32975

НАУКА КАК ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И СОЦ. ИНСТИТУТ

Доклад

Логика и философия

Всеобщие харристики понятия наука: определение науки как рациональнопредметного вида познания выделение в ней 3 ее основных аспектов: наука как специфический тип знания: исследуют логика и методология науки. эмоциональная нейтральность запрещает людям науки use при решении научных проблем эмоции личные симпатии. Все аспекты связаны м у собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого. Выявление структуры науки ставит проблему классификации наук раскрытие их...

Русский

2013-09-05

21.98 KB

26 чел.

2. НАУКА КАК ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И СОЦ. ИНСТИТУТ

Эпистемология (греч. умение, знание+учение, наука) – теория познания, рассматривающая строго научное познание.

С т.з. философского метода наука

1. result деят-ти рациональной сферы сознания,

2. объективный тип сознания, опирающийся в существенной степени на внешний опыт.

3. наука в равной степени относится как к познавательной,  так и к оценочной сфере рационального сознания.

Т.о., с т.з. всеобщих хар-ристик сознания наука - рационально-предметная деят-ть сознания. Ее цель – построение мысленных моделей предметов и их оценка на основе внешнего опыта.

Рациональное знание более широкое понятие, чем научное знание. Хотя всякое научное знание рационально, не всякое рациональное знание научно. 4 типа научной рациональности соответствует 4 классам наук. Всеобщие хар-ристики понятия наука: определение науки как рационально-предметного вида познания, выделение в ней 3 ее основных аспектов:

  1.  наука как специфический тип знания:

исследуют логика и методология науки.

main problem - выявление и экспликация тех признаков, которые являются необходимыми и достаточными для отличия научного знания от results др. видов познания.

Критерии научного знания:

  1.  предметность,
  2.  однозначность,
  3.  определенность,
  4.  точность,
  5.  системность,
  6.  логическая док-ть,
  7.  проверяемость,
  8.  обоснованность,
  9.  полезность.

Однако действительная наука не подчиняется единым правилам.

  1.  наука как особый вид познавательной деят-ти:

Наука - это когнитивная познавательная деят-ть. Любая деят-ть - это целенаправленная, процессуальная структурированная активность. Цель - получение нового научного знания, предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая info, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы.

3 основные модели изображения процесса научного познания:

  1.  эмпиризм,
  2.  теоретизм,
  3.  проблематизм.
  4.  наука как особый соц. институт:

Функционирование научного общ-ва осуществляется с помощью специфической системы внутренних ценностей, имеющих статус моральных норм – научного этоса. Мертон: наука как особая соц. структура опирается в своем функционировании на 4 ценностных императива:

  1.  универсализм - внеличностный, объективный хар-р научного знания;
  2.  коллективизм: плоды научного познания принадлежат всему научному сообщ-ву и общ-ву в целом
  3.  бескорыстность: main цель деят-ти ученых – служение истине.
  4.  организованный скептицизм - запрет на догматическое утверждение истины, развитие критики.

Позднее Барбер добавил еще 2:

  1.  рационализм: наука не просто стремится к объективной истине, а к доказанному, логически организованному дискурсу, оценивает который научный разум.
  2.  эмоциональная нейтральность запрещает людям науки use при решении научных проблем эмоции, личные симпатии.

Все аспекты связаны м/у собой и только в своем единстве позволяют достаточно полно и адекватно описать функционирование реальной науки как целого.

Современная наука - это мощная самоорганизующаяся система, 2 main контролирующими понятиями которой выступают экономическая подпитка и свобода научного поиска.

Т.о., наука - особая, профессионально-организованная познавательная деят-ть, направленная на получение нового знания, обладающего следующими св-вами:

  1.  объектная предметность,
  2.  общезначимость,
  3.  обоснованность,
  4.  определенность,
  5.  точность,
  6.  проверяемость,
  7.  воспроизводимость предмета знания,
  8.  объективная истинность,
  9.  полезность.

Наука как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки ставит проблему классификации наук - раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд.

Одна из первых попыток систематизации и классификации накопленного знания принадлежит Аристотелю. Все знание - а оно в античности совпадало с философией - в зависимости от сферы его применения он разделил на 3 группы:

  1.  теоретическое: познание ведется ради него самого;
  2.  практическое дает руководящие идеи для поведения человека;
  3.  творческое: познание осуществляется для достижения ч.-л. прекрасного.

