32970

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Доклад

Логика и философия

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДИСЦИПЛИНА Философия входит в жизнь человека очень рано задолго до того как сложится о ней самое 1st элементарное представление навеянное случайными встречами и знакомствами. Философия науки раздел философии изучающий понятие границы и методологию науки. Периоды преднауки появление элементов научности: докть обоснование систематизация IVв. Дальше начинается триумфальный процесс развития науки производится большое колво открытий.

Русский

2013-09-05

23.23 KB

62 чел.

1. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ КАК МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Философия входит в жизнь человека очень рано, задолго до того, как сложится о ней самое 1st, элементарное представление, навеянное случайными встречами и знакомствами. Философия внедряется в наше сознание невольно, независимо от того, желаем мы ее знать или нет.

Каждому приходится в процессе любой деят-ти ч.-т. сравнивать, сопоставлять, подводить итоги, делать выводы, обобщать полученный материал. На этом пути люди и приходят к выводам философского порядка, хотя и не подозревают об этом. Человек философствует, а сам об этом еще не знает.

Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за горизонт известного. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в ту или иную конкретную эпоху. Именно поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического мира, отождествляемого с универсумом простых фактов. Философское знание не является знанием о фактах. Кроме того, философия размышляет не о самой по себе природной или соц. реальности, а о ее отражении в др. культурных формах: науке, религии, искусстве и т.п. Именно поэтому философию невозможно напрямую соотнести с обыденной реальностью.

В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философия во все времена пыталась решить проблемы

  1.  мировоззренческой ориентации человека,
  2.  осознания им своего места и роли в общ-ве,
  3.  цели и смысла соц. и личной активности,
  4.  ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деят-ти.

Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

Философия науки – раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки.

2-я половина ХIХв. – появляется как самостоятельное направление (деят-ть 1st позитивистов)

Ей предшествуют теории познания Локка, Юма, Беркли, Конта. Периоды преднауки - появление элементов научности: док-ть, обоснование, систематизация (IVв. до н.э.).

Первые научные теории - Птолемей (в конце античного периода), Евклид.

Основной признак научности - разделение эмпирической и формальной реальностей. Формальная реальность - научная теория. Эмпирический объект доступен ч/з свои св-ва, на основании опыта строится теоретическая модель, which кладется в основу дальнейших исследований.

XVIв. - начинается отделение научного материала от ненаучного, эмпирических данных от домыслов. Становление завершается в XVIIIв. Дальше начинается "триумфальный процесс развития науки" - производится большое кол-во открытий. Выделяется особая категория людей - ученые, которые всю жизнь занимаются только наукой. Наука – соц. система, состоящая из профессиональных сообщ-в, основной целью которых является получение, распространение и применение научного знания. Вообще философия науки тесно связана с историей науки.

Философия науки сформировалась тогда, когда наука стала решающим фактором развития общ-ва (XIXв.) – она была институционализирована как наука.

1.Макс Планк (начало ХХв.) – 1st физик-теоретик: Наука - метод решения практических задач. Наука начинается с изучения макропроцессов окружающего мира.

2.1687г. – Ньютон: закон механики (1st систематическое исследование) – основа науки. main функция наукипонять как происходит явление.

3. создание социальной науки (Конт) – соц. динамика, соц. статика – общ-во с позиции физических законов.

4. 2-я половина XIXв. – возникает класс гуманитарных наук.

2 версии о возникновении науки:

  1.  знание сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
  2.  наука возникла в XVIIв. в Европе (до этого XVIв.Коперник, Галилей, Декарт, Ньютон).

Наука не статична, а динамична. Идет постоянное ее развитие.

Попытка объяснить религиозные каноны привела к возникновению науки.

XVII-XVIII вв. - наука и философия сосуществуют спокойно.

Одна из функций философии Европы – формирование мировоззрения на основе науки.

Основные вопросы философии науки:

  1.  что такое наука с учетом истории;
  2.  есть ли общие закономерности развития научного знания;
  3.  наука и связь с общ-вом.

