32973

НАУКА В АНТИЧНОСТИ И СРЕДНИЕ ВЕКА

Доклад

Логика и философия

1st позитивистов не изучался генезис науки отдельно. Спенсер Происхождение науки: наука появилась одновременно с появлением человека. во Франции создается кафедра по изучению генезиса науки. Вопрос о периодизации науки до сих пор дискуссионный.

Русский

2013-09-05

19.13 KB

37 чел.

6. НАУКА В АНТИЧНОСТИ И СРЕДНИЕ ВЕКА

До XIXв. (1st позитивистов) не изучался генезис науки отдельно. Спенсер «Происхождение науки»: наука появилась одновременно с появлением человека.

1892г. - во Франции создается кафедра по изучению генезиса науки.

Вопрос о периодизации науки до сих пор дискуссионный. Степин: науки как таковой предшествует преднаука, затем происходит становление классической науки, неклассической, постнеклассической.

Античная наука делится на 2 периода: Древней Греции (основное влияние), Древнего Рима. Античная наука возникает после древне Вост. философии. Ее важнейшие черты (Вавилоно-Шумерская, Египетская, Др. индийская, Др. китайская):

1. непосредственная подчиненность практическим потребностям (составление календаря, астрономия); техническое совершенствование орудий производства (механика).

2. Рецептурность научных знаний.

3. эмпирический хар-р их происхождения и обоснования.

4. кастовость и закрытость научного сообщ-ва.

В Др. Греции прямо противоположная картина: греки пытаются объяснить и описать возникновение, структуру и развитие мира и вещей, его составляющих (натурфилософское учение). Этапы натурфилософских идей:

1. создание модели космоса. Need было числовое подтверждение и математические методы, как result возникли пифагорейцы. Изучали связи цифр и переносили эти связи и закономерности в жизнь.

К началу IVв. до н.э. Гиппократом были представлены законы геометрии. Теэтет – теория правильных многогранников.

1st геометрическая модель космоса (Эвдокс) – гомоцентричная; затем усовершенствована Калиппом; потом 3-я модель – Аристотель.

Древние модели – гелиоцентрическая (Гераклит, IVв. до н.э.; Аристарх Самосский IIIв. до н.э.). Не имела множества сторонников гелиоцентрическая модель.

  1.  Создание атомистики и элементаризма. Проблема поставлена Парминидом: как найти единое, неизменяющееся и не уничтожающееся в многообразии изменчивого возникающегося и уничтожающегося.

Существуют 2 пути:

а) атомомистичекая модель строения в-ва. Все состоит из 2-х начал: 1st начало – неизменяемого, оформленного, неуничтожаемого (атом); 2-е начало – противоположное;

б) учение об элементах (Vв. до н.э.) Эмпедокл. Космос образован 4-мя элементами стихии: воздух, огонь, земля, вода. 2-мя силами: любовью и враждой.

Элементы однородны, не подвержены качественным изменениям, могут вступать др. с др. в dif. комбинации.

  1.  теория Платона объединяет учение об элементах с атомомистическим строением в-ва. Все 4 элемента - не простейшие элементы вещей, а обладают сложной внутренней структурой.
  2.  Учение Аристотеля: истинным бытием обладает не число, и не идея, а конкретная единичная вещь, сочетающая материю и форму. Материя - то из чего возникает вещь, но чтобы ей стать материей необходимо принять форму.

4 вида причин: материальные, формальные, действующие, целевые.

Вещь не существует помимо движения:

1) движение в отношении сущности: возникновение, разрушение.

2) движение в отношении кол-ва (увеличение, уменьшение)

3) в отношении качества (качественные изменения)

4) в отношении места (перемещение).

  1.  эллинизм. Бурное развитие математики. Евклид «Античность. Начало». II-Iвв. до н.э. - упадок эллинистических гос-в. Теряют значения культурные центры.

Важнейшие черты античной науки:

1. источник научных знаний – мышление (теоретичность),

2. логическая док-ть.

3. независимость от практики.

4. открытость критики.

5. демократизм.

НАУКА СРЕДНИХ ВЕКОВ (II-XIIIВВ.)

Религиозная картина мира опирается на теологическое обоснование. Изречение «Верую ибо абсурдно» свидетельствовало о несовместимости веры и философии.

IXв. - появилась схоластика, стремившаяся к обновлению религиозных норм. Ранняя схоластика в монастырских школах опиралась на двойственность:

1. картина мира создаваемая теологами;

2. создаваемая натурфилософами.

Вершина средневековой схоластики  - Фома Аквинский. Философские истины, которые получили знания от разума были наполнены наукой священников, основанной на откровении.

