32958

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ. ОСОБЕННОСТИ КЛАССИЧЕСКОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ

Доклад

Логика и философия

В его учении она приобрела окончательный харр что положило начало длительному периоду господства механических представлений о мире в науке. Томас Гоббс 1588 1679 Левиафан или Материя форма и власть госва церковного и гражданского: механический материализм: Природа – совокупность тел dif. Госво – искусственный человек т. Они вручили свои права судьбу и власть главе госва который в договоре не участвовал= ответственности перед договаривавшимися индивидами не несет.

Русский

2013-09-05

51.97 KB

52 чел.

7. СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ. ОСОБЕННОСТИ КЛАССИЧЕСКОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКИ

Эйнштейн: Образ современной науки был определен в эпоху Нового времени. Леонардо да Винчи, Г.Галилей, Ф.Бэкон, Р.Декарт: main ценности новой науки - ее светский хар-р, критический дух, объективная истинность, практическая полезность.

Изменялось и само понимание науки. По мнению ученых нового времени, она должна перестать быть созерцательно-наблюдательной. Прорывом в ее понимании было открытие экспериментальной основы науки. Античная культура знала лишь теоретическую и логическую основы науки, но этого было недостаточно в эпоху, когда наука заявила о себе как об относительно самостоятельном явлении культуры. Наука могла развиваться, определяя свои собственные основы: экспериментальные исследования, а в более широком смысле  – методологические основы.

Работы Бэкона «Новый органон» и Декарта «Рассуждение о методе» выразили потребность науки в осмыслении собственных методологических средств.

Конструктивный хар-р новоевропейской науки выразил Галилей, вводя метод идеализации. Критикуя установки средневековой культуры и ее «кумира» Аристотеля, Галилей раскрывает конструктивно-творческую роль научного мышления, работающего с идеализациями, экспериментирующего над исходными предпосылками. Галилей преобразует физику Аристотеля о движении и вводит идею тождества кругового и прямолинейного движения. Оно становится теоретическим образом (идеализацией) совершенства движения.

Новая наука всецело полагалась на авторитет знания; она, считал Декарт, должна все подвергать сомнению с целью выявления исходных интеллектуально очевидных положений. Инструментом исследования становилась математика. Онтологическое обоснование значимости математики дал Галилей: «Книга природы написана языком математики». Эта методологическая установка была воспринята всеми последующими учеными, что означало переход от качественного описания явлений природы, хар-рного для натурфилософии, к математическому описанию, вскрывающему взаимоотношения и закономерности.

Само построение новоевропейской науки было совершено И.Ньютоном. Main в его творчестве - создание основ механики, открытие закона всемирного тяготения и разработка теории движения небесных тел.

В итоге формируется образ классической науки с хар-рной ее особенностью: опора на авторитет знания.

КЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА (XVII-конец XIXвв.)

Г.Галилей, И.Кеплер, И.Ньютон. Начало положено в трудах Н.Коперника, создавшего новую, по сравнению с аристотелевско-птолемеевской, гелиоцентрическую систему мира. Она не сводилась только к перестановке центра Вселенной, но обосновывала движение как естественное св-во земных и небесных объектов. Коперник показал ограниченность чувственного познания, неспособного отличить наши представления о действительности от реального положения дел. Была доказана неприемлемость изучения окружающей действительности только на основе наблюдения и необходимость критичности научного разума. Эта линия анализа была продолжена Галилеем, которому принадлежит заслуга открытия нового метода научного исследования — теоретического или мысленного эксперимента. Истинное знание достижимо только при помощи эксперимента и вооруженного математикой разума.

В Новое время происходит расширение понятия научной рациональности за счет введения стандартов опытно-экспериментальной апробации знания. Соединение математических методов с опытным исследованием привело к появлению экспериментально-теоретического естествознания. Ньютон продолжил и завершил начатое Галилеем дело создания классической механики. В его учении она приобрела окончательный хар-р, что положило начало длительному периоду господства механических представлений о мире в науке. «Созданная Ньютоном теория тяготения и его вклад в астрономию знаменуют последний этап преобразования аристотелевской картины мира, начатого Коперником. Благодаря творчеству этих ученых сформировалась классическая наука, долгое время считающаяся идеальным типом научной рациональности.»

