32974

НАУКА И ФИЛОСОФИЯ: ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ИДЕЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ (М. БОРН. ФИЗИКА И МЕТАФИЗИКА)

Доклад

Логика и философия

ФИЗИКА И МЕТАФИЗИКА Метафизика исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру. Вильям Джемс: Метафизика это необычайно упорное стремление мыслить ясным образом. Бертран Рассел: Метафизика попытка постичь мир как целое с помощью мысли. Метафизика исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру.

Русский

2013-09-05

18.66 KB

46 чел.

21. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ: ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ИДЕЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ (М. БОРН. ФИЗИКА И МЕТАФИЗИКА)

Метафизика - исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру.

Способность делать предсказания – main достоинство физики. Оно основывается на принципе причинности, который в наиболее общей форме означает признание неизменных законов природы. Однако современная физика поставила этот принцип под сомнение. Это – 1st метафизическое понятие. С этим метафизическим понятием тесно связано понятие реальности.

Скептическое отношение к принципу причинности раньше всех возникло в атомной физике, где объекты нашего восприятия не непосредственно воздействуют на наши чувства, а только опосредованно, ч/з более или менее сложные приборы. Первичные объекты физики – это частицы, силы, поля и т.д.

Проблема, поставленная Расселом, – действительно ли возможно представление о мире как целом.

Классическая физика узаконила 2-ую форму причинности – необходимую последовательность во времени. Это произошло благодаря открытию Галилеем и Ньютоном основных законов механики, позволяющим предсказывать будущие события на основе предшествующих, и наоборот. Эти законы детерминистичны. Мир, if бы он подчинялся только им, был бы гигантской машиной. Полное знание положения в данный момент времени определяло бы положение в любой другой момент времени. Этот вид детерминизма рассматривался физиками прошлого столетия как единственное разумное истолкование причинности, а применяя его, они избавляют физику от последних остатков метафизического мышления.

Сейчас это отождествление детерминизма с причинностью было бы произвольным и внесло только путаницу. Есть такие детерминистические отношения, которые не являются в то же время причинными.

Птолемеева система мира была детерминистической, но не каузальной интерпретацией. То же можно сказать об окружностях Коперника и эллипсах Кеплера. Они являлись формами кинематического описания, но отнюдь не каузальными объяснениями, потому что в них не указывается никакой причины явлений, кроме конечной причины – воли творца. Позднее возникают динамические теории Галилея и Ньютона. If строго придерживаться того, что единственной целью теории является детерминистическое предсказание, то прогресс, достигнутый введением динамики в астрономию, можно усмотреть единственно лишь в значительном сокращении числа законов и их упрощении. Была выдвинута идея, чуждая прежним кинематическим теориям, что один ряд данных «вызван» др. рядом данных.

Действительным объектом науки является вневременное отношение м/у наблюдаемым и условиями наблюдения. Именно в этом и состоит настоящий смысл принципа причинности в отличие от детерминизма, который выражает частное и почти случайное св-во законов механики.

Все развитие классической физики можно рассматривать как борьбу за восстановление 2-х main черт причины и следствия.

Новая механика является по существу статистической и, что касается распределения частиц, полностью индетерминистической. И все же она сохранила известное сходство с классической механикой. Поэтому мы имеем здесь парадоксальную ситуацию: для таких физических объектов, как малые частицы, детерминизм не сохраняется, но зато он сохраняется для вероятности их появления. Т.е., предсказание – пусть даже одних только вероятностей – возможно только с учетом всей ситуации в целом, а также применяемого прибора. Прежде надо решить, какую хар-ристику собираешься исследовать, и уж в соответствии с этим конструировать прибор. Тогда станет возможным предсказать такой result, как вероятность появления частиц при условиях эксперимента. Здесь постулируется метафизическое понятие необходимости, несводимое к др. понятиям, по отношению к 2-м dif. типам вещей, и это является хар-рной чертой научного подхода к миру.

