32975

НАУКА КАК ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И СОЦ. ИНСТИТУТ

Доклад

Логика и философия

Всеобщие харристики понятия наука: определение науки как рациональнопредметного вида познания выделение в ней 3 ее основных аспектов: наука как специфический тип знания: исследуют логика и методология науки. эмоциональная нейтральность запрещает людям науки use при решении научных проблем эмоции личные симпатии. Все аспекты связаны м у собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого. Выявление структуры науки ставит проблему классификации наук раскрытие их...

Русский

2013-09-05

21.98 KB

33 чел.

2. НАУКА КАК ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И СОЦ. ИНСТИТУТ

Эпистемология (греч. умение, знание+учение, наука) – теория познания, рассматривающая строго научное познание.

С т.з. философского метода наука

1. result деят-ти рациональной сферы сознания,

2. объективный тип сознания, опирающийся в существенной степени на внешний опыт.

3. наука в равной степени относится как к познавательной,  так и к оценочной сфере рационального сознания.

Т.о., с т.з. всеобщих хар-ристик сознания наука - рационально-предметная деят-ть сознания. Ее цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта.

Рациональное знание более широкое понятие, чем научное знание. Хотя всякое научное знание рационально, не всякое рациональное знание научно. 4 типа научной рациональности соответствует 4 классам наук. Всеобщие хар-ристики понятия наука: определение науки как рационально-предметного вида познания, выделение в ней 3 ее основных аспектов:

  1.  наука как специфический тип знания:

исследуют логика и методология науки.

main problem - выявление и экспликация тех признаков, которые являются необходимыми и достаточными для отличия научного знания от results др. видов познания.

Критерии научного знания:

  1.  предметность,
  2.  однозначность,
  3.  определенность,
  4.  точность,
  5.  системность,
  6.  логическая док-ть,
  7.  проверяемость,
  8.  обоснованность,
  9.  полезность.

Однако действительная наука не подчиняется единым правилам.

  1.  наука как особый вид познавательной деят-ти:

Наука - это когнитивная познавательная деят-ть. Любая деят-ть - это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Цель - получение нового научного знания, предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая info, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы.

3 основные модели изображения процесса научного познания:

  1.  эмпиризм,
  2.  теоретизм,
  3.  проблематизм.
  4.  наука как особый соц. институт:

Функционирование научного общ-ва осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, имеющих статус моральных норм – научного этоса. Мертон: наука как особая соц. структура опирается в своем функционировании на 4 ценностных императива:

  1.  универсализм - внеличностный, объективный хар-р научного знания;
  2.  коллективизм: плоды научного познания принадлежат всему научному сообщ-ву и общ-ву в целом
  3.  бескорыстность: main цель деят-ти ученых – служение истине.
  4.  организованный скептицизм - запрет на догматическое утверждение истины, развитие критики.

Позднее Барбер добавил еще 2:

  1.  рационализм: наука не просто стремится к объективной истине, а к доказанному, логически организованному дискурсу, оценивает который научный разум.
  2.  эмоциональная нейтральность запрещает людям науки use при решении научных проблем эмоции, личные симпатии.

Все аспекты связаны м/у собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого.

Современная наука - это мощная самоорганизующаяся система, 2 main контролирующими понятиями которой выступают экономическая подпитка и свобода научного поиска.

Т.о., наука - особая, профессионально-организованная познавательная деят-ть, направленная на получение нового знания, обладающего следующими св-вами:

  1.  объектная предметность,
  2.  общезначимость,
  3.  обоснованность,
  4.  определенность,
  5.  точность,
  6.  проверяемость,
  7.  воспроизводимость предмета знания,
  8.  объективная истинность,
  9.  полезность.

Наука как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки ставит проблему классификации наук - раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд.

Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания принадлежит Аристотелю. Все знание - а оно в античности совпадало с философией - в зависимости от сферы его применения он разделил на 3 группы:

  1.  теоретическое: познание ведется ради него самого;
  2.  практическое дает руководящие идеи для поведения человека;
  3.  творческое: познание осуществляется для достижения ч.-л. прекрасного.

