32957

СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ НАУЧНОСТИ

Доклад

Логика и философия

СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ НАУЧНОСТИ СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ориентация науки на изучение объектов которые могут быть включены в деятть и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития отражает объекты природы не в форме созерцания а в форме практики. социокультурных факторов в процесс порождения научного знания. объективность и предметность научного познания. выработка наукой специального языка науки системность и обоснованность научного знания.

Русский

2013-09-05

22.58 KB

42 чел.

3. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ НАУЧНОСТИ

СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

  1.  ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деят-ть и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития
  2.  отражает объекты природы не в форме созерцания, а в форме практики.
  3.  включение dif. социокультурных факторов в процесс порождения научного знания.
  4.  объективность и предметность научного познания.

Осуществляются не только исследования, обслуживающие сегодняшнюю практику, но и такие, result которых могут найти применение только в будущем. Изучая объекты, преобразуемые в деят-ти, наука не ограничивается познанием только тех предметных связей, которые могут быть освоены в рамках исторически сложившихся на данном этапе развития общ-ва форм и стереотипов деят-ти. Наука стремится создать задел знаний для будущих форм практического изменения мира.

  1.  наука имеет дело с особым набором объектов реальности, несводимых к объектам обыденного опыта. Особенности объектов науки делают недостаточными для их освоения те средства, которые применяются в обыденном познании. Хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты.
  2.  выработка наукой специального языка науки
  3.  системность и обоснованность научного знания.

В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения нового объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Наука – это творческая деят-ть, result  этой деят-ти: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Как и др. формы познания, наука есть соц.-историческая деят-ть, а не только  “чистое знание“. Она выполняет определенные функции как своеобразная форма общ-венного сознания. 

Особенности научного познания (критерии научности):

1. main задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности и их систематизация.

2. Цель научного познания – объективная истина (отсюда хар-рная черта – объективность).

3. Знание ориентировано на воплощение в практике.

4. Научное познания направлено на воспроизводство знаний.

5. В процессе познания применяются средства познания (материальные и духовные), которые сами являются предметами  познания.

6. Для научного знания хар-рна строгая док-тельность, обоснованность и достоверность.

7. Для науки хар-рна постоянная методологическая рефлексия.

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Научное знание - это сложная система с весьма разветвленной иерархией структурных уровней:

1. локальное знание, которое в любой научной области соотносится с теорией;

2. знания, составляющие целую научную область;

3. знания, представляющие всю науку.

В локальном знании можно выделить 2 уровня:

1) уровень эмпирических знаний:

Эти знания - result непосредственного контакта с живой реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне мы получаем знания об определенных событиях, выявляем св-ва интересующих нас объектов или процессов, фиксируем отношения и устанавливаем эмпирические закономерности.

а) наблюдение:

Данные наблюдения содержат 1st info, которую мы получаем непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта info дана в форме непосредственных чувственных данных субъекта наблюдения, которые затем фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы наблюдения выражают info, получаемую наблюдателем, в языковой форме.

В протоколах наблюдения всегда содержатся указания на то, кто осуществляет наблюдение, а if наблюдение строится в процессе эксперимента с помощью к.-л. приборов, то обязательно даются основные хар-ристики прибора.

В данных наблюдения наряду с объективной info о явлениях содержится некоторый пласт субъективной info, зависящий от состояния наблюдателя, показаний его органов чувств.

Данные наблюдения еще не являются достоверным знанием, и на них не может опираться теория.

б) эмпирические факты - базис теории

Факты - это всегда достоверная, объективная info; это такое описание явлений и связей м/у ними, где сняты субъективные наслоения. Факты многократно перепроверяются, а исследователь, ранее считавший, что имеет дело с эмпирическим фактом, убеждается, что полученное им знание еще не соответствует самой реальности, а значит, не является фактом.

Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает познавательные операции:

  1.  рациональная обработка данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо сравнить м/у собой множество наблюдений, выделить в них повторяющееся и устранить случайные возмущения и погрешности, связанные с ошибками наблюдателя.
  2.  истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко use ранее полученные теоретические знания.

В формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые, в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов и т.п.

2) уровень теоретических знаний.

Теория строится с направленностью на объяснение объективной реальности (main задача теории - описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня). Но теория описывает идеальные объекты, которые в отличие от реальных хар-ризуются не бесконечным, а вполне определенным числом св-в. Также в теории задаются взаимоотношения м/у идеальными объектами, которые описываются законами. Кроме того, из 1st идеальных объектов можно конструировать производные объекты.

