32978

НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ: ОБЪЕКТ, ФУНКЦИИ И ЛОГИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Доклад

Логика и философия

Этапы становления научной теории: выявление особенностей проблемной ситуации онтологические проблемы связанные с тем что познаем гносеологические проблемы с тем как познаем проблемы фундаментальные практические теоретические. 2 вида теорий формальные логические математические относятся к абстракциям не относятся к реальным предметам деятти фактуальные относятся к реальности к объектам химия биология Новые теории индуктивно не выводятся из фактов. А факты можно наблюдать но не видеть теории которые их объясняют....

Русский

2013-09-05

17.6 KB

29 чел.

10. НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ: ОБЪЕКТ, ФУНКЦИИ И ЛОГИКА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

В процессе познания исследователь имеет дело с тем, как мир дается ч/з его культуру, знание. Поэтому мир перед ним предстает как проблема, он старается обойти, решить эту проблему.

Этапы становления научной теории:

  1.  выявление особенностей проблемной ситуации (онтологические проблемы, связанные с тем, что познаем, гносеологические проблемы с тем как познаем, проблемы фундаментальные, практические, теоретические). Очень важно заметить в явлении проблему и хорошо ее сформулировать, т.к. она четко направлена на исследование. Проблема сама по себе часть знания, т.к. исследователь знает, что он этого не знает. Выделяют мнимые проблемы.
  2.  гипотеза – особая форма постижения св-в.

Требования к гипотезе:

  1.  не должна противоречить установленным фактам (но когда происходят фундаментальные изменения в науке, можно выдвигать полностью противоположные гипотезы);
  2.  она должна быть простой (if конкурируют несколько гипотез, предпочтительней является не та, в которой большое нагромождение св-в, а та, которая наиболее органично отражает суть выдвигаемых предположений);
  3.  гипотеза не должна быть гипотезой для каждого конкретного проблемного случая, а объяснять их совокупность;
  4.  не должна противоречить др. гипотезам.
  5.  If гипотеза подтвердилась, она становится теорией. Теория – синоним мысленного рассуждения, мировоззрение. В рамках науки теория противопоставляется эксперименту (как обобщение экспериментальных данных). Ее можно use для объяснения данных. Научная теория – целостная система знаний, в рамках которой ее элементы связаны смысловыми логическими связками.

Научная теория системна. В ней в концентрированном виде знания в этой области в целом.

Теория – совокупность высказываний и предложений.

2 вида теорий

формальные

(логические, математические – относятся к абстракциям, не относятся к реальным пред-метам деят-ти)

фактуальные

(относятся к реальности, к объектам – химия, биология)

Новые теории индуктивно не выводятся из фактов. А факты можно наблюдать, но не видеть теории, которые их объясняют.

Теория состоит из двух частей:

1. вход – факты;

2. выход – прогноз (претендует на универсальность). 

Теория – система утверждений, взаимосвязанных м/у собой.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕОРИЙ

1. по объекту: естественнонаучные и П.

2. по глубине описания: феноменологические (классификация, измерения, наблюдения, т.е. как происходит явление) и аналитические (почему происходит явление).

Теории:

1. позитивные;

2. нормативные (основанные на оценках, предписаниях);

3. экономические теории.

ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

  1.  описание объекта
  2.  объяснение
  3.  предсказание
  4.  синтезирование огромного кол-ва info.

На 1st этапе описание есть main функция научной теории. Далее важно объяснить получение result. Непонятное, необъяснимое хотим сделать объясненным.

Формы объяснения:

  1.  гипотетическое (выдвигает новую гипотезу),
  2.  номологическое (для объяснения use научный закон, новые факты и явления подгоняются под закон),
  3.  теоретическое объяснение (use не отдельные гипотезы или законы, а систематические теории),
  4.  наглядное,
  5.  математическое (объясняется формулами),
  6.  модельное (построение моделей),
  7.  аналогическое (по аналогии).

Типы объяснения:

  1.  причинные (ч/з то, что было в прошлом),
  2.  генетическое (происхождение, генезис),
  3.  структурные,
  4.  функциональные,
  5.  структурно-функциональные.

Возможности предсказания на основе научных знаний не безграничны. Это связанно с тем, что с переходом на новый этап – после НТР, некоторые старые научные теории уже не могут предсказать и определить, как будут развиваться явления, т.к. они существуют и функционируют по новым законам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4563. Государственный долг 143.56 KB
  Цель работы — изучить государственный долг в финансовой системе государства и определить его роль в бюджетном процессе, также осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь. В процессе работы ...
4564. Совершенствование мотивации труда как функции управления на примере ОАО Хлебная база № 52 Заринского района 469.5 KB
  Совершенствование мотивации труда как функции управления на примере ОАО Хлебная база № 52 Заринского района Введение Одним из основных условий высокой эффективности деятельности организации любой формы собственности является наличие сознательной тру...
4565. Определение интенсивности теплового излучения 43.23 KB
  Определение интенсивности теплового излучения Цель работы Измерение интенсивности теплового излучения, определение эффективности теплозащитных экранов. Теория метода К теплоотражающим относят экраны, изготовленные из материалов, хорошо отражающих те...
4566. Запутывающие преобразования в программировании 23.15 KB
  Запутывающие преобразования Цель работы: научится программировать средства затрудняющие изучение программ. Задание: Изучить основные методы обфускации. По заданию преподавателя запрограммировать один из методов. Провести оценку зап...
4567. Линейный конгруэнтный метод в программировании 97.5 KB
  Линейный конгруэнтный метод Линейный конгруэнтный метод является одной из простейших и наиболее употребительных в настоящее время процедур, имитирующих случайные числа. В этом методе используется операция mod(x, y), возвращающая остаток от деления п...
4568. Использование параллелизма процессора для повышения эффективности программ 35.5 KB
  Использование параллелизма процессора для повышения эффективности программ Цель работы: научить студента самостоятельно разрабатывать максимально эффективные программы. Материал для изучения. Рассмотрим задачу умножения двух n ...
4569. Модели и стандарты управления рисками проектов программных средств 603 KB
  Модели и стандарты управления рисками проектов программных средств. Основные модели управления рисками проектов программных средств Разработано несколько моделей и стандартов для анализа и сокращения рисков в жизненном цикле программных средств...
4570. Структурное тестирование программного обеспечения 173.5 KB
  Структурное тестирование программного обеспечения Основные понятия и принципы тестирования ПО Тестирование — процесс выполнения программы с целью обнаружения ошибок. Шаги процесса задаются тестами. Каждый тест определяет: свой набор исход...
4571. Разработка учебная Базы Данных (БД) MusicShop 696 KB
  Введение В настоящие время в связи с развитием компьютерной техники появилась возможность автоматизировать многие процессы. Современные магазины музыки предлагают большой выбор музыки, в связи с чем, возникает проблема поиска необходимой композиции,...