науки на изучение объектов которые могут быть включены в деятть и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития отражает объекты природы не в форме созерцания а в форме практики. социокультурных факторов в процесс порождения научного знания. объективность и предметность научного познания. выработка наукой специального языка науки системность и обоснованность научного знания.

Русский

2013-09-05

22.58 KB

42 чел.

3. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ НАУЧНОСТИ

СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

  1.  ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деят-ть и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития
  2.  отражает объекты природы не в форме созерцания, а в форме практики.
  3.  включение dif. социокультурных факторов в процесс порождения научного знания.
  4.  объективность и предметность научного познания.

Осуществляются не только исследования, обслуживающие сегодняшнюю практику, но и такие, result которых могут найти применение только в будущем. Изучая объекты, преобразуемые в деят-ти, наука не ограничивается познанием только тех предметных связей, которые могут быть освоены в рамках исторически сложившихся на данном этапе развития общ-ва форм и стереотипов деят-ти. Наука стремится создать задел знаний для будущих форм практического изменения мира.

  1.  наука имеет дело с особым набором объектов реальности, несводимых к объектам обыденного опыта. Особенности объектов науки делают недостаточными для их освоения те средства, которые применяются в обыденном познании. Хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты.
  2.  выработка наукой специального языка науки
  3.  системность и обоснованность научного знания.

В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения нового объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Наука – это творческая деят-ть, result  этой деят-ти: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Как и др. формы познания, наука есть соц.-историческая деят-ть, а не только  “чистое знание“. Она выполняет определенные функции как своеобразная форма общ-венного сознания. 

Особенности научного познания (критерии научности):

1. main задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности и их систематизация.

2. Цель научного познания – объективная истина (отсюда хар-рная черта – объективность).

3. Знание ориентировано на воплощение в практике.

4. Научное познания направлено на воспроизводство знаний.

5. В процессе познания применяются средства познания (материальные и духовные), которые сами являются предметами  познания.

6. Для научного знания хар-рна строгая док-тельность, обоснованность и достоверность.

7. Для науки хар-рна постоянная методологическая рефлексия.

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Научное знание - это сложная система с весьма разветвленной иерархией структурных уровней:

1. локальное знание, которое в любой научной области соотносится с теорией;

2. знания, составляющие целую научную область;

3. знания, представляющие всю науку.

В локальном знании можно выделить 2 уровня:

1) уровень эмпирических знаний:

Эти знания - result непосредственного контакта с живой реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне мы получаем знания об определенных событиях, выявляем св-ва интересующих нас объектов или процессов, фиксируем отношения и устанавливаем эмпирические закономерности.

а) наблюдение:

Данные наблюдения содержат 1st info, которую мы получаем непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта info дана в форме непосредственных чувственных данных субъекта наблюдения, которые затем фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы наблюдения выражают info, получаемую наблюдателем, в языковой форме.

В протоколах наблюдения всегда содержатся указания на то, кто осуществляет наблюдение, а if наблюдение строится в процессе эксперимента с помощью к.-л. приборов, то обязательно даются основные хар-ристики прибора.

В данных наблюдения наряду с объективной info о явлениях содержится некоторый пласт субъективной info, зависящий от состояния наблюдателя, показаний его органов чувств.

Данные наблюдения еще не являются достоверным знанием, и на них не может опираться теория.

б) эмпирические факты - базис теории

Факты - это всегда достоверная, объективная info; это такое описание явлений и связей м/у ними, где сняты субъективные наслоения. Факты многократно перепроверяются, а исследователь, ранее считавший, что имеет дело с эмпирическим фактом, убеждается, что полученное им знание еще не соответствует самой реальности, а значит, не является фактом.

Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает познавательные операции:

  1.  рациональная обработка данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо сравнить м/у собой множество наблюдений, выделить в них повторяющееся и устранить случайные возмущения и погрешности, связанные с ошибками наблюдателя.
  2.  истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко use ранее полученные теоретические знания.

В формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые, в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов и т.п.

2) уровень теоретических знаний.

Теория строится с направленностью на объяснение объективной реальности (main задача теории - описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня). Но теория описывает идеальные объекты, которые в отличие от реальных хар-ризуются не бесконечным, а вполне определенным числом св-в. Также в теории задаются взаимоотношения м/у идеальными объектами, которые описываются законами. Кроме того, из 1st идеальных объектов можно конструировать производные объекты.

Т.о., теория описывает все то многообразие данных, с которыми ученый сталкивается на эмпирическом уровне.

Роль теории в науке определяется тем, что в ней мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом

теоретический уровень научного знания

теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий

фундаментальные теории

ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами

2 подуровня теоретического уровня знаний:

а) частные теоретические модели и законы. Они выступают как теории, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений.

б) развитая теория, в которой все частные теоретические модели и законы обобщаются т.о., что они выступают как следствия фундаментальных принципов и законов теории. Т.е. строится некоторая обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.

Частные теории и обобщающие развитые теории - взаимодействуют как между собой, так и с эмпирическим уровнем знания.

3) уровень философских предпосылок/оснований: общие представления о действительности и процессе познания, выраженные в системе философских понятии.

Уровень философских предпосылок связан со стилем мышления определенной исторической эпохи.

ВЫВОД: Научное знание представляет собой огромную массу взаимодействующих м/у собой dif. типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов; факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты. Т.о., происходит взаимодействие dif. слоев научного знания.

КРИТЕРИИ DIF. ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ

критерии

теоретический

эмпирический

1. хар-р предмета исследования

могут познавать одну и ту же объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-dif.

На уровне теоретического позна ния происходит выделение сущ-ностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда зако-нов, которым подчиняется дан-ный объект.

задача теории - воссоздать все эти отношения м/у законами и т.о. раскрыть сущность объекта.

Теоретический закон - это всегда знание достоверное.

в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей м/у ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явле-ниях, проступают ч/з их конкретную оболочку.

Эмпирическая зависимость - result индуктивного обобщения опыта. Она представляет собой вероятност но-истинное знание.

Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих корреляциях, в отношениях м/у явлениями оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он дается только в result теоретического исследования.

2. тип применяе мых средств иссле дования

отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами=> объект может изу-чаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

база - непосредственное практичес кое взаимодействие исследователя с изучаемым объектом.

3. особенности метода

1) мыслительное конструирова-ние

  1.  мысленный эксперимент с идеализированными объектами
  2.  идеализация: построение идеализированного объекта
  3.  методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматичес кий и гипотетико-дедуктивный методы)
  4.  методы логического и исто рического исследования
  1.  наблюдение
  2.  измерение
  3.  экспериментальная деят-ть
  4.  индуктивное обобщение опыта: индукция всегда имеет дело с неза-конченным, неполным опытом.
  5.  понятийные средства функциони руют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Он имеет сложную организацию, в которой взаимо-действуют собственно эмпиричес кие термины и термины теоретичес кого языка.
  6.  описание

