3298

Город Лицей на 59-м градусе северной широты

Конспект урока

География, геология и геодезия

Город Лицей на 59-м градусе северной широты» (лицейский годы Пушкина). ХОД МЕРОПРИЯТИЯ Учитель: Сегодня у нас необычная встреча. Мы приглашаем всех отправиться совсем недалеко – всего на два столетия назад, в первые десятилетия 19 века. Мы поз...

Русский

2012-10-29

43.33 KB

4 чел.

«Город Лицей на 59-м градусе северной широты»

(лицейский годы Пушкина).

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Учитель:

Сегодня у нас необычная встреча. Мы приглашаем всех отправиться совсем недалеко – всего на два столетия назад, в первые десятилетия 19 века. Мы познакомимся с историей одного класса – 30 человек, мальчишки как мальчишки, и среди них весёлый одноклассник, юный чародей, которому подвластно  всё – «и неба содрогание, и горний ангелов полёт». Это он легко и просто поведёт всех своих друзей в историю, в будущее.

     Наше путешествие начнётся с Лицея. Что же это за заведение, которое потом назовётся «Лицейской республикой»?

     Представьте себе карету. В ней важный господин, а радом мальчуган, его племянник. Карета едет из Москвы в Петербург. Едет в Царское Село.  А в пушкинские времена острили этот город называли «Город Лицей на 59-м градусе северной широты».

      Презентация (слайды 1-19).

1 ведущ (Кондратова)  Итак, 19 октября 1811г в Царском Селе 30 мальчишек сели за парты и стали одноклассниками.

                 Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные

                  путешественники.

 

2 вед  (Терняева)  Пушкинский выпуск.

 

Вольховский (Крюков)   Вольховский Владимир.13 лет.  Прозвище «Суворочка».

 

1 вед (Кондратова)   Первый ученик. Окончил Лицей с золотой медалью.

 

Вольховский. (Крюков)      Я был самым слабым, поэтому много занимался гимнастикой. Когда учил уроки, носил на плечах два тяжёлых словаря. Ребята посмеивались надо мной, иногда в стихах.

Суворов наш

Ура! Марш, марш

Кричит верхом на стуле.

 

   1 вед  (Кондратова)   Вольховский Владимир – член Тайного общества декабристов.

 

Горчаков (Буравцов)    Горчаков Александр. 13 лет. Прозвище «Франт».

 

2 вед (Терняева)     Министр.

 

Дельвиг (Погосян)   Дельвиг Антон. 13 лет. Прозвище «Тося».    

 

2 вед   (Терняева)         Близкий друг Пушкина. Создатель альманаха «Северные цветы».

 

Дельвиг (Погосян)       Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Мне тогда писали:                                  Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь?

Проснись, ленивец сонный!

Ты не под кафедрой сидишь,

Латынью усыплённый.

 

Корсаков (Абрамов)        Корсаков Николай. 11 лет.

 

1 вед   (Кондратова)         Редактор лицейских журналов, музыкант. Весёлый и милый друг. Умер от чахотки во Флоренции.

 

Кюхельбекер (Честнов)         Кюхельбекер Вильгельм. 14 лет. Прозвище «Кюхля». Мы с Пушкиным были очень

Дружны. Он писал обо мне много и по-разному:

За ужином объелся я,

А Яков запер дверь оплошно –

И стало мне, мои друзья,

И КЮХЕЛЬБЕКЕРно, и тошно.

 

2 вед (Терняева)    Член общества декабристов. Осуждён. Приговорён к вечной ссылке.

 

Малиновский (Гордев)          Малиновский Иван. 14 лет. Прозвище «Казак».

 

 

1 вед   (Кондратова)     Сын директора Лицея. Был добрым, достойным человеком. Отказался от блестящей генеральской карьеры и никогда об этом не пожалел. Стал помещиком, предводителем дворянства.

 

Пущин (Проклов)         Пущин Иван. 13 лет. Прозвище «Большой Жано», «Иван великий».

 

2 вед   (Терняева)     С хорошими дарованиями, в обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличной разборчивостью и осторожностью. Самый близкий друг Пушкина.

                 14 декабря был на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и сслки.

 

Пушкин  (Качмазов)      Пушкин Александр. 11 лет. Прозвища «Француз», «Егоза».

В те дни, когда в садах Лицея

Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил,
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс

Для алых губ и чёрных глаз;
Когда тревожно начиняла

Мне сердце смутная печаль,
Когда таинственная даль

Мои мечтанья увлекала...