Предмет изучения истории философии – познание сущности изучения науки.

Наука имеет 3 функции:

  1.  особая форма познания мира;
  2.  соц. инструмент;
  3.  особая форма культуры

А так же: познать науку изнутри; изучить связь науки и общ-ва.

2 составляющих мировоззрения философии:

1. знание (обыденное, профессиональное, научное);

2. ценности мировоззрения – комплексная форма сознания человека: совокупность взглядов, принципов, оценок, определяющих самое общее виденье понимания мира, и места в нем человека.

2-я половина ХХв. – появляется как дисциплина

объект философии науки – изучение науки как особой соц. real; научное знание, способ его производства, принципы его организации и функционирования, динамика, методы познавательной деят-ти.

предмет философии науки изменялся во времени:

  1.  единство научного знания и построение целостной картины мира на основе принципов детерминизма и причинности;
  2.  динамические и статистические закономерности;
  3.  поиск хар-рных особенностей научного исследования, в частности, соотношение индукции и дедукции, логики и интуиции, открытия и обоснования, эмпирического и теоретического уровня знания;
  4.  соц. детерминации научного познания;
  5.  наука как элемент культуры;
  6.  С.Лебедев: Философия науки – раздел философии, преимущественным предметом which является целостное и ценностное осмысление науки как специфической области человеческой деят-ти во всех ее проявлениях: познавательном, институциональном, методологическом, знаниевом, лингвистическом, коммуникационном.

Важный элемент, проблема философии науки: природа научной рациональности, ее критерии и модели. Философия науки анализирует закономерности развития научного знания, учитывает историзм науки.

Предмет философии науки: 

  1.  исследование научно-познавательной деят-ти как соц.-исторического и культурного явления;
  2.  общие закономерности и тенденции научного познания как особой деят-ти по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассмотренных в исторически изменяющемся социокультурном контексте;
  3.  классификация наук, помогающих выявить их специфику, взаимодействие и роль в общ-ве;
  4.  анализ проблем научного творчества;
  5.  исследование  научной картины мира, стиля научного мышления;
  6.  методология научного познания;
  7.  выяснение познавательного знания системных и синергетических представлений: существуют ли они как результат творческого воображения, конструктивной активности субъекта в эпистемологии и методологии или являются реально существующими объектами, о which возможно и нужно получить знание;
  8.  исследование философских проблем правовой регуляции функционирования науки;
  9.  освещение проблемы взаимосвязи науки с религией.

Грань предмета философии науки – проблемы эстетики науки, which призвана показывать значение эстетического в научном творчестве и в реализации добытых учеными знаний на практике.

Предмет философии науки – общие закономерности и тенденции научного познания как особой деят-ти по производству научных знаний, взятых в историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Т.о., история науки является эмпирической базой философии науки, а философия науки - теорией развития истории науки. If main задача науки - поиск истины, то задача философии науки - выяснение, как возможно постижение истины, как оно происходит.

Main problems философии науки 

Ф.Франк: вопрос о том, как мы переходим от утверждений обыденного здравого смысла к общим научным принципам.

К.Поппер: центральная проблема философии науки, начиная, по крайней мере, с Реформации, состояла в том: как возможно рассудить, оценить, обосновать далеко идущие притязания конкурирующих теорий?

Вместе с тем круг основных проблем философии науки достаточно широк. Все они вытекают из центральной проблемы философии науки — проблемы роста (развития) научного знания.

3 основные направления философии науки:

1. круг вопросов, идущих от философии к науке и отталкивающихся от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то это наследует и философия науки, use концептуальный аппарат философии, опираясь на наличие определенной мировоззренческой позиции.

2. группа проблем, возникающих внутри самой науки и нуждающихся в компетентном арбитре, в роли which оказывается философия. Здесь тесно переплетены специфические проблемы познавательной деят-ти, конкурирующие модели приращения научного знания, эвристические методы и собственно «философские подсказки» решения парадоксальных проблем.

