32974

НАУКА И ФИЛОСОФИЯ: ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ИДЕЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ (М. БОРН. ФИЗИКА И МЕТАФИЗИКА)

Доклад

Логика и философия

ФИЗИКА И МЕТАФИЗИКА Метафизика исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру. Вильям Джемс: Метафизика это необычайно упорное стремление мыслить ясным образом. Бертран Рассел: Метафизика попытка постичь мир как целое с помощью мысли. Метафизика исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру.

Русский

2013-09-05

18.66 KB

43 чел.

21. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ: ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ИДЕЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ (М. БОРН. ФИЗИКА И МЕТАФИЗИКА)

Метафизика - исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру.

Способность делать предсказания – main достоинство физики. Оно основывается на принципе причинности, который в наиболее общей форме означает признание неизменных законов природы. Однако современная физика поставила этот принцип под сомнение. Это – 1st метафизическое понятие. С этим метафизическим понятием тесно связано понятие реальности.

Скептическое отношение к принципу причинности раньше всех возникло в атомной физике, где объекты нашего восприятия не непосредственно воздействуют на наши чувства, а только опосредованно, ч/з более или менее сложные приборы. Первичные объекты физики – это частицы, силы, поля и т.д.

Проблема, поставленная Расселом, – действительно ли возможно представление о мире как целом.

Классическая физика узаконила 2-ую форму причинности – необходимую последовательность во времени. Это произошло благодаря открытию Галилеем и Ньютоном основных законов механики, позволяющим предсказывать будущие события на основе предшествующих, и наоборот. Эти законы детерминистичны. Мир, if бы он подчинялся только им, был бы гигантской машиной. Полное знание положения в данный момент времени определяло бы положение в любой другой момент времени. Этот вид детерминизма рассматривался физиками прошлого столетия как единственное разумное истолкование причинности, а применяя его, они избавляют физику от последних остатков метафизического мышления.

Сейчас это отождествление детерминизма с причинностью было бы произвольным и внесло только путаницу. Есть такие детерминистические отношения, которые не являются в то же время причинными.

Птолемеева система мира была детерминистической, но не каузальной интерпретацией. То же можно сказать об окружностях Коперника и эллипсах Кеплера. Они являлись формами кинематического описания, но отнюдь не каузальными объяснениями, потому что в них не указывается никакой причины явлений, кроме конечной причины – воли творца. Позднее возникают динамические теории Галилея и Ньютона. If строго придерживаться того, что единственной целью теории является детерминистическое предсказание, то прогресс, достигнутый введением динамики в астрономию, можно усмотреть единственно лишь в значительном сокращении числа законов и их упрощении. Была выдвинута идея, чуждая прежним кинематическим теориям, что один ряд данных «вызван» др. рядом данных.

Действительным объектом науки является вневременное отношение м/у наблюдаемым и условиями наблюдения. Именно в этом и состоит настоящий смысл принципа причинности в отличие от детерминизма, который выражает частное и почти случайное св-во законов механики.

Все развитие классической физики можно рассматривать как борьбу за восстановление 2-х main черт причины и следствия.

Новая механика является по существу статистической и, что касается распределения частиц, полностью индетерминистической. И все же она сохранила известное сходство с классической механикой. Поэтому мы имеем здесь парадоксальную ситуацию: для таких физических объектов, как малые частицы, детерминизм не сохраняется, но зато он сохраняется для вероятности их появления. Т.е., предсказание – пусть даже одних только вероятностей – возможно только с учетом всей ситуации в целом, а также применяемого прибора. Прежде надо решить, какую хар-ристику собираешься исследовать, и уж в соответствии с этим конструировать прибор. Тогда станет возможным предсказать такой result, как вероятность появления частиц при условиях эксперимента. Здесь постулируется метафизическое понятие необходимости, несводимое к др. понятиям, по отношению к 2-м dif. типам вещей, и это является хар-рной чертой научного подхода к миру.

Нильс Бор: «принцип дополнительности»: на простых примерах он пытается показать, как можно интуитивно понять цельность экспериментальной ситуации и вместе с тем взаимную исключаемость и дополнительность 2-х таких ситуаций. При этом он use только принцип неопределенности в его простейшей форме.

Бесчисленное множество возможных наблюдений связывается посредством неизменных хар-ристик, инвариантов, которые хотя и отличаются от простого восприятия, но так же, как и последние, служат указателями вещей, объектов, частиц. Дело в том, что для описания того, что мы наблюдаем даже с помощью самых тонких инструментов, у нас нет иных средств, кроме обычного языка.

Вечный спор – спор м/у философским идеализмом и реализмом. Действительным вкладом в наше мышление является идея дополнительности. Факт существования в такой точной науке, как физика, взаимоисключающих и дополняющих ситуаций, которые не могут быть описаны в одних и тех же понятиях, а требуют для себя двойственного способа выражения, должен иметь влияние и на др. области человеческой деят-ти и мысли.

Вильям Джемс: Метафизика – это необычайно упорное стремление мыслить ясным образом.

Бертран Рассел: Метафизика – попытка постичь мир как целое с помощью мысли.

Метафизика – исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру.

Причина должна предшествовать следствию, if only они не одновременны.