Основные принципы классической науки: 

  1.  она постулирует стабильность и универсальность порядка природы. Человеческий разум как активный источник рациональной деят-ти проникает в сущность мирового порядка при помощи таких же устойчивых и универсальных категорий мышления. При этом предметом науки являются законы, общие положения, обладающие абсолютностью и безусловной значимостью для всех. Полагалось, что эти законы допускают математическое выражение, которое и выступает идеалом точности.
  2.  убежденность в соц. нейтральности науки. Она ориентирована собственными автономными ценностями, связанными с поиском истины. Идеалом науки было построение абсолютно истинной картины природы. Объективность и предметность познания достигаются лишь, когда из их описания удаляется все, относящееся к субъекту и процедурам его познавательной деят-ти, причем эти процедуры считались однажды данными и неизменными. Субъект познания асоциальный и неисторичный. Поскольку ценностные хар-ристики относили не к самому знанию, а только к личности, доказывалась необходимость их элиминации с помощью специальных процедур.
  3.  Строго однозначная причинно-следственная связь возводилась в ранг объяснительного эталона. Объяснение - поиск механических причин, а обоснование сводилось к редукции знаний о природе, к фундаментальным принципам механики. Это укрепляло претензии на обнаружение единственно верного метода, гарантирующего построение истинной теории. В соответствии с этим строилась картина мира, которая носила механистический хар-р. Она продуцировала образ линейного развития с жестко однозначной детерминацией. Прошлое изначально определяло настоящее, а то, в свою очередь, — будущее. Классическая картина мира осуществляла описание объектов так, как if бы они существовали сами по себе в строго заданной системе координат.
  4.  выработан категориальный аппарат науки, приспособленный к механистическому истолкованию мира. Успешное развитие классической механики привело к тому, что среди ученых возникло стремление объяснить на основе ее законов все явления и процессы действительности. В конце XVIII-1st половине XIXв. намечается тенденция use научных знаний в производстве, причиной чему было развитие машинной индустрии, пришедшее на смену мануфактурному производству, что вызвало развитие технических наук. Классическим ex. 1st научно-технических знаний служит сконструированные X.Гюйгенсом механические часы, воплотившие теорию колебаний маятника в созданное техническое решение. Возникшие на стыке естествознания и производства технические науки проявляют свои специфические черты, отличающие их от естественнонаучного знания.

Экспансия науки на все новые предметные области, расширяющееся технологическое и соц.-регулятивное применение научных знаний, сопровождались изменением институционального статуса науки. Дальнейшее развитие науки вносит существенные отклонения от классических ее канонов.

Естественно-научные предпосылки философии Нового времени:

1. XVIIв. - бурно развивается естествознание.

2. потребности мореходства определяют развитие астрономии;

3. строительство городов, кораблестроение, военное дело — развитие математики и механики.

4. изобретение машин в текстильной промышленности,

5. совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.

6. Э.Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос.

7. И.Ньютон сформулировал основные законы механики, закон всемирного тяготения.

8. Р.Бойль применил механику в химии, разработал понятие химического элемента.

9. У.Гильберт исследовал св-ва и практическое применение магнита.

10. В.Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его роль. 11. теория естественного права (Т.Гоббс, Г.Гроций).

Result:

  1.  разрыв философии со схоластикой и религией
  2.  учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

ХАР-РНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ:

1. сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания.

2. основные проблемы – онтология (учение о бытие и субстанции) и гносеология.

Задача науки и философии — содействовать увеличению власти человека над природой, здоровью и красоте человека.

3. 2 подхода к понятию «субстанция»:

  1.  онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия (Френсис Бэкон: отождествление субстанции с формой конкретных вещей);
  2.  гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимости для научного знания.