3. проблемы взаимодействия науки и философии с учетом их фундаментальных dif. и возможных приложений.

Филипп Франк «Какая польза в философии науки?»:

  1.  философия всегда стремилась связать абстрактные положения науки со здравым смыслом, вырабатывая тем самым единый и доступный рациональному пониманию взгляд на мир, из which вытекают определенные принципы человеческого поведения и деят-ти.

задача философии науки – гуманизация науки и преодоление разрыва м/у ее гуманитарными и естественнонаучными областями.

  1.  необходимо преодолеть разрыв между философией и наукой:

Философия науки – связующее звено, способное обеспечить единое научное понимание мира и процесса его познания.

Наука – система принципов, основанных на непосредственных эмпирических наблюдениях.

Философия выражает общие принципы, познаваемые разумом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53313. Козацька Україна 290 KB
  Рубрика Секрети старого козака. lмпровізована сцена біля дошки яка містить елементи відтворення української хати мальованого образу козака українського орнаменту та квітів. Виходять учень та учениця в українських костюмах: Ученькозак: В сивусиву давнину Козаки йшли на війну Бо на рідну Україну Сунулися без упину Ляхи турки та татари Москалі та яничари. Ученицякозачка: Козаки скликають раду: Не буде ворогу пощади Вірні коні рвуться в битву Крешуть іскри зпід копита.
53314. Використання НІТ в адміністративно-господарській діяльності школи 143 KB
  Впровадження НІТ в адміністративно-господарську діяльність школи Напрямки: Організаційне забезпечення. Розвиток єдиного інформаційного простору школи. функціонування інформаційноуправлінської господарської системи закладу; розробка методики використання НІТ в учбовому процесі; застосування різних форм мотивація вчителів працівників школи до використання НІТ в навчальновиховному процесі атестація матеріальне заохочення тощо.
53315. Хлеб - всему голова 41.5 KB
  Воспитывать любовь уважение и бережное отношение к труду и хлебу. Оборудование: Плакат Хлеб - всему голова колоски пшеницы иллюстрации к теме Ход 1. Ребята как вы думаете что это Хлеб.
53316. Хліб – годувальник, всьому голова 38.5 KB
  Мета: виховувати бережне ставлення до хліба повагу до хліборобів. Обладнання: у святковоприбраній світлиці на столі на вишитій скатертині скіп пшениці хлібина вироби з тіста. На землі вирощують хліб.
53318. Цілую хліб гарячий на столі, що пахне сонцем, щедрістю і полем 80 KB
  Мета: Познайомити з історією вирощування хліба з народними традиціями повязаними з хлібом. Виховувати шанобливе ставлення до хліба повагу до праці хлібороба. План заходу Хліб символ святості радості щастя здоровя та багатства.
53319. Хліб – осколок сонця на землі 326 KB
  Мета: розвивати допитливість кмітливість спостережливість уважність; розвиток логічного мислення; виховувати повагу до землі людей праці; шанобливе ставлення до хліба. Обладнання: хлібні вироби пшеничні колоски у вазі мультимедійний проектор презентація Хліб на нашому столі диск із записом ліричної музики. Методи і прийоми навчання: розповідь учителя елемент бесіди виразне читання віршів; інтервю розгляд ілюстрацій обговорення прислівїв про хліб.
53320. Хліб – святість рідної землі 162 KB
  Виховувати бережливе ставлення до хліба повагу до праці хліборобів до рідної землі. Хід заходу 1й ведучий Добрий день дорогі наші гості 2й ведучий Запрошуємо Вас до нашої господи на хліб та сіль на слово наше щире на бесіду мудру 1й ведучий Кожен з нас знає що головний злак землі пшениця. Мабуть звідси і пішло: Хліб усьому голова 2 ведучий Довгий і нелегкий шлях від пшеничного колоска до смачного...