32972

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Доклад

Логика и философия

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Метод греч. Методы естественных наук подразделяют на: 1. методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы.

Русский

2013-09-05

22.52 KB

7 чел.

5. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Метод (греч. - путь исследования или познания) – совокупность правил, приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Методология - система методов и учение об этой системе, общая теория метода.

Современная система методов разнообразна, как и сама наука. Содержание изучаемых наукой объектов служит критерием для различия методов естествознания и методов соц.-гуманитарных наук. Методы естественных наук подразделяют на:

1. методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы.

2. качественные и кол-венные методы,

3. однозначно детерминистские и вероятностные,

4. методы непосредственного и опосредованного познания,

5. оригинальные и производные и т.д.

Хар-р метода определяется многими факторами:

  1.  предметом исследования,
  2.  степенью общности поставленных задач,
  3.  накопленным опытом,
  4.  уровнем развития научного знания и т.д.

Методы, use на этапе становления научных дисциплин, уступают место более сложным и совершенным методам.

Канке выделил:

1. индуктивный метод: регламентирует перенос знаний с известных объектов на неизвестные;

2. гипотетико-дедуктивный метод: определяет правила научного объяснения в естествознании и основан на определении соответствия научных понятий реальной ситуации;

3. аксиоматический и конструктивистский метод определяют правила логических и математических рассуждений;

4. прагматический метод применяется преимущественно в соц.-гуманитарном знании.

5. метод понимания (интерпретации) явлений основан на установлении ценности отношения м/у исследователем и миром культуры.

Различают также методы:

- общие – методы, которые применяются в человеческом познании вообще: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, аналогия и др.;

- специфические – научное наблюдение, эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному;

- практические – наблюдение, измерение, практический эксперимент;

- логические – док-во, опровержение, подтверждение, объяснение, выведение следствий.

Одновременно наблюдение, измерение, практический эксперимент относятся к эмпирическому методу, как и сопровождающие их док-во или выведение следствий. Идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному, является теоретическим. Существуют методы, приспособленные для обоснования знаний, др. направлены на открытие. В целом методологические положения и принципы составляют инструментальную, технологическую основу современного научного знания.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Несмотря на близость понятий чувственного и эмпирического уровня знания м/у ними не может иметь место логическая выводимость одного вида знания из др. М/у этими уровнями знания существует др. тип отношений: логическое моделирование чувственных данных на некотором языке.

4 уровня эмпирического знания:

  1.  единичное эмпирическое высказывание: его содержание - это фиксация results единичных наблюдений. (фиксируется точное время и место наблюдения)
  2.  факты представляют собой индуктивные обобщения протоколов, это общие утверждения статистического или универсального хар-ра. Факты символически выражаются в таблицах, графиках, диаграммах.
  3.  эмпирические законы dif. видов (функциональные, структурные, причинные, динамические, статистические).
  4.  феноменологические теории представляют собой логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов.

Dif. м/у уровнями внутри эмпирического знания носят скорее кол-венный, чем качественный хар-р.

3 основных метода получения нового знания:

1. операциональный (указывается последовательность осуществимых операций, выполнение которых позволяет шаг за шагом вывить реальный смысл понятия), use методы: наблюдение, сравнение, измерение

2. экспериментальный (исследователь задает  вопрос" интересующему его объекту и получает от него  ответ")

Операциональный и экспериментальный методы образуют средства получения эмпирического знания.

3. логико-математический.

Методы эмпирического уровня научного познания:

  1.  Наблюдение предполагает наличие замысла, целей и средств, с помощью которых субъект переходит от предмета деят-ти (наблюдаемого явления) к продукту (отчету о наблюдаемом). Научное наблюдение должно отвечать жестким требованиям:
  2.  четкая постановка целей,
  3.  выбор методики и разработка плана наблюдений,
  4.  систематичность,
  5.  контроль за корректностью и надежностью results наблюдений,
  6.  обработка полученных данных.

