32974

НАУКА И ФИЛОСОФИЯ: ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ИДЕЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ (М. БОРН. ФИЗИКА И МЕТАФИЗИКА)

Доклад

Логика и философия

ФИЗИКА И МЕТАФИЗИКА Метафизика исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру. Вильям Джемс: Метафизика – это необычайно упорное стремление мыслить ясным образом. Бертран Рассел: Метафизика – попытка постичь мир как целое с помощью мысли. Метафизика – исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру.

Русский

2013-09-05

18.66 KB

38 чел.

21. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ: ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ИДЕЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ (М. БОРН. ФИЗИКА И МЕТАФИЗИКА)

Метафизика - исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру.

Способность делать предсказания – main достоинство физики. Оно основывается на принципе причинности, который в наиболее общей форме означает признание неизменных законов природы. Однако современная физика поставила этот принцип под сомнение. Это – 1st метафизическое понятие. С этим метафизическим понятием тесно связано понятие реальности.

Скептическое отношение к принципу причинности раньше всех возникло в атомной физике, где объекты нашего восприятия не непосредственно воздействуют на наши чувства, а только опосредованно, ч/з более или менее сложные приборы. Первичные объекты физики – это частицы, силы, поля и т.д.

Проблема, поставленная Расселом, – действительно ли возможно представление о мире как целом.

Классическая физика узаконила 2-ую форму причинности – необходимую последовательность во времени. Это произошло благодаря открытию Галилеем и Ньютоном основных законов механики, позволяющим предсказывать будущие события на основе предшествующих, и наоборот. Эти законы детерминистичны. Мир, if бы он подчинялся только им, был бы гигантской машиной. Полное знание положения в данный момент времени определяло бы положение в любой другой момент времени. Этот вид детерминизма рассматривался физиками прошлого столетия как единственное разумное истолкование причинности, а применяя его, они избавляют физику от последних остатков метафизического мышления.

Сейчас это отождествление детерминизма с причинностью было бы произвольным и внесло только путаницу. Есть такие детерминистические отношения, которые не являются в то же время причинными.

Птолемеева система мира была детерминистической, но не каузальной интерпретацией. То же можно сказать об окружностях Коперника и эллипсах Кеплера. Они являлись формами кинематического описания, но отнюдь не каузальными объяснениями, потому что в них не указывается никакой причины явлений, кроме конечной причины – воли творца. Позднее возникают динамические теории Галилея и Ньютона. If строго придерживаться того, что единственной целью теории является детерминистическое предсказание, то прогресс, достигнутый введением динамики в астрономию, можно усмотреть единственно лишь в значительном сокращении числа законов и их упрощении. Была выдвинута идея, чуждая прежним кинематическим теориям, что один ряд данных «вызван» др. рядом данных.

Действительным объектом науки является вневременное отношение м/у наблюдаемым и условиями наблюдения. Именно в этом и состоит настоящий смысл принципа причинности в отличие от детерминизма, который выражает частное и почти случайное св-во законов механики.

Все развитие классической физики можно рассматривать как борьбу за восстановление 2-х main черт причины и следствия.

Новая механика является по существу статистической и, что касается распределения частиц, полностью индетерминистической. И все же она сохранила известное сходство с классической механикой. Поэтому мы имеем здесь парадоксальную ситуацию: для таких физических объектов, как малые частицы, детерминизм не сохраняется, но зато он сохраняется для вероятности их появления. Т.е., предсказание – пусть даже одних только вероятностей – возможно только с учетом всей ситуации в целом, а также применяемого прибора. Прежде надо решить, какую хар-ристику собираешься исследовать, и уж в соответствии с этим конструировать прибор. Тогда станет возможным предсказать такой result, как вероятность появления частиц при условиях эксперимента. Здесь постулируется метафизическое понятие необходимости, несводимое к др. понятиям, по отношению к 2-м dif. типам вещей, и это является хар-рной чертой научного подхода к миру.

Нильс Бор: «принцип дополнительности»: на простых примерах он пытается показать, как можно интуитивно понять цельность экспериментальной ситуации и вместе с тем взаимную исключаемость и дополнительность 2-х таких ситуаций. При этом он use только принцип неопределенности в его простейшей форме.

Бесчисленное множество возможных наблюдений связывается посредством неизменных хар-ристик, инвариантов, которые хотя и отличаются от простого восприятия, но так же, как и последние, служат указателями вещей, объектов, частиц. Дело в том, что для описания того, что мы наблюдаем даже с помощью самых тонких инструментов, у нас нет иных средств, кроме обычного языка.

Вечный спор – спор м/у философским идеализмом и реализмом. Действительным вкладом в наше мышление является идея дополнительности. Факт существования в такой точной науке, как физика, взаимоисключающих и дополняющих ситуаций, которые не могут быть описаны в одних и тех же понятиях, а требуют для себя двойственного способа выражения, должен иметь влияние и на др. области человеческой деят-ти и мысли.

