32973

НАУКА В АНТИЧНОСТИ И СРЕДНИЕ ВЕКА

Доклад

Логика и философия

1st позитивистов не изучался генезис науки отдельно. Спенсер Происхождение науки: наука появилась одновременно с появлением человека. во Франции создается кафедра по изучению генезиса науки. Вопрос о периодизации науки до сих пор дискуссионный.

Русский

2013-09-05

19.13 KB

37 чел.

6. НАУКА В АНТИЧНОСТИ И СРЕДНИЕ ВЕКА

До XIXв. (1st позитивистов) не изучался генезис науки отдельно. Спенсер «Происхождение науки»: наука появилась одновременно с появлением человека.

1892г. - во Франции создается кафедра по изучению генезиса науки.

Вопрос о периодизации науки до сих пор дискуссионный. Степин: науки как таковой предшествует преднаука, затем происходит становление классической науки, неклассической, постнеклассической.

Античная наука делится на 2 периода: Древней Греции (основное влияние), Древнего Рима. Античная наука возникает после древне Вост. философии. Ее важнейшие черты (Вавилоно-Шумерская, Египетская, Др. индийская, Др. китайская):

1. непосредственная подчиненность практическим потребностям (составление календаря, астрономия); техническое совершенствование орудий производства (механика).

2. Рецептурность научных знаний.

3. эмпирический хар-р их происхождения и обоснования.

4. кастовость и закрытость научного сообщ-ва.

В Др. Греции прямо противоположная картина: греки пытаются объяснить и описать возникновение, структуру и развитие мира и вещей, его составляющих (натурфилософское учение). Этапы натурфилософских идей:

1. создание модели космоса. Need было числовое подтверждение и математические методы, как result возникли пифагорейцы. Изучали связи цифр и переносили эти связи и закономерности в жизнь.

К началу IVв. до н.э. Гиппократом были представлены законы геометрии. Теэтет – теория правильных многогранников.

1st геометрическая модель космоса (Эвдокс) – гомоцентричная; затем усовершенствована Калиппом; потом 3-я модель – Аристотель.

Древние модели – гелиоцентрическая (Гераклит, IVв. до н.э.; Аристарх Самосский IIIв. до н.э.). Не имела множества сторонников гелиоцентрическая модель.

  1.  Создание атомистики и элементаризма. Проблема поставлена Парминидом: как найти единое, неизменяющееся и не уничтожающееся в многообразии изменчивого возникающегося и уничтожающегося.

Существуют 2 пути:

а) атомомистичекая модель строения в-ва. Все состоит из 2-х начал: 1st начало – неизменяемого, оформленного, неуничтожаемого (атом); 2-е начало – противоположное;

б) учение об элементах (Vв. до н.э.) Эмпедокл. Космос образован 4-мя элементами стихии: воздух, огонь, земля, вода. 2-мя силами: любовью и враждой.

Элементы однородны, не подвержены качественным изменениям, могут вступать др. с др. в dif. комбинации.

  1.  теория Платона объединяет учение об элементах с атомомистическим строением в-ва. Все 4 элемента - не простейшие элементы вещей, а обладают сложной внутренней структурой.
  2.  Учение Аристотеля: истинным бытием обладает не число, и не идея, а конкретная единичная вещь, сочетающая материю и форму. Материя - то из чего возникает вещь, но чтобы ей стать материей необходимо принять форму.

4 вида причин: материальные, формальные, действующие, целевые.

Вещь не существует помимо движения:

1) движение в отношении сущности: возникновение, разрушение.

2) движение в отношении кол-ва (увеличение, уменьшение)

3) в отношении качества (качественные изменения)

4) в отношении места (перемещение).

  1.  эллинизм. Бурное развитие математики. Евклид «Античность. Начало». II-Iвв. до н.э. - упадок эллинистических гос-в. Теряют значения культурные центры.

Важнейшие черты античной науки:

1. источник научных знаний – мышление (теоретичность),

2. логическая док-ть.

3. независимость от практики.

4. открытость критики.

5. демократизм.

НАУКА СРЕДНИХ ВЕКОВ (II-XIIIВВ.)

Религиозная картина мира опирается на теологическое обоснование. Изречение «Верую ибо абсурдно» свидетельствовало о несовместимости веры и философии.

IXв. - появилась схоластика, стремившаяся к обновлению религиозных норм. Ранняя схоластика в монастырских школах опиралась на двойственность:

1. картина мира создаваемая теологами;

2. создаваемая натурфилософами.

Вершина средневековой схоластики  - Фома Аквинский. Философские истины, которые получили знания от разума были наполнены наукой священников, основанной на откровении.

Main элементы средневекового миросозерцания: 

1. универсализм (стремление охватить мир в целом, понять его как законченное всеединство);

2. символизм – все вещи видимые, обладают св-вом воспроизводить вещи невидимые, т.е. являются символами.