В период возникновения науки как целостного социокультурного феномена (XVI-XVIIвв.) Ф.Бэкон в зависимости от познавательных способностей человека (память, рассудок и воображение) разделил науки на 3 большие группы:

а) история как описание фактов

б) теоретические науки, или "философия";

в) поэзия, лит-ра, искусство.

Классификацию наук на диалектико-идеалистической основе дал Гегель. Положив в основу принцип развития, субординации (иерархии) форм знания, он свою философскую систему разделил на 3 крупных раздела, соответствующих основным этапам развития Абсолютной идеи ("мирового духа"):

а) Логика, которая совпадает с диалектикой и теорией познания и включает 3 учения: о бытии, о сущности, о понятии;

б) Философия природы  подразделяется на механику и органическую физику, которая последовательно рассматривает геологическую природу, растительную природу и животный организм.

в) Философия духа расчленена на 3 раздела: субъективный дух (антропология, феноменология, психология), объективный дух, абсолютный дух.

Свою классификацию наук предложил основоположник позитивизма О.Конт, who исходил из того, что:

а) существуют науки, относящиеся к внешнему миру, с one стороны, и к человеку - с др.;

б) философию природы (т.е. совокупность наук о природе) следует разделить на 2 отрасли: неорганическую и органическую (в соответствии с их предметами изучения);

в) естественная философия последовательно охватывает "3 великие отрасли знания" - астрономию, химию и биологию.

На материалистической и вместе с тем на диалектической основе проблему классификации наук решил Ф.Энгельс: main критерий деления наук - формы движения материи в природе. Общим и единым для всех областей природы понятием "форма движения материи" Энгельс охватил: dif. процессы в неживой природе; жизнь (биологическую форму движения) => науки располагаются естественным образом в единый ряд - механика, физика, химия, биология, - подобно тому, как следуют др. за др., переходят др. в др. и развиваются одна из др. сами формы движения материи, - высшие из низших, сложные из простых. Именно на стыках основных наук (физики и химии, химии и биологии и т.п.) можно ожидать наиболее важных и фундаментальных открытий.

середина XXв. - классификация наук В.И.Вернадского: В зависимости от хар-ра изучаемых объектов 2 рода (типа) наук:

1) науки, объекты (и законы) которых охватывают все, т.е. это науки, объекты которых отвечают основным, общим явлениям реальности;

2) науки, объекты (и законы) которых св-венны и хар-рны только для нашей Земли. В соответствии с таким пониманием объектов разных наук мы можем различать в ноосфере (сфера разума) науки, общие для всей реальности (физика, астрономия, химия, математика), и науки о Земле (науки биологические, геологические и гуманитарные). Логика занимает особое положение, т.к., будучи неразрывно связанной с человеческой мыслью, она одинаково охватывает все науки - и гуманитарные, и естественно-математические. Все стороны научного знания образуют единую науку, которая находится в бурном развитии, и область, охватываемая ею, все увеличивается.

Классификация современных наук проводится по самым dif. основаниям (критериям):

  1.  по предмету и методу познания: науки о природе - естествознание, об общ-ве – общ-вознание (гуманитарные, соц. науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.); технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. По мнению некоторых ученых, она не относится к естественным наукам, но является важнейшим элементом их мышления.
  2.  по своей "удаленности" от практики: фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение results научного познания для решения конкретных производственных и соц.-практических проблем.

НАУКА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

  1.  Наука является частью соц. системы, зависит от нее и влияет на нее. Рассматривается как система знаний в общей системе общ-ва.
  2.  Но одновременно она и культурная система, это своего рода культура. Наука является детищем той или иной культуры, но также на нее и влияет (создает культуру рационального мышления).

НАУКА КАК СОЦ. ИНСТИТУТ

Необходимо отличать понятие научного знания от науки (появилась в XVI-XVIIвв., когда превратилась в систему, являющуюся компонентом соц. системы общ-ва). Производство научных знаний становится важнейшей потребностью общ-ва, формируется целая система взаимосвязанных звеньев, которые составляют собственно науку (научные учреждения (академии, университеты, лаборатории); система подготовки знаний; система научных сообщ-в – подсистемы науки как института). Поэтому с этого времени наука оформляется и становится соц. институтом.

Наука – определенный вид деят-ти, направленный на познание нового знания (но не нового для человека, а нового для науки и научного сообщ-ва). Долго научное знание новым быть не может, т.к. найдутся ученые, которые их углубят.

