32960

ТЕОРИЯ НЕРАВНОВЕСНЫХ СТРУКТУР И ПРОБЛЕМА ЕЕ ПРИМЕНИМОСТИ В СФЕРЕ СОЦ.-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ (И.ПРИГОЖИН. ФИЛОСОФИЯ НЕСТАБИЛЬНОСТИ)

Доклад

Логика и философия

ФИЛОСОФИЯ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 1. понятие нестабильности было в некоем смысле идеологически запрещено т. феномен нестабильности естественным образом приводит к весьма нетривиальным серьезным проблемам: проблема предсказания проблема детерминизма проблема человек и природа 3. идея нестабильности не только потеснила детерминизм она позволила включить в поле зрения естествознания человеческую деятть дав возможность более полно включить человека в природу.

Русский

2013-09-05

16.32 KB

22 чел.

39. ТЕОРИЯ НЕРАВНОВЕСНЫХ СТРУКТУР И ПРОБЛЕМА ЕЕ ПРИМЕНИМОСТИ В СФЕРЕ СОЦ.-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ (И.ПРИГОЖИН. ФИЛОСОФИЯ НЕСТАБИЛЬНОСТИ)

1. У термина "нестабильность" странная судьба. Введенный в широкое употребление совсем недавно, он use  с негативным оттенком, как правило, для выражения содержания, которое следовало бы исключить из подлинно научного описания реальности.

2. понятие нестабильности было, в некоем смысле, идеологически запрещено, т.к. феномен нестабильности естественным образом приводит к весьма нетривиальным, серьезным проблемам:

  1.  проблема предсказания,
  2.  проблема детерминизма
  3.  проблема человек и природа

3. идея нестабильности не только потеснила детерминизм, она позволила включить в поле зрения естествознания человеческую деят-ть, дав возможность более полно включить человека в природу. Соответственно, нестабильность, непредсказуемость и, в конечном счете, время как сущностная переменная стали играть теперь немаловажную роль в преодолении той разобщенности, которая всегда существовала м/у соц. исследованиями и науками о природе.

В детерминистском мире природа поддается полному контролю со стороны человека, представляя собой инертный объект его желаний.

Зап. наука, в том виде, как она до недавних пор существовала, обусловлена культурным контекстом XVIIв. — периода зарождения современного естествознания и эта наука ограничена.

4. наука — культурный феномен, складывающийся в определенном культурном контексте.

5. любые человеческие и соц. взаимодействия, а также вся лит-рная деят-ть являются выражением неопределенности в отношении будущего.

6. увеличение энтропии отнюдь не сводится к увеличению беспорядка, ибо порядок и беспорядок возникают и существуют одновременно. Порядок и беспорядок тесно связаны — один включает в себя др.

7. в любой момент времени может возникнуть новый тип решения, не сводимый к предыдущему, а в точках смены типов решений — в точках бифуркации — может происходить смена пространственно-временной организации объекта.

8. лишь в неравновесной системе могут иметь место уникальные события и флюктуации, способствующие этим событиям, а также происходит расширение масштабов системы, повышение ее чувствительности к внешнему миру и возникает историческая перспектива, т.е. возможность появления др., более совершенных, форм организации. И возникает новая категория феноменов, именуемых аттракторами.

9. предсказать движение системы в целом невозможно — это смесь стабильности и нестабильности.

10. Не нами выбран мир, который нам приходится изучать; мы родились в этом мире и нам следует воспринимать его таким, каким он существует, приспосабливая к нему, насколько возможно, наши априорные представления.

11. Признание нестабильности — не капитуляция, напротив — приглашение к новым экспериментальным и теоретическим исследованиям, принимающим в расчет специфический хар-р этого мира. Следует распроститься с представлением, будто этот мир — наш безропотный слуга. Мы должны с уважением относиться к нему. Мы должны признать, что не можем полностью контролировать окружающий нас мир нестабильных феноменов, как не можем полностью контролировать соц. процессы

12. траектории многих систем нестабильны=> мы можем делать достоверные предсказания лишь на коротких временных интервалах. Краткость этих интервалов означает, что по прошествии определенного периода времени траектория неизбежно ускользает от нас, т.е. мы лишаемся info о ней.

13. Современная наука в целом становится все более нарративной. Прежде существовала четкая дихотомия: соц., по-преимуществу нарративные науки — с одной стороны, и собственно наука, ориентированная на поиск законов природы, — с др. Сегодня эта дихотомия разрушается.

14. В детерминистическом мире риск отсутствует, ибо риск есть лишь там, где универсум открывается как нечто многовариантное, подобное сфере человеческого бытия.

15. многовариантное видение мира, положенное в основание науки, с необходимостью раскрывает перед человечеством возможность выбора — выбора, означающего и определенную этическую ответственность.

16. время — это нечто такое, что конструируется в каждый данный момент. И человечество может принять участие в процессе этого конструирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57963. Діяльність людини і сучасний стан біосфери 68 KB
  Мета: сформувати поняття про людину як частинку природи її вплив на стан біосфери шляхи подолання екологічних проблем; розвивати вміння висловлювати свої думки аргументувати їх; виховувати любов до природи потребу в дбайливому ставленні до неї...
57964. Біосфера. Червона книга 49.5 KB
  Обладнання: червонокнижні види рослин Хмельниччини сторінки Червоної книги України опорні блоксхеми Червона книга презентація уроку на електронних носіях. Тема нашого уроку Червона книга. Вчитель розділяє дошку на чотири блоки майбутньої опорної блоксхеми: Червона книга України.
57965. Политический портрет Бисмарка 143.5 KB
  Цели: Раскрыть особенности объединительных процессов в Германии и роль в этом Бисмарка; охарактеризовать личность Отто фон Бисмарка; формировать умения учащихся прослеживать причинно-следственные связи; на основе конкретного сюжетного материала развивать личностные отношения...
57966. Brieffreunde. Друзі по листуванню 75 KB
  Мета: вчити учнів орієнтуватися в незнайомому тексті, знаходити в ньому потрібну інформацію. Тренувати використовувати вивчену лексику у монологічному мовленні. Тренувати навички аудіювання за темою.
57967. Велика Британія 324.5 KB
  Мета: сформувати в учнів систему знань про особливості географічного положення, населення та господарства Великої Британії; удосконалювати навички складання комплексної економіко-географічної характеристики країни за допомогою карт атласа...
57968. Вікторіанська Британія. Велика Британія в 50-60-х роках ХІХ століття 81 KB
  Мета: охарактеризувати економічний розвиток В.Британії в 50-60-х роках ХІХ ст.., визначити причини економічного піднесення Британії; охарактеризувати політичну систему Британії, порівняти політичні платформи лібералів і консерваторів...
57969. Будова і функції сечовидільної системи 50 KB
  Обладнання: таблиця Видільна система електронна презентація Видільна система муляж нирки свіжа нирка. Навпаки за низької температури коли випаровування води шкірою зменшується нирки виводять більше води.
57970. Харчування і здоров’я. Основи безпечного харчування 140 KB
  Обладнання: продукти харчування мультимедійна дошкаплакати з написами що таке здоров’я Хід уроку I. В ньому ми поєднаємо знання важливих для вас 2 предметів –біології і основ здоров’я. Вчитель основ здоров’я.
57971. Протилежні числа 48 KB
  Мета: сформувати уявлення про зміст поняття протилежні числа; навчити знаходити й записувати число протилежне до даного розвязувати рівняння що передбачають застосування поняття числа протилежного до даного.