32976

«НАУКИ О КУЛЬТУРЕ», ИХ СПЕЦИФИКА И ОТЛИЧИЕ ОТ «НАУК О ПРИРОДЕ» (Г.РИККЕРТ. НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ)

Доклад

Логика и философия

НАУКИ О КУЛЬТУРЕ ИХ СПЕЦИФИКА И ОТЛИЧИЕ ОТ НАУК О ПРИРОДЕ Г. НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ Науки о культуре: индивидуализирующий или исторический метод т. Одни из них суть науки о законах а др. науки о событиях и исторические.

Русский

2013-09-05

16.27 KB

19 чел.

29. «НАУКИ О КУЛЬТУРЕ», ИХ СПЕЦИФИКА И ОТЛИЧИЕ ОТ «НАУК О ПРИРОДЕ» (Г.РИККЕРТ. НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ)

Науки о культуре: индивидуализирующий или исторический метод, т.к. этот метод ориентирован на познание неповторимых, единичных, уникальных, особенных явлений, т.е. культурных благ, которые уникальны всегда как носители ценностей. «Именно такое понятие культуры делает возможной историю как науку».

  1.  исторические,
  2.  идеографические (описывающие индивидуальные, неповторимые события, ситуации, процессы),
  3.  номотетические (фиксируют общие, повторяющиеся и регулярные св-ва изучаемых объектов).

Одни из них суть науки о законах, а др. - науки о событиях и исторические.

Науки о природе изучают безразличные к ценностям явления (метод которых - генерализация, обобщение; дают возможность образовывать общие понятия путем логического подведения под них единичных явлений)

2 метода образования понятий:  

1) генерализирующий

2) индивидуализирующий.

И гуманитарные и естественные науки применяют абстракции и общие понятия, но для 1st это лишь вспомогательные средства, для вторых  - сама цель – средство обобщения и условия формирования законов. Генерализирующий метод в науках не отменяется, а имеет подчиненное значение.

1. объект соц. познания – культурно-значимая индивидуальная действительность. Поэтому в явлениях и процессах культуры исследовательский интерес направлен на особенное и индивидуальное, на их единственное и неповторимое течение.

2. культура как духовная форма образования не может быть подчинена господству естественных наук, более того естественнонаучная т.з. зависит от культурно-исторической.

3. if явления природы мыслятся вне связи с ценностями, то все явления культуры воплощают к.-н. признанные людьми ценности. Именно метод отнесения к ценностям и позволяет познать сущность исторических наук о культуре.

4. важная задача науки о культуре - представить исторические явления как стадии развития, а не как нечто неизменное раз и навсегда данное, т.е. подойти к ним конкретно исторически.

5. Поскольку историческая жизнь не поддается строгой системе, то у исторических наук не может быть основной науки. Общую связь им обеспечивает понятие культуры.

6. По сравнению с естествознанием исторические науки отличаются большей субъективностью и ведущую роль в них играют такие феномены, как интерес, ценность, оценка и др.

7. Существуют отличия м/у философией и специальными науками, цель которых заключается лишь в познании части действительности, а философия пытается постичь ее целое. main задача философии - разработка теории ценностей (аксеологии).  

8.  ценность - универсальная системообразующая категория. То, что нельзя отнести к ценностям, не имеет никакого смысла. Поэтому нельзя смешивать такие понятия, как закон и ценность. Закон отражает ч.-т. типическое, а за ценностью всегда стоит нечто уникальное. Неизбежность и долженствование, бытие и смысл.

«Ценность — это духовная цель, жизненная практическая установка, выражающая живой нерв культуры, ее смысловое ядро, отражающая динамику культуры». Культура вообще есть процесс реализации всеобщих соц. ценностей в течение исторического развития.

9. 2 вида феноменов бытия:

1) феномены, связанные с ценностями=блага. Совокупность благ и есть культура (а не все, что создал человек). Культура — совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей.

2) феномены, с ними не связанные (ценностно-нейтральные)

If от объекта культуры отнять всякую ценность, то он станет частью природы.

10. Без идеала над собой человек в духовном смысле этого слова не может правильно жить. Ценности же, составляющие этот идеал, открываются в истории, и с прогрессом культуры они одна за др. вступают в горизонт человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6701. Медицинская протозоология. Характерные признаки простейших и их представители 25.22 KB
  Медицинская протозоология. Характерные признаки простейших. Представители. Один из разделов медицинской паразитологии - медицинская протозоология. Она изучает паразитических простейших, вопросы патогенеза, терапии заболеваний, диагн...
6702. Гельминтология. Характерные признаки типа Плоские черви - Plathelmintes 26.13 KB
  Гельминтология. Введение в гельминтологию. Характерные признаки типа Плоские черви - Plathelmintes. Класс Сосальщики - Trematoda. Класс Ленточные черви - Cestoda. Характеристика типа Круглые черви Гельминтология...
6703. Членистоногие (Arthopoda). Класс паукообразные 26.06 KB
  Тип Членистоногие (Arthopoda) Общая характеристика. Класс паукообразные. Членистоногие - самый многочисленный тип. Характерные признаки: двусторонняя симметрия трехслойная организация гетерономная метамерия...
6704. Членистоногие. Тип Членистоногие. Подтип Трахейнодышащие. Класс Насекомые 25.32 KB
  Тип Членистоногие. Подтип Трахейнодышащие. Класс Насекомые. Насекомые произошли от 1 из групп многоножек перешедших к жизни на земле. Организация усложнялась, появлялись приспособления к наземному образу жизни. Насекомых очень много и они распростра...
6705. Человек и биосфера. Человечество как активный элемент биосферы. Ноосфера 29.05 KB
  Человек и биосфера. Биосфера как историческая система. Современные концепции. Организация биосферы - живое вещество, количественная и качественная характеристика биосферы. Эволюция биосферы. Человечество как активный эл...
6706. Биологические ритмы и их закономерности. Хронобиология 26.93 KB
  Биологические ритмы и их закономерности. Хронобиология. С понятием ритм связана организация живой материи. Ритмос - соразмерность. 1751- часы цветов Карла Линнея. В настоящее время все ученые знают, что одно из фундаментальных свойств организмов...
6707. Экология как наука. Введение в экологию человека 30.25 KB
  Экология как наука. Введение в экологию человека. Определение и строение экологии. Среда как экологическое понятие. Факторы среды. Особенности экологии человека. Охрана природы. Рациональное природопользование. Основные...
6708. Система оценки рифм. Качество рифмы и словоблудие 18.82 KB
  Система оценки рифм Из истории развития рифмы Рифмой, как мы ранее определили, является созвучие в некоторой заранее определённой позиции, как правило, в конце строк. Однако не всегда она была такой выраженной, как сейчас. До того, как в Россию приш...
6709. Хорошая рифма, плохая рифма или Система оценки рифм 21.39 KB
  Хорошая рифма, плохая рифма или Система оценки рифм Сейчас часто можно услышать от людей, сведущих в поэзии: хорошая рифма, плохая рифма. Они вполне могут объяснить, почему они считают тот или иной рифменный ряд плохим ил...