В период возникновения науки как целостного социокультурного феномена (XVI-XVIIвв.) Ф.Бэкон в зависимости от познавательных способностей человека (память, рассудок и воображение) разделил науки на 3 большие группы:

а) история как описание фактов

б) теоретические науки, или "философия";

в) поэзия, лит-ра, искусство.

Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель. Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания, он свою философскую систему разделил на 3 крупных раздела, соответствующих основным этапам развития Абсолютной идеи ("мирового духа"):

а) Логика, которая совпадает с диалектикой и теорией познания и включает 3 учения: о бытии, о сущности, о понятии;

б) Философия природы  подразделяется на механику и органическую физику, которая последовательно рассматривает геологическую природу, растительную природу и животный организм.

в) Философия духа расчленена на 3 раздела: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух, абсолютный дух.

Свою классификацию наук предложил основоположник позитивизма О.Конт, who исходил из того, что:

а) существуют науки, относящиеся к внешнему миру, с one стороны, и к человеку - с др.;

б) философию природы (т.е. совокупность наук о природе) следует разделить на 2 отрасли: неорганическую и органическую (в соответствии с их предметами изучения);

в) естественная философия последовательно охватывает "3 великие отрасли знания" - астрономию, химию и биологию.

На материалистической и вместе с тем на диалектической основе проблему классификации наук решил Ф.Энгельс: main критерий деления наук - формы движения материи в природе. Общим и единым для всех областей природы понятием "форма движения материи" Энгельс охватил: dif. процессы в неживой природе; жизнь (биологическую форму движения) => науки располагаются естественным образом в единый ряд - механика, физика, химия, биология, - подобно тому, как следуют др. за др., переходят др. в др. и развиваются одна из др. сами формы движения материи, - высшие из низших, сложные из простых. Именно на стыках основных наук (физики и химии, химии и биологии и т.п.) можно ожидать наиболее важных и фундаментальных открытий.

середина XXв. - классификация наук В.И.Вернадского: В зависимости от хар-ра изучаемых объектов 2 рода (типа) наук:

1) науки, объекты (и законы) которых охватывают все, т.е. это науки, объекты которых отвечают основным, общим явлениям реальности;

2) науки, объекты (и законы) которых св-венны и хар-рны только для нашей Земли. В соответствии с таким пониманием объектов разных наук мы можем различать в ноосфере (сфера разума) науки, общие для всей реальности (физика, астрономия, химия, математика), и науки о Земле (науки биологические, геологические и гуманитарные). Логика занимает особое положение, т.к., будучи неразрывно связанной с человеческой мыслью, она одинаково охватывает все науки - и гуманитарные, и естественно-математические. Все стороны научного знания образуют единую науку, которая находится в бурном развитии, и область, охватываемая ею, все увеличивается.

Классификация современных наук проводится по самым dif. основаниям (критериям):

  1.  по предмету и методу познания: науки о природе - естествознание, об общ-ве – общ-вознание (гуманитарные, соц. науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.); технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.
  2.  по своей "удаленности" от практики: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение results научного познания для решения конкретных производственных и соц.-практических проблем.

НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

  1.  Наука является частью соц. системы, зависит от нее и влияет на нее. Рассматривается как система знаний в общей системе общ-ва.
  2.  Но одновременно она и культурная система, это своего рода культура. Наука является детищем той или иной культуры, но также на нее и влияет (создает культуру рационального мышления).

НАУКА КАК СОЦ. ИНСТИТУТ

Необходимо отличать понятие научного знания от науки (появилась в XVI-XVIIвв., когда превратилась в систему, являющуюся компонентом соц. системы общ-ва). Производство научных знаний становится важнейшей потребностью общ-ва, формируется целая система взаимосвязанных звеньев, которые составляют собственно науку (научные учреждения (академии, университеты, лаборатории); система подготовки знаний; система научных сообщ-в – подсистемы науки как института). Поэтому с этого времени наука оформляется и становится соц. институтом.

Наука – определенный вид деят-ти, направленный на познание нового знания (но не нового для человека, а нового для науки и научного сообщ-ва). Долго научное знание новым быть не может, т.к. найдутся ученые, которые их углубят.