Results любого наблюдения, зафиксированные средствами любого языка представляют собой эмпирические высказывания, которые хар-ризуются тем, что отражают некоторое независимое от наблюдателя событие -имеют объективное содержание и способны выражать наблюдаемые события некоторым контролируемым способом.

2. Сравнение. Осуществлять сравнение 2-х предметов возможно только по к.-н. точному выделенному в них признаку, св-ву или отношению. Сравнение имеет смысл лишь в рамках к.-н. качества. Процедура сравнения предполагает существование такого взаимоотношения, в котором сравниваемые предметы выступают как качественно однородные.

3. Измерение – процедура, фиксирующаяя не только качественные хар-ристики объектов и явлений, но и кол-венные аспекты. При этом предполагается наличие некоторого масштаба, алгоритма процесса измерения и измирительного устройства. Измерение есть процедура установления одной величины с помощью др., принятой за эталон. Измерение - процедура сравнения 2-х величин, в result которой экспериментально устанавливается отношение м/у величиной измеряемой и принятой за единицу измерения.  

4. Эксперимент ставится в тех случаях, когда need изучить некоторое состояние предмета, которое не всегда наблюдается в естественных условиях. Исследователь воздействует на предмет исследования в специально подобранных условиях, а затем изучает его. При постановке эксперимента возникает сначала необходимость достижения нужного состояния предмета, лишь затем, наблюдения за предметом.

2 типа экспериментальных задач 

1) Исследовательский эксперимент связан с поиском некоторых зависимостей м/у некоторыми параметрами объекта.

2) Проверочный эксперимент применяется в случаях, когда требуется подтвердить или опровергнуть некоторое положение теории.

5. Абстрагирование - отвлечение частного, выделение общего. Идея метода, как особой формы познавательной активности ума, принадлежит Аристотелю

6. Индукция - это метод движения мысли от менее общего знания к более общему. Исходными данными для индуктивных выводов обычно выступают либо множество высказываний, фиксирующих единичные наблюдения, или множество фактов. Заключением индуктивных выводов часто являются универсальные высказывания об эмпирических законах.

7. Фальсификация. К.Поппер предложил новую модель взаимоотношения теории и опыта. Основная функция эмпирического опыта в науке - не в том, чтобы док-ть или подтверждать истинные гипотезы или теории, а в том, чтобы отвергать ложные научные гипотезы. Именно возможность потенциальной фальсификации знания является need признаком его научности.

8. Экстраполяция - экстенсивное приращение знаний путем распространения следствий к.-н. гипотезы или теории из одной сферы человеческого знания на др. сферы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

Теоретический уровень – высший уровень научного познания: факты, добытые эмпирическим путём, предшествующие развитию науки, а также логические выводы, добытые рассудком и разумом человека.

Объект теоретического уровня – идеализированный, несуществующий в реальности.

Методы: 

1) абстрагирование – процесс отвлечения и мысленного выделения к.-л. сторон и св-в предмета. При абстрагировании отбрасывается всё то, что мешает целенаправленному исследованию. Абстракция – нечто неполное, одностороннее, но абстрактные понятия имеют огромное значение в науке: они позволяют изучить предмет «в чистом виде», когда остаются самые существенные св-ва. При абстрагировании важно, какой признак выделяется в качестве существенного. Это всегда творческий процесс учёного.

2) идеализация – мысленное конструирование объекта, которому приписываются св-ва, возможные лишь в «предельном чистом случае». Results идеализации – идеализированные объекты, т.е. которые в действительности не существуют. Эти объекты фиксируются в знаково-символических средствах, и они гораздо проще для изучения, чем реальные. Все законы науки носят идеализированный хар-р, т.е. их непосредственное соотношение с действительностью невозможно. Необходимо для реального воплощения иметь правила корректировки для конкретных условий.

3) аксиоматизация: в основе лежат аксиомы, т.е. утверждения, которые не требуют док-в, и док-во которых невозможно. Аксиоматизация в науке обозначает область знания, которая представляет единую дедуктивную систему, и содержание которой выведено из начальных аксиом. В настоящее время в качестве исходных аксиом могут быть избраны отдельные положения теории, из которой выводится всё остальное. Т.е. аксиомы представляют соглашения учёных, которые придают элементам теории статус аксиомы.