Френсис Бэкон (1561—1626):

1. учение о качественной разнородности материи: материя наделяется св-вами желтизны, голубизны, черноты, теплоты, тяжести. Это простейшие качества материи. Из dif. комбинаций этих «натур» образуются все многообразные вещи природы.

2. учение о форме и движении:

1) Форма — это материальная сущность принадлежащего предмету св-ва. Форма — это род движения материальных частиц, из которых состоит тело. Но эти частицы — не атомы.

2) пространство связано с местом, постоянно занимаемым материей. Т.о., пространство = протяженности материальных объектов.

3) время - объективная мера скорости материальных тел. Время - некое внутреннее св-вом самой материи, состоящее в продолжительности, длительности происходящих изменений материальных тел и хар-ризующее темп этих изменений. Т.о., время органически связано с движением.

4) Движение — это прирожденное св-во материи.

19 видов или форм движения в природе:

  1.  колебание,
  2.  сопротивление,
  3.  инерция,
  4.  стремление,
  5.  напряжение,
  6.  жизненный дух,
  7.  мука и др.

Джордж Беркли (1685—1753):

  1.  в действительности существуют «души», сотворивший их Бог, «идеи» или ощущения, будто бы влагаемые Богом в человеческие души.
  2.  все вещи отождествляются с «комбинациями» ощущений. Существовать — значит быть воспринимаемым.

Философия Нового времени сделала крупный шаг в развитии теории познания (гносеологии). Main проблемы: философского научного метода, методологии познания человеком внешнего мира, связи внешнего и внутреннего опыта. Задача - получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний. Выбор dif. путей решения этой задачи обусловил появление 2-х основных гносеологических направлений — эмпиризма и рационализма.

ЭМПИРИЗМ

Эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником познания чувственный опыт.

Хар-рные черты:

1. связан с номинализмом;

2.критикует «теорию» врожденных идей;

3. критикует категорию «субстанции» как одно из абстрактных понятий;

4. уделяет заметное место проблемам индуктивного метода.

Ф.Бэкон придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту.

1. источник знаний и критерий их истинности - в опыте.

2. познание - отображение внешнего мира в сознании человека. Решающая роль в познании принадлежит опыту.

3. разум должен перерабатывать данные чувственного познания и опыта, находить коренные причинные связи явлений, раскрывать законы природы.

4. существует определенное единство чувственного и рационального моментов в познании.

5. критика схоластики: новый метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных от прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами, т.е. от «идолов» или «призраков».

4 рода идолов:

1) «Идолы рода», т.е. ложные представления о вещах, обусловленные несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума;

2) «Идолы пещеры» — искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам;

  1.  «Идолы рынка» — ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях;
  2.  «Идолы театра» — искаженные, неправильные представления людей, заимствованные ими из dif. философских систем.

Томас Гоббс (1588—1679) «Левиафан, или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского»:

  1.  механический материализм: Природа – совокупность тел, dif. величиной, формой, положением и движением. Высшие формы развития сводятся к механическому движению, перемещению. Связи м/у телами четко подчинены закону причинности.

Гос-во – искусственный человек, т.е. целесообразно, искусно сконструированный людьми из dif. пружин, рычагов, колес, нитей и проч. автомат.

  1.  материя - единственная субстанция, а все явления, предметы, вещи, процессы - формы проявления этой субстанции. Материя — вечна, а тела и явления — временны: они возникают и исчезают. Мышление от материи отделить нельзя, ибо мыслит только сама материя. Бестелесная субстанция невозможна так же, как бестелесное тело. Именно материя является субъектом всех изменений.
  2.  все материальные тела хар-ризуются протяженностью и формой. Но материя не имеет качественных хар-ристик.
  3.  Бог — это продукт человеческого воображения. Но Бог «все видит и всем располагает», «это первейшая из причин». Свобода человека сопровождается «необходимостью делать не больше и не меньше того, что желает Бог». Бог не вмешивается в закономерное течение событий.
  4.  отделяет науку от религии, теологии. Сфера теологии – вера. Наука – знания о закономерностях природы, общ-ва, получаемые путем опыта и размышления
  5.  теория общ-венного договора:

Чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общ-венный порядок и права граждан, индивиды заключили общ-венный договор м/у собой. Они вручили свои права, судьбу и власть главе гос-ва, который в договоре не участвовал=>ответственности перед договаривавшимися индивидами не несет. В обмен на права граждан гос-во призвано гарантировать порядок в общ-ве.