Когда Французом называли

Меня задорные друзья,

Тогда педанты предрекали,
Что ввек повесой буду я.

 

Учитель         Великий русский поэт… Пушкин и его друзья… Слушая рассказ о них, задумаемся о себе, о своих друзьях. Что было? Что будет? Сегодня мы вспоминаем об одном классе, который уже прошёл по жизни до конца. Прошёл много десятилетий назад. Оглядываясь в прошлое, мы как бы соединим наше сегодня и их далёко.

                 Послушаем воспоминания друзей.

 

Горчаков ( Буравцов)     Мы встретились впервые летом 1811 года, прожили вместе 6 лет, а потом ежегодно собирались и праздновали день открытия Лицея – 19 октября.

 

Вольховский (Крюков)     За 6 лицейских лет мы полюбили друг друга, стали друзьями. Мы пронесли эту дружбу через всю жизнь.

 

Малиновский  (Гордев)      А помните, на приёмных экзаменах?

 

Пущин (Проклов)            Кажется, я не был из застенчивого десятка, но тут как-то потерялся – глядел на всех и никого не видел. Запомнил только одного мальчика – живого, курчавого, быстроглазого – Александра Пушкина.

 

1 вед (Кондратова)        Они быстро подружились, стали неразлучны.

                      Это ему посвятил Пушкин строчки:

 

 

Мой первый друг! Мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединённый,

Печальным снегом занесённый,

Твой колокольчик огласил.

 

Корсаков (Абрамов)      За лето и осень мы уже немало привыкли друг к другу, так что нам было не так страшно 19 октября в Екатерининском дворце на церемонии открытия Лицея. Присутствовал сам император Александр I с семьёй.

 

Кюхельбекер (Честнов)      Больше всего запомнилась речь профессора права Куницына. Он говорил об обязанностях гражданина и воина. К концу его замечательной речи мы были покорены. Позже Александра Петровича полюбили все лицеисты, особенно Пушкин:

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень.

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.

 

Корсаков (Абрамов)      А после обеда мы все играли в снежки в саду у дворца Растрелли.

 

Пущин  (Проклов)   А потом начались обычные дни.

 

Кюхельбекер (Честнов)      Лицей – маленький 4-хэтажный городок. Инспекторы, гувернёры живут внизу, там же и хозяйственное управление.

 

Вольховский (Крюков)   А на втором этаже столовая, больница, конференц-зал.

 

Дельвиг (Погосян)       Здесь Пушкин будет читать стихи Державину, и тот воскликнет: «Я не умер! Вот кто заменит Державина!».

 

Горчаков (Буровцов)        3 этаж – учебный.

                          А вот 4 этаж – наша обитель, спальни. Их ещё называли дортуарами (на французский манер). У каждой свой номер.

 

Пущин (Проклов)      Мы потом долго играли в числа, подписывали письма своими номерами: №14 не согласен с №13. Это означало, что Пушкин не согласен с мнением Пущина.

 

Корсаков (Абрамов)  Да, а как нам повезло, ведь в Лицее были запрещены телесные наказания.

 

Дельвиг  (Погосян)       Зато нас наказывали «домашним арестом» - закрывали в комнате, а к дверям приставляли «дядьку»  на часах.

 

Кюхельбекер (Честнов)  Помните, ежедневно по 7 часов уроков!

 

2 вед (Терняева)     У Пушкина всегда были нелады с математикой. Однажды он решал у доски задачу. Долго переминался с ноги на ногу и молча писал. Подходит учитель и спрашивает: «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, улыбаясь, отвечает: «Нулю!» Учитель: «Хорошо! У вас, Пушкин, В моём классе всё кончается нулём. Садитесь на место и пишите лучше свои стихи!»

 

1 вед (Кондратова)         И Пушкин писал:

Если жизнь тебя обманет –

Не печалься, не сердись.

В день уныния смирись.

День веселья, верь, настанет!

Сердце будущим живёт.

Настоящее уныло.

Всё проходит, всё пройдёт,

Что пройдёт – то будет мило!

 

Горчаков (Буравцов)       В Лицее у нас было много «первого»: первые стихи, первая любовь, первые разочарования.

 

Корсаков (Абрамов)       Наши стихи попадают в первый рукописный журнал «Неопытное перо». Редакторы – Пушкин, Дельвиг и я. Потом таких журналов было ещё много. А помните первую любовь Пушкина? Катенька Бакунина…

Я ехал к вам: живые сны

За мной вились толпой игривой,

И месяц с правой стороны

Сопровождал мой бег ретивый.

