32971

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ЕГО УРОВНИ

Доклад

Логика и философия

Термин методология применяется не только к научнопознавательной деятти но и к любой др. деятти человека. Методология познание способа человеческой деятти научной художественной производственной. сферах деятти и их совершенствование.

Русский

2013-09-05

14.53 KB

44 чел.

4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ЕГО УРОВНИ

2 вида знаний:

1. предметный: конкретные знания об исследуемых предметах.

2. методологическое отвечает на вопрос как то или иное явление или процесс реальности исследуется, как должен исследоваться.

Эти 2 вида тесно взаимосвязаны.

С развитием науки развивалась и сама методология. Термин методология применяется не только к научно-познавательной деят-ти, но и к любой др. деят-ти человека. Методология - познание способа человеческой деят-ти (научной, художественной, производственной). Методология – учение о методах, т.е. изучение и конструирование методов в dif. сферах деят-ти и их совершенствование.

Методологическая структура рассмотрения деят-ти:

1. определить субъект деят-ти;

2.цель деят-ти;

3. объект деят-ти;

4. средство деят-ти;

5. внешние условия;

6. result деят-ти.

Идея методологии и научной деят-ти – найти истинный путь познания истины.

Уже в античной философии появляются элементы методологического знания (диалоги Сократа как методологический принцип отыскания истины; Аристотель с его формальной логикой (как от незнания человек переходит к знанию)).

В Новое время наука развивалась параллельно с развитием методологии. Это связанно с 2 подходами:

1. индуктивно-эмпирический (Бэкон);

2. дедуктивно-рационалистический (Декарт).  

Важное место имеет философия Гегеля: любое познание должно исходить из развития самого метода познания.

XIXв. - рост научного знания, производство и дифференциация наук, соц. и естественной науки, отделенных от философии.

Позитивизм (Конт) отделял социологию от философии. Конт: классификация наук: математика, механика, химия, биология, геология, социология (как учение об общ-ве).

Т.к. науки дифференцируются, наука получает дисциплинарный хар-р, возникает методология знания, касающаяся конкретных наук.

В соц.-гуманитарных науках можно выделить 4 уровня методологии знания:

1. философский уровень (философская методология) – представление что такое соц. реальность, субъект, объект познания.

2. общенаучная методология (общие принципы, касающиеся всех соц.-гуманитарных наук) – принцип индуктивного способа получения знаний и дедуктивного; принцип анализа и синтеза; системный анализ; методология соц. синергетики (исследование системы в состояние развития).

3. уровень конкретно-научной методологии (в определенных областях).

4. конкретные методы частных наук (контент-анализ; конкретные методы сбора, интерпретации эмпирических данных – метод понимания, интерпретация).

Методология приписывает исследователю определенную совокупность норм, стандартов и процедур, которые в дальнейшем смогут проверить др. ученые по тем же нормам и процедурам. Вопрос: If должен исследователь придерживаться норм и стандартов в методологии, то где развитие Фейерабенд: необходимость методологического анархизма. Наряду с ростом предметного знания должна развиваться и методология знания. Развитие одного должно двигать развитие др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65012. О времени великой борьбы в степях Монголии 64 KB
  У каждого современного тюркского народа есть средневековые этнические предки. Например, казахи считаются потомками кыпчаков, поэтому они претендуют на их богатейшее историческое и культурное наследие.
65013. Воинское снаряжение и оружие монгольского воина XIII—XIV веков 157.5 KB
  Рассмотрение вопроса о вооружении монгольского воина до недавнего времени в основном базировалось на данных письменных источников и реже — на находках отдельных предметов «татаро-монгольского облика», преимущественно наконечников стрел...
65014. Когда монголы жили по-монгольски 34 KB
  Они оказались рукописными копиями монгольских законов составленных на съездах князей Халки Северной Монголии в период с 1603 по 1639 годы. Так стал известен юридический документ получивший в науке название Восемнадцать степных законов...
65015. Влияние исламских и татарских монет на Российскую денежную систему 423 KB
  Исламские монеты формировали основу русской денежной системы веками. В начале существования славянского княжества, ввезенные дирхамы Аббасидов и Саманидов были основными монетами, находящимися в обращении в Киеве.
65016. Военное устройство монгольской империи 115 KB
  Хотя военное искусство монголов продолжало развиваться и в последующее время царствования Чингисхана а также при его преемниках особенно в области применения к военному делу техники заимствованной у культурных врагов и их развитие могло конечно повлиять на подробности...
65017. Военные подходы монголов при Чингисхане 299.85 KB
  Казнены были все татары, кто ростом оказался выше оси тележного колеса, и осталась от тех монгольских татар только горстка людей, да имя, перешедшее на остальных монголов и подвластные им не монгольские племена. Под именем уничтоженного племени татар узнал вскоре монголов весь мир.
65018. Вопросы истории монгольских войск в период нахождения Монголии под игом Манжурии (1691-1911) 52.5 KB
  Это было тесно связано с государственной политикой и деятельностью Манжурии принимаемых для монгольских воинов. Поэтому необходимо тщательно изучить историю монгольских воинов в период покорения Манжурии и это объясняется нижеследующими условиями и причинами.
65019. Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта 47.5 KB
  Коротко о теме исследования Ислам в Золотой Орде: традиции религиозного опыта Проблематика распространения ислама в Золотой Орде привлекает интерес для изучения основных тенденций национально-культурного развития мусульманских народов Поволжья и Приуралья.
65020. Ратная сила Золотой Орды 358 KB
  Государство Золотая Орда образовалось в результате похода монголов к “Последнему морю”. Земли, захваченные в ходе этого грандиозного завоевания, отошли в удел потомков старшего сына Чингизхана Джучи. Поэтому арабские и персидские авторы именовали...