32973

НАУКА В АНТИЧНОСТИ И СРЕДНИЕ ВЕКА

Доклад

Логика и философия

1st позитивистов не изучался генезис науки отдельно. Спенсер Происхождение науки: наука появилась одновременно с появлением человека. во Франции создается кафедра по изучению генезиса науки. Вопрос о периодизации науки до сих пор дискуссионный.

Русский

2013-09-05

19.13 KB

34 чел.

6. НАУКА В АНТИЧНОСТИ И СРЕДНИЕ ВЕКА

До XIXв. (1st позитивистов) не изучался генезис науки отдельно. Спенсер «Происхождение науки»: наука появилась одновременно с появлением человека.

1892г. - во Франции создается кафедра по изучению генезиса науки.

Вопрос о периодизации науки до сих пор дискуссионный. Степин: науки как таковой предшествует преднаука, затем происходит становление классической науки, неклассической, постнеклассической.

Античная наука делится на 2 периода: Древней Греции (основное влияние), Древнего Рима. Античная наука возникает после древне Вост. философии. Ее важнейшие черты (Вавилоно-Шумерская, Египетская, Др. индийская, Др. китайская):

1. непосредственная подчиненность практическим потребностям (составление календаря, астрономия); техническое совершенствование орудий производства (механика).

2. Рецептурность научных знаний.

3. эмпирический хар-р их происхождения и обоснования.

4. кастовость и закрытость научного сообщ-ва.

В Др. Греции прямо противоположная картина: греки пытаются объяснить и описать возникновение, структуру и развитие мира и вещей, его составляющих (натурфилософское учение). Этапы натурфилософских идей:

1. создание модели космоса. Need было числовое подтверждение и математические методы, как result возникли пифагорейцы. Изучали связи цифр и переносили эти связи и закономерности в жизнь.

К началу IVв. до н.э. Гиппократом были представлены законы геометрии. Теэтет – теория правильных многогранников.

1st геометрическая модель космоса (Эвдокс) – гомоцентричная; затем усовершенствована Калиппом; потом 3-я модель – Аристотель.

Древние модели – гелиоцентрическая (Гераклит, IVв. до н.э.; Аристарх Самосский IIIв. до н.э.). Не имела множества сторонников гелиоцентрическая модель.

  1.  Создание атомистики и элементаризма. Проблема поставлена Парминидом: как найти единое, неизменяющееся и не уничтожающееся в многообразии изменчивого возникающегося и уничтожающегося.

Существуют 2 пути:

а) атомомистичекая модель строения в-ва. Все состоит из 2-х начал: 1st начало – неизменяемого, оформленного, неуничтожаемого (атом); 2-е начало – противоположное;

б) учение об элементах (Vв. до н.э.) Эмпедокл. Космос образован 4-мя элементами стихии: воздух, огонь, земля, вода. 2-мя силами: любовью и враждой.

Элементы однородны, не подвержены качественным изменениям, могут вступать др. с др. в dif. комбинации.

  1.  теория Платона объединяет учение об элементах с атомомистическим строением в-ва. Все 4 элемента - не простейшие элементы вещей, а обладают сложной внутренней структурой.
  2.  Учение Аристотеля: истинным бытием обладает не число, и не идея, а конкретная единичная вещь, сочетающая материю и форму. Материя - то из чего возникает вещь, но чтобы ей стать материей необходимо принять форму.

4 вида причин: материальные, формальные, действующие, целевые.

Вещь не существует помимо движения:

1) движение в отношении сущности: возникновение, разрушение.

2) движение в отношении кол-ва (увеличение, уменьшение)

3) в отношении качества (качественные изменения)

4) в отношении места (перемещение).

  1.  эллинизм. Бурное развитие математики. Евклид «Античность. Начало». II-Iвв. до н.э. - упадок эллинистических гос-в. Теряют значения культурные центры.

Важнейшие черты античной науки:

1. источник научных знаний – мышление (теоретичность),

2. логическая док-ть.

3. независимость от практики.

4. открытость критики.

5. демократизм.

НАУКА СРЕДНИХ ВЕКОВ (II-XIIIВВ.)

Религиозная картина мира опирается на теологическое обоснование. Изречение «Верую ибо абсурдно» свидетельствовало о несовместимости веры и философии.

IXв. - появилась схоластика, стремившаяся к обновлению религиозных норм. Ранняя схоластика в монастырских школах опиралась на двойственность:

1. картина мира создаваемая теологами;

2. создаваемая натурфилософами.

Вершина средневековой схоластики  - Фома Аквинский. Философские истины, которые получили знания от разума были наполнены наукой священников, основанной на откровении.

Main элементы средневекового миросозерцания: 

1. универсализм (стремление охватить мир в целом, понять его как законченное всеединство);

2. символизм – все вещи видимые, обладают св-вом воспроизводить вещи невидимые, т.е. являются символами.

3. иерархия – все вещи видимые воспроизводят, но не все в одинаковой мере вещи невидимые.

4. телелогизм (истолкование существования вещей, как заранее предуготованное Богом предназначение).

Силы интеллекта не на анализе вещей, а на анализе понятий (дедукция), откуда следует умозрительный хар-р науки.

