32978

НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ: ОБЪЕКТ, ФУНКЦИИ И ЛОГИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Доклад

Логика и философия

Этапы становления научной теории: выявление особенностей проблемной ситуации онтологические проблемы связанные с тем что познаем гносеологические проблемы с тем как познаем проблемы фундаментальные практические теоретические. 2 вида теорий формальные логические математические – относятся к абстракциям не относятся к реальным предметам деятти фактуальные относятся к реальности к объектам – химия биология Новые теории индуктивно не выводятся из фактов. А факты можно наблюдать но не видеть теории которые их объясняют....

Русский

2013-09-05

17.6 KB

26 чел.

10. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ: ОБЪЕКТ, ФУНКЦИИ И ЛОГИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

В процессе познания исследователь имеет дело с тем, как мир дается ч/з его культуру, знание. Поэтому мир перед ним предстает как проблема, он старается обойти, решить эту проблему.

Этапы становления научной теории:

  1.  выявление особенностей проблемной ситуации (онтологические проблемы, связанные с тем, что познаем, гносеологические проблемы с тем как познаем, проблемы фундаментальные, практические, теоретические). Очень важно заметить в явлении проблему и хорошо ее сформулировать, т.к. она четко направлена на исследование. Проблема сама по себе часть знания, т.к. исследователь знает, что он этого не знает. Выделяют мнимые проблемы.
  2.  гипотеза – особая форма постижения св-в.

Требования к гипотезе:

  1.  не должна противоречить установленным фактам (но когда происходят фундаментальные изменения в науке, можно выдвигать полностью противоположные гипотезы);
  2.  она должна быть простой (if конкурируют несколько гипотез, предпочтительней является не та, в которой большое нагромождение св-в, а та, которая наиболее органично отражает суть выдвигаемых предположений);
  3.  гипотеза не должна быть гипотезой для каждого конкретного проблемного случая, а объяснять их совокупность;
  4.  не должна противоречить др. гипотезам.
  5.  If гипотеза подтвердилась, она становится теорией. Теория – синоним мысленного рассуждения, мировоззрение. В рамках науки теория противопоставляется эксперименту (как обобщение экспериментальных данных). Ее можно use для объяснения данных. Научная теория – целостная система знаний, в рамках которой ее элементы связаны смысловыми логическими связками.

Научная теория системна. В ней в концентрированном виде знания в этой области в целом.

Теория – совокупность высказываний и предложений.

2 вида теорий

формальные

(логические, математические – относятся к абстракциям, не относятся к реальным пред-метам деят-ти)

фактуальные

(относятся к реальности, к объектам – химия, биология)

Новые теории индуктивно не выводятся из фактов. А факты можно наблюдать, но не видеть теории, которые их объясняют.

Теория состоит из двух частей:

1. вход – факты;

2. выход – прогноз (претендует на универсальность). 

Теория – система утверждений, взаимосвязанных м/у собой.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕОРИЙ

1. по объекту: естественнонаучные и П.

2. по глубине описания: феноменологические (классификация, измерения, наблюдения, т.е. как происходит явление) и аналитические (почему происходит явление).

Теории:

1. позитивные;

2. нормативные (основанные на оценках, предписаниях);

3. экономические теории.

ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

  1.  описание объекта
  2.  объяснение
  3.  предсказание
  4.  синтезирование огромного кол-ва info.

На 1st этапе описание есть main функция научной теории. Далее важно объяснить получение result. Непонятное, необъяснимое хотим сделать объясненным.

Формы объяснения:

  1.  гипотетическое (выдвигает новую гипотезу),
  2.  номологическое (для объяснения use научный закон, новые факты и явления подгоняются под закон),
  3.  теоретическое объяснение (use не отдельные гипотезы или законы, а систематические теории),
  4.  наглядное,
  5.  математическое (объясняется формулами),
  6.  модельное (построение моделей),
  7.  аналогическое (по аналогии).

Типы объяснения:

  1.  причинные (ч/з то, что было в прошлом),
  2.  генетическое (происхождение, генезис),
  3.  структурные,
  4.  функциональные,
  5.  структурно-функциональные.