Заключив однажды общ-венный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верховной власти. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции. НО право на восстание, if суверен обязывает индивида убивать или калечить самого себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов.

1) естественное право должно выражаться в форме естественного закона, т.е. естественные права человека должны оформляться юридически.

2) основной естественный закон: должно искать мира и следовать ему.

Предпосылки установления мира в человеческом общежитии – обмен и договор.

2-й закон: отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты.

3-й закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения, в противном случае последние не будут иметь никакого значения.

Остальные естественные законы (16): не делай др. того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.

  1.  справедливость: соблюдать соглашения и давать каждому человеку его собственное, т.е. уважать его собственность. Там, где нет собственности, не может быть и справедливости
  2.  благодарность
  3.  взаимная уступчивость и любезность
  4.  прощение обид
  5.  законы против оскорбления, гордости и надменности
  6.  беспристрастие
  7.  законы об использовании общих вещей и т.д.
  8.  власть суверена всегда абсолютна, т.е. она безгранична. Прерогативы суверена неделимы и не передаваемы никому.
  9.  задачи гос-ва:
  10.  полицейско-охранительные функции
  11.  поощрять всякого рода промыслы (судоходство, земледелие) и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки
  12.  силой принуждать к труду физически здоровых людей, отлынивающих от работы
  13.  воспитательно-просветительская деят-ть
  14.  активная борьба с учениями, ослабляющими гос-во или ведущими к его распаду
  15.  1st ставит проблему П. отчужденности, когда гос-венная власть становится самостоятельной и автономной.
  16.                                                    гос-ва

П., т.е.            основанные на приобретении, т.е

появляются с помощью физической силы

возникают в result добровольного соглашения

  1.  3 формы гос-ва:
  2.  идеальная форма правления – монархия. Не ГО, а гос-во – творец истории. Общие интересы очень тесно совпадают с частными интересами суверена. В личности короля олицетворено гос-во.
  3.  демократия (народоправство)
  4.  аристократия

9. абсолютная власть гос-ва – гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы.

  1.  гос-во – искусственный человек:
  2.  верховная власть – душа гос-ва,
  3.  судебная и исполнительная – суставы,
  4.  награды и наказания – нервы,
  5.  советники – память,
  6.  справедливость, законы – разум и воля,
  7.  гражданский мир – здоровье,
  8.  смута – болезнь,
  9.  гражданская война – смерть гос-ва.

11. 1st акт познания - ощущение, вызываемое действием на человека материального тела. Мышление - сложение или вычитание понятий.

Джон Локк (1632—1704) «Два трактата о гос-венном управлении»:

  1.  идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальным телам присущи лишь чисто кол-венные особенности. Качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются др. от др. лишь величиной, фигурой, движением и покоем. Это — «первичные качества». «Вторичные качества» — это запахи, звуки, цвета, вкус.
  2.  противник феодальных и теологических теорий власти и права. Деизм: Бог создал мир, но с той поры не вмешивался в его дела
  3.  теория общ-венного договора: четкое разделение гос-ва и общ-ва: они относительно самостоятельны.

Основное содержание: отказ граждан от частных наказаний за нарушение своего права.

Основной принцип – положение о народном суверенитете: народ – источник власти, и он заключает договор с правящей властью.

Главная  и единственная функция гос-ва – защита естественных и неотчуждаемых прав человека: права на жизнь, свободу и собственность.

