32961

ТИПЫ НАУЧНОГО РАЦИОНАЛИЗМА. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА ОТ КЛАССИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА К НЕКЛАССИЧЕСКОМУ ТИПУ (Н.МОИСЕЕВ. СОВРЕМЕННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ)

Доклад

Логика и философия

Рациональность тип мышления и знания который обладает следующими сввами: языковая выразительность; определенность понятий; системность субординация и координация связи м у понятиями и суждениями; обоснованность существование логических связей; рефлексивность ориентация на образец правило стандарт; открытость для критики; способность к самосовершенствованию.Ленк: Понятие рациональности нужно давать ч з перечисление всех значений употребляемых в жизни уклонение от обобщений: логическое следование аргумента из принятых посылок;...

Русский

2013-09-05

17.9 KB

50 чел.

26. ТИПЫ НАУЧНОГО РАЦИОНАЛИЗМА. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА ОТ КЛАССИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА К НЕКЛАССИЧЕСКОМУ ТИПУ (Н.МОИСЕЕВ. СОВРЕМЕННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ)

Рационализм – противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании.

Хар-рные черты:

1. связан с реализмом;

2. врожденные «идеи» - основа истинного познания;

3. категория «субстанции» — одна из основных;

4. исследует в основном рациональные средства познания, развивает теорию дедукции.

Существуют несколько определений рациональности:

Макс Вебер интересуется типизацией общ-ва, и выделяет европейское (целесообразное, основанное на калькуляции, расчете без остатка, кол-венный учет, контроль, разделение функций, ориентация на стандарты, нормы, четко установленные правила) и традиционное (ценностно-рациональное) общ-тва.

Лебедев С.А.: Рациональность – тип мышления и знания, который обладает следующими св-вами: языковая выразительность; определенность понятий; системность (субординация и координация, связи м/у понятиями и суждениями); обоснованность (существование логических связей); рефлексивность (ориентация на образец, правило, стандарт); открытость для критики; способность к самосовершенствованию.

Г.Ленк: Понятие рациональности нужно давать ч/з перечисление всех значений, употребляемых в жизни (уклонение от обобщений): логическое следование аргумента из принятых посылок; формально – научнодок-ть; разумная координация и комбинация отдельных знаний в некую системную связь; развитие рациональной выразимости понятий рациональность, как инструментальная рациональность, в смысле минимизации затрат при достижении того или иного result в практической деят-ти человека.

Рациональность - совокупность правил, стандартов, норм, док-ти знания, этапов его объяснения, обоснования и описания.

Понятия рациональность и научная рациональность имеют несовпадающие значения. Многие виды знания: обыденное, философское, религиозное, правовое, - являются рациональными, но не являются научными. Каждому из этих видов присуща своя собственная «логика» эволюции и каждый может взаимодействовать с др. видами. Сама наука как вид рациональности так же неоднородна, поскольку для dif. исторических эпох хар-рны свои исторические типы рациональности. Типизация научной рациональности, введенная Степиным рассматривает: классический, неклассический и постнеклассический тип научной рациональности.

Классический тип научной рациональности (XVII – 1st половина XIXв.), центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту (исследователю), средствам и операциям его деят-ти. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Объекты в классическом естествознании рассматривались преимущественно в качестве малых (простых) систем.

Неклассический тип рациональности (конец XIX - середина XXв.) учитывает связи м/у знаниями об объекте и хар-ром средств и операций деят-ти, рассматривая объект как вплетенный в человеческую деят-ть.

Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деят-тью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деят-ти, но и с ценностно-целевыми структурами.

Возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать как полное исчезновение представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, м/у ними существует преемственность. Новый тип рациональности только ограничивает сферу действия предыдущего, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.

СВ-ВА НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Научная рациональность – это рациональность в сфере науки – деят-ти, направленной на получение нового научного знания, поиска истины. Научная рациональность от общей рациональности отличается более точными, строгими способами док-ва. Научная рациональность представляется как некоторая «усиленная» рациональность.

1. объектная предметность (эмпирическая или теоретическая),

2. однозначность,

3. док-ть,

4. проверяемость,

5. способность к улучшению.

В науке, как и в соц. институте, рациональность рассматривается как научная организация труда, ориентированная на наибольшую эффективность.

ВИДЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

1. Логико-математическая рациональность: идеальная предметность, формальная док-ть,  аналитическая верифицируемость.

