32963

ЭМПИРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ (Ф.БЭКОН. НОВЫЙ ОРГАНОН. АФОРИЗМЫ ОБ ИСТОЛКОВАНИИ ПРИРОДЫ И ЦАРСТВЕ ЧЕЛОВЕКА)

Доклад

Логика и философия

Томас Гоббс 1588 1679 Левиафан или Материя форма и власть госва церковного и гражданского: механический материализм: Природа – совокупность тел dif. Госво – искусственный человек т. Они вручили свои права судьбу и власть главе госва который в договоре не участвовал= ответственности перед договаривавшимися индивидами не несет. В обмен на права граждан госво призвано гарантировать порядок в общве.

Русский

2013-09-05

34.25 KB

24 чел.

24. ЭМПИРИЗМ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ (Ф.БЭКОН. НОВЫЙ ОРГАНОН. АФОРИЗМЫ ОБ ИСТОЛКОВАНИИ ПРИРОДЫ И ЦАРСТВЕ ЧЕЛОВЕКА)

Естественно-научные предпосылки философии Нового времени:

1. XVIIв. - бурно развивается естествознание.

2. потребности мореходства определяют развитие астрономии;

3. строительство городов, кораблестроение, военное дело — развитие математики и механики.

4. изобретение машин в текстильной промышленности,

5. совершенствование орудий производства в угольной и металлургической промышленности.

6. Э.Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос.

7. И.Ньютон сформулировал основные законы механики, закон всемирного тяготения.

8. Р.Бойль применил механику в химии, разработал понятие химического элемента.

9. У.Гильберт исследовал св-ва и практическое применение магнита.

10. В.Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его роль. 11. теория естественного права (Т.Гоббс, Г.Гроций).

Result:

  1.  разрыв философии со схоластикой и религией
  2.  учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования.

ХАР-РНЫЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ:

1. сильная материалистическая тенденция, вытекающая из опытного естествознания.

2. основные проблемы – онтология (учение о бытие и субстанции) и гносеология.

Задача науки и философии — содействовать увеличению власти человека над природой, здоровью и красоте человека.

3. 2 подхода к понятию «субстанция»:

  1.  онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия (Френсис Бэкон: отождествление субстанции с формой конкретных вещей);
  2.  гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимости для научного знания.

ЭМПИРИЗМ

Эмпиризм – направление в философии, считающее основным источником познания чувственный опыт.

Хар-рные черты:

1. связан с номинализмом;

2.критикует «теорию» врожденных идей;

3. критикует категорию «субстанции» как одно из абстрактных понятий;

4. уделяет заметное место проблемам индуктивного метода.

Ф.Бэкон придавал большое значение опытным наукам, наблюдению и эксперименту.

1. источник знаний и критерий их истинности - в опыте.

2. познание - отображение внешнего мира в сознании человека. Решающая роль в познании принадлежит опыту.

3. разум должен перерабатывать данные чувственного познания и опыта, находить коренные причинные связи явлений, раскрывать законы природы.

4. существует определенное единство чувственного и рационального моментов в познании.

5. критика схоластики: новый метод прежде всего требует освобождения человеческого разума от всякого рода предвзятых идей, ложных представлений, унаследованных от прошлого или обусловленных особенностями человеческой природы и авторитетами, т.е. от «идолов» или «призраков».

4 рода идолов:

1) «Идолы рода», т.е. ложные представления о вещах, обусловленные несовершенством органов чувств человека и ограниченностью разума;

основа – природа человека

2) «Идолы пещеры» — искаженные представления о действительности, связанные с индивидуальным воспитанием человека, его образованием, а также со слепым поклонением авторитетам, т.е. заблуждения отдельного человека;

3) «Идолы рынка» — ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов, особенно распространенных на рынках и площадях;

  1.  «Идолы театра» — искаженные, неправильные представления людей, заимствованные ими из dif. философских систем.

6. учение о качественной разнородности материи: материя наделяется св-вами желтизны, голубизны, черноты, теплоты, тяжести Это простейшие качества материи. Из dif. комбинаций этих «натур» образуются все многообразные вещи природы.

7. учение о форме и движении:

1) Форма — это материальная сущность принадлежащего предмету св-ва. Форма — это род движения материальных частиц, из которых состоит тело. Но эти частицы — не атомы.

2) пространство связано с местом, постоянно занимаемым материей. Т.о., пространство = протяженности материальных объектов.

3) время - объективная мера скорости материальных тел. Время - некое внутреннее св-вом самой материи, состоящее в продолжительности, длительности происходящих изменений материальных тел и хар-ризующим темп этих изменений. Т.о., время органически связано с движением.

4) Движение — это прирожденное св-во материи.

