32976

«НАУКИ О КУЛЬТУРЕ», ИХ СПЕЦИФИКА И ОТЛИЧИЕ ОТ «НАУК О ПРИРОДЕ» (Г.РИККЕРТ. НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ)

Доклад

Логика и философия

НАУКИ О КУЛЬТУРЕ ИХ СПЕЦИФИКА И ОТЛИЧИЕ ОТ НАУК О ПРИРОДЕ Г. НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ Науки о культуре: индивидуализирующий или исторический метод т. Одни из них суть науки о законах а др. науки о событиях и исторические.

Русский

2013-09-05

16.27 KB

17 чел.

29. «НАУКИ О КУЛЬТУРЕ», ИХ СПЕЦИФИКА И ОТЛИЧИЕ ОТ «НАУК О ПРИРОДЕ» (Г.РИККЕРТ. НАУКИ О ПРИРОДЕ И НАУКИ О КУЛЬТУРЕ)

Науки о культуре: индивидуализирующий или исторический метод, т.к. этот метод ориентирован на познание неповторимых, единичных, уникальных, особенных явлений, т.е. культурных благ, которые уникальны всегда как носители ценностей. «Именно такое понятие культуры делает возможной историю как науку».

  1.  исторические,
  2.  идеографические (описывающие индивидуальные, неповторимые события, ситуации, процессы),
  3.  номотетические (фиксируют общие, повторяющиеся и регулярные св-ва изучаемых объектов).

Одни из них суть науки о законах, а др. - науки о событиях и исторические.

Науки о природе изучают безразличные к ценностям явления (метод которых - генерализация, обобщение; дают возможность образовывать общие понятия путем логического подведения под них единичных явлений)

2 метода образования понятий:  

1) генерализирующий

2) индивидуализирующий.

И гуманитарные и естественные науки применяют абстракции и общие понятия, но для 1st это лишь вспомогательные средства, для вторых  - сама цель – средство обобщения и условия формирования законов. Генерализирующий метод в науках не отменяется, а имеет подчиненное значение.

1. объект соц. познания – культурно-значимая индивидуальная действительность. Поэтому в явлениях и процессах культуры исследовательский интерес направлен на особенное и индивидуальное, на их единственное и неповторимое течение.

2. культура как духовная форма образования не может быть подчинена господству естественных наук, более того естественнонаучная т.з. зависит от культурно-исторической.

3. if явления природы мыслятся вне связи с ценностями, то все явления культуры воплощают к.-н. признанные людьми ценности. Именно метод отнесения к ценностям и позволяет познать сущность исторических наук о культуре.

4. важная задача науки о культуре - представить исторические явления как стадии развития, а не как нечто неизменное раз и навсегда данное, т.е. подойти к ним конкретно исторически.

5. Поскольку историческая жизнь не поддается строгой системе, то у исторических наук не может быть основной науки. Общую связь им обеспечивает понятие культуры.

6. По сравнению с естествознанием исторические науки отличаются большей субъективностью и ведущую роль в них играют такие феномены, как интерес, ценность, оценка и др.

7. Существуют отличия м/у философией и специальными науками, цель которых заключается лишь в познании части действительности, а философия пытается постичь ее целое. main задача философии - разработка теории ценностей (аксеологии).  

8.  ценность - универсальная системообразующая категория. То, что нельзя отнести к ценностям, не имеет никакого смысла. Поэтому нельзя смешивать такие понятия, как закон и ценность. Закон отражает ч.-т. типическое, а за ценностью всегда стоит нечто уникальное. Неизбежность и долженствование, бытие и смысл.

«Ценность — это духовная цель, жизненная практическая установка, выражающая живой нерв культуры, ее смысловое ядро, отражающая динамику культуры». Культура вообще есть процесс реализации всеобщих соц. ценностей в течение исторического развития.

9. 2 вида феноменов бытия:

1) феномены, связанные с ценностями=блага. Совокупность благ и есть культура (а не все, что создал человек). Культура — совокупность объектов, связанных с общезначимыми ценностями и лелеемых ради этих ценностей.

2) феномены, с ними не связанные (ценностно-нейтральные)

If от объекта культуры отнять всякую ценность, то он станет частью природы.

10. Без идеала над собой человек в духовном смысле этого слова не может правильно жить. Ценности же, составляющие этот идеал, открываются в истории, и с прогрессом культуры они одна за др. вступают в горизонт человека.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4191. Методы нормирования оборотных средств предприятия 64 KB
  Введение Каждое предприятие, начиная свою производственно-хозяйственную деятельность, должно располагать определённой денежной суммой. На эти денежные ресурсы предприятие закупает на рынке или у других предприятий по договорам сырьё, материалы, топл...
4192. Концепции современного естествознания. Теория большого взрыва 140.5 KB
  Сценарий Большого взрыва Как и любая схема, претендующая на объяснение данных о спектре микроволнового космического излучения, химического состава догалактического вещества и иерархии масштабов космических структур, стандартная модель эволюции Вселе...
4193. Классный час. О чем поют птицы. Экологическая беседа 622.5 KB
  Цель: развивать у детей интерес к жизни птиц, в частности, к их голосам формировать умение вслушиваться в их звуковые сигналы воспитывать любовь к природе, бережное заботливое отношение к птицам. Оборудование: запись «Голоса птиц», таблицы с изобр...
4194. Табличний процесор Excel 667 KB
  Табличний процесор Excel Мета: Нагадати і закріпити принципи обробки даних, принципи побудови діаграм і графіків, принципи систематизації та аналізу даних, поданих у таблиці, розвивати вміння використовувати електронні таблиці в навчальній діяльност...
4196. Манифест коммунистической партии 71.38 KB
  Манифест коммунистической партии Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские. Где та оппозиционная...
4197. Программное обеспечение сетей 19.38 KB
  Программное обеспечение сетей Виртуальная машина — программная и/или аппаратная система, эмулирующая аппаратное обеспечение некоторой платформы и исполняющая программы для этой платформы (target — целевая или гостевая платформа) на другой ...
4198. Розрахунок параметрів і вибір елементів тиристорних електроприводів постійного струму 297 KB
  Вихідними даними, якого є номінальна потужність 5,3 кВт і номінальна частота обертання 3350 об/хв двигуна, а також систематизація, поліпшення і закріплення знань в області проектування электроперетворювачей, самостійне використання технічної і довід...
4199. Составления заданий для тестирования учебных достижений школьников 43.5 KB
  ЦЕЛЬ: выработка умений составления заданий для тестирования учебных достижений школьников. Структурно тестовое задание обычно состоит из четырех частей: 1. Инструкция 2. Текст задания (вопроса) 3. Варианты ответов (кроме тех случ...