Нильс Бор: «принцип дополнительности»: на простых примерах он пытается показать, как можно интуитивно понять цельность экспериментальной ситуации и вместе с тем взаимную исключаемость и дополнительность 2-х таких ситуаций. При этом он use только принцип неопределенности в его простейшей форме.

Бесчисленное множество возможных наблюдений связывается посредством неизменных хар-ристик, инвариантов, которые хотя и отличаются от простого восприятия, но так же, как и последние, служат указателями вещей, объектов, частиц. Дело в том, что для описания того, что мы наблюдаем даже с помощью самых тонких инструментов, у нас нет иных средств, кроме обычного языка.

Вечный спор – спор м/у философским идеализмом и реализмом. Действительным вкладом в наше мышление является идея дополнительности. Факт существования в такой точной науке, как физика, взаимоисключающих и дополняющих ситуаций, которые не могут быть описаны в одних и тех же понятиях, а требуют для себя двойственного способа выражения, должен иметь влияние и на др. области человеческой деят-ти и мысли.

Вильям Джемс: Метафизика – это необычайно упорное стремление мыслить ясным образом.

Бертран Рассел: Метафизика – попытка постичь мир как целое с помощью мысли.

Метафизика – исследование общих черт структуры мира и наших методов проникновения в эту структуру.

Причина должна предшествовать следствию, if only они не одновременны.

Существует объективный физический мир, который развивается по неизменным законам, существующим независимо от нас. Мы только наблюдаем этот процесс, но в реальной жизни мы и субъекты и объекты.

Современные теории расширили и уточнили некоторые идеи, но не изменили положения в целом.

центральная проблема в философии – проблема в свободе воли. Весь акт воли can рассматривать, с one стороны, как спонтанный процесс в сознании, а с др., как продукт мотивов, которые образуются в прошлом или настоящем при соприкосновении с внешним миром.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62772. Морфология. Местоимение. Относительные местоимения 22.5 KB
  Цель урока: сформировать понятие об относительных местоимениях знания об их основных морфологических и синтаксических особенностях. 2 Вступительная беседа Сегодня мы познакомимся с относительными местоимениями особенностями их склонения.
62773. МЯГКИЙ ЗНАК ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ И В СЕРЕДИНЕ СЛОВА 14.84 KB
  Цели урока: наблюдение над мягким знаком-показателем мягкости согласных, его особенностями, развитие умения различать в речи и писать слова с мягким знаком для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова...
62774. Правописание проверяемых и непроверяемых непроизносимых согласных, безударных гласных и парных согласных в корне слова 31.08 KB
  Цели: обучающая: учащиеся должны уметь называть орфограмму Проверяемые и непроверяемые непроизносимые согласные Безударные гласные Парные согласные в корне слова и находить их; учащиеся должны уметь называть орфограммы; уметь самостоятельно подбирать проверочные слова.
62776. Причастный оборот 26.97 KB
  Цель урока: закрепление понятия о причастном обороте, его роли в предложении, знакомство с правилами выделения причастного оборота запятыми.
62777. Перенос слов 15.6 KB
  Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слова 3. Развитие умения слышать и видеть в словах опасные места орфограмму. Назовите буквы алфавита с которых не начинаются слова Мягкий знак твердый знак ы.
62778. Правила переноса слов 14.71 KB
  Актуализация изученного Прочитайте слова на доске Сосна ванна майка объявил Объясните орфограммы объясняют О ком эта загадка читает загадку о собаке Это о собаке Напишу слово собака на строке продолжает запись.
62779. Второстепенные члены предложения. Обстоятельства и дополнения 23.58 KB
  Давайте запишем это слово проговаривая его по слогам а говори вслух. Давайте придумаем предложение с этим словом. Дети говорят свои варианты У: Давайте запишем такие предложения...
62780. Главные члены двусоставного предложения. Подлежащее 16.34 KB
  Целеполагание. Определяют учащиеся, опираясь на тему урока. Работа со словарным словом: рябина. Устная проверка домашнего задания. Прочесть вслух 2–3 сочинения-описания архитектурного памятника по желанию учащихся.