19 видов или форм движения в природе:

  1.  колебание,
  2.  сопротивление,
  3.  инерция,
  4.  стремление,
  5.  напряжение,
  6.  жизненный дух,
  7.  мука и др.

НОВЫЙ ОРГАНОН. АФОРИЗМЫ ОБ ИСТОЛКОВАНИИ ПРИРОДЫ И ЦАРСТВА ЧЕЛОВЕКА

  1.  человек – слуга и истолкователь природы
  2.  знание=могущество человека
  3.  природа побеждается только подчинением ей
  4.  люди обязаны больше случаю и опыту, чем наукам. Науки – некое сочетание уже известного, а не способы открытия и указания новых дел
  5.  логика больше вредна, чем полезна
  6.  споры неуместны там, где мы расходимся в началах, в самих понятиях и в формах док-в
  7.  человек верит в истинность того, что предпочитает
  8.  самое лучшее из док-в есть опыт, if only он коренится в эксперименте
  9.  эмпирики только собирают и довольствуются собранным (=муравей);

рационалисты производят ткань из самих себя (=пауки);

подлинная философия=пчела избирает средний способ: извлекает материал из садовых и полевых цветов, но располагает и изменяет его по своему умению

  1.  деление философии и наук:
  2.  метафизика: исследование вечных и неподвижных форм

магия

  1.  физика: исследование действующего начала и материи, скрытого процесса и схематизма

механика

Джордж Беркли (1685—1753):

  1.  в действительности существуют «души», сотворивший их Бог, «идеи» или ощущения, будто бы влагаемые Богом в человеческие души.
  2.   все вещи отождествляются с «комбинациями» ощущений. Существовать — значит быть воспринимаемым.

Философия Нового времени сделала крупный шаг в развитии теории познания (гносеологии). Main проблемы: философского научного метода, методологии познания человеком внешнего мира, связи внешнего и внутреннего опыта. Задача - получение достоверного знания, которое было бы основанием всей получаемой системы знаний. Выбор dif. путей решения этой задачи обусловил появление 2-х основных гносеологических направлений — эмпиризма и рационализма.

Томас Гоббс (1588—1679) «Левиафан, или Материя, форма и власть гос-ва церковного и гражданского»:

  1.  механический материализм: Природа – совокупность тел, dif. величиной, формой, положением и движением. Высшие формы развития сводятся к механическому движению, перемещению. Связи м/у телами четко подчинены закону причинности.

Гос-во – искусственный человек, т.е. целесообразно, искусно сконструированный людьми из dif. пружин, рычагов, колес, нитей и проч. автомат.

  1.  материя - единственная субстанция, а все явления, предметы, вещи, процессы - формы проявления этой субстанции. Материя — вечна, а тела и явления — временны: они возникают и исчезают. Мышление от материи отделить нельзя, ибо мыслит только сама материя. Бестелесная субстанция невозможна так же, как бестелесное тело. Именно материя является субъектом всех изменений.
  2.  все материальные тела хар-ризуются протяженностью и формой. Но материя не имеет качественных хар-ристик.
  3.  Бог — это продукт человеческого воображения. Но Бог «все видит и всем располагает», «это первейшая из причин». Свобода человека сопровождается «необходимостью делать не больше и не меньше того, что желает Бог». Бог не вмешивается в закономерное течение событий.
  4.  отделяет науку от религии, теологии. Сфера теологии – вера. Наука – знания о закономерностях природы, общ-ва, получаемые путем опыта и размышления
  5.  теория общ-венного договора:

Чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общ-венный порядок и права граждан, индивиды заключили общ-венный договор м/у собой. Они вручили свои права, судьбу и власть главе гос-ва, который в договоре не участвовал=>ответственности перед договаривавшимися индивидами не несет. В обмен на права граждан гос-во призвано гарантировать порядок в общ-ве.

Заключив однажды общ-венный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить избранную форму правления, высвободиться из-под действия верховной власти. Им запрещается протестовать против решений суверена, осуждать его акции. НО право на восстание, if суверен обязывает индивида убивать или калечить самого себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов.

1) естественное право должно выражаться в форме естественного закона, т.е. естественные права человека должны оформляться юридически.

2) основной естественный закон: должно искать мира и следовать ему.

Предпосылки установления мира в человеческом общежитии – обмен и договор.

2-й закон: отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты.

3-й закон: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения, в противном случае последние не будут иметь никакого значения.

Остальные естественные законы (16): не делай др. того, чего не хочешь, чтобы делали тебе.

