32978

НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ: ОБЪЕКТ, ФУНКЦИИ И ЛОГИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Доклад

Логика и философия

Этапы становления научной теории: выявление особенностей проблемной ситуации онтологические проблемы связанные с тем что познаем гносеологические проблемы с тем как познаем проблемы фундаментальные практические теоретические. 2 вида теорий формальные логические математические относятся к абстракциям не относятся к реальным предметам деятти фактуальные относятся к реальности к объектам химия биология Новые теории индуктивно не выводятся из фактов. А факты можно наблюдать но не видеть теории которые их объясняют....

Русский

2013-09-05

17.6 KB

29 чел.

10. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ: ОБЪЕКТ, ФУНКЦИИ И ЛОГИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

В процессе познания исследователь имеет дело с тем, как мир дается ч/з его культуру, знание. Поэтому мир перед ним предстает как проблема, он старается обойти, решить эту проблему.

Этапы становления научной теории:

  1.  выявление особенностей проблемной ситуации (онтологические проблемы, связанные с тем, что познаем, гносеологические проблемы с тем как познаем, проблемы фундаментальные, практические, теоретические). Очень важно заметить в явлении проблему и хорошо ее сформулировать, т.к. она четко направлена на исследование. Проблема сама по себе часть знания, т.к. исследователь знает, что он этого не знает. Выделяют мнимые проблемы.
  2.  гипотеза – особая форма постижения св-в.

Требования к гипотезе:

  1.  не должна противоречить установленным фактам (но когда происходят фундаментальные изменения в науке, можно выдвигать полностью противоположные гипотезы);
  2.  она должна быть простой (if конкурируют несколько гипотез, предпочтительней является не та, в которой большое нагромождение св-в, а та, которая наиболее органично отражает суть выдвигаемых предположений);
  3.  гипотеза не должна быть гипотезой для каждого конкретного проблемного случая, а объяснять их совокупность;
  4.  не должна противоречить др. гипотезам.
  5.  If гипотеза подтвердилась, она становится теорией. Теория – синоним мысленного рассуждения, мировоззрение. В рамках науки теория противопоставляется эксперименту (как обобщение экспериментальных данных). Ее можно use для объяснения данных. Научная теория – целостная система знаний, в рамках которой ее элементы связаны смысловыми логическими связками.

Научная теория системна. В ней в концентрированном виде знания в этой области в целом.

Теория – совокупность высказываний и предложений.

2 вида теорий

формальные

(логические, математические – относятся к абстракциям, не относятся к реальным пред-метам деят-ти)

фактуальные

(относятся к реальности, к объектам – химия, биология)

Новые теории индуктивно не выводятся из фактов. А факты можно наблюдать, но не видеть теории, которые их объясняют.

Теория состоит из двух частей:

1. вход – факты;

2. выход – прогноз (претендует на универсальность). 

Теория – система утверждений, взаимосвязанных м/у собой.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕОРИЙ

1. по объекту: естественнонаучные и П.

2. по глубине описания: феноменологические (классификация, измерения, наблюдения, т.е. как происходит явление) и аналитические (почему происходит явление).

Теории:

1. позитивные;

2. нормативные (основанные на оценках, предписаниях);

3. экономические теории.

ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

  1.  описание объекта
  2.  объяснение
  3.  предсказание
  4.  синтезирование огромного кол-ва info.

На 1st этапе описание есть main функция научной теории. Далее важно объяснить получение result. Непонятное, необъяснимое хотим сделать объясненным.

Формы объяснения:

  1.  гипотетическое (выдвигает новую гипотезу),
  2.  номологическое (для объяснения use научный закон, новые факты и явления подгоняются под закон),
  3.  теоретическое объяснение (use не отдельные гипотезы или законы, а систематические теории),
  4.  наглядное,
  5.  математическое (объясняется формулами),
  6.  модельное (построение моделей),
  7.  аналогическое (по аналогии).

Типы объяснения:

  1.  причинные (ч/з то, что было в прошлом),
  2.  генетическое (происхождение, генезис),
  3.  структурные,
  4.  функциональные,
  5.  структурно-функциональные.

