32957

СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ НАУЧНОСТИ

Доклад

Логика и философия

СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ НАУЧНОСТИ СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ ориентация науки на изучение объектов которые могут быть включены в деятть и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития отражает объекты природы не в форме созерцания а в форме практики. социокультурных факторов в процесс порождения научного знания. объективность и предметность научного познания. выработка наукой специального языка науки системность и обоснованность научного знания.

Русский

2013-09-05

22.58 KB

40 чел.

3. СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ: ПРОБЛЕМА КРИТЕРИЕВ НАУЧНОСТИ

СПЕЦИФИКА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

  1.  ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деят-ть и их исследование как подчиняющихся объективным законам функционирования и развития
  2.  отражает объекты природы не в форме созерцания, а в форме практики.
  3.  включение dif. социокультурных факторов в процесс порождения научного знания.
  4.  объективность и предметность научного познания.

Осуществляются не только исследования, обслуживающие сегодняшнюю практику, но и такие, result которых могут найти применение только в будущем. Изучая объекты, преобразуемые в деят-ти, наука не ограничивается познанием только тех предметных связей, которые могут быть освоены в рамках исторически сложившихся на данном этапе развития общ-ва форм и стереотипов деят-ти. Наука стремится создать задел знаний для будущих форм практического изменения мира.

  1.  наука имеет дело с особым набором объектов реальности, несводимых к объектам обыденного опыта. Особенности объектов науки делают недостаточными для их освоения те средства, которые применяются в обыденном познании. Хотя наука и пользуется естественным языком, она не может только на его основе описывать и изучать свои объекты.
  2.  выработка наукой специального языка науки
  3.  системность и обоснованность научного знания.

В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения нового объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Наука – это творческая деят-ть, result  этой деят-ти: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов. Как и др. формы познания, наука есть соц.-историческая деят-ть, а не только  “чистое знание“. Она выполняет определенные функции как своеобразная форма общ-венного сознания. 

Особенности научного познания (критерии научности):

1. main задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности и их систематизация.

2. Цель научного познания – объективная истина (отсюда хар-рная черта – объективность).

3. Знание ориентировано на воплощение в практике.

4. Научное познания направлено на воспроизводство знаний.

5. В процессе познания применяются средства познания (материальные и духовные), которые сами являются предметами  познания.

6. Для научного знания хар-рна строгая док-тельность, обоснованность и достоверность.

7. Для науки хар-рна постоянная методологическая рефлексия.

СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Научное знание - это сложная система с весьма разветвленной иерархией структурных уровней:

1. локальное знание, которое в любой научной области соотносится с теорией;

2. знания, составляющие целую научную область;

3. знания, представляющие всю науку.

В локальном знании можно выделить 2 уровня:

1) уровень эмпирических знаний:

Эти знания - result непосредственного контакта с живой реальностью в наблюдении или эксперименте. На этом уровне мы получаем знания об определенных событиях, выявляем св-ва интересующих нас объектов или процессов, фиксируем отношения и устанавливаем эмпирические закономерности.

а) наблюдение:

Данные наблюдения содержат 1st info, которую мы получаем непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта info дана в форме непосредственных чувственных данных субъекта наблюдения, которые затем фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы наблюдения выражают info, получаемую наблюдателем, в языковой форме.

В протоколах наблюдения всегда содержатся указания на то, кто осуществляет наблюдение, а if наблюдение строится в процессе эксперимента с помощью к.-л. приборов, то обязательно даются основные хар-ристики прибора.

В данных наблюдения наряду с объективной info о явлениях содержится некоторый пласт субъективной info, зависящий от состояния наблюдателя, показаний его органов чувств.

Данные наблюдения еще не являются достоверным знанием, и на них не может опираться теория.

б) эмпирические факты - базис теории

Факты - это всегда достоверная, объективная info; это такое описание явлений и связей м/у ними, где сняты субъективные наслоения. Факты многократно перепроверяются, а исследователь, ранее считавший, что имеет дело с эмпирическим фактом, убеждается, что полученное им знание еще не соответствует самой реальности, а значит, не является фактом.

Переход от данных наблюдения к эмпирическому факту предполагает познавательные операции:

  1.  рациональная обработка данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо сравнить м/у собой множество наблюдений, выделить в них повторяющееся и устранить случайные возмущения и погрешности, связанные с ошибками наблюдателя.
  2.  истолкование выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого истолкования широко use ранее полученные теоретические знания.

В формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний, которые, в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в формировании новейших фактов и т.п.

2) уровень теоретических знаний.

Теория строится с направленностью на объяснение объективной реальности (main задача теории - описать, систематизировать и объяснить все множество данных эмпирического уровня). Но теория описывает идеальные объекты, которые в отличие от реальных хар-ризуются не бесконечным, а вполне определенным числом св-в. Также в теории задаются взаимоотношения м/у идеальными объектами, которые описываются законами. Кроме того, из 1st идеальных объектов можно конструировать производные объекты.

Т.о., теория описывает все то многообразие данных, с которыми ученый сталкивается на эмпирическом уровне.

Роль теории в науке определяется тем, что в ней мы имеем дело с интеллектуально контролируемым объектом

теоретический уровень научного знания

теории, описывающие конкретную область реальности на базе фундаментальных теорий

фундаментальные теории

ученый имеет дело с наиболее абстрактными идеальными объектами

2 подуровня теоретического уровня знаний:

а) частные теоретические модели и законы. Они выступают как теории, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений.

б) развитая теория, в которой все частные теоретические модели и законы обобщаются т.о., что они выступают как следствия фундаментальных принципов и законов теории. Т.е. строится некоторая обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.

Частные теории и обобщающие развитые теории - взаимодействуют как между собой, так и с эмпирическим уровнем знания.

3) уровень философских предпосылок/оснований: общие представления о действительности и процессе познания, выраженные в системе философских понятии.

Уровень философских предпосылок связан со стилем мышления определенной исторической эпохи.

ВЫВОД: Научное знание представляет собой огромную массу взаимодействующих м/у собой dif. типов знаний. Теория принимает участие в формировании фактов; факты требуют построения новых теоретических моделей, которые сначала строятся как гипотезы, а потом обосновываются и превращаются в теории. Бывает и так, что сразу строится развитая теория, которая дает объяснение известным, но не нашедшим ранее объяснения фактам, либо заставляет по-новому интерпретировать известные факты. Т.о., происходит взаимодействие dif. слоев научного знания.

КРИТЕРИИ DIF. ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО УРОВНЕЙ

критерии

теоретический

эмпирический

1. хар-р предмета исследования

могут познавать одну и ту же объективную реальность, но ее видение, ее представление в знаниях будут даваться по-dif.

На уровне теоретического позна ния происходит выделение сущ-ностных связей в чистом виде. Сущность объекта представляет собой взаимодействие ряда зако-нов, которым подчиняется дан-ный объект.

задача теории - воссоздать все эти отношения м/у законами и т.о. раскрыть сущность объекта.

Теоретический закон - это всегда знание достоверное.

в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей м/у ними. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выделяются еще в чистом виде, но они как бы высвечиваются в явле-ниях, проступают ч/з их конкретную оболочку.

Эмпирическая зависимость - result индуктивного обобщения опыта. Она представляет собой вероятност но-истинное знание.

Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих корреляциях, в отношениях м/у явлениями оно может уловить проявление закона. Но в чистом виде он дается только в result теоретического исследования.

2. тип применяе мых средств иссле дования

отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами=> объект может изу-чаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в реальном.

база - непосредственное практичес кое взаимодействие исследователя с изучаемым объектом.

3. особенности метода

1) мыслительное конструирова-ние

  1.  мысленный эксперимент с идеализированными объектами
  2.  идеализация: построение идеализированного объекта
  3.  методы построения теории (восхождение от абстрактного к конкретному, аксиоматичес кий и гипотетико-дедуктивный методы)
  4.  методы логического и исто рического исследования
  1.  наблюдение
  2.  измерение
  3.  экспериментальная деят-ть
  4.  индуктивное обобщение опыта: индукция всегда имеет дело с неза-конченным, неполным опытом.
  5.  понятийные средства функциони руют как особый язык, который часто называют эмпирическим языком науки. Он имеет сложную организацию, в которой взаимо-действуют собственно эмпиричес кие термины и термины теоретичес кого языка.
  6.  описание

В реальной действительности эти 2 слоя знания всегда взаимодействуют.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60839. Сложение и вычитание десятичных дробей 323 KB
  Цели урока: 1. Оборудование урока: Дидактические материалы по математике для 5 класса карточки для индивидуальной работы тесты компьютер презентация по теме урока.