32961

ТИПЫ НАУЧНОГО РАЦИОНАЛИЗМА. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА ОТ КЛАССИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА К НЕКЛАССИЧЕСКОМУ ТИПУ (Н.МОИСЕЕВ. СОВРЕМЕННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ)

Доклад

Логика и философия

Рациональность тип мышления и знания который обладает следующими сввами: языковая выразительность; определенность понятий; системность субординация и координация связи м у понятиями и суждениями; обоснованность существование логических связей; рефлексивность ориентация на образец правило стандарт; открытость для критики; способность к самосовершенствованию.Ленк: Понятие рациональности нужно давать ч з перечисление всех значений употребляемых в жизни уклонение от обобщений: логическое следование аргумента из принятых посылок;...

Русский

2013-09-05

17.9 KB

55 чел.

26. ТИПЫ НАУЧНОГО РАЦИОНАЛИЗМА. ПРЕДПОСЫЛКИ ПЕРЕХОДА ОТ КЛАССИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА К НЕКЛАССИЧЕСКОМУ ТИПУ (Н.МОИСЕЕВ. СОВРЕМЕННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ)

Рационализм – противоположное эмпиризму направление, подчеркивающее автономность разума от чувств, ограниченность чувственного опыта и на этой основе приоритет разума в познании.

Хар-рные черты:

1. связан с реализмом;

2. врожденные «идеи» - основа истинного познания;

3. категория «субстанции» — одна из основных;

4. исследует в основном рациональные средства познания, развивает теорию дедукции.

Существуют несколько определений рациональности:

Макс Вебер интересуется типизацией общ-ва, и выделяет европейское (целесообразное, основанное на калькуляции, расчете без остатка, кол-венный учет, контроль, разделение функций, ориентация на стандарты, нормы, четко установленные правила) и традиционное (ценностно-рациональное) общ-тва.

Лебедев С.А.: Рациональность – тип мышления и знания, который обладает следующими св-вами: языковая выразительность; определенность понятий; системность (субординация и координация, связи м/у понятиями и суждениями); обоснованность (существование логических связей); рефлексивность (ориентация на образец, правило, стандарт); открытость для критики; способность к самосовершенствованию.

Г.Ленк: Понятие рациональности нужно давать ч/з перечисление всех значений, употребляемых в жизни (уклонение от обобщений): логическое следование аргумента из принятых посылок; формально – научнодок-ть; разумная координация и комбинация отдельных знаний в некую системную связь; развитие рациональной выразимости понятий рациональность, как инструментальная рациональность, в смысле минимизации затрат при достижении того или иного result в практической деят-ти человека.

Рациональность - совокупность правил, стандартов, норм, док-ти знания, этапов его объяснения, обоснования и описания.

Понятия рациональность и научная рациональность имеют несовпадающие значения. Многие виды знания: обыденное, философское, религиозное, правовое, - являются рациональными, но не являются научными. Каждому из этих видов присуща своя собственная «логика» эволюции и каждый может взаимодействовать с др. видами. Сама наука как вид рациональности так же неоднородна, поскольку для dif. исторических эпох хар-рны свои исторические типы рациональности. Типизация научной рациональности, введенная Степиным рассматривает: классический, неклассический и постнеклассический тип научной рациональности.

Классический тип научной рациональности (XVII – 1st половина XIXв.), центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту (исследователю), средствам и операциям его деят-ти. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Объекты в классическом естествознании рассматривались преимущественно в качестве малых (простых) систем.

Неклассический тип рациональности (конец XIX - середина XXв.) учитывает связи м/у знаниями об объекте и хар-ром средств и операций деят-ти, рассматривая объект как вплетенный в человеческую деят-ть.

Постнеклассический тип научной рациональности расширяет поле рефлексии над деят-тью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деят-ти, но и с ценностно-целевыми структурами.

Возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать как полное исчезновение представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, м/у ними существует преемственность. Новый тип рациональности только ограничивает сферу действия предыдущего, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.

СВ-ВА НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Научная рациональность – это рациональность в сфере науки – деят-ти, направленной на получение нового научного знания, поиска истины. Научная рациональность от общей рациональности отличается более точными, строгими способами док-ва. Научная рациональность представляется как некоторая «усиленная» рациональность.

1. объектная предметность (эмпирическая или теоретическая),

2. однозначность,

3. док-ть,

4. проверяемость,

5. способность к улучшению.

В науке, как и в соц. институте, рациональность рассматривается как научная организация труда, ориентированная на наибольшую эффективность.

ВИДЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

1. Логико-математическая рациональность: идеальная предметность, формальная док-ть,  аналитическая верифицируемость.

2. Естественно-науная рациональность: эмпиричесакая предметность, наблюдательно-экспериментальная однозначность (предполагается возможность бесконечной воспроизводимости results наблюдений), частичная логическая док-ть, опытная проверяемость;

3. Инженерно-техническая рациональность: эмпирическая проверяемость, практическая эффективность, предметность;

4. Соц.-гуманитарная рациональность: соц.-ценностная предметность, целостность, культурологическая обоснованность, адаптивная полезность, рефлексивность (ориентация на некий образец, стандарт).

Н.Н.МОИСЕЕВ. СОВРЕМЕННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ

1. В рамках рационализма возникает представление об «Абсолютной Истине», о том, что «есть на самом деле».