Вильям Джемс: Метафизика – это необычайно упорное стремление мыслить ясным образом.

Бертран Рассел: Метафизика – попытка постичь мир как целое с помощью мысли.

Метафизика – исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру.

Причина должна предшествовать следствию, if only они не одновременны.

Существует объективный физический мир, который развивается по неизменным законам, существующим независимо от нас. Мы только наблюдаем этот процесс, но в реальной жизни мы и субъекты и объекты.

Современные теории расширили и уточнили некоторые идеи, но не изменили положения в целом.

центральная проблема в философии – проблема в свободе воли. Весь акт воли can рассматривать, с one стороны, как спонтанный процесс в сознании, а с др., как продукт мотивов, которые образуются в прошлом или настоящем при соприкосновении с внешним миром.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54631. Узагальнення теоретичних знаньз теми «Океани» 156 KB
  Мета: узагальнити, систематизувати та визначити рівень знань, вмінь, навичок учнів з даної теми; виховувати зацікавленість до уроків географії, уміння працювати в колективі.
54632. МАНДРІВКА ОКЕАНОМ КОМП’ЮТЕРНИХ ЗНАНЬ 40.5 KB
  Мета: повторити матеріал вивчений у першому семестрі коригувати знання учнів розвивати пізнавальну активність сприяти розвитку уваги виховувати інтерес до інформатики. Сьогодні я вас запрошую у подорож але не просту а казкову подорож океаном комп’ютерних знань на чудовому кораблі. Що таке інформація Що вивчає наука інформатика Для чого призначений комп’ютер Для чого призначена клавіатура комп’ютера Для чого призначена клавіша...
54633. Мандрівка океанами 45.5 KB
  Вступне слово вчителя 3 хвилини Ви вже звикли до вигляду нашої планети де материки й океа ни розташовані в певному порядку На карті ви бачите дві Америки –Північну і Південну що простягли одна одній руки і перегородили Світовий океан; Африку плічопліч із Євра зією самотній п’ятикутник Австралії відокремлену білу Антарктидуоточену океанічним кільцем. 250 млн років тому на нашій планеті існував один гігантський материк – Пангея що омивався єдиним океаном. Між ними...
54634. Урок – гра «Географічний чемпіонат» 75 KB
  Мета: узагальнити і перевірити знання з теми “Океани”, повторити географічну номенклатуру; розвивати допитливість, увагу, спостережливість, кмітливість, образне мислення учнів; прищеплювати любов до природи, виховувати екологічну свідомість.
54635. Окупаційний режим і розгортання руху Опору в Україні 124.5 KB
  Мета. Визначити суть окупаційного режиму в Україні, наслідки, до яких привела політика «нового порядку». Показати трагедію українського народу в ході війни, проаналізувати розгортання руху Опору в Україні. Виховувати почуття патріотизму, поваги та шани до ветеранів та учасників Великої Вітчизняної війни, почуття неприязні до поневолення, рабства, ідей фашизму та нацизму.
54636. Історія в літературі рідного краю. (Зустріч із письменницею Ольгою Хало) 70 KB
  Мета: через призму ліри О.Хало познайомити учнів з історією рідного краю; виховувати почуття патріотизму, поваги до історичної минувшини лубенської землі. Обладнання: виставка творів О.Хало, ілюстрації до її творів, проектор, магнітофон.
54637. Олимпийские игры 41.5 KB
  Если у названного животного длинный хвост игроки поднимают правую руку и машут ею если же хвоста нет или он короткий игроки хлопают. Лошадь длинный коза короткий корова длинный лиса длинный заяц короткий овца короткий тигр длинный медведь короткий свинья короткий осёл длинный белка длинный.
54638. Урок – путешествие на Олимп 43 KB
  Трагедия с греческого переводиться как Афинский район Керамик дал название Пантикапей это современная Эгейское море назвали в честь царя Во время Марафонской битвы греки сражались с Правление Перикла называют золотым Сколько подвигов совершил Геракл Кого не допускали на Афинское собрание...
54639. Формирование компетентности продуктивной творческой деятельности у учащихся по информатике путем решения олимпиадных задач 155.99 KB
  Программа решения данной задачи в среде TurboPscl может быть такой: Vr mnzsxmxmin: integer; begin z:=0; writeln‘Введи количество конфет одной разновидности и количество конфет другой’; redlnmn; if n m then begin mx:=n; min:=m end else begin mx:=m; min:=n end; for x:=1 to mx do begin if mx mod x=0 then begin s:=mx div x; if min mod s=0 then if s 1 then begin writeln‘Коробок с одинаковым набором конфет может быть:’; writelns’ штук’; z:=1 end; end; end; if z=0 then writeln‘Конфеты можно поместить только в одну коробку’; redln...