32960

ТЕОРИЯ НЕРАВНОВЕСНЫХ СТРУКТУР И ПРОБЛЕМА ЕЕ ПРИМЕНИМОСТИ В СФЕРЕ СОЦ.-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ (И.ПРИГОЖИН. ФИЛОСОФИЯ НЕСТАБИЛЬНОСТИ)

Доклад

Логика и философия

ФИЛОСОФИЯ НЕСТАБИЛЬНОСТИ 1. понятие нестабильности было в некоем смысле идеологически запрещено т. феномен нестабильности естественным образом приводит к весьма нетривиальным серьезным проблемам: проблема предсказания проблема детерминизма проблема человек и природа 3. идея нестабильности не только потеснила детерминизм она позволила включить в поле зрения естествознания человеческую деятть дав возможность более полно включить человека в природу.

Русский

2013-09-05

16.32 KB

27 чел.

39. ТЕОРИЯ НЕРАВНОВЕСНЫХ СТРУКТУР И ПРОБЛЕМА ЕЕ ПРИМЕНИМОСТИ В СФЕРЕ СОЦ.-ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ (И.ПРИГОЖИН. ФИЛОСОФИЯ НЕСТАБИЛЬНОСТИ)

1. У термина "нестабильность" странная судьба. Введенный в широкое употребление совсем недавно, он use  с негативным оттенком, как правило, для выражения содержания, которое следовало бы исключить из подлинно научного описания реальности.

2. понятие нестабильности было, в некоем смысле, идеологически запрещено, т.к. феномен нестабильности естественным образом приводит к весьма нетривиальным, серьезным проблемам:

  1.  проблема предсказания,
  2.  проблема детерминизма
  3.  проблема человек и природа

3. идея нестабильности не только потеснила детерминизм, она позволила включить в поле зрения естествознания человеческую деят-ть, дав возможность более полно включить человека в природу. Соответственно, нестабильность, непредсказуемость и, в конечном счете, время как сущностная переменная стали играть теперь немаловажную роль в преодолении той разобщенности, которая всегда существовала м/у соц. исследованиями и науками о природе.

В детерминистском мире природа поддается полному контролю со стороны человека, представляя собой инертный объект его желаний.

Зап. наука, в том виде, как она до недавних пор существовала, обусловлена культурным контекстом XVIIв. — периода зарождения современного естествознания и эта наука ограничена.

4. наука — культурный феномен, складывающийся в определенном культурном контексте.

5. любые человеческие и соц. взаимодействия, а также вся лит-рная деят-ть являются выражением неопределенности в отношении будущего.

6. увеличение энтропии отнюдь не сводится к увеличению беспорядка, ибо порядок и беспорядок возникают и существуют одновременно. Порядок и беспорядок тесно связаны — один включает в себя др.

7. в любой момент времени может возникнуть новый тип решения, не сводимый к предыдущему, а в точках смены типов решений — в точках бифуркации — может происходить смена пространственно-временной организации объекта.

8. лишь в неравновесной системе могут иметь место уникальные события и флюктуации, способствующие этим событиям, а также происходит расширение масштабов системы, повышение ее чувствительности к внешнему миру и возникает историческая перспектива, т.е. возможность появления др., более совершенных, форм организации. И возникает новая категория феноменов, именуемых аттракторами.

9. предсказать движение системы в целом невозможно — это смесь стабильности и нестабильности.

10. Не нами выбран мир, который нам приходится изучать; мы родились в этом мире и нам следует воспринимать его таким, каким он существует, приспосабливая к нему, насколько возможно, наши априорные представления.

11. Признание нестабильности — не капитуляция, напротив — приглашение к новым экспериментальным и теоретическим исследованиям, принимающим в расчет специфический хар-р этого мира. Следует распроститься с представлением, будто этот мир — наш безропотный слуга. Мы должны с уважением относиться к нему. Мы должны признать, что не можем полностью контролировать окружающий нас мир нестабильных феноменов, как не можем полностью контролировать соц. процессы

12. траектории многих систем нестабильны=> мы можем делать достоверные предсказания лишь на коротких временных интервалах. Краткость этих интервалов означает, что по прошествии определенного периода времени траектория неизбежно ускользает от нас, т.е. мы лишаемся info о ней.

13. Современная наука в целом становится все более нарративной. Прежде существовала четкая дихотомия: соц., по-преимуществу нарративные науки — с одной стороны, и собственно наука, ориентированная на поиск законов природы, — с др. Сегодня эта дихотомия разрушается.

14. В детерминистическом мире риск отсутствует, ибо риск есть лишь там, где универсум открывается как нечто многовариантное, подобное сфере человеческого бытия.

15. многовариантное видение мира, положенное в основание науки, с необходимостью раскрывает перед человечеством возможность выбора — выбора, означающего и определенную этическую ответственность.

16. время — это нечто такое, что конструируется в каждый данный момент. И человечество может принять участие в процессе этого конструирования.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2366. Зміни в соціальному розвитку українського суспільства. 31.5 KB
  Мета: дослідити зміни, що відбулися у соціальному розвитку українського суспільства у другій половині XIX ст., проаналізувати суперечливі процеси модернізації повсякденного життя; висвітлити причини та напрямки трудової еміграції українців.
2367. Модернізація українського суспільства в середині – другій половині XIX ст. 35 KB
  Мета: провести підсумкове оцінювання знань, як кінцевий етап оцінювання знань із теми: Модернізація українського суспільства в середині – другій половині XIX ст.
2368. Освіта України другої половини ХІХ ст 1.04 MB
  Виявити загалні закономірності та особливості розвитку культури в Україні в другій половині ХІХст., Проаналізувати стан розвиту освіти, Виховувати шанобливе ставлення учнів до визначних діячів української культури другої половини ХІХ ст.
2369. Україна в геополітичних планах Росії, Німеччини й Австро-Угорщини в другій половині XIX ст 27 KB
  Мета: з’ясувати причини зіткнення на українських землях російської, польської, німецької та австрійської національних ідей, визначити головні засади та принципи українського питання у другій половині XIX ст., дослідити місце України в геополітичних стратегіях Росії, Німеччини й Австро-Угорщини.
2370. Розвиток політичної думки в Україні в другій половині XIX ст. 31.5 KB
  Мета: дослідити розвиток політичної думки в Україні в другій половині XIX ст., з’ясувати роль та місце М. Драгоманова, М. Міхновського, Ю. Бачинського, В. Липинського у формуванні політичної думки України.
2371. Суспільно-політичні течії в Україні другої половини XIX ст. 37.5 KB
  Мета: дослідити причини виникнення та суть діяльності хлопоманів, народовців, на українських землях у другій половині XIX ст.
2372. Суспільно-політичні течії в Україні в другій половині XIX ст. 36 KB
  Мета: дослідити причини виникнення та суть діяльності москвофілів, малоросіян на українських землях у другій половині XIX ст.
2373. Національний соціал-демократизм. 31 KB
  Мета: з’ясувати суть національного соціал-демократизму, дослідити участь представників різних етносів в українському визвольному русі в другій половині XIX ст.
2374. Початок громадівського руху наприкінці 50-х – у 60-ті роки XIX ст. 37 KB
  Мета: проаналізувати діяльність громадівців, визначати історичне значення діяльності В. Антоновича і роль журналу Основа у зростанні національної свідомості та національно-визвольного руху в Україні, дослідити негативний вплив на розвиток української культури Валуєвського циркуляру.