В реальной действительности эти 2 слоя знания всегда взаимодействуют.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35493. Автоматизированные системы управления (АСУ) 784 KB
  Основные компоненты АСУ ТП предназначена для выработки и реализации управляющего воздействия на ТОУ и представляют собой человекомашинную систему обеспечивающую автоматизированный сбор и обработку информации необходимой для оптимизации управления объектом в соответствии с принятым критерием. Основные компоненты: КТС комплекс технических средств; СПО системное программное обеспечение; ФАУ функциональные алгоритмы управления. Информационное обеспечение информация характеризующая состояние системы управления системы классификации и...
35494. Моделирование информационных систем 702.5 KB
  Модели гидродинамики потоков в аппаратах. Модель идеального смешения Условия физической реализуемости этой модели выполняются если во всем потоке происходит полное смешение частиц потока. Модели идеального перемешивания соответствует апериодическое звено 1го порядка и имеет передаточную функцию. Математическое описание модели: где: с концентрация вещества; τ время пребывания частиц в реакторе; ω линейная скорость потока; х координата.
35495. Системы автоматизированной работы (САР) 5.7 MB
  Разомкнутые САР системы в которых входными воздействиями управляющего устройства являются только внешние задающие и возмущающие воздействия; при этом значение выходной величины ОУ может существенно отклоняться от его заданного значения в силу изменения внутренних свойств ОУ параметров САР. Устойчивость САР свойство системы возвращаться в исходное состояние равновесия после прекращения воздействия выведшего систему из этого состояния. уравнения частотные определяют связь между устойчивостью системы и формой частотных характеристик...
35496. Представление данных в электронных таблицах в виде диаграмм и графиков 1.25 MB
  Что нужно знать: что такое столбчатая линейчатая и круговая диаграмма какую информацию можно получить с каждой из них адрес ячейки в электронных таблицах состоит из имени столбца и следующего за ним номера строки например C15 формулы в электронных таблицах начинаются знаком = равно знаки и ^ в формулах означают соответственно сложение вычитание умножение деление и возведение в степень в заданиях ЕГЭ могут использоваться стандартные функции СУММ сумма СРЗНАЧ среднее значение МИН минимальное...
35497. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ И ЕЕ ОТРАЖЕНИЕ В САТИРЕ 1920–х ГОДОВ 209.5 KB
  Анализ специфики репрезентации советской повседневности в сатире. Как известно, в этот период истории происходила, навязываемая сверху, смена отношений к повседневности: «борьба» старого и нового быта. Ключевым вопросом в нашей курсовой работе является осмысление противостояния традиционного уклада жизни и навязываемыми сверху принципами «новой жизни».
35498. Архитектура ЭВМ 175.5 KB
  MOV регистр значение означает: поместить в регистр выбранное значение. MOV AX10 MOV BX5 MOV CX7 MOV DX15 ADD AXBX ADD AXCX SUB AXDX INT 20 Арифметические операции Операции умножить и разделить выполняются только для регистра AX. 100 MOV AX0 103 MOV BX1 106 MOV CXA 109 ADD AXBX 10C INC BX 10E DEC CX 110 JNZ 109 112 INT 20 Сохранение и загрузка файлов 1 Общие сведения. MOV AH01 включение ввода символа.
35499. Основы алгоритмизации и программирования 495.5 KB
  ЧИСЛА Целые числа: SHOPTINT 120127 BYTE 0 255 перечисляемые типы INTEGER 32768 32767 WORD 0: 65535 LONCINT 231 231 Действительные: SINGLE 1038 7 знаков после запятой REAL 1038 11 знаков DOUBLE 100300 19 знаков EXTENDED 104900 19 знаков. USES список библиотек; подключение библиотек или модулей TYPE описание; описание собственных типов данных CONST список постоянных VAR список переменных BEGIN начало программы END. конец программы Обязательными элементами являются только PROGRAM BEGIN END. PROGRAM FIRST;...
35500. Основы построения автоматизированных информационных систем 169.5 KB
  СУБД как основная часть АИС. Информационное обеспечение АИС. Математическое обеспечение АИС. Техническое обеспечение АИС. АИС – аппаратно- программный комплекс, предназначенный для решения задач по хранению, обработку, поиску информации.
35501. Общие вопросы по строительным конструкциям 457 KB
  Расчетные факторы нагрузки и механические характеристики материала временное сопротивление предел текучести и т. Нагрузки и воздействия могут отличаться от заданной вероятности превышения средних значений а механические характеристики материалов могут отличаться от заданной вероятности снижения средних значений.; усталостное разрушение расчет на выносливость конструкций находящихся под воздействием многократно повторяющейся нагрузки подвижной или пульсирующей: подкрановых балок шпал рамных фундаментов и перекрытий под...