Правительство – это средствро для разрешения недоразумений, возникающих в естественном состоянии.

Когда спорящей стороной становится король, правительство уже не является таким средством, т.к. король выступает как судья и истец.

Правосудие должно быть независимым.

Возникновение П. общ-ва зависит от согласия индивидуумов объединиться и образовать общ-во.

  1.  вводит понятие ГО как общ-ва П. Оно создается, чтобы гарантировать гражданам свободу и пользование естественными правами.
  2.  гос-во – это торжество разума, закономерный и прогрессивный result исторического процесса.

Гос-во – совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты м/у ними и наказывать преступников

6. принцип всеобщности юридических прав: гос-во не может покушаться на неотчуждаемые права граждан:

  1.  собственность. Любое покушение на это право – проявление деспотизма.
    1.  свобода. В сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью.

7. формы гос-ва:

  1.  демократия – совершенная форма правления
  2.  олигархия
  3.  монархия. Абсолютная монархия вообще не признается формой гражданского правления. Не возражает против наследственной монархии при условии ограничения власти короля.

Смена форм в соответствии с волей общ-ва – нормальное явление.

8. народ имеет право на восстание, т.е. применить силу «против несправедливой и незаконной силы» или «воззвать к небесам»

9. 5 основных принципов либерализма:

  1.  свобода и автономия личности
  2.  естественность и неотчуждаемость прав человека
  3.  равенство граждан перед законом и главенство закона
  4.  приоритет личности над государством
  5.  конституционное ограничение власти (доктрина буржуазного конституционализма)

10. принцип разделения властей:

федеративная/ внешнеполитическая

исполнительная

законодательная/ представительная

выражение воли народа (имущих слоев);

отдана в руки «многих лиц, надлежащим образом соеди-ненных в собраниях», т.е. избираемому народом предс тавительному органу – пар-ламенту;

является гарантом режима законности: кто бы конкрет но ни обладал верховной властью в гос-ве, ему вменяется «управлять соглас но установленным постоян ным законам, провозглашен ным народом и известным ему, а не путем импровизи рованных указов».

3 вида власти

Эти власти являются dif. по своему содер-жанию, однако их трудно разделить м/у dif. органами, поскольку их несогласованность может повлечь за собой беспорядок или гибель общ-ва. => эти власти должны быть вверены одному лицу – монарху, которому должна принадлежать «прерогатива», т.е. полномочия по охране «общего блага» в случаях, не терпящих промедления. Однако, монарх не должен злоупотреблять своей прерогативой, которая правомерна лишь постольку, поскольку use в общих интересах. Помимо монарха эти 2 вида власти могут быть сосредоточены еще и в руках кабинета министров.

  1.  внешняя П.,
  2.  отношения с иност-ранными гос-вами,
  3.  руководство внешни ми безопасностью и интересами общ-ва в отношениях со все-ми теми, от кого можно получить вы-году или потерпеть ущерб

Обладает компетенцией претворять законы в жизнь; исполнение муни-ципальных законов общ-ва внутри его самого по отношению ко всему, что является его частями

РАЦИОНАЛИЗМ

Рационализм – противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании.

Хар-рные черты:

1. связан с реализмом;

2. врожденные идеи» - основа истинного познания;

3. категория «субстанции» — одна из основных;

4. исследует в основном рациональные средства познания, развивает теорию дедукции.

Готфрид-Вилъгельм Лейбниц (1646—1716):

  1.  принцип деятельной силы, или «самодеят-ти».
  2.  материальные явления - проявление неделимых, простых духовных единиц — монад. Неделимая монада не имеет протяженности и не находится в пространстве, т.к. пространство бесконечно делимо. Монада — это нематериальный, духовный центр деятельной силы. Монады вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Они не изменяются и под внешним воздействием. Всякая отдельная монада — это единство души и тела. Внешним выражением духовной сущности монады является число.
  3.  природу нельзя объяснить одними законами механики, необходимо ввести также понятие цели.
  4.  душа — это цель тела, то, к чему оно стремится.