 

Пушкин (Качмазов)    Моё чувство к ней было не похоже на то, что я испытывал раньше. Как она мила была! Как чёрное платье пристало к милой Бакуниной! Но я не видел её 18 часов! Какое положение! Какая мука! Но я был счастлив 5 минут!

Я ехал прочь: иные сны

Душе влюблённой грустно было.

И месяц с левой стороны

Сопровождал меня уныло.

Мечтанью вечному в тиши

Так предаёмся мы, поэты;

Так суеверные приметы

Согласны с чувствами души.

 

Пущин (Проклов)           В Лицее о любви Пушкин писал ещё и так:

Вот здесь лежит больной студент;

Его судьба неумолима.

Несите прочь медикамент:

Болезнь неизлечима.

 

Учитель      От этих первых вздохов начинается тропинка, которая приведёт к величайшим строкам о любви.

 

      Презентация (слайды 21-30)

 

2 вед (Терняева)         Пушкинский выпуск дал России славные имена, а понятие «лицейский дух» стало символом бунтарства и вольнолюбия, приведшего к восстанию декабристов. А что же представляли собой преподаватели Лицея?

Пушкин  (Качмазов)     Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию – и мёртвым, и живым,

К устам подъяв признательную чашу

Не помня зла, за благо воздадим.

1 вед (Кондратова)     Преподаватель словесности Кошанский.

 

Пущин (Проклов)      Как сейчас вижу Кошанского, когда, окончив лекцию, профессор сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья: опишите мне, пожалуйста, розу стихами». Наши стихи вообще не клеились, а Пушкин мигом прочитал два четверостишия, которые всех восхитили.

 

           Пушкин (Качмазов) читает стихотворение «Роза».

       Роза.

Где наша роза,

Друзья мои?

Увяла роза,

Дитя зари.

Не говори:

Так вянет младость!

Не говори:

Вот жизни радость!

Цветку скажи:

Прости, жалею!

И на лилею

Нам укажи.

 

2 вед (Терняева)      Охотнее всего Пушкин занимался в классе профессора Куницына, который преподавал логику, психологию, право, финансы. Именно Куницыну послал Пушкин впоследствии свою «историю пугачёвского бунта» с благодарственным посвящением.

 

1 вед (Кондратова)   Александр Петрович Куницын, самый вольнодумный, самый образованный, смелый из лицейских педагогов, как всегда подобранный, подтянутый, звучным голосом вёл урок.

 

СЦЕНА 1.

 

Куницын (Воеводина)   Господа, я проходил по коридору и стал свидетелем безобразной сцены! Один из вас позволил себе ударить старого служащего! Господин Мясоедов, я вас имел в виду. Встаньте! Наш Лицей – привилегированное учебное заведение, в котором отменены телесные наказания. Но вы заставили меня пожалеть об этом. Господин Пушкин, встаньте.

 

1 вед  (Кондратова)    Пушкин с удивлением встал со своего места.

 

Куницын (Воеводина)      Господин Пушкин, вам принадлежит прекрасное стихотворение на латинскую тему, обращённое к Лицинию. Соблаговолите прочитать эти строки: «О Рим! О гордый край разврата…» Прочитайте, это весьма поучительно.

 

Пушкин (Качмазов)      О, Рим! О гордый край разврата, злодеянья,

Придёт ужасный день – день мщенья, наказанья;

Предвижу гордого величия конец,

Падёт, падёт во прах вселенная венец!

Исчезнет Рим, его покроет мрак глубокий,
И путник, устремив на груды камней око,

Речёт, задумавшись, в мечтанья углублён:

«Свободой Рим возрос, а рабством погублён!»

 

Куницын  (Воеводина)      Садитесь, господин Пушкин. Вы не числитесь у меня в классе среди первых. Но я знаю: вы лучше других усвоили суть того, чему я учу.

 

2 вед (Терняева)    Мы видим, насколько серьёзными могли быть ученикиНо не думайте, что мальчишки, став лицеистами, сразу стали образцовыми учениками, не склонными к шалостям. Ведь переходный возраст был во все времена! Бывало и так…

 

СЦЕНА 2.

 

1 вед (Кондратова)   Кроме классных журналов каждый профессор и гувернёр вёл свою ведомость «О дарованиях, прилежании и успехах воспитанников». Это было что-то сродни современному дневнику. Хранились эти ведомости в шкафу. Лицеисты называли их «Книгами Веды».

2 вед (Терняева)  Однажды Гурьев под предлогом нездоровья не пошёл к обедне. Когда товарищи вернулись, он с лукавой улыбкой позвал Пушкина, Дельвига и Горчакова.