Нельзя отождествлять новое и неновое знание с истинным и не истинным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52261. Австралія – найменший материк Землі. Загальні відомості. Своєрідність географічного положення материка. Історія відкриття і дослідження. Рельєф і корисні копалини 7.75 MB
  Мета: сформувати в учнів загальне уявлення про своєрідність та особливості природи Австралії; продовжити формувати навички складати характеристику географічного положення материка; знайти закономірності розташування форм рельєфу та корисних копалин; розвивати вміння учнів працювати зі схемами атласу і підручника аргументувати свою відповідь у тому числі за допомогою додаткових джерел літератури. Для подальшого вивчення Австралії клас поділяється на групи: 1група. Знаходить на карті крайні точки Австралії і визначає їхні географічні...
52262. Australia. Terra Incognita 178 KB
  Terr Incognit Suggested level B 1 B1 intermedite Inn brmovsk senior techer of English school 5 L' viv Objectives: to get cquinted with ustrlin history geogrphy stte Symbols; to prctice vocbulry; to develop pupils' listening reding nd speking skills; to rouse pupils' interests in the life of ustrlin people. The Ntionl nthem...
52263. Австралійський Союз. Океанія 171 KB
  Мета: продовжити формувати систему знань про Австралію сформувати систему знань про природноресурсний потенціал Австралії і Океанії; систематизувати уявлення учнів про міжнародну спеціалізацію регіонів вдосконалити вміння і навички учнів самостійно працювати з джерелами географічної інформації. Обладнання: політична карта світу фізична карта Австралії фізична карта Океанії атласи учнівські...
52264. АВСТРАЛІЯ – найменший материк Землі. Історія відкриття і дослідження 112 KB
  Визначити географічне положення Австралії, ознайомити учнів з історією відкриття, заселення Австралії європейцями, особливостями рельєфу, корисними копалинами...
52265. Австралія: загальна характеристика, специфіка ЕГП, особливості природи, населення і господарства 222 KB
  Мета: сформувати в учнів систему знань про природноресурсний потенціал австралії; систематизувати уявлення учнів про міжнародну спеціалізацію регіона. АКТУАЛІЗАЦІЯ ОПОРНИХ ЗНАНЬ ТА УМІНЬ Який мореплавець відкрив Австралію Які крайні точки материка Австралія Дайте коротку характеристику географічного положення Австралії. Яка переважаюча форма рельєфу Австралії і чому ІІІ. Про ці та інші особливості Австралії ми дізнаємося на сьогоднішньому уроці.
52266. Австралія. Географічне положення, історія відкриття і дослідження 46.5 KB
  Географічне положення історія відкриття і дослідження. Географічне положення історія відкриття і дослідження. Мета: формувати знання про своєрідність географічного положення Австралії етапи відкриття і дослідження вдосконалювати практичні вміння та навички; пояснювати особливості географічного положення материків; формувати вміння порівнювати географічне положення Австралії та Африки; розвивати пізнавальний інтерес до вивчення теми. Який материк ви вивчали Що вам відомо про Африку Чому вивчення будьякої території починають з...
52267. Музична подорож до Австрії 117.5 KB
  Liebe Freunde Ich freue mich euch zu sehen. In der heutigen Stunde sprechen wirber die Musik und Mozrt. Heute erfhren wir mehrber ds Schffen und Leben dessterreichischen Komponisten. Республіка Австрія існує з 1918 Es besteht us neun Bundeslndern.
52268. Розвиток автентичної особистості як основна мета сучасної освіти 114.5 KB
  Якщо до серця все найкраще лине Ти особистість. На моїх очах відбувається справжнє диво: з невмілого не впевненого у собі малюка виростає особистість яка мислить багато знає вміє оцінює себе й інших людей. Тому під час планування навчального процесу намагаюсь організувати його так: щоб бачити зону найближчого розвитку кожної дитини; щоб особистість розвивалась в якісній зміні її діяльності; щоб були задіяні у навчальному процесі інтелектуальна активність та пізнавальні інтереси кожного учня. Сьогодні у світі існують дві...
52269. Методи та прийоми пошуку розв’язання текстових задач з математики 174 KB
  Навчальна програма факультативного курсу Тема Методи та прийоми пошуку розв’язання текстових задач з математики для учнів 6 класу загальноосвітніх шкіл 2010 рік Автор чи укладач __Сторожук Валентина Миколаївна вчитель математики загальноосвітньої школи ІІІ ступенів №12 м. Науковометодична експертиза обласного центру практичної психології : тільки для програм з психології _________________________________________________________________________...