32975

НАУКА КАК ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И СОЦ. ИНСТИТУТ

Доклад

Логика и философия

Всеобщие харристики понятия наука: определение науки как рациональнопредметного вида познания выделение в ней 3 ее основных аспектов: наука как специфический тип знания: исследуют логика и методология науки. эмоциональная нейтральность запрещает людям науки use при решении научных проблем эмоции личные симпатии. Все аспекты связаны м у собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого. Выявление структуры науки ставит проблему классификации наук раскрытие их...

Русский

2013-09-05

21.98 KB

33 чел.

2. НАУКА КАК ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И СОЦ. ИНСТИТУТ

Эпистемология (греч. умение, знание+учение, наука) – теория познания, рассматривающая строго научное познание.

С т.з. философского метода наука

1. result деят-ти рациональной сферы сознания,

2. объективный тип сознания, опирающийся в существенной степени на внешний опыт.

3. наука в равной степени относится как к познавательной,  так и к оценочной сфере рационального сознания.

Т.о., с т.з. всеобщих хар-ристик сознания наука - рационально-предметная деят-ть сознания. Ее цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта.

Рациональное знание более широкое понятие, чем научное знание. Хотя всякое научное знание рационально, не всякое рациональное знание научно. 4 типа научной рациональности соответствует 4 классам наук. Всеобщие хар-ристики понятия наука: определение науки как рационально-предметного вида познания, выделение в ней 3 ее основных аспектов:

  1.  наука как специфический тип знания:

исследуют логика и методология науки.

main problem - выявление и экспликация тех признаков, которые являются необходимыми и достаточными для отличия научного знания от results др. видов познания.

Критерии научного знания:

  1.  предметность,
  2.  однозначность,
  3.  определенность,
  4.  точность,
  5.  системность,
  6.  логическая док-ть,
  7.  проверяемость,
  8.  обоснованность,
  9.  полезность.

Однако действительная наука не подчиняется единым правилам.

  1.  наука как особый вид познавательной деят-ти:

Наука - это когнитивная познавательная деят-ть. Любая деят-ть - это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Цель - получение нового научного знания, предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая info, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы.

3 основные модели изображения процесса научного познания:

  1.  эмпиризм,
  2.  теоретизм,
  3.  проблематизм.
  4.  наука как особый соц. институт:

Функционирование научного общ-ва осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, имеющих статус моральных норм – научного этоса. Мертон: наука как особая соц. структура опирается в своем функционировании на 4 ценностных императива:

  1.  универсализм - внеличностный, объективный хар-р научного знания;
  2.  коллективизм: плоды научного познания принадлежат всему научному сообщ-ву и общ-ву в целом
  3.  бескорыстность: main цель деят-ти ученых – служение истине.
  4.  организованный скептицизм - запрет на догматическое утверждение истины, развитие критики.

Позднее Барбер добавил еще 2:

  1.  рационализм: наука не просто стремится к объективной истине, а к доказанному, логически организованному дискурсу, оценивает который научный разум.
  2.  эмоциональная нейтральность запрещает людям науки use при решении научных проблем эмоции, личные симпатии.

Все аспекты связаны м/у собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого.

Современная наука - это мощная самоорганизующаяся система, 2 main контролирующими понятиями которой выступают экономическая подпитка и свобода научного поиска.

Т.о., наука - особая, профессионально-организованная познавательная деят-ть, направленная на получение нового знания, обладающего следующими св-вами:

  1.  объектная предметность,
  2.  общезначимость,
  3.  обоснованность,
  4.  определенность,
  5.  точность,
  6.  проверяемость,
  7.  воспроизводимость предмета знания,
  8.  объективная истинность,
  9.  полезность.

Наука как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки ставит проблему классификации наук - раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд.

Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания принадлежит Аристотелю. Все знание - а оно в античности совпадало с философией - в зависимости от сферы его применения он разделил на 3 группы:

  1.  теоретическое: познание ведется ради него самого;
  2.  практическое дает руководящие идеи для поведения человека;
  3.  творческое: познание осуществляется для достижения ч.-л. прекрасного.

В период возникновения науки как целостного социокультурного феномена (XVI-XVIIвв.) Ф.Бэкон в зависимости от познавательных способностей человека (память, рассудок и воображение) разделил науки на 3 большие группы:

а) история как описание фактов

б) теоретические науки, или "философия";

в) поэзия, лит-ра, искусство.

Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель. Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания, он свою философскую систему разделил на 3 крупных раздела, соответствующих основным этапам развития Абсолютной идеи ("мирового духа"):

а) Логика, которая совпадает с диалектикой и теорией познания и включает 3 учения: о бытии, о сущности, о понятии;

б) Философия природы  подразделяется на механику и органическую физику, которая последовательно рассматривает геологическую природу, растительную природу и животный организм.

в) Философия духа расчленена на 3 раздела: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух, абсолютный дух.

Свою классификацию наук предложил основоположник позитивизма О.Конт, who исходил из того, что:

а) существуют науки, относящиеся к внешнему миру, с one стороны, и к человеку - с др.;

б) философию природы (т.е. совокупность наук о природе) следует разделить на 2 отрасли: неорганическую и органическую (в соответствии с их предметами изучения);

в) естественная философия последовательно охватывает "3 великие отрасли знания" - астрономию, химию и биологию.