2. редукционизм. Зная св-ва отдельных элементов, составляющих систему, и особенность их взаимодействия, вполне естественным кажется предположение о том, что св-ва системы являются их непосредственным следствием. Но редукционизм не является универсальным средством изучения сложных систем.

3. основатель Р. школы физиологии и психиатрии Иван Сеченов: «Человека можно познать только в единстве его плоти, души и природы, которая его окружает». Человека нельзя мыслить только наблюдателем – он действующий субъект системы.

4. В основе всех построений современного рационализма лежит утверждение: Вселенная, Мир, Универсум. Все ее элементы, все явления, так или иначе, связаны м/у собой.

5. Объект исследования существует не сам по себе, как некая «объективная реальность», а как составная часть системы, которая, с определенной точностью, достаточной с т.з. наблюдателя, может считаться независимым от наблюдателя самостоятельным (локализованным) объектом. Все то, что доступно нашему наблюдению, представляет собой систему, а, значит, и наблюдатель ее элемент. Наблюдение и изучение системы происходит изнутри. И наблюдатель, как элемент системы, обладает лишь вполне определенными и достаточно ограниченными возможностями (и способностями) познания.

Человек – он только наблюдатель, способный регистрировать происходящие события, устанавливать связи м/у явлениями, т.е., познавать законы, управляющие механизмом и, благодаря этой способности, предугадывать появление тех или иных событий.

6. Утверждать существование тех или иных явлений, мы можем лишь тогда, когда они наблюдаемы, или являются логическими следствиями эмпирических данных (обобщений).

Т.о. то, чем современный рационализм качественно отличается от классического рационализма XVIIIв., состоит, прежде всего, в понимании принципиального отсутствия внешнего Абсолютного наблюдателя, которому постепенно станет доступной Абсолютная Истина. 

7. Сведение сложного к простому, даже элементарные интерпретации, были, есть и всегда будут средствами познания.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42124. Задача с городской олимпиады по математике для начальных классов 134.5 KB
  Сколько учащихся в классе РЕШЕНИЕ Решение задачи можно начать оттого что находим количество тех кто изучает английские и французские языки. Сколько лет каждой если 1 2 лет одной равен 1 4 лет другой РЕШЕНИЕ Общий возраст 36 лет. За какое время они вместе могли бы съесть 6 пирожных РЕШЕНИЕ Люба съедает 6 пирожных за 12 минут узнаём сколько потребуется времени Любе чтобы съесть одно пирожное. Отсюда можно узнать сколько потребуется времени Лене чтобы съесть одно пирожное.
42127. Коефіцієнт впевненості. Ймовірність в експертних системах 39.5 KB
  Методичні вказівки до виконання лабораторної роботи Коефіцієнт впевненості це число яке означає ймовірність або ступінь впевненості з якою можна вважати даний факт або правило достовірним. Коефіцієнт впевненості може бути розрахований наприклад так: КВ[H E]=MD[H E] MND[H E] 1 КВ[H E] коефіцієнт впевненості в гіпотезі H з врахуванням факту E MD[H E] міра довіри H при заданому E MND[H E] міра недовіри H при заданому E. Обчислити коефіцієнт впевненості для логічного висновку E який виводиться у двох наступних правилах.
42128. Ймовірність та нечітка логіка в експертних системах 50 KB
  Методичні рекомендації до завдань частини 1 Дотепер використовувалися такі поняття як “росте†або “падаєâ€. Наприклад поняття “росте†відносилося до змінних STOCK і DOLLR. У такому контексті слово “росте†називається лінгвістичною змінною. Для оцінки підвищення рівня цін на біржі користуватимемося двома правилами: 40 ЯКЩО ВАЛЮТНИЙ КУРС ДОЛАРА = РОСТЕ ТО ПРОЦЕНТНІ СТАВКИ = ПАДАЮТЬ 10 ЯКЩО ПРОЦЕНТНІ СТАВКИ INT = ПАДАЮТЬ ТО РІВЕНЬ ЦІН STOCK = РОСТЕ і відповідними їм рівняннями ймовірністі: Ця таблиця міститиме уточнюючі...
42130. Експертна система в області кооперації 43.5 KB
  Володіє гнучкістю 5 Рівень продажів для різних типів покупців та продавців можна оцінити за таблицею: ПР 1 и ПК 1 Результат продажів середній; висока взаємоповага та суперництво ПР 1 и ПК 2 Результат продажів нижче середнього; продавець з презирством ставиться до покупця и той відмовляється від покупки ПР 1 и ПК 3 Результат продажів вище середнього продавець домінує над покупцем покупець приймає пропозиції продавця ПР 1 и ПК 4 Результат продажів середній; продавець ставиться до покупця з повагою але той йому не довіряє ПР 2 и ПК 1...
42131. Типы паралеллилизма 80.5 KB
  Особенности построения вычислительных систем Конвейерные вычислительные системы Основной принцип построения заключается в том что ускорение вычислений в них достигается за счет разделения всей работы на последовательность более мелких узкоспециализированных операций. Необходимо наличие достаточно сложной операционной системы. Мультипроцессорные вычислительные системы В отличии от матричной системы в мультипроцессорной системы каждый из процессоров имеет свое устройство управления. Память может быть как общей так и не общей...