4) гипотетико-дедуктивный метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез, истинное значение которых неизвестно. Отсюда знание носит вероятностный хар-р.  Гипотетико-дедуктивный метод включает соотношение м/у гипотезами и фактами. Это соотношение является противоречивым:

а) от фактов нет логического пути к правильной гипотезе – это путь обобщения. Сами факты такого обобщения не подсказывают. Этот метод – путь установления гипотез. Этот метод use в экспериментальных науках и опирается на эксперимент и логико-математические методы.

б) от гипотез к фактам существует множество логических построений.

5) анализ и синтез,

6) индукция и дедукция,

7) моделирование,

8) системно-структурный метод,

9) синергетика и т.п.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18214. Організаційно-методичні особливості проведення уроку фізичної культури в школі 183.5 KB
  Змістовий модуль 5 Тема 11. Організаційнометодичні особливості проведення уроку фізичної культури в школі. План. Зміст навчальної дисципліни Фізична культура€. 1.1. Аналіз шкільної базової програми Основи здоровя та фізична культура€ Київ 2001 року. ...
18215. Організація і методика фізичного виховання дітей та підлітків з ослабленим здоров’ям 87 KB
  Змістовий модуль 6 Тема 13. Організація і методика фізичного виховання дітей та підлітків з ослабленим здоровям. Особливості організації фізкультурнооздоровчих занять учнів підготовчої і спеціальної медичної груп. 1.1. Організація занять фізичними вправами ...
18216. Планування, контроль та облік навчальної діяльності учнів 141.5 KB
  Змістовий модуль 4 Тема 9. Планування контроль та облік навчальної діяльності учнів. Технологія планування та його функції. 1.1. Функції планування вимоги до планування перспективне поточне оперативне планування. 1.2. Технологія планування встановлення мет...
18217. Принципи побудови процесу фізичного виховання 84.5 KB
  Змістовий модуль 1 Тема 2. Принципи побудови процесу фізичного виховання. Усі явища та процеси у природі і житті підпорядковані певним закономірностям і розвиваються відповідно до них. Ці закономірності існують у природі незалежно від волі людини. П
18218. Загальні основи навчання рухових дій 126 KB
  Змістовий модуль 2 Тема 5. Загальні основи навчання рухових дій. Особливості навчання у фізичному вихованні. 1.1. Зміст спеціальних фізкультурноспортивних знань. 1.2. Класифікація рівнів засвоєння знань. Рухові уміння та навички. 2.1. Характеристика
18219. Загальна характеристика та основи методики розвитку рухових здібностей 262 KB
  Змістовий модуль 3 Тема 6. Загальна характеристика та основи методики розвитку рухових здібностей. Поняття про рухові здібності та основні форми їх прояву. 1.1. Визначення поняття рухові здібності€ потенціальні€ та актуальні€ рухові здібності конди
18220. Теорія і методика фізичного виховання, як наукова та навчальна дисципліна. Система фізичного виховання 122 KB
  Змістовий модуль 1 Тема 1. Теорія і методика фізичного виховання як наукова та навчальна дисципліна. Система фізичного виховання. Під терміном теорія€ в науці і зокрема в ТМФВ розуміють систему основних ідей форму наукового знання що дає цілісне уявлення про законо...
18221. Урок – основна форма фізичного виховання молодших школярів 308.5 KB
  Змістовий модуль 4 Тема 8. Урок основна форма фізичного виховання молодших школярів. Зміст навчального предмету Фізична культура€. 1.1. Аналіз програми Основи здоровя і фізична культура€ Київ 2001 року програмовий матеріал години на проходження зміст к...
18222. Фізична культура в системі виховання дітей шкільного віку 106.5 KB
  Змістовий модуль 5 Тема 10. Фізична культура в системі виховання дітей шкільного віку. План. Соціальнопедагогічне значення фізичної культури дітей шкільного віку. 1.1. Мета завдання спрямованість фізичного виховання школярів. 1.2. Вікові особливості розвитк...