32973

НАУКА В АНТИЧНОСТИ И СРЕДНИЕ ВЕКА

Доклад

Логика и философия

1st позитивистов не изучался генезис науки отдельно. Спенсер Происхождение науки: наука появилась одновременно с появлением человека. во Франции создается кафедра по изучению генезиса науки. Вопрос о периодизации науки до сих пор дискуссионный.

Русский

2013-09-05

19.13 KB

39 чел.

6. НАУКА В АНТИЧНОСТИ И СРЕДНИЕ ВЕКА

До XIXв. (1st позитивистов) не изучался генезис науки отдельно. Спенсер «Происхождение науки»: наука появилась одновременно с появлением человека.

1892г. - во Франции создается кафедра по изучению генезиса науки.

Вопрос о периодизации науки до сих пор дискуссионный. Степин: науки как таковой предшествует преднаука, затем происходит становление классической науки, неклассической, постнеклассической.

Античная наука делится на 2 периода: Древней Греции (основное влияние), Древнего Рима. Античная наука возникает после древне Вост. философии. Ее важнейшие черты (Вавилоно-Шумерская, Египетская, Др. индийская, Др. китайская):

1. непосредственная подчиненность практическим потребностям (составление календаря, астрономия); техническое совершенствование орудий производства (механика).

2. Рецептурность научных знаний.

3. эмпирический хар-р их происхождения и обоснования.

4. кастовость и закрытость научного сообщ-ва.

В Др. Греции прямо противоположная картина: греки пытаются объяснить и описать возникновение, структуру и развитие мира и вещей, его составляющих (натурфилософское учение). Этапы натурфилософских идей:

1. создание модели космоса. Need было числовое подтверждение и математические методы, как result возникли пифагорейцы. Изучали связи цифр и переносили эти связи и закономерности в жизнь.

К началу IVв. до н.э. Гиппократом были представлены законы геометрии. Теэтет – теория правильных многогранников.

1st геометрическая модель космоса (Эвдокс) – гомоцентричная; затем усовершенствована Калиппом; потом 3-я модель – Аристотель.

Древние модели – гелиоцентрическая (Гераклит, IVв. до н.э.; Аристарх Самосский IIIв. до н.э.). Не имела множества сторонников гелиоцентрическая модель.

  1.  Создание атомистики и элементаризма. Проблема поставлена Парминидом: как найти единое, неизменяющееся и не уничтожающееся в многообразии изменчивого возникающегося и уничтожающегося.

Существуют 2 пути:

а) атомомистичекая модель строения в-ва. Все состоит из 2-х начал: 1st начало – неизменяемого, оформленного, неуничтожаемого (атом); 2-е начало – противоположное;

б) учение об элементах (Vв. до н.э.) Эмпедокл. Космос образован 4-мя элементами стихии: воздух, огонь, земля, вода. 2-мя силами: любовью и враждой.

Элементы однородны, не подвержены качественным изменениям, могут вступать др. с др. в dif. комбинации.

  1.  теория Платона объединяет учение об элементах с атомомистическим строением в-ва. Все 4 элемента - не простейшие элементы вещей, а обладают сложной внутренней структурой.
  2.  Учение Аристотеля: истинным бытием обладает не число, и не идея, а конкретная единичная вещь, сочетающая материю и форму. Материя - то из чего возникает вещь, но чтобы ей стать материей необходимо принять форму.

4 вида причин: материальные, формальные, действующие, целевые.

Вещь не существует помимо движения:

1) движение в отношении сущности: возникновение, разрушение.

2) движение в отношении кол-ва (увеличение, уменьшение)

3) в отношении качества (качественные изменения)

4) в отношении места (перемещение).

  1.  эллинизм. Бурное развитие математики. Евклид «Античность. Начало». II-Iвв. до н.э. - упадок эллинистических гос-в. Теряют значения культурные центры.

Важнейшие черты античной науки:

1. источник научных знаний – мышление (теоретичность),

2. логическая док-ть.

3. независимость от практики.

4. открытость критики.

5. демократизм.

НАУКА СРЕДНИХ ВЕКОВ (II-XIIIВВ.)

Религиозная картина мира опирается на теологическое обоснование. Изречение «Верую ибо абсурдно» свидетельствовало о несовместимости веры и философии.

IXв. - появилась схоластика, стремившаяся к обновлению религиозных норм. Ранняя схоластика в монастырских школах опиралась на двойственность:

1. картина мира создаваемая теологами;

2. создаваемая натурфилософами.

Вершина средневековой схоластики  - Фома Аквинский. Философские истины, которые получили знания от разума были наполнены наукой священников, основанной на откровении.

Main элементы средневекового миросозерцания: 

1. универсализм (стремление охватить мир в целом, понять его как законченное всеединство);

2. символизм – все вещи видимые, обладают св-вом воспроизводить вещи невидимые, т.е. являются символами.

3. иерархия – все вещи видимые воспроизводят, но не все в одинаковой мере вещи невидимые.

4. телелогизм (истолкование существования вещей, как заранее предуготованное Богом предназначение).