 

Все         Да что у тебя здесь?

 

Гурьев (Сущевич)       А чудо чудное, диво дивное! «Книги Веды»!

 

Горчаков (Буравцов)      Да кто тебе позволил, Гурьев?

 

Гурьев (Сущевич)   А разве на запретные плоды спрашивают позволенье? Не хочешь ли взглянуть, что о тебе пишут?

 

Дельвиг (Погосян)      Вот видишь, Гурьев, что они говорят про тебя: «Нерадивый, лживый, лицемерный», то же, что мы с Пушкиным говорили не раз.

 

Гурьев  (Сущевич)     Хороши и вы оба с Пушкиным! Лентяи! Себя я не защищаю, но Пушкин – другое дело. Вот смотри, что о нём думает Кайданов : «При малом прилежании оказывает хорошие успехи… в поведении резв..»

 

Горчаков (Буравцов)    А вот мнение Кошанского: «Больше имеет понятливости, нежели памяти, больше вкуса к изящному, нежели прилежания к основательному. Успехи в латинском довольно хороши, в русском – не столько тверды, сколько блистательны».

 

Гурьев (Сущевич)       А другие честят его ещё не так! Вот хоть Чириков: «Легкомыслен, ветрен, неопрятен, нерадив, впрочем, добродушен, усерден, имеет особенную страсть к поэзии».

 

Пушкин  (Качмазов)     Что я ветрен – не отрекаюсь, неопрятен же в том, что тетради в кляксах, а пальцы в чернилах…

 

2 вед (Терняева)      А в это время незаметно появляется директор Малиновский, все шарахнулись в разные стороны, а Гурьев попытался ускользнуть, но директор поймал его за шиворот.

 

Директор (Елисеева)     Вы куда? Откуда у вас ведомости?

 

Гурьев (Сущевич) Не знаю-с, кто-нибудь без меня принёс и положил…

 

Директор  (Елисеева)      Стало быть, не вы?

 

Гурьев  (Сущевич)     Ей богу, не я!

 

Директор   (Елисеева)       Так кто же из вас, господа?

 

2 вед   (Терняева)        По недовольным взглядам на Гурьева всё стало ясно.

 

Директор (Елисеева)      Так это вы, Гурьев, вы солгали мне. Вы что ж взломали шкаф?

 

Гурьев (Сущевич)     Боже меня упаси! Шкаф был открыт..

 

Директор (Елисеева)    Это опять неправда: я сам его запираю на ключ.

Пушкин (Качмазов)     Мы все в этом немножко виноваты, Василий Фёдорович. Нам тоже хотелось узнать, что думает о нас начальство.

 

Директор (Елисеева)      Ну что ж, Пушкин, вы узнали, какого мнения о вас начальство? И нисколько не желали бы изменить этого мнения? У вас, Пушкин, что таить, есть признаки гения. Но вы гоняетесь за мыльным пузырём – поэзией.

 

Дельвиг (Погосян)    Да ведь у поэзии-то, Василий Фёдорович, и корень сладок!

 

Гурьев (Сущевич)       А плоды горьки. Пушкин съел на днях такой гриб…

 

Директор (Елисеева)        От которого  вы поперхнётесь! Извольте-ка идти за мной, господа!

 

2 вед (Терняева)     Всё-таки хорошо, что в Лицее отменили наказание розгами!

 

1 вед  (Кондратова)      В Лицее Пушкин пережил Отечественную войну 1812 года. История со страниц учебников сама явилась на Лицейский порог… Росси готовилась к решительной схватке с неприятелем.

 

 Отрывок из стихотворения  «Была пора: наш праздник молодой..»

                      читает Савкина Кристина

Был пора: наш праздник молодой

Сиял, шумел и розами венчался,

И с песнями бокалов звон мешался,

И тесною сидели мы толпой.

Тогда, душой беспечные невежды,

Мы жили все и легче, и смелей,

Мы пили все за здравие надежды

И юности и всех её затей.

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш.

Меж нами речь не так игриво льётся,

 Просторнее, грустнее мы сидим,

И реже смех сквозь песен раздаётся,

И чаще мы вздыхаем и молчим.

 

2 вед  (Терняева)  В тиши аллей Царского Села мужал, набирая силу, пушкинский гений. Когда стало известно о приезде в Лицей Державина, учитель словесности  Галич уговорил Пушкина написать стихи, достойные прочтения перед великим стариком. Этот момент запечатлён на картине Ильