32978

НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ: ОБЪЕКТ, ФУНКЦИИ И ЛОГИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Доклад

Логика и философия

Этапы становления научной теории: выявление особенностей проблемной ситуации онтологические проблемы связанные с тем что познаем гносеологические проблемы с тем как познаем проблемы фундаментальные практические теоретические. 2 вида теорий формальные логические математические – относятся к абстракциям не относятся к реальным предметам деятти фактуальные относятся к реальности к объектам – химия биология Новые теории индуктивно не выводятся из фактов. А факты можно наблюдать но не видеть теории которые их объясняют....

Русский

2013-09-05

17.6 KB

23 чел.

10. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ: ОБЪЕКТ, ФУНКЦИИ И ЛОГИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

В процессе познания исследователь имеет дело с тем, как мир дается ч/з его культуру, знание. Поэтому мир перед ним предстает как проблема, он старается обойти, решить эту проблему.

Этапы становления научной теории:

  1.  выявление особенностей проблемной ситуации (онтологические проблемы, связанные с тем, что познаем, гносеологические проблемы с тем как познаем, проблемы фундаментальные, практические, теоретические). Очень важно заметить в явлении проблему и хорошо ее сформулировать, т.к. она четко направлена на исследование. Проблема сама по себе часть знания, т.к. исследователь знает, что он этого не знает. Выделяют мнимые проблемы.
  2.  гипотеза – особая форма постижения св-в.

Требования к гипотезе:

  1.  не должна противоречить установленным фактам (но когда происходят фундаментальные изменения в науке, можно выдвигать полностью противоположные гипотезы);
  2.  она должна быть простой (if конкурируют несколько гипотез, предпочтительней является не та, в которой большое нагромождение св-в, а та, которая наиболее органично отражает суть выдвигаемых предположений);
  3.  гипотеза не должна быть гипотезой для каждого конкретного проблемного случая, а объяснять их совокупность;
  4.  не должна противоречить др. гипотезам.
  5.  If гипотеза подтвердилась, она становится теорией. Теория – синоним мысленного рассуждения, мировоззрение. В рамках науки теория противопоставляется эксперименту (как обобщение экспериментальных данных). Ее можно use для объяснения данных. Научная теория – целостная система знаний, в рамках которой ее элементы связаны смысловыми логическими связками.

Научная теория системна. В ней в концентрированном виде знания в этой области в целом.

Теория – совокупность высказываний и предложений.

2 вида теорий

формальные

(логические, математические – относятся к абстракциям, не относятся к реальным пред-метам деят-ти)

фактуальные

(относятся к реальности, к объектам – химия, биология)

Новые теории индуктивно не выводятся из фактов. А факты можно наблюдать, но не видеть теории, которые их объясняют.

Теория состоит из двух частей:

1. вход – факты;

2. выход – прогноз (претендует на универсальность). 

Теория – система утверждений, взаимосвязанных м/у собой.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕОРИЙ

1. по объекту: естественнонаучные и П.

2. по глубине описания: феноменологические (классификация, измерения, наблюдения, т.е. как происходит явление) и аналитические (почему происходит явление).

Теории:

1. позитивные;

2. нормативные (основанные на оценках, предписаниях);

3. экономические теории.

ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

  1.  описание объекта
  2.  объяснение
  3.  предсказание
  4.  синтезирование огромного кол-ва info.

На 1st этапе описание есть main функция научной теории. Далее важно объяснить получение result. Непонятное, необъяснимое хотим сделать объясненным.

Формы объяснения:

  1.  гипотетическое (выдвигает новую гипотезу),
  2.  номологическое (для объяснения use научный закон, новые факты и явления подгоняются под закон),
  3.  теоретическое объяснение (use не отдельные гипотезы или законы, а систематические теории),
  4.  наглядное,
  5.  математическое (объясняется формулами),
  6.  модельное (построение моделей),
  7.  аналогическое (по аналогии).

Типы объяснения:

  1.  причинные (ч/з то, что было в прошлом),
  2.  генетическое (происхождение, генезис),
  3.  структурные,
  4.  функциональные,
  5.  структурно-функциональные.

Возможности предсказания на основе научных знаний не безграничны. Это связанно с тем, что с переходом на новый этап – после НТР, некоторые старые научные теории уже не могут предсказать и определить, как будут развиваться явления, т.к. они существуют и функционируют по новым законам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70841. ИЗУЧЕНИЕ РАБОТЫ ТРАНСФОРМАТОРА 256 KB
  Цель работы: изучить в различных режимах работу однофазного трансформатора и рассчитать величины характеризующих трансформатор параметров. Применение наборных сердечников уменьшает величину индукционных вихревых токов возникающих в них что увеличивает КПД трансформатора.
70842. Модемы и модемные соединения 83 KB
  Среда передачи данных совокупность линий передачи данных и блоков взаимодействия т. сетевого оборудования не входящего в станции данных предназначенных для передачи данных между станциями данных. Среды передачи данных могут быть общего пользования или выделенными для конкретного пользователя.
70843. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕПЕЙ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С АКТИВНЫМИ И ИНДУКТИВНЫМИ СОПРОТИВЛЕНИЯМИ 217 KB
  В работе необходимо последовательно произвести измерения параметров двух различных схем рисунки 43. Физическое обоснование эксперимента Прежде чем приступить к выполнению работы необходимо ознакомиться с главами Переменный электрический ток Построение векторных диаграмм...
70845. СТАНДАРТНАЯ ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ С МНОГОКРАТНЫМИ НАБЛЮДЕНИЯМИ 504 KB
  Получение навыков стандартной обработки результатов наблюдений оценивания погрешностей и представления результатов измерений в этом случае. После получения результатов наблюдений полученные данные обрабатывают при этом могут быть использованы различные процедуры.
70846. ОБРАБОТКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОДНОКРАТНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПРИ НАЛИЧИИ СИСТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОГРЕШНОСТИ 375 KB
  Получение навыков обнаружения и устранения влияния систематических погрешностей на результаты прямых однократных измерений. Ознакомиться с понятием погрешности средства измерений. Ознакомиться с понятием погрешности результата измерений.
70847. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ С МНОГОКРАТНЫМИ НАБЛЮДЕНИЯМИ ПРИ НАЛИЧИИ ГРУБЫХ ПОГРЕШНОСТЕЙ 444 KB
  Ознакомление с методикой выполнения прямых измерений с многократными наблюдениями при наличии грубых погрешностей выбросов. Получение навыков обработки результатов наблюдений и оценивания погрешностей результатов измерений. Ознакомиться с видами и методами измерений.
70848. ОБРАБОТКА И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СЕРИИ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ С МНОГОКРАТНЫМИ НАБЛЮДЕНИЯМИ 418.5 KB
  Ознакомление с методикой обработки и представления результатов измерений для группы равнорассеянных многократных наблюдений. Получение навыков обработки результатов наблюдений и оценивания погрешностей результатов измерений. Ознакомиться с видами и методами измерений.
70849. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОГРЕШНОСТИ ЦИФРОВОГО ВОЛЬТМЕТРА МЕТОДОМ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ 237.5 KB
  Получение навыков проведения метрологических работ в процессе определения контроля погрешности цифрового вольтметра методом прямых измерений. Ознакомьтесь с принципом действия устройством и характеристиками цифрового вольтметра.