  1.  справедливость: соблюдать соглашения и давать каждому человеку его собственное, т.е. уважать его собственность. Там, где нет собственности, не может быть и справедливости
  2.  благодарность
  3.  взаимная уступчивость и любезность
  4.  прощение обид
  5.  законы против оскорбления, гордости и надменности
  6.  беспристрастие
  7.  законы об использовании общих вещей и т.д.
  8.  власть суверена всегда абсолютна, т.е. она безгранична. Прерогативы суверена неделимы и не передаваемы никому.
  9.  задачи гос-ва:
  10.  полицейско-охранительные функции
  11.  поощрять всякого рода промыслы (судоходство, земледелие) и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки
  12.  силой принуждать к труду физически здоровых людей, отлынивающих от работы
  13.  воспитательно-просветительская деят-ть
  14.  активная борьба с учениями, ослабляющими гос-во или ведущими к его распаду
  15.  1st ставит проблему П. отчужденности, когда гос-венная власть становится самостоятельной и автономной.
  16.                                                    гос-ва

П., т.е.            основанные на приобретении, т.е

появляются с помощью физической силы

возникают в result добровольного соглашения

  1.  3 формы гос-ва:
  2.  идеальная форма правления – монархия. Не ГО, а гос-во – творец истории. Общие интересы очень тесно совпадают с частными интересами суверена. В личности короля олицетворено гос-во.
  3.  демократия (народоправство)
  4.  аристократия

9. абсолютная власть гос-ва – гарант мира и реализации естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы.

  1.  гос-во – искусственный человек:
  2.  верховная власть – душа гос-ва,
  3.  судебная и исполнительная – суставы,
  4.  награды и наказания – нервы,
  5.  советники – память,
  6.  справедливость, законы – разум и воля,
  7.  гражданский мир – здоровье,
  8.  смута – болезнь,
  9.  гражданская война – смерть гос-ва.

11. 1st акт познания - ощущение, вызываемое действием на человека материального тела. Мышление - сложение или вычитание понятий.

Джон Локк (1632—1704) «Два трактата о гос-венном управлении»:

  1.  идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Материальным телам присущи лишь чисто кол-венные особенности. Качественного многообразия материи не существует: материальные тела отличаются др. от др. лишь величиной, фигурой, движением и покоем. Это — «первичные качества». «Вторичные качества»— это запахи, звуки, цвета, вкус.
  2.  противник феодальных и теологических теорий власти и права. Деизм: Бог создал мир, но с той поры не вмешивался в его дела
  3.  теория общ-венного договора: четкое разделение гос-ва и общ-ва: они относительно самостоятельны.

Основное содержание: отказ граждан от частных наказаний за нарушение своего права.

Основной принцип – положение о народном суверенитете: народ – источник власти, и он заключает договор с правящей властью.

Главная  и единственная функция гос-ва – защита естественных и неотчуждаемых прав человека: права на жизнь, свободу и собственность.

Правительство – это средствро для разрешения недоразумений, возникающих в естественном состоянии.

Когда спорящей стороной становится король, правительство уже не является таким средством, т.к. король выступает как судья и истец.

Правосудие должно быть независимым.

Возникновение П. общ-ва зависит от согласия индивидуумов объединиться и образовать общ-во.

  1.  вводит понятие ГО как общ-ва П. Оно создается, чтобы гарантировать гражданам свободу и пользование естественными правами.
  2.  гос-во – это торжество разума, закономерный и прогрессивный result исторического процесса.

Государство – совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников

6. принцип всеобщности юридических прав: гос-во не может покушаться на неотчуждаемые права граждан:

  1.  собственность. Любое покушение на это право – проявление деспотизма.
    1.  свобода. В сфере суждений каждый является высшей и абсолютной властью.

7. формы гос-ва:

  1.  демократия – совершенная форма правления
  2.  олигархия
  3.  монархия. Абсолютная монархия вообще не признается формой гражданского правления. Не возражает против наследственной монархии при условии ограничения власти короля.

Смена форм в соответствии с волей общ-ва – нормальное явление.

8. народ имеет право на восстание, т.е. применить силу «против несправедливой и незаконной силы» или «воззвать к небесам»

9. 5 основных принципов либерализма:

  1.  свобода и автономия личности
  2.  естественность и неотчуждаемость прав человека
  3.  равенство граждан перед законом и главенство закона
  4.  приоритет личности над государством
  5.  конституционное ограничение власти (доктрина буржуазного конституционализма)

10. принцип разделения властей:

федеративная/ внешнеполитическая

исполнительная

законодательная/ представительная

выражение воли народа (имущих слоев);

отдана в руки «многих лиц, надлежащим образом соеди-ненных в собраниях», т.е. избираемому народом предс тавительному органу – пар-ламенту;

является гарантом режима законности: кто бы конкрет но ни обладал верховной властью в гос-ве, ему вменя- ется «управлять согласно установленным постоянным законам, провозглашенным народом и известным ему, а не путем импровизирован ных указов».