Взаимодействие души и тела монады — это Богом «предустановленная гармония».

5. 3 категории монады:

1) монады жизни,

  1.  монады души
  2.  монады духа.

Все сложные субстанции делятся на 3 группы:

  1.  из монад-жизней возникает неорганическая природа;
  2.  из монад-душ — животные;
  3.  из монад-духов формируются люди.

6. бессмертие души и вечность субстанций. В природе не бывает ни рождения, ни смертей, а есть либо увеличение и развитие, либо свертывание и уменьшение.

7.        истина

истины необходимая (истина разума)

понятия субстанции, бытия, причины, действия, тождества, принципы логики и принципы матема-тики, принципы морали

истина случайная (истина факта)

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677):

  1.  монистическое учение о мире: отождествление Бога и природы, которая выступает как природа — творящая и природа — сотворенная.
  2.  существует одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой является протяженность и мышление.

Т.о., вся природа является живой природой не только потому, что она Бог, но и потому, что ей присуще мышление.

3. атрибуты материальной субстанции так же вечны, как и сама материя: они никогда не возникают и не исчезают.

4. конкретные состояния субстанции — модусы:

1) модусы — вечные, бесконечные, которые  определяются атрибутами субстанции — мышлением и протяженностью

2) модусы — временные, конечные.

5. движение не есть следствие к.-т. божественного толчка, ведь природа «причина самой себя». Движение составляет ее сущность и источник.

6. возникновение, существование, гибель явлений обусловлены объективными причинами.

Причинность двоякого рода:

  1.  внутренняя (имманентная) присуща субстанции

2) внешняя (механическая) присуща модусам.

  1.  случайность - объективное явление, существующее наряду с необходимостью.
  2.  3 вида познания:
  3.  чувственное, дающее только смутные и неистинные представления,
  4.  познание посредством разума, дающее знание о модусах,
  5.  интуиция - самый высокий вид познания: открывает истину

Ренэ Декарт (1596— 1650):

1. дуалистическое понимание мира: 2 независимых др. от др. первоначала: нематериальная, или «мыслящая субстанция», и материальная, или «протяженная субстанция». Эти две субстанции существуют как бы параллельно. Их изучением занимается метафизика (исследует духовную субстанцию, связанные с ней принципы познания и бытия) и физика (представляет философию природы).

2. идея естественного развития Солнечной системы, обусловленного св-вами движения материи и ее разнородных частиц.

3. материя обладает самостоятельной творческой силой.

основа или причина движения частиц материи - их вихревое вращение. Движение — перемещение тел в пространстве.

Т.о., пространство - протяженность тела, но движение - перемещение тел относительно др. тел,=> признание пространства как пустоты.

4. закон сохранения кол-ва движения.

5. источник знаний и критерий истинности находится не во внешнем мире, а в разуме человека. Интеллектуальная интуиция или чистое умозрение — отправной пункт познания.

2 группы идей:

1) пришедшие из чувств

2) врожденные, которые обладают полной достоверностью: идея Бога, математические аксиомы.

6. ясность и отчетливость наших представлений — вот критерий истинности. Т.о., истинно все, чтo человек воспринимает ясно и отчетливо.

ЖАН-ЖАК РУССО (1712-1778): ОСОБЕННОСТИ ТЕОРИИ ОБЩ-ВЕННОГО ДОГОВОРА

2-я половина XVIIIв. – формируется соц. концепция П., которая приходит на смену гражданской: Руссо, Берк, Токвиль, Бентам, Милль

Отправная точка исследований – группа: нация, класс, человечество. Индивидуумы рассматриваются как продукты своей группы.

Гос-во рассматривается с т.з. развития. Значительное внимание уделяется экономическим проблемам, к которым становится причастно гос-во.

  1.  1750г. – «Рассуждение по вопросу: способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?»

Руссо предлагает парадоксальное решение: наши души развращаются по мере того, как совершенствуются науки и искусства. Лучше всех и счастливее всех те, кто сохранил близость к природе.