Т.о., теория описывает все то многообразие данных, с которыми ученый сталкивается на эмпирическом уровне.

Роль теории в науке определяется тем, что в ней мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом

теоретический уровень научного знания

теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий

фундаментальные теории

ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами

2 подуровня теоретического уровня знаний:

а) частные теоретические модели и законы. Они выступают как теории, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений.

б) развитая теория, в которой все частные теоретические модели и законы обобщаются т.о., что они выступают как следствия фундаментальных принципов и законов теории. Т.е. строится некоторая обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.

Частные теории и обобщающие развитые теории - взаимодействуют как между собой, так и с эмпирическим уровнем знания.

3) уровень философских предпосылок/оснований: общие представления о действительности и процессе познания, выраженные в системе философских понятии.

Уровень философских предпосылок связан со стилем мышления определенной исторической эпохи.

ВЫВОД: Научное знание представляет собой огромную массу взаимодействующих м/у собой dif. типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов; факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты. Т.о., происходит взаимодействие dif. слоев научного знания.

КРИТЕРИИ DIF. ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ

критерии

теоретический

эмпирический

1. хар-р предмета исследования

могут познавать одну и ту же объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-dif.

На уровне теоретического позна ния происходит выделение сущ-ностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда зако-нов, которым подчиняется дан-ный объект.

задача теории - воссоздать все эти отношения м/у законами и т.о. раскрыть сущность объекта.

Теоретический закон - это всегда знание достоверное.

в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей м/у ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явле-ниях, проступают ч/з их конкретную оболочку.

Эмпирическая зависимость - result индуктивного обобщения опыта. Она представляет собой вероятност но-истинное знание.

Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих корреляциях, в отношениях м/у явлениями оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он дается только в result теоретического исследования.

2. тип применяе мых средств иссле дования

отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами=> объект может изу-чаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

база - непосредственное практичес кое взаимодействие исследователя с изучаемым объектом.

3. особенности метода

1) мыслительное конструирова-ние

  1.  мысленный эксперимент с идеализированными объектами
  2.  идеализация: построение идеализированного объекта
  3.  методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматичес кий и гипотетико-дедуктивный методы)
  4.  методы логического и исто рического исследования
  1.  наблюдение
  2.  измерение
  3.  экспериментальная деят-ть
  4.  индуктивное обобщение опыта: индукция всегда имеет дело с неза-конченным, неполным опытом.
  5.  понятийные средства функциони руют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Он имеет сложную организацию, в которой взаимо-действуют собственно эмпиричес кие термины и термины теоретичес кого языка.
  6.  описание

В реальной действительности эти 2 слоя знания всегда взаимодействуют.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85226. Gроектирование и разработкf информационной системы учёта реализации торгового оборудования 1.69 MB
  Своевременное и правильное оформление документов и контроль за каждой операцией поступления оборудования либо других товаров от поставщиков, из переработки и других источников, выявление расхождения фактического наличия и количества, указанного в сопроводительных документах...
85227. Доказательства в уголовном процессе 103 KB
  Целью дипломной работы - является изучение доказательств в уголовном процессе доказывание представляет собой наибольшую по объему и важнейшую по значению часть уголовно-процессуальной деятельности задачи в значительной части совпадают с задачами уголовного процесса а цель установление...
85229. Экспериментальная работа по формированию представлений о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста 364 KB
  В новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гумманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей.
85230. Таможенно-тарифное регулирование и обеспечение экономической безопасности страны 117.82 KB
  В условиях происходящей интернационализации и глобализации современное экономическое развитие определяется сочетанием двух противоречивых тенденций: подчинения мировой экономики интересам международной финансовой олигархии и транснационального капитала, с одной стороны, и конкуренции национальных экономических...
85231. Эволюция внешней политики Великобритании в середине XX – начале XXI века 104.44 KB
  Великобритания является одним из ведущих акторов международных отношений, а также членом таких влиятельных международных организаций как ООН, ОБСЕ, совет Европы, ЕС, Содружества Наций. Внешнеполитический курс Великобритании не был однороден на протяжении второй половины XX начала XX века.
85233. Проект организации взаимодействия хозяйствующих субъектов в сетях с разделенными интересами на примере ОАО «РЖД» 11.89 MB
  В результате разработок предложена графоаналитическая модель взаимодействия хозяйствующих субъектов в сетях с разделенными интересами, произведен выбор математического аппарата для формализации, исследовано влияние предоставления «окон» в графике движения поездов на результаты деятельности хозяйствующих субъектов.