Нельзя отождествлять новое и неновое знание с истинным и не истинным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54329. Групування, формули, адресація, імена комірок, авто заповнення в Microsoft Excel (MICROSOFT OFFICE 2010) 429 KB
  Мета: Навчитися обєднувати дані за природними групами, користуватися документом, в якому є групування, створювати в комірках формули для обчислення нових даних, копіювати дані та формули, призначати імена коміркам, користуватися автозаповненням.
54330. ПРОЕКТНА ДІЯЛЬНІСТЬ НА УРОКАХ ІНФОРМАТИКИ 239.5 KB
  Це з одного боку сукупність прийомів операцій оволодіння певною областю практичного або теоретичного знання тієї чи іншої діяльності. Цей результат можна побачити осмислити застосувати в реальній практичній діяльності. Саме тому на уроках інформатики корисно вводити елементи проектної діяльності. Провідні принципи такої діяльності: Основні вимоги до проекту Необхідно наявність соціально значущої задачі проблеми дослідної інформаційної практичної.
54331. Застосування методу проектів на уроках світової літератури 797.5 KB
  У сучасній школі можна виділити чотири основні напрями при яких ефективно застосовувати методи проектів: 1 проект як метод навчання на уроці; 2 проектні технології дистанційного навчання; 3 для формування дослідницьких навичок школярів у позаурочній роботі;4 як метод організації дослідницької діяльності вчителів. Метод проектів знаходить все більше поширення у системі освіти різних країн світу. Із історії виникнення методу проектів Метод проектів не є принципово новим у світовій педагогіці. Метод проектів ефективна технологія навчання...
54332. Використання прийомів і методів розвивального навчання в традиційній початковій школі 246 KB
  Створення ситуації розриву СР пропонується завдання зовні схоже на попереднє але в корені ні. Аналіз умов аналіз того що було в попередньому способі що дозволяло нам виконувати завдання а зараз ні. І по тому які завдання учень вибрав для самостійної роботи можна встановити на якому етапі осмислення поняття він знаходиться. Це завдання які уже виконані кимось а дитині потрібно їх оцінити.
54334. Формування логічного мовлення школярів у період навчання грамоти засобами словниково-логічних вправ 192 KB
  Важливе місце у цьому процесі належить збагаченню словника дитини словаминазвами предметів їхніми якостями діями. Як свідчить практика головна увага вчителя у цей час спрямована на вивчення звукового комплексу слова тим часом його лексичне значення нерідко залишається поза увагою. Досвід підказує що шестирічна дитина здатна розрізняти і фонетичну і семантичну сторони слова усвідомлювати його як мовну одиницю. В основі методики формування лексичних понять необхідна робота над лексичним значенням слова.
54335. ВІДЛУННЯ ЕПОХ У МУЗИЧНОМУ МИСТЕЦТВІ 43.5 KB
  Без музики важко переконати людину яка вступає в світ у тому що людина прекрасна а це переконання по суті є основою емоційної естетичної моральної культури В. Загальна...
54336. Текстові формули (функції) Microsoft Excel (MICROSOFT OFFICE 2010) 263.5 KB
  Необхідно використовуючи текстові функції заповнити даними таблицю № Автор Назва книги Видавник Кількість сторінок. формат запису функції НАЙТИискомый_текст; просматриваемый_текст; начальная позиция в якості результату повертає позицію початку пошукового рядка тексту який міститься в даному рядку текста.
54337. Методичний конструктор як техніка підготовки педагогів до впровадження директивних інновацій 59.5 KB
  Цей методичний захід має бути необхідний закладу та учителям легкий у виконанні не обтяжуючий учасників заходу і водночас корисний Для цього треба не забувати про особливості навчання дорослих людей які мають свій досвід свої погляди на себе та оточуючий світ на розвиток себе в професії і суспільстві. Подруге підійдіть до розробки заходу дуже ретельно хоча на сучасному етапі саме розробка дійсно якісного методичного заходу не завжди є проблемою для цього є маса літератури з даного приводу але до технік що обираються треба...