Возможности предсказания на основе научных знаний не безграничны. Это связанно с тем, что с переходом на новый этап – после НТР, некоторые старые научные теории уже не могут предсказать и определить, как будут развиваться явления, т.к. они существуют и функционируют по новым законам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

79476. Методика разработки сюжетно-композиционного решения театрализованных мероприятий и культурно-досуговых программ 25.83 KB
  Конфликт в сценарнодосуговом мероприятии решается на уровне борьбы идей столкновении идеологии образов жизни преодоление препятствий борьбы с природой. Составляющими конфликта являются: Конфликтная ситуация наметилась основная расстановка сил основное противоречие. Начинает действовать конфликт.
79477. Коммерческие структуры в культурно-досуговой сфере и социальные требования к их деятельности 21.6 KB
  Коммерческие такие фирмы основная цель которых извлечение прибыли; Юридические лица являющиеся коммерческими организациями могут создаваться в форме хозяйственных товариществ общественных и производственных кооперативов государственных и муниципальных предприятий. В СКД существуют как некоммерческие так и коммерческие структуры. Некоммерческие организации распределяют прибыль на установочную деятельность а коммерческие распределяют между участниками дела.
79478. Тенденции развития инфраструктуры социально-культурной сферы в современных условиях 27.72 KB
  К инфраструктуре социальнокультурной сферы как совокупности материальных организационных финансовоэкономических кадровых информационнометодических и иных условий осуществления социально культурной деятельности на индивидуальном и общественном уровнях обеспечивающих удовлетворение духовных потребностей людей и развитие их творческих потенций относятся: система образования средства массовой информации учреждения искусств театры киностудии филармонии цирки художественнотворческие мастерские любительские студии и т....
79479. Методика удовлетворения и дальнейшего развития информационно-познавательных потребностей средствами социально-культурной деятельности 26.7 KB
  Блюменау предлагает девять сущностей информационной потребности: нужда потребность; нужда потребность в знаниях; потребность в дополнительных знаниях информационная потребность; потребность в объективно необходимой информации; потребность в потенциально необходимой информации; общественная потребность в знаниях; коллективные информационные потребности; нужда в избирательном отношении к воспринимаемым им сигналам то есть информационный интерес метаинформативная потребность 11 49. Современное поколение подростков находится под...
79480. Особенности информационно-методического обеспечения деятельности культурно-досуговых учреждений 25.61 KB
  Методическое обеспечение понимаемое как система управленческих действий нацеленное на создание технологической базы фактически влияет на качество работы и конкурентоспособность фирмы. актуализируется: от того решения что мы будем заменять на новое когда мы будем это делать за какие деньги почему и за какой срок каким способом Зависит реализация принятых решений место положения фирмы на рынке. Чтобы понять каков оптимальный уровень методической базы надо знать: средний уровень рынка возможности предрасположенность фирмы...
79481. Туризм как форма социально-культурной деятельности: специфика и классификация видов 27.89 KB
  Туризм с точки зрения потребителя – это СК и досуговая деятельность осущ. Или же туризм – отрасль экономики сфера бизнеса и предпринимательства. Туризм – временные выезды за пределы постоянного места жительства и работы в культурнопознавательных рекреационнооздоровительных религиозных спортивных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания. Существуют многочисленные виды и формы туризма которые подразделяются по различным параметрам.
79482. Функции социально-культурной деятельности 26.71 KB
  СКД это обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами общественно целесообразная деятельность по созданию освоению распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры. Адаптивно-нормативная освоение формирующихся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры культуры речи а также других элементов человеческой жизнедеятельности адаптация к социуму приобретение способностей к самоконтролю саморегулированию поведения Образовательно-развивающая освоение ценностей культуры последовательный процесс социализации и...
79483. Организационные и сценарно-режиссерские особенности подготовки и проведения различных игровых программ 27.65 KB
  Успешное применение игры происходит лишь при соблюдении ряда условий: игра должна несет положительный эмоциональный заряд в самых разнообразных игровых ситуациях; в ней должны быть задействованы все участники мероприятия и осуществляться сменность ролей играющих; она должна предусматривать преодоление определенных трудностей усложняющихся в процессе игры; в игру необходимо вводить элемент состязательности. Сценарий мероприятия должен иметь два аспекта: художественный и психологопедагогический которые программируются не только выстраиваемый...
79484. Основные направления социально-культурной деятельности в условиях информационного общества 27.15 KB
  Теория Информационного общества начала складываться в 6070ые годы XX века в работах Белла Тоффлера Масуды и т. Предпосылками информационного общества являются: Появление языка письменности изобретение печатного станка появление радио и телевидения развитие информационных компьютерных технологий. Термином информационное общество обычно определяют уровникондиции западного общества и его культурносоциальный эволюционные феномены и ориентиры.