Main элементы средневекового миросозерцания: 

1. универсализм (стремление охватить мир в целом, понять его как законченное всеединство);

2. символизм – все вещи видимые, обладают св-вом воспроизводить вещи невидимые, т.е. являются символами.

3. иерархия – все вещи видимые воспроизводят, но не все в одинаковой мере вещи невидимые.

4. телелогизм (истолкование существования вещей, как заранее предуготованное Богом предназначение).

Силы интеллекта не на анализе вещей, а на анализе понятий (дедукция), откуда следует умозрительный хар-р науки.

Формы знаний: 

1. магия – глубинные познания скрытых сил и законов Вселенной, без нарушения законов Вселенной. С течением времени ее стали называть практической физикой.

2. алхимия (с греч. – искусство выплавки металлов).

3. астрология – специфическая система взглядов на космос, природу и человека. Каждый момент времени уникален по своим глубинным проявлениям.

Сущностные черты средневековой науки:

1. теологизм, схоластика, догматизм;

2. выполняла роль служанки богословия  и согласовывала с ним свои утверждения, т.е. истины разума имели подчиненный познавательный статус, по отношению к  истинной вере, религии.

3. по многим параметрам (содержание знаний и проводимые с ним операции) отличалась от античной и Вост. науки.

В это время на Востоке Ибн Ай Хайсан – открытия в области оптики, Авиценна, астроном, врач. Омар Хайям – философ, астроном, механик. Рушт – философ, успешен в алхимии.

XVв. - утухание развития проблем естествознания на Вост. и переход на Запад.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83726. Исследование устойчивости линейных систем автоматического управления 860.5 KB
  Переходная характеристика данной САУ в замкнутом состоянии в графическом виде: Из графика переходной характеристики системы четко видно что данная система при заданных параметрах является неустойчивой. Частотные и импульсные характеристики процесса: Логарифмически амплитудно-частотная и фазочастотная характеристики...
83727. Электрические цепи постоянного тока 112.45 KB
  ак как согласование источника и нагрузки — это выбор соотношения сопротивления нагрузки и внутреннего сопротивления источника с целью достижения заданных свойств полученной системы (как правило, стараются достичь максимального значения какого-либо параметра для данного источника).
83728. Промышленная пыль и средства пылеулавливания 153.5 KB
  Цель работы – определение концентрации пыли весовым (гравиметрическим) методом и оценка воздуха рабочей зоны по пылевому фактору. Приборы и оборудование. лабораторная установка состоит из трех камер (условных рабочих мест) с различной запыленностью воздуха; циклон и рукавный фильтр, вентиляторная установка...
83729. ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОТЛИВОК В РАЗОВЫХ ПЕСЧАНО-ГЛИНИСТЫХ ФОРМАХ 822.96 KB
  Зарисовать последовательность изготовления формы конфигурацию моделей и полученной отливки. Сделать вывод сравнив процессы литья в разовую и постоянную формы. Основным способом изготовления отливок является литье в песчаные формы в которых получают около 80 от общего количества отливок.
83730. ИССЛЕДОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ: МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 102 KB
  Пользователь системы компьютерной обработки данных это специалист профессиональная деятельность которого связана: либо с применением подобной системы как средства выполнения им своих функций обычно операторских аналитических или управленческих.
83731. Решение дробных рациональных уравнений 58.59 KB
  Цели урока: Обучающая: формирование понятия дробные рациональные уравнения; рассмотреть различные способы решения дробных рациональных уравнений; рассмотреть алгоритм решения дробных рациональных уравнений включающий условие равенства дроби нулю; обучить решению дробных рациональных уравнений по алгоритму...
83732. Какие бывают растения? 150.63 KB
  Древесные и травянистые жизненные формы растений и их отличительные признаки; лекарственные растения края; осенние изменения в жизни растений различать травянистые и древесные жизненные формы растений по их внешним признакам; распознавать растения края...
83733. Глобус – модель Земли 44.52 KB
  Цель: познакомить с глобусом моделью Земли; формировать понятия: глобус модель экватор полюса земная ось материки океаны. Планируемые результаты предметные: научатся: определять форму планеты Земля находить на глобусе полюса экватор земную ось материки океаны; иметь представление о накоплении...
83734. What do we name the Motherland? Что мы называем Родиной? 87 KB
  Teacher: Ok, you are right. The title of our lesson is our motherland and its power. Are you ready to find out more interesting information concerned this topic? If yes, let’s get the ball rolling. После ответов учащихся, учитель подводит итог ответам и объявляет тему и цель урока.