32961

ТИПЫ НАУЧНОГО РАЦИОНАЛИЗМА. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА ОТ КЛАССИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА К НЕКЛАССИЧЕСКОМУ ТИПУ (Н.МОИСЕЕВ. СОВРЕМЕННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ)

Доклад

Логика и философия

Рациональность тип мышления и знания который обладает следующими сввами: языковая выразительность; определенность понятий; системность субординация и координация связи м у понятиями и суждениями; обоснованность существование логических связей; рефлексивность ориентация на образец правило стандарт; открытость для критики; способность к самосовершенствованию.Ленк: Понятие рациональности нужно давать ч з перечисление всех значений употребляемых в жизни уклонение от обобщений: логическое следование аргумента из принятых посылок;...

Русский

2013-09-05

17.9 KB

50 чел.

26. ТИПЫ НАУЧНОГО РАЦИОНАЛИЗМА. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА ОТ КЛАССИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА К НЕКЛАССИЧЕСКОМУ ТИПУ (Н.МОИСЕЕВ. СОВРЕМЕННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ)

Рационализм – противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании.

Хар-рные черты:

1. связан с реализмом;

2. врожденные «идеи» - основа истинного познания;

3. категория «субстанции» — одна из основных;

4. исследует в основном рациональные средства познания, развивает теорию дедукции.

Существуют несколько определений рациональности:

Макс Вебер интересуется типизацией общ-ва, и выделяет европейское (целесообразное, основанное на калькуляции, расчете без остатка, кол-венный учет, контроль, разделение функций, ориентация на стандарты, нормы, четко установленные правила) и традиционное (ценностно-рациональное) общ-тва.

Лебедев С.А.: Рациональность – тип мышления и знания, который обладает следующими св-вами: языковая выразительность; определенность понятий; системность (субординация и координация, связи м/у понятиями и суждениями); обоснованность (существование логических связей); рефлексивность (ориентация на образец, правило, стандарт); открытость для критики; способность к самосовершенствованию.

Г.Ленк: Понятие рациональности нужно давать ч/з перечисление всех значений, употребляемых в жизни (уклонение от обобщений): логическое следование аргумента из принятых посылок; формально – научнодок-ть; разумная координация и комбинация отдельных знаний в некую системную связь; развитие рациональной выразимости понятий рациональность, как инструментальная рациональность, в смысле минимизации затрат при достижении того или иного result в практической деят-ти человека.

Рациональность - совокупность правил, стандартов, норм, док-ти знания, этапов его объяснения, обоснования и описания.

Понятия рациональность и научная рациональность имеют несовпадающие значения. Многие виды знания: обыденное, философское, религиозное, правовое, - являются рациональными, но не являются научными. Каждому из этих видов присуща своя собственная «логика» эволюции и каждый может взаимодействовать с др. видами. Сама наука как вид рациональности так же неоднородна, поскольку для dif. исторических эпох хар-рны свои исторические типы рациональности. Типизация научной рациональности, введенная Степиным рассматривает: классический, неклассический и постнеклассический тип научной рациональности.

Классический тип научной рациональности (XVII – 1st половина XIXв.), центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту (исследователю), средствам и операциям его деят-ти. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Объекты в классическом естествознании рассматривались преимущественно в качестве малых (простых) систем.

Неклассический тип рациональности (конец XIX - середина XXв.) учитывает связи м/у знаниями об объекте и хар-ром средств и операций деят-ти, рассматривая объект как вплетенный в человеческую деят-ть.

Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деят-тью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деят-ти, но и с ценностно-целевыми структурами.

Возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать как полное исчезновение представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, м/у ними существует преемственность. Новый тип рациональности только ограничивает сферу действия предыдущего, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.

СВ-ВА НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Научная рациональность – это рациональность в сфере науки – деят-ти, направленной на получение нового научного знания, поиска истины. Научная рациональность от общей рациональности отличается более точными, строгими способами док-ва. Научная рациональность представляется как некоторая «усиленная» рациональность.

1. объектная предметность (эмпирическая или теоретическая),

2. однозначность,

3. док-ть,

4. проверяемость,

5. способность к улучшению.

В науке, как и в соц. институте, рациональность рассматривается как научная организация труда, ориентированная на наибольшую эффективность.

ВИДЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

1. Логико-математическая рациональность: идеальная предметность, формальная док-ть,  аналитическая верифицируемость.

2. Естественно-науная рациональность: эмпиричесакая предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность (предполагается возможность бесконечной воспроизводимости results наблюдений), частичная логическая док-ть, опытная проверяемость;

3. Инженерно-техническая рациональность: эмпирическая проверяемость, практическая эффективность, предметность;

4. Соц.-гуманитарная рациональность: соц.-ценностная предметность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность, рефлексивность (ориентация на некий образец, стандарт).

Н.Н.МОИСЕЕВ. СОВРЕМЕННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ

1. В рамках рационализма возникает представление об «Абсолютной Истине», о том, что «есть на самом деле».

2. редукционизм. Зная св-ва отдельных элементов, составляющих систему, и особенность их взаимодействия, вполне естественным кажется предположение о том, что св-ва системы являются их непосредственным следствием. Но редукционизм не является универсальным средством изучения сложных систем.

3. основатель Р. школы физиологии и психиатрии Иван Сеченов: «Человека можно познать только в единстве его плоти, души и природы, которая его окружает». Человека нельзя мыслить только наблюдателем – он действующий субъект системы.

4. В основе всех построений современного рационализма лежит утверждение: Вселенная, Мир, Универсум. Все ее элементы, все явления, так или иначе, связаны м/у собой.

