32971

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ЕГО УРОВНИ

Доклад

Логика и философия

Термин методология применяется не только к научнопознавательной деятти но и к любой др. деятти человека. Методология познание способа человеческой деятти научной художественной производственной. сферах деятти и их совершенствование.

Русский

2013-09-05

14.53 KB

35 чел.

4. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ И ЕГО УРОВНИ

2 вида знаний:

1. предметный: конкретные знания об исследуемых предметах.

2. методологическое отвечает на вопрос как то или иное явление или процесс реальности исследуется, как должен исследоваться.

Эти 2 вида тесно взаимосвязаны.

С развитием науки развивалась и сама методология. Термин методология применяется не только к научно-познавательной деят-ти, но и к любой др. деят-ти человека. Методология - познание способа человеческой деят-ти (научной, художественной, производственной). Методология – учение о методах, т.е. изучение и конструирование методов в dif. сферах деят-ти и их совершенствование.

Методологическая структура рассмотрения деят-ти:

1. определить субъект деят-ти;

2.цель деят-ти;

3. объект деят-ти;

4. средство деят-ти;

5. внешние условия;

6. result деят-ти.

Идея методологии и научной деят-ти – найти истинный путь познания истины.

Уже в античной философии появляются элементы методологического знания (диалоги Сократа как методологический принцип отыскания истины; Аристотель с его формальной логикой (как от незнания человек переходит к знанию)).

В Новое время наука развивалась параллельно с развитием методологии. Это связанно с 2 подходами:

1. индуктивно-эмпирический (Бэкон);

2. дедуктивно-рационалистический (Декарт).  

Важное место имеет философия Гегеля: любое познание должно исходить из развития самого метода познания.

XIXв. - рост научного знания, производство и дифференциация наук, соц. и естественной науки, отделенных от философии.

Позитивизм (Конт) отделял социологию от философии. Конт: классификация наук: математика, механика, химия, биология, геология, социология (как учение об общ-ве).

Т.к. науки дифференцируются, наука получает дисциплинарный хар-р, возникает методология знания, касающаяся конкретных наук.

В соц.-гуманитарных науках можно выделить 4 уровня методологии знания:

1. философский уровень (философская методология) – представление что такое соц. реальность, субъект, объект познания.

2. общенаучная методология (общие принципы, касающиеся всех соц.-гуманитарных наук) – принцип индуктивного способа получения знаний и дедуктивного; принцип анализа и синтеза; системный анализ; методология соц. синергетики (исследование системы в состояние развития).

3. уровень конкретно-научной методологии (в определенных областях).

4. конкретные методы частных наук (контент-анализ; конкретные методы сбора, интерпретации эмпирических данных – метод понимания, интерпретация).

Методология приписывает исследователю определенную совокупность норм, стандартов и процедур, которые в дальнейшем смогут проверить др. ученые по тем же нормам и процедурам. Вопрос: If должен исследователь придерживаться норм и стандартов в методологии, то где развитие Фейерабенд: необходимость методологического анархизма. Наряду с ростом предметного знания должна развиваться и методология знания. Развитие одного должно двигать развитие др.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10612. Модели, применяемые в управлении. Типы моделей. Масштаб времени динамических моделей 234.16 KB
  Модели применяемые в управлении. Типы моделей. Масштаб времени динамических моделей. Непрерывные модели динамических систем. Уравнения состояния. Нелинейные системы. Численное моделирование динамических систем. Проблема слишком большого шага. Дискретные модели динам
10613. Компоненты интерфейса между процессом и управляющим компьютером. Датчики. Исполнительные устройства. Бинарные и цифровые датчики 195.59 KB
  Компоненты интерфейса между процессом и управляющим компьютером. Датчики. Исполнительные устройства. Бинарные и цифровые датчики. Обработка сигналов. Дискретизация сигналов. Преобразование аналоговых и цифровых сигналов. Обработка измерительной информации. Аналог...
10614. Аналоговые (непрерывные) и дискретные регуляторы. Дискретная модель ПИД-регулятора 225.4 KB
  Аналоговые непрерывные и дискретные регуляторы. Дискретная модель ПИДрегулятора. Позиционный алгоритм. Определение частоты выборки в системах управления. Предотвращение интегрального насыщения. Регуляторы можно строить на основе как аналоговой так и цифровой те...
10615. Комбинационное и последовательностное управление. Управление на основе переключательных схем 73.32 KB
  Комбинационное и последовательностное управление. Управление на основе переключательных схем. Аппаратные и программные средства. Программируемые логические контроллеры. Эта глава посвящена бинарному комбинационному и последовательностному т. е. управление порядк...
10616. Шина VMEbus. Другие стандарты шин 61.46 KB
  Шина VMEbus. Другие стандарты шин Аббревиатура VME означает VERSA Module Eurocard. Соответственно VERSA это название более ранней версии шины разработанной компанией Моторола для процессора серии 68000 а платы Eurocard это стандарт формата плат раздел 8.2.2. Шина VMEbus была разработана г
10617. Программирование систем реального времени. Методы программирования: параллельное программирование, мультипрограммирование и многозадачность 123.5 KB
  Программирование систем реального времени. Методы программирования: параллельное программирование мультипрограммирование и многозадачность. Приоритеты процессов и производительность системы. Управление ресурсами. Обмен информацией между процессами. Последовате...
10618. Основные идеи софистов и учение Сократа 140 KB
  Основные идеи софистов и учение Сократа Жизнь Сократа и проблема источников. Открытие сущности человека (человек - это его душа). Парадоксы сократовской этики..
10619. Философия Платона. Учение о бытии и небытии 204.23 KB
  Философия Платона Введение В истории мировой культуры Платон –великое явление. Он жил в древнегреческом обществе но как деятель –философ учёный писатель –принадлежит всему человечеству. Платон один из учителей философии. Учителем его делает не только то что в...
10620. Философия Аристотеля. Аристотелевский вопрос 114 KB
  Философия Аристотеля 1. Аристотелевский вопрос 1.1. Жизнь Аристотеля Аристотель родился в 384/383 гг. до н. э. в Стагире на границе с Македонией. Его отец по имени Никомах был врачом на службе у македонского царя Аминта отца Филиппа. Вместе с семьей молодой Аристотель...