Формы знаний: 

1. магия – глубинные познания скрытых сил и законов Вселенной, без нарушения законов Вселенной. С течением времени ее стали называть практической физикой.

2. алхимия (с греч. – искусство выплавки металлов).

3. астрология – специфическая система взглядов на космос, природу и человека. Каждый момент времени уникален по своим глубинным проявлениям.

Сущностные черты средневековой науки:

1. теологизм, схоластика, догматизм;

2. выполняла роль служанки богословия  и согласовывала с ним свои утверждения, т.е. истины разума имели подчиненный познавательный статус, по отношению к  истинной вере, религии.

3. по многим параметрам (содержание знаний и проводимые с ним операции) отличалась от античной и Вост. науки.

В это время на Востоке Ибн Ай Хайсан – открытия в области оптики, Авиценна, астроном, врач. Омар Хайям – философ, астроном, механик. Рушт – философ, успешен в алхимии.

XVв. - утухание развития проблем естествознания на Вост. и переход на Запад.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61164. ПИСЬМОВИЙ ТВІР-РОЗДУМ НА МОРАЛЬНО-ЕТИЧНУ (ЧИ СУСПІЛЬНУ) ТЕМУ В ПУБЛІЦИСТИЧНОМУ СТИЛІ 44.5 KB
  Ми вступаємо в життя в епоху інтенсивного розвитку не лише науки і техніки а й негативних наслідків науковотехнічного прогресу: забруднення повітря високий рівень шуму та радіації страшні людські хвороби.
61165. УЗАГАЛЬНЮВАЛЬНІ СЛОВА В РЕЧЕННЯХ З ОДНОРІДНИМИ ЧЛЕНАМИ. ДВОКРАПКА Й ТИРЕ ПРИ УЗАГАЛЬНЮВАЛЬНИХ СЛОВАХ 440.02 KB
  Поглибити знання восьмикласників про однорідні члени речення, удосконалити вміння знаходити узагальнювальні слова при них, домогтися засвоєння учнями правил уживання розділових знаків при узагальнювальних словах, сформувати вміння пояснювати розділові знаки в реченнях з однорідними членами за допомогою пунктуаційних правил
61166. КОНТРОЛЬНЕ АУДІЮВАННЯ ТЕКСТУ ПУБЛІЦИСТИЧНОГО СТИЛЮ 51 KB
  Стічні води промислових підприємств забруднюють прісні водойми. У результаті цього забруднення повністю змінюються фізичні властивості води підвищується температура зменшується прозорість з’являються забарвлення присмаки запахи.
61167. ЗВЕРТАННЯ НЕПОШИРЕНІ Й ПОШИРЕНІ 29.73 KB
  Поглибити знання восьмикласників про звертання, їх стилістичну роль у мовленні; розвивати вміння виділяти в реченнях непоширені й поширені звертання, правильно інтонувати речення зі звертаннями; формувати загальнопізнавальні вміння визначати спосіб морфологічного вираження звертань
61168. РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ В РЕЧЕННЯХ ЗІ ЗВЕРТАННЯМИ 85.5 KB
  Правопис: розділові знаки в реченнях зі звертанням. Культура мовлення і стилістика: використання звертань задля передачі ставлення до адресата дотримання правильної інтонації в реченнях зі звертаннями.
61169. ВСТАВНІ СЛОВА І СЛОВОСПОЛУЧЕННЯ, ЇХ ВИДИ ЗА ЗНАЧЕННЯМ 64.5 KB
  Правопис: розділові знаки в реченнях зі вставними словами і словосполученнями. Культура мовлення і стилістика: правильна побудова речень зі вставними словами і словосполученнями для передачі ставлення до адресата дотримання правильної інтонації у висловлюваннях зі вставними словами і словосполученнями.
61170. РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ В РЕЧЕННЯХ ЗІ ВСТАВНИМИ СЛОВАМИ 51.5 KB
  Правопис: розділові знаки в реченнях зі вставними словами. Внутрішньопредметні зв’язки: Культура мовлення і стилістика: використання вставних слів для передачі ставлення до адресата дотримання правильної інтонації в реченнях зі вставними словами.
61171. ВСТАВНІ РЕЧЕННЯ, РОЗДІЛОВІ ЗНАКИ ПРИ НИХ 56.5 KB
  Правопис: розділові знаки в синтаксичних конструкціях зі вставними реченнями. Внутрішньопредметні зв’язки: Культура мовлення і стилістика: використання вставних речень для передачі ставлення до адресата дотримання правильної інтонації в реченнях зі вставними реченнями.
61172. УЗАГАЛЬНЕННЯ Й СИСТЕМАТИЗАЦІЯ З ТЕМИ «РЕЧЕННЯ ЗІ ЗВЕРТАННЯМИ І ВСТАВНИМИ СЛОВАМИ» 51 KB
  Правопис: кома в реченнях зі звертаннями і вставними словами. Внутрішньопредметні зв’язки: Культура мовлення і стилістика: правильна побудова речень зі звертаннями і вставними словами для передачі ставлення до адресата дотримання правильної інтонації в реченнях зі звертаннями і вставними словами.