Возможности предсказания на основе научных знаний не безграничны. Это связанно с тем, что с переходом на новый этап – после НТР, некоторые старые научные теории уже не могут предсказать и определить, как будут развиваться явления, т.к. они существуют и функционируют по новым законам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15421. Роль макроорганизма в инфекционном процессе. Неспецифические факторы защиты организма от инфекции 34 KB
  Занятие 12 Тема занятия: Роль макроорганизма в инфекционном процессе. Неспецифические факторы защиты организма от инфекции. Учебная цель занятия: Познакомиться с ролью макроорганизма в развитии инфекционного процесса. Задачи занятия: 1. Изучить факторы неспеци...
15422. Иммунитет. Взаимодействие антигена с антителом in vitro. Серологические реакции, их механизм. Прямые серологические реакции. Реакции агглютинации, преципитации 35 KB
  ЗАНЯТИЕ 13 Тема занятия: Иммунитет. Взаимодействие антигена с антителом in vitro. Серологические реакции их механизм. Прямые серологические реакции. Реакции агглютинации преципитации. Учебная цель занятия: Познакомиться с основами иммунодиагнос
15423. Непрямые серологические реакции. Реакция связывания комплемента (РСК). Реакция непрямой гемагглютинации (РНГА). Реакция нейтрализации токсина антитоксином (РН) 36.5 KB
  ЗАНЯТИЕ 14 Тема занятия: Непрямые серологические реакции. Реакция связывания комплемента РСК. Реакция непрямой гемагглютинации РНГА. Реакция нейтрализации токсина антитоксином РН. Учебная цель занятия: Продолжение знакомства с основами
15424. Лабораторные методы оценки функционального состояния Т- и В-систем иммунитета 42 KB
  ЗАНЯТИЕ 15 Тема занятия: Лабораторные методы оценки функционального состояния Т и Всистем иммунитета. Учебная цель занятия: Ознакомиться с основными методами лабораторных исследований Т и Всистем иммунитета значениями некоторых иммунолог
15425. Семинар. Иммунитет. Т- и В-системы иммунитета. Кооперация клеток в ходе иммунного ответа. Иммунологическая память. Иммунологическая толерантность 76.5 KB
  ЗАНЯТИЕ 16 Тема занятия: Семинар. Иммунитет. Т и Всистемы иммунитета. Кооперация клеток в ходе иммунного ответа. Иммунологическая память. Иммунологическая толерантность. Гиперчувствительность немедленного и замедленного типов. Иммунопатология. ...
15426. Бактериологическая лаборатория и правила работы в ней. Классификация микроорганизмов. Морфология бактерий. Методы определения вида микробов. Бактериоскопический метод. Техника микроскопирования с иммерсионной системой 58.5 KB
  ЗАНЯТИЕ 1 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Бактериологическая лаборатория и правила работы в ней. Классификация микроорганизмов. Морфология бактерий. Методы определения вида микробов. Бактериоскопический метод. Техника микроскопирования с иммерсионной системой. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТ...
15427. Бактериоскопический метод. Простые и сложные методы окраски. Окраска по Граму. Структура бактериальной клетки. Методы выявления капсул, жгутиков, спор. Изучение микробов в живом состоянии 57 KB
  ЗАНЯТИЕ 2 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Бактериоскопический метод. Простые и сложные методы окраски. Окраска по Граму. Структура бактериальной клетки. Методы выявления капсул жгутиков спор. Изучение микробов в живом состоянии. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Продолжить изучение бактериос
15428. Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Стерилизация. Методы стерилизации. Дезинфекция. Основные группы дезинфицирующих и антисептических веществ, механизм их антибактериального действия 67 KB
  ЗАНЯТИЕ 3 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Стерилизация. Методы стерилизации. Дезинфекция. Основные группы дезинфицирующих и антисептических веществ механизм их антибактериального действия. Физиология бактерий. Питание мик...
15429. Характер роста микробов на жидких и плотных питательных средах. Колонии микроорганизмов. Пигментообразование у бактерий. Бактериологический метод 28 KB
  ЗАНЯТИЕ 4 ТЕМА ЗАНЯТИЯ: Характер роста микробов на жидких и плотных питательных средах. Колонии микроорганизмов. Пигментообразование у бактерий. Бактериологический метод второй этап. Выделение чистой культуры бактерий. УЧЕБНАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить характер рос