Существует объективный физический мир, который развивается по неизменным законам, существующим независимо от нас. Мы только наблюдаем этот процесс, но в реальной жизни мы и субъекты и объекты.

Современные теории расширили и уточнили некоторые идеи, но не изменили положения в целом.

центральная проблема в философии – проблема в свободе воли. Весь акт воли can рассматривать, с one стороны, как спонтанный процесс в сознании, а с др., как продукт мотивов, которые образуются в прошлом или настоящем при соприкосновении с внешним миром.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84127. Классификация государств, её основания и значение. Место и роль типологии государств в системе классификации государств 23.92 KB
  Ленина и других решающим фактором общественного развития который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами которые были собственностью свободных граждан. Феодальное государство это диктатура класса феодалов земельных...
84128. Развитие идей русской религиозной философии в рамках «метафизики всеединства» конца XIX - первой половины XX столетия (В. Соловьев, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский, С. и Е. Трубецкие) 36.64 KB
  Эта характерная черта русской религиозной философии была задана философской СИСТЕМОЙ ВСЕЕДИНСТВА ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА. По Соловьеву всеединство это органическое единство всего мира которое осуществляется в двух видах: 1. Следовательно у всего мира есть нечто внешнее ему некое Всеединство общее для всех его частей которое своим действием образует из множества отдельных и не причастных друг к другу частей единый мир. Следовательно Всеединство образуя из множества частей единое давая всем частям мира истинное и полноценное совместное...
84129. Русская идея как основная проблема отечественной философии истории (В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин) 36.2 KB
  Помимо святости как государствастолпа истинного христианства исключительность России Николай БЕРДЯЕВ обосновывал особенностями русского национального характера особенностями русской души. Это сняло с русского человека чувство личной ответственности за вопросы государственного характера и определило такие стороны его характера как: слабое осознание личных прав и личных интересов; равнодушие к политике и к политическим идеям; беспечность и лень; недостаток инициативы и самодисциплины. Восточный византийский склад характера устремляет...
84130. Космизм в русской философии (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.О. Чижевский, В.И. Вернадский). Его основные положения 39.58 KB
  Его основные положения В русской философии XIX века сформировался так называемый русский космизм направление мысли пытающееся в глобальном смысле гармонизировать мир соединением человека с космосом. Истоки русского космизма как и сама его логика находились в представлениях о зависимости жизни человека от характера физических параметров ближнего космоса и вообще всей Вселенной: 1. Кроме того исходя из подобного предположения мы можем предположить и следующее глобальные процессы во Вселенной определяют и биологическую жизнь человека...
84131. Марксистская философия в России, легальное и революционное направления (П.Б. Струве, М.И. Туган-Барановский, Г.В. Плеханов, В.И.Ленин) 35.94 KB
  В противоборстве идей славянофилов и западников в России в конечном итоге победила западная ориентация которая тяготела к идеям популярного в то время в Европе марксизма. ЛЕГАЛЬНЫЕ МАРКСИСТЫ отрицали любое насилие в политическом процессе утверждали перспективность капитализма для России и предлагали совершенствовать общество путём демократических реформ. Основателем и первым идеологом легального марксизма в России стал Петр СТРУВЕ.
84132. Бытие, материя, природа как определяющие онтологические категории. Их взаимосвязь и различие 37.43 KB
  Бытие существующее сущее это действительность как таковая это всё то что реально существует. Изучением Бытия занимается раздел философии онтология поэтому Бытие как онтологическая категория выражает в философии ту сферу реальности которая не относится к процессам сознания и психики человека сфера гносеологии. Таким образом Бытие это онтологическая категория выражающая собой всё что объективно существует в мире вне сознания человека и вообще никак не зависит ни от сознания ни от воли ни от эмоций человека. Вследствие этого...
84133. Движение. Движение как способ существования материи. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения 36.02 KB
  Основные формы движения. В таком случае само понятие движения изменения изменчивости можно понимать только относительно некоего момента устойчивости относительно некоего момента покоя содержащего в себе набор характеристик относительно которых возникает картина происходящих изменений. Следовательно само состояние устойчивости объектов систем или явлений само состояние стартового покоя от которого начинается и усматривается их изменение находится также в составе самого движения поскольку движение никогда нигде не исчезает и не...
84134. Пространство и время. Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Принцип единства мира 32.48 KB
  Пространство и время как всеобщие формы существования материи. Концепции нераздельного с материей пространства могут предлагать его не только трехмерным но и четырехмерным например релятивизм длина ширина высота время или nмерным в еще больших количествах где каждое новое измерение отводится для того или иного отдельного физического взаимодействия фундаментального характера современные физические модели наподобие теории струн и пр. Время это некая мыслимая целостность вбирающая в себя длительность некоего движения и маркирующая...
84135. Проблемы сознания в философии. Язык и мышление как формы объективизации сознания. Их соотнесенность 36.48 KB
  Язык и мышление как формы объективизации сознания. Основной проблемой сознания в философии является вопрос его отношения к бытию. Этот вопрос имеет две стороны: онтологическую в рамках которой решается вопрос первичности материи или сознания по отношению друг к другу и гносеологическую в рамках которой решается вопрос о принципиальной возможности познания мир.