Люди рождаются хорошими, но общ-во делает их плохими.

  1.  1754г. – «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства м/у людьми»:

неравенство

естественное          искусственное (общ-венное)

основано на соц. условиях, это следствие естественного неравенства

порождается dif. в физической силе, уме, энергии

  1.  1755г. – «О П. экономии»
  2.  1762г. – «Об общ-венном договоре или Принципы П. права»

Ж.-Ж.Руссо – выразитель интересов мелкой буржуазии и якобинцев периода Вел. Fr рев.

1. основные принципы концепции – демократизм, гуманизм, антимонархизм, коллективизм.

2. гипотеза о естественном состоянии человечества, в котором все были равны и которое было золотым веком человечества, где господствовали свобода, равенство, общ-венная собственность. Однако с появлением частной собственности и соц. неравенства, противоречащих естественному равенству, начинается борьба м/у бедными и богатыми.

Exit: соглашение о создании гос-венной власти и законов, которым будут подчиняться все.

Потеряв свою естественную свободу, бедные не обрели свободы П. Созданные путем договора гос-во и законы наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому.

3. концепция создания П. организма как подлинного договора м/у народами и правителями:

1) вместо отдельных лиц создается условное коллективное Целое. Это Целое получает в result свое единство, свое общее Я, свою жизнь и волю. Это лицо юридическое некогда именовалось гражданской общиной, ныне же именуется Республикой, или П. организмом: его члены называют этот П. организм Гос-вом, когда он пассивен, Сувереном, когда он активен, Державою – при сопоставлении его с ему подобными.

2) члены ассоциации в совокупности получают имя народа, а в отдельности называются гражданами как участвующие в верховной власти и подданными как подчиняющиеся законам Гос-ва.

4. идея народного суверенитета:

1) принцип постоянного народного контроля за гос-венными организациями ч/з демократический трибунал

2) революции против тиранов не являются злом, они закономерны и справедливы

3) идея прямого народоправления в демократической республике, где четко разделены законодательная и исполнительная власть в гос-ве. Идеалами такой республики являются принципы – свобода, равенство, демократия и соблюдение общ-венного договора. Верховная власть принадлежит совокупному народу.

5. теория разделения властей: всякое свободное действие имеет 2 причины, которые сообща производят его:

1) моральная: воля, определяющая акт. = законодательная власть

2) физическая: сила, исполняющая определенный акт. = исполнительная.

Законодательная власть – сердце гос-ва. Не законами живо Гос-во, а законодательной властью. Закон, принятый вчера, не имеет обязательной силы сегодня, но молчание подразумевает молчаливое согласие, и считается, что суверен непрестанно подтверждает законы, if он их не отменяет.

Закон – норма, распространяющаяся абсолютно на всех граждан

  1.  гипотеза о важнейшей роли частной собственности в процессе возникновения общ-венного неравенства, гос-ва и права.=> требования и активная борьба против неравного распределения собственности справедливы.

Частная собственность – зло, т.к. побуждает людей жить за счет др.

Идеал – эгалитаризм – стремление к имущественному уравнению, к ликвидации контрастов м/у бедностью и богатством.

  1.  ассоциация, возникающая посредством заключения общ-венного договора – моральное совокупное тело, которое приобретает свое единство, общую жизнь и волю в result отчуждения этих прав членами-создателями.

Создание морального и совокупного тела гос-ва является одновременно трансформацией естественных индивидов в моральных граждан, обязанных подчиняться общей воле.

  1.  условия, необходимые для эффективного действия общей воли:

1) соц. равенство за счет ограничения частной собственности

2) П. единство за счет ликвидации частных сообщ-в

3) неограниченный народный суверенитет в форме прямой демократии.

9. общ-венный договор не в равной степени отвечает интересам всех его заключивших людей.

То гос-во, начало которому положил общ-венный договор, - result обмана. Гос-во – форма и средство господства богатых и угнетения бедных.