Силы интеллекта не на анализе вещей, а на анализе понятий (дедукция), откуда следует умозрительный хар-р науки.

Формы знаний: 

1. магия – глубинные познания скрытых сил и законов Вселенной, без нарушения законов Вселенной. С течением времени ее стали называть практической физикой.

2. алхимия (с греч. – искусство выплавки металлов).

3. астрология – специфическая система взглядов на космос, природу и человека. Каждый момент времени уникален по своим глубинным проявлениям.

Сущностные черты средневековой науки:

1. теологизм, схоластика, догматизм;

2. выполняла роль служанки богословия  и согласовывала с ним свои утверждения, т.е. истины разума имели подчиненный познавательный статус, по отношению к  истинной вере, религии.

3. по многим параметрам (содержание знаний и проводимые с ним операции) отличалась от античной и Вост. науки.

В это время на Востоке Ибн Ай Хайсан – открытия в области оптики, Авиценна, астроном, врач. Омар Хайям – философ, астроном, механик. Рушт – философ, успешен в алхимии.

XVв. - утухание развития проблем естествознания на Вост. и переход на Запад.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12561. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПОТЕНЦИАЛОВ ЛЕННАРДА-ДЖОНСА ИЗ ВТОРОГО ВИРИАЛЬНОГО КОЭФФИЦИЕНТА 122 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПОТЕНЦИАЛОВ ЛЕННАРДАДЖОНСА ИЗ ВТОРОГО ВИРИАЛЬНОГО КОЭФФИЦИЕНТА ВВЕДЕНИЕ В настоящей работе на основании исследования микроскопических свойств газа рассчитываются параметры потенциала ЛеннардаДжонса п...
12562. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПОТЕНЦИАЛОВ ЛЕННАРДА-ДЖОНСА 422 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №6 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ПОТЕНЦИАЛОВ ЛЕННАРДАДЖОНСА ВВЕДЕНИЕ В настоящей работе на основании исследования макроскопических свойств газа рассчитываются параметры потенциала ЛеннардаДжонса применяемого в классических и кванто
12563. СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБТЕКАЕМЫХ ТЕЛ 1.2 MB
  СОПРОТИВЛЕНИЕ ОБТЕКАЕМЫХ ТЕЛ Отчет по лабораторной работе № 6М ВВЕДЕНИЕ Определение силы с которой жидкость действует на обтекаемое тело является одной из основных задач механики сплошных сред. В данной работе эта сила определяется экспериментально на моделях в д
12564. Адиабата. Измерение показателя адиабаты акустическим методом 611 KB
  Колебательное движение с малыми амплитудами в сжимаемой жидкости называют акустическими волнами. Процесс распространения акустических волн в идеально сжимаемой жидкости списывается поведением во времени и пространстве основных акустических параметров
12565. ЯВЛЕНИЕ МАГНИТОСТРИКЦИИ 733.5 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №4 ЯВЛЕНИЕ МАГНИТОСТРИКЦИИ ВВЕДЕНИЕ Явление магнитострикции заключается в изменении формы и размеров ферромагнетика при изменении его намагниченности в магнитном поле. Магнитострикция позволяет выяснить природу сил которые опред...
12566. ИЗМЕРЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРИ ТЕЧЕНИИ ВОЗДУХА В ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ТРУБКЕ 298.5 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №4М ИЗМЕРЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА СОПРОТИВЛЕНИЯ ПРИ ТЕЧЕНИИ ВОЗДУХА В ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ТРУБКЕ ВВЕДЕНИЕ Цель данной лабораторной работы заключается в ознакомлении студентов с основными закономерностями и параметрами характеризующими теч
12567. ТЕПЛОЕМКОСТЬ КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ ТЕЛ 653 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №3 ТЕПЛОЕМКОСТЬ КРИСТАЛЛИЧЕСКИХ ТЕЛ ВВЕДЕНИЕ Цель работы ознакомление с микроскопической теорией теплоемкости кристаллических тел ознакомление с установкой для измерения теплоемкости и измерение теплоемкости двух образцов. ...
12568. БАРОЭФФЕКТ ПРИ ВЗАИМНОЙ ДИФФУЗИИ ГАЗОВ 137.5 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №2М БАРОЭФФЕКТ ПРИ ВЗАИМНОЙ ДИФФУЗИИ ГАЗОВ ВВЕДЕНИЕ Целью данной лабораторной работы является ознакомление с явлением бароэффекта при взаимной диффузии газов а также приобретение знаний и навыков в работе с ...
12569. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ВЯЗКОСТИ ГАЗОВ МЕТОДОМ НЕСТАЦИОНАРНОГО ПОТОКА 456 KB
  ОТЧЕТ по лабораторной работе №1М ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА ВЯЗКОСТИ ГАЗОВ МЕТОДОМ НЕСТАЦИОНАРНОГО ПОТОКА ВВЕДЕНИЕ Целью данной лабораторной работы является ознакомление с существующими методами измерения коэффициентов динамической вязкости газов на примере ...