3 вида власти

Эти власти являются dif. по своему содержа-нию, однако их трудно разделить м/у dif. органами, поскольку их несогласованность может повлечь за собой беспорядок или гибель общ-ва=> эти власти должны быть вверены одному лицу – монарху, которому должна принадлежать «прерогатива», т.е. полномочия по охране «общего блага» в случаях, не терпящих промедления. Однако, монарх не должен злоупотреблять своей прерогативой, которая правомерна лишь постольку, поскольку use в общих интересах. Помимо монарха эти 2 вида власти могут быть сосредоточены еще и в руках кабинета министров.

  1.  внешняя П.,
  2.  отношения с иност-ранными гос- вами,
  3.  руководство внешни ми безопасностью и интересами общ-ва в отношениях со все-ми теми, от кого можно получить вы-году или потерпеть ущерб

Обладает компетенцией претворять законы в жизнь; исполнение муни-ципальных законов общ-ва внутри его само го по отношению ко всему, что является его частями


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77746. ПРОГРАММА И ПЛAH ИССЛЕДОВАНИЯ 37 KB
  Она должна содержать: обоснование предмета исследования важность и актуальность проблемы общее содержание исследуемой проблемы роль ее относительно других проблем необходимые условия для успешного решения проблемы финансирование кадровое обеспечение организационные условия временные ограничения и пр. Программа как правило состоит из следующих разделов: Цель проведения исследований Содержание проблемы ее актуальность и важность Парадигма и рабочая гипотеза решения проблемы в процессе исследования Обеспечение исследования...
77747. ФОРМЫ И ФАКТОРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ 65.5 KB
  Организация исследования определяет дифференциацию и интеграцию деятельности исследователей или исследовательских групп. В ней находят свое отражение распределение и комбинация ресурсов по времени видам работ кадрам проблемам Формы организации исследования Увеличение нагрузки персонала дополнительными обязанностями исследовательской работы. Такие исследования возможны если: у персонала управления есть резервы времени; его исследовательский потенциал достаточно высок.
77748. ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РОЛЬ В НАУЧНОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА 49.5 KB
  Исследования как бы проникают в повседневную практику. Исследования это задача только научных работников. Исследования позволяют увидеть: где находятся резервы; что мешает развитию; чего надо опасаться; что надо поддерживать и т.
77749. МЕНЕДЖЕР ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА 31.5 KB
  Проблемное видение мира способность распознавать проблемы там где для других все ясно. Экспрезентность способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации. Способность к имитации функций различных членов коллектива. Инновационность и безынерционность мышления способность выйти за границы формального привычного проверенного традиционного.
77750. РОЛЬ МЕТОДОЛОГИИ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 64 KB
  Методология это логическая организация деятельности человека состоящая в определении цели и предмета исследования подходов и ориентиров в его проведении выборе средств и методов определяющих наилучший результат. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. На практике проведение исследования преследует разные цели например: мониторинг качества управления формирование атмосферы творчества и инноваций в...
77751. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ 31.5 KB
  Подходы к исследованию: Механистический подход признающий только причинноследственные связи явлений; Метафизический подход который отдает приоритет связям движения но движения в виде превращения одного движения в другое с последующим возвращением к исходному; Организмический подход акцентирующий те связи которые действуют в живых организмах это главным образом связи функциональные; Диалектический подход основанный на связях рождаемых противоречием. Аспектный подход. Многоаспектный подход.
77752. ОБЩЕНАУЧНЫЕ МЕТОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ 81.5 KB
  Но успех исследования в значительной мере зависит от того каким образом по каким критериям мы выбираем методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации мы используем эти методы. Всю совокупность методов исследования можно разделить на две группы: Эмпирические методы построены на осмыслении практической деятельности сути и особенностей событий и ситуаций. Методы наблюдений исследования с минимальным вмешательством в исследуемые события и ситуации.
77753. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В ИСУ 36.5 KB
  Система управления совокупность звеньев и связей между ними осуществляющих управление. Звенья системы управления выделяются: по специфике объему и масштабу полномочий трудоемкости работы равномерности распределения нагрузки квалификационным требованиям к персоналу информационному обеспечению возможностям территориального размещения сотрудников. Звенья составляющие систему управления отличаются главным образом комбинацией функций и полномочий управления. Звенья системы управления...
77754. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСУ 56.5 KB
  Наиболее важными из них являются методы: исследования документов эксперимент социологические исследования тестирование коллективный анализ социометрические оценки деловые и инновационные игры имитационное моделирование. Одним из критериев выбора методов исследования является степень определенности ситуации или проблемы. Эффективность исследования по документам зависит от: состава документов их содержания формы информационной классификации.