5. Объект исследования существует не сам по себе, как некая «объективная реальность», а как составная часть системы, которая, с определенной точностью, достаточной с т.з. наблюдателя, может считаться независимым от наблюдателя самостоятельным (локализованным) объектом. Все то, что доступно нашему наблюдению, представляет собой систему, а, значит, и наблюдатель ее элемент. Наблюдение и изучение системы происходит изнутри. И наблюдатель, как элемент системы, обладает лишь вполне определенными и достаточно ограниченными возможностями (и способностями) познания.

Человек – он только наблюдатель, способный регистрировать происходящие события, устанавливать связи м/у явлениями, т.е., познавать законы, управляющие механизмом и, благодаря этой способности, предугадывать появление тех или иных событий.

6. Утверждать существование тех или иных явлений, мы можем лишь тогда, когда они наблюдаемы, или являются логическими следствиями эмпирических данных (обобщений).

Т.о. то, чем современный рационализм качественно отличается от классического рационализма XVIIIв., состоит, прежде всего, в понимании принципиального отсутствия внешнего Абсолютного наблюдателя, которому постепенно станет доступной Абсолютная Истина. 

7. Сведение сложного к простому, даже элементарные интерпретации, были, есть и всегда будут средствами познания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80960. Поняття про вміння в методиці навчання історії 36.44 KB
  Пізнавальні вміння в методиці навчання історії визначають як підготовленість до свідомих і точних дій розумових і практичних і здатність учня послідовно застосовувати всю сукупність навчальних і розумових дій. Ознакою сформованого вміння є здатність учнів переносити відомі їм навчальні або розумові дії прийом в нову ситуацію вибирати і використовувати адекватні прийоми для розвязання оригінальних задач. У будьякому випадку вміння завжди буде свідомою дією адекватною цілям її застосування і змісту навчального історичного матеріалу.
80961. Складіть календарний план з історії України (Вступ до історії України, 5 клас) 36.37 KB
  Вступ до історії у 5 класі Головною метою курсу є підготовка учнів до успішного опанування систематичних курсів історії України та всесвітньої історії прищеплення інтересу до історії отримання знань у наступних класах через формування в них початкових уявлень про історію як науку та про історію України як складову світової історії елементарних вмінь з історії; поглиблення загальних дидактичних вмінь необхідних для успішного засвоєння історичної інформації в подальшому; прагнення викликати захоплення минулим України. Зміст курсу...
80962. Види пізнавальних умінь, що формуються у шкільних курсах історії 37.59 KB
  Більш складною є класифікація пізнавальних умінь за змістом. До спеціальних умінь належать ті що потрібні у навчанні конкретного предмета споріднених навчальних дисциплін. Загальновизнаною і стабільною групою спеціальних пізнавальних умінь у навчанні історії є хронологічні і картографічні вміння.
80963. Складіть запитання для усного обговорення документа: «Договір про ненапад між Німеччиною та СРСР від 23 серпня 1939 року.» 33.04 KB
  СРСР почав переговори з Англією і Францією з метою підписання договору про відвернення агресії з боку Німеччини. Однак СРСР не довіряв західним державам що посилювало взаємну невпевненість. у Москві між СРСР і Німеччиною було підписано пакт про ненапад.
80964. Методика формування пізнавальних умінь в процесі навчання історії 38.4 KB
  За їх результатами визначаються і плануються основні напрями формування в учнів нових пізнавальних умінь і удосконалення вже освоєних. Учителям рекомендувалося збирати пам\'ятки в кабінетах історії як роздавальний матеріал для самостійної роботи учнів. Такими є повні етапи формування пізнавальних умінь учнів. Профільне навчання – вид диференційованого навчання який передбачає врахування освітніх потреб нахилів здібностей учнів; створення умов для навчання старшокласників відповідно до їхнього професійного самовизначення що забезпечується за...
80965. Проблема вивчення пізнавальних можливостей школярів у методиці навчання історії 36.03 KB
  Пізнавальні можливості учнів відносяться до основних факторів процесу навчання і безпосередньо впливають на цілі зміст і характер навчальної роботи. Зокрема з урахуванням пізнавальних можливостей учнів визначається рівень викладу навчального матеріалу у шкільних підручниках адаптується та опрацьовується учителем і учнями матеріал конкретних уроків готуються варіанти пізнавальних завдань і т. Відповідно до пізнавальних можливостей учнів даного класу формулюються й уточнюються завдання конкретного уроку. Без аналізу пізнавальних можливостей...
80966. Проаналізуйте розвиток шкільної історичної освіти в Україні в ХІХ-ХХ ст 35.13 KB
  Початок систематизованого викладання історії в Україні пов`язаний із створенням Харківської колегії. Започатковується вивчення історії і в Галичині. Левицький видав у 1821 році наказ семінаристам займатися вивченням рідної історії. Свій внесок у зародження методики вивчення історії внесли і повітові училища та гімназії навчальна база яких передбачала наявність у їхніх бібліотеках книг з історії.
80967. Пізнавальні процеси у навчанні історії 41.83 KB
  Найважливішим серед пізнавальних процесів є сприйняття - наочно- образне, просторово-часове відбиття у свідомості людини предмета, ( явища, яке базується на різних відчуттях (колір, звуки, запахи, форма, обсяг та інші), розумінні предмета чи осмисленні його на основі попереднього досвіду (далекість, швидкість, напрямок руху, тривалість процесів й інші властивості).
80968. Визначте методику роботи з історичними картами на уроках історії в школі 33.82 KB
  Важливим джерелом інформації є історична карта яка відображає особливості розвитку людства в минулому. Робота з історичними картами є наочним методом. Настінна карта зазвичай відображає великі території містить відомості щодо тривалих історичних періодів й різних аспектів історичного процесу.