2. Естественно-науная рациональность: эмпиричесакая предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность (предполагается возможность бесконечной воспроизводимости results наблюдений), частичная логическая док-ть, опытная проверяемость;

3. Инженерно-техническая рациональность: эмпирическая проверяемость, практическая эффективность, предметность;

4. Соц.-гуманитарная рациональность: соц.-ценностная предметность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность, рефлексивность (ориентация на некий образец, стандарт).

Н.Н.МОИСЕЕВ. СОВРЕМЕННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ

1. В рамках рационализма возникает представление об «Абсолютной Истине», о том, что «есть на самом деле».

2. редукционизм. Зная св-ва отдельных элементов, составляющих систему, и особенность их взаимодействия, вполне естественным кажется предположение о том, что св-ва системы являются их непосредственным следствием. Но редукционизм не является универсальным средством изучения сложных систем.

3. основатель Р. школы физиологии и психиатрии Иван Сеченов: «Человека можно познать только в единстве его плоти, души и природы, которая его окружает». Человека нельзя мыслить только наблюдателем – он действующий субъект системы.

4. В основе всех построений современного рационализма лежит утверждение: Вселенная, Мир, Универсум. Все ее элементы, все явления, так или иначе, связаны м/у собой.

5. Объект исследования существует не сам по себе, как некая «объективная реальность», а как составная часть системы, которая, с определенной точностью, достаточной с т.з. наблюдателя, может считаться независимым от наблюдателя самостоятельным (локализованным) объектом. Все то, что доступно нашему наблюдению, представляет собой систему, а, значит, и наблюдатель ее элемент. Наблюдение и изучение системы происходит изнутри. И наблюдатель, как элемент системы, обладает лишь вполне определенными и достаточно ограниченными возможностями (и способностями) познания.

Человек – он только наблюдатель, способный регистрировать происходящие события, устанавливать связи м/у явлениями, т.е., познавать законы, управляющие механизмом и, благодаря этой способности, предугадывать появление тех или иных событий.

6. Утверждать существование тех или иных явлений, мы можем лишь тогда, когда они наблюдаемы, или являются логическими следствиями эмпирических данных (обобщений).

Т.о. то, чем современный рационализм качественно отличается от классического рационализма XVIIIв., состоит, прежде всего, в понимании принципиального отсутствия внешнего Абсолютного наблюдателя, которому постепенно станет доступной Абсолютная Истина. 

7. Сведение сложного к простому, даже элементарные интерпретации, были, есть и всегда будут средствами познания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67980. Microsoft Excel 2007. Графические объекты, макросы. Создание графических объектов с помощью вспомогательных приложений 216 KB
  Создание объектов при этом производится с помощью последовательности действий: Вставка Иллюстрации Выбор необходимого приложения. Рисование в Excel С помощью команды Вставка Иллюстрации Фигуры в Excel можно создавать свободно позиционируемые объекты не привязанные к структуре рабочего листа.
67981. Изучение особенностей протокола RIP сетевого уровня OSI 129.5 KB
  Задача маршрутизации подбора оптимального маршрута решается на основе анализа таблиц маршрутизации размещенных во всех маршрутизаторах и конечных узлах сети. Для автоматического построения таблиц маршрутизации маршрутизаторы обмениваются информацией о топологии составной сети в соответствии со специальным служебным протоколом.
67982. Регуляция водно-солевого гомеостаза 593 KB
  Действительно ион натрия удерживая молекулы воды определяет объем и осмолярность жидкостей внутренней среды и обеспечивает целый ряд жизненноважных функций. Он усиливает в почечных канальцах реабсорбцию натрия что приводит к задержке этого иона в организме.
67984. ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА СОТРУДНИЧЕСТВА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 133 KB
  Определить сущность понятий «сотрудничество» и «взаимодействие», ознакомиться с процессом развития взаимодействия и общения детей со сверстниками в современной педагогике и психологии; рассмотреть сотрудничество детей дошкольного возраста со сверстниками во время игровой деятельности...
67987. Иван Михайлович Комов 201.5 KB
  В своем очерке посвященном общественно-историческим условиям в России во второй половине XVIII века считаю нужным указать наиболее важные для исторические черты с точки зрения развития и влияния на формирование Комова И. Иван Михайлович Комов Комов Иван Михайлович 1750-1324.
67988. Иван Владимирович Тюрин 132.5 KB
  Официальная биография говорит, что Иван Владимирович Тюрин родился 3 ноября 1892 году в селе Верхние Юшады Мензелинского района Уфимской области. Однако по воспоминаниям М. Оберландер, дочери И.В. Тюрина, в этом селе его крестили, а родился Иван Владимирович в доме своих родителей, Владимира Ивановича и Анастасии Васильевны...