ГОС-ВО И ГО В ТРУДАХ Т.ГОББСА И ДЖ.ЛОККА

Одна из фундаментальных идей Нового времени – версия о договорном хар-ре гос-ва, пришедшем на смену средневековой теории о его божественном происхождении.

Теория общ-венного договора:

Основа – идея о том, что независимый самостоятельный индивид, появившийся благодаря утверждению частной собственности, составляет первооснову соц. мироздания. Для реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод независимые индивиды заключают общ-венный договор.

Этот договор означает переход от естественного состояния общ-ва, когда человек был частью природы и проявлял свои природные страсти (эгоизм, жестокость), к цивилизованному, т.е. к гос-венно-организованному существованию. Переход к цивилизованному существованию отразил желание человека установить порядок и справедливость, потребность обеспечить П.-правовые гарантии естественного равенства индивидов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54259. Переместительное свойство сложения 22.5 KB
  Материалы необходимые для урока: изображение дерева изображения листьев Ход урока: Давайте посчитаем сколько же листьев на нашем дереве Сколько листьев справа от дерева 4 Сколько листьев слева от дерева 3 Где листьев больше а где меньше 3.
54260. Видатні українські математики. Застосування різних способів розкладання многочленів на множники 619.5 KB
  1 учень: Остроградський Михайло Васильович народився у вересні 1801 року на Полтавщині. 2 учень: Походив з родини збіднілих дворян які мали глибоке козацьке коріння. 3 учень: У 8 років його віддали до гімназії у Полтаві але хлопчик жвавої та веселої вдачі звикший до роздольного життя у рідному селі особливою старанністю не відзначався. Учень: Блискуче закінчивши університет Михайло рік живе у батька а потім вирішивши присвятити себе математиці знову повертається до Харкова для вдосконалення своїх знань.
54261. Творчий підхід до вивчення математики 155.5 KB
  Школа покликана якомога раніше виявити якості творчої особистості в учнів і розвивати їх у всіх школярів зважаючи звичайно на те що діти народжуються з різними задатками творчості. Водночас більшою мірою потрібно дбати про розвиток творчої особистості у здібних та обдарованих учнів. Можна розглянути інтелектуальноеврестичні здібності особистості які включають: Здібності генерувати ідеї висувати гіпотези що характеризує інтелектуальноеврестичні властивості особистості в...
54262. Активізація пізнавальної діяльності на уроках математики 168 KB
  Знайти середню лінію. Знайти основи трапеції. Знайти основи. Знайти меншу основу трапеції якщо її периметр 54см.
54263. Множення звичайних дробів. Знаходження дробу від числа 361.5 KB
  На сьогоднішньому уроці ми продовжимо вдосконалювати ваші вміння у множенні дробів знаходженні дробу від числа. Що є добутком двох дробів Як записати мішане число у вигляді неправильного дробу Як помножити два мішаних числа Як знайти дріб від числа Як знайти відсоток від числа Вчитель: Ви добре вивчили правила вправно зібрали рюкзак знань а отже готові до...
54264. Основные особенности китайской культуры 16.64 KB
  Как и другие культуры, китайская культура самобытна и неповторима. В отличие от индийской она более рациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Вторая характерная ее черта — это исключительная...
54266. Моральний світ сучасної дівчини 106 KB
  Зовнішність і поведінка дівчини Так якою ж повинна бути сучасна дівчина Першу сторінку нашого усного журналу присвятимо зовнішності. Кожна дівчина прагне бути привабливою і бути в центрі уваги це бажання є цілком природнім. Іноді в своєму бажанні бути привабливою дівчина часто може переборщити з макіяжем вибором одягу прикрасами.
54267. Культура Древней Греции: основные особенности, этапы исторического развития и значение в истории культуры 16.06 KB
  Культура Древней Греции существовала с XXVIII в. до н.э. и до середины II в. до н.э. Ее также называют античной — чтобы отличить от других древних культур, а саму Древнюю Грецию — Элладой