3. иерархия – все вещи видимые воспроизводят, но не все в одинаковой мере вещи невидимые.

4. телелогизм (истолкование существования вещей, как заранее предуготованное Богом предназначение).

Силы интеллекта не на анализе вещей, а на анализе понятий (дедукция), откуда следует умозрительный хар-р науки.

Формы знаний: 

1. магия – глубинные познания скрытых сил и законов Вселенной, без нарушения законов Вселенной. С течением времени ее стали называть практической физикой.

2. алхимия (с греч. – искусство выплавки металлов).

3. астрология – специфическая система взглядов на космос, природу и человека. Каждый момент времени уникален по своим глубинным проявлениям.

Сущностные черты средневековой науки:

1. теологизм, схоластика, догматизм;

2. выполняла роль служанки богословия  и согласовывала с ним свои утверждения, т.е. истины разума имели подчиненный познавательный статус, по отношению к  истинной вере, религии.

3. по многим параметрам (содержание знаний и проводимые с ним операции) отличалась от античной и Вост. науки.

В это время на Востоке Ибн Ай Хайсан – открытия в области оптики, Авиценна, астроном, врач. Омар Хайям – философ, астроном, механик. Рушт – философ, успешен в алхимии.

XVв. - утухание развития проблем естествознания на Вост. и переход на Запад.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

48748. Расчет структуры электромагнитных полей 202.5 KB
  Решение Так как поблизости исследуемого объекта нет областей занятых током то следует решать уравнение Лапласа скалярного магнитного потенциала с соответствующими граничными условиями на поверхности r = R 1.6 Найдём частное решение для потенциала из системы 1. Таким образом частное решение для φm : где С1=А1А4;С2=А24 Найдём решение уравнений 5.2: Решение его можно записать в виде N=Bcosθ.
48749. Расчет структуры переменных электромагнитных полей в волноводе 416 KB
  Для заданного типа волны с начальной амплитудой поля Em=5кВ см распространяющейся в прямоугольном волноводе сечением а x в получить аналитические выражения продольной и поперечных компонент полей в комплексной форме записи и для мгновенных значений.1 Распространяющиеся в волноводе электромагнитные волны являются волнами бегущими вдоль оси волновода вдоль оси z и стоячими в двух остальных направлениях. Стоячие волны в направлениях x и y образуются вследствие многократных отражений волн от стенок волновода. Другими словами для Hволны...
48750. Расчет структуры полей проводящего шара в диэлектрической среде 103.5 KB
  Цель работы: расчет структуры полей проводящего шара в диэлектрической среде а также в волноводе для приведенных в задании параметров. Метод исследования : метод разделения переменных при интегрировании дифференциальных уравнений для получения аналитических выражений потенциалов и напряженностей полей с последующим построением на ЭВМ структуры этих полей. Для заданной геометрии и параметров среды получены аналитические выражения значений потенциалов и напряженностей полей диэлектрического шара в диэлектрической среде. В...
48753. Создание базы данных с помощью СУБД Microsoft Access 939 KB
  Цели и основные задачи выполнения курсовой работы Необходимо создать базу данных БД Учебная нагрузка для учета нагрузки преподавателя ВУЗа и автоматизации отчета о выполнении нагрузки. Под базой данных БД понимают совокупность хранящихся вместе данных...
48754. ОБҐРУНТУВАННЯ ГОСПОДАРСЬКИХ РІШЕНЬ І ОЦІНЮВАННЯ РИЗИКІВ. МЕТОДИЧНІ ВКАЗІВКИ 440.5 KB
  Економіка підприємства Запоріжжя 2011 Методичні вказівки до виконання курсових робіт з дисципліни Обґрунтування господарських рішень і оцінювання ризиків для студентів денної форми навчання спеціальності 6.030504 Економіка підприємства укл. Виконання курсової роботи розвиває у студентів логіку економічного мислення дозволяє проявити творчі здібності при оцінці рівня господарського ризику на досліджуваному підприємстві розвиває навики самостійної роботи з літературою первинними документами законодавчою базою внутрішніми...
48755. Тіазолідони: синтез та використання 558 KB
  На теперішній час вивчені фізичні та хімічні властивості 4тіазолінонів розроблено ряд методів їх синтезу зокрема на основі 2тіоціанатоацетатної кислоти. Змішаній ангідрид ацетатної та хлорацетатної кислот з тіосемікарбазидом реагує з утворенням 2гідразонотіазолін4ону для якого характерна подвійна кетоєнольна та аміноімінна таутомерія [4]: В реакції хлорацетатної кислоти її естерів чи амідів з незаміщенною або Nзаміщеною тіосечовиною спочатку утворюється сіль ізотіосечовини. В реакціях з різноманітними S Nбінуклеофілами як...