На материалистической и вместе с тем на диалектической основе проблему классификации наук решил Ф.Энгельс: main критерий деления наук - формы движения материи в природе. Общим и единым для всех областей природы понятием "форма движения материи" Энгельс охватил: dif. процессы в неживой природе; жизнь (биологическую форму движения) => науки располагаются естественным образом в единый ряд - механика, физика, химия, биология, - подобно тому, как следуют др. за др., переходят др. в др. и развиваются одна из др. сами формы движения материи, - высшие из низших, сложные из простых. Именно на стыках основных наук (физики и химии, химии и биологии и т.п.) можно ожидать наиболее важных и фундаментальных открытий.

середина XXв. - классификация наук В.И.Вернадского: В зависимости от хар-ра изучаемых объектов 2 рода (типа) наук:

1) науки, объекты (и законы) которых охватывают все, т.е. это науки, объекты которых отвечают основным, общим явлениям реальности;

2) науки, объекты (и законы) которых св-венны и хар-рны только для нашей Земли. В соответствии с таким пониманием объектов разных наук мы можем различать в ноосфере (сфера разума) науки, общие для всей реальности (физика, астрономия, химия, математика), и науки о Земле (науки биологические, геологические и гуманитарные). Логика занимает особое положение, т.к., будучи неразрывно связанной с человеческой мыслью, она одинаково охватывает все науки - и гуманитарные, и естественно-математические. Все стороны научного знания образуют единую науку, которая находится в бурном развитии, и область, охватываемая ею, все увеличивается.

Классификация современных наук проводится по самым dif. основаниям (критериям):

  1.  по предмету и методу познания: науки о природе - естествознание, об общ-ве – общ-вознание (гуманитарные, соц. науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.); технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.
  2.  по своей "удаленности" от практики: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение results научного познания для решения конкретных производственных и соц.-практических проблем.

НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

  1.  Наука является частью соц. системы, зависит от нее и влияет на нее. Рассматривается как система знаний в общей системе общ-ва.
  2.  Но одновременно она и культурная система, это своего рода культура. Наука является детищем той или иной культуры, но также на нее и влияет (создает культуру рационального мышления).

НАУКА КАК СОЦ. ИНСТИТУТ

Необходимо отличать понятие научного знания от науки (появилась в XVI-XVIIвв., когда превратилась в систему, являющуюся компонентом соц. системы общ-ва). Производство научных знаний становится важнейшей потребностью общ-ва, формируется целая система взаимосвязанных звеньев, которые составляют собственно науку (научные учреждения (академии, университеты, лаборатории); система подготовки знаний; система научных сообщ-в – подсистемы науки как института). Поэтому с этого времени наука оформляется и становится соц. институтом.

Наука – определенный вид деят-ти, направленный на познание нового знания (но не нового для человека, а нового для науки и научного сообщ-ва). Долго научное знание новым быть не может, т.к. найдутся ученые, которые их углубят.

Нельзя отождествлять новое и неновое знание с истинным и не истинным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10814. Графика на Паскале 102.5 KB
  Графика на Паскале В языке TURBO Pascal имеется значительное количество графических процедур и функций. Нам понадобятся лишь некоторые из них. Для того чтобы компилятор узнавал их названия мы должны после заголовка программы разместить строчку следующего вида: u...
10815. Основная позиция пальцев на клавиатуре 51 KB
  Конспект урока Тема: Основная позиция пальцев на клавиатуре Класс: 5а Тип урока: комбинированный Цель: познакомить учащихся с принципами расположения букв на клавиатуре правилами квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации. образовательная: 1...
10816. Виды анимации. Рисованная анимация 134.5 KB
  Виды анимации Рисованная анимация. Чаще всего говоря о рисованных фильмах имеют в виду те что сделаны классическим или как его еще называют диснеевским методом т.е. с использованием той технологии которая в свое время была разработана на диснеевской студии. Такие фи
10817. Вимірювання та вимірювальні прилади 105.5 KB
  Щоб скористатися вимірювальним приладом, зняти показання, спочатку необхідно визначити ціну поділки вимірювального приладу
10818. Державні службовці та корупція 69.11 KB
  Державний чиновник частіше за інших громадян в змозі опинитися в ситуації, де конфлікт інтересів є реальним і значимим, в результаті чого може постраждати неупередженість думок і з’являється спокуса або мотив забезпечити власні, а не державні інтереси.
10819. План-конспект уроку. Повторення Я, моя сімя і друзі 44.5 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 3 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. Урок 3 Тема Повторення Я моя сімя і друзі Підтема: Освіта в Україні. Мета: Практикувати учнів у читанні тексту за темою уроку з добуванням основної інформації. Фор
10820. Загальна характеристика відповідальності державних службовців 200 KB
  Вона полягає в застосуванні до державних службовців тих чи інших покарань, стягнень, передбачених законодавством, за винне вчинення ними правопорушень, тобто за провини та дії, що юридично визнані протиправними. Як відомо, правопорушення поділяються на злочини та провини (делікти).
10821. Туристский потенциал Челябинской области 135 KB
  Основная цель данной работы заключается в том, чтобы показать и доказать необходимость развития туризма в Челябинской области. Ведь это не только промышленный регион, но еще и место, где сосредоточены огромные туристские ресурсы, такие как Аркаим, Ильменский государственный заповедник и другие.
10822. Людина серед людей 101 KB
  Outline for the lesson of English for 11thgraders. Lesson 6 Планконспект уроку з англійської мови для учнів 11х класів. Урок 6 Підтема: Людина серед людей. Мета: Обговорити в групах та в процесі аудіювання тексту положення та якості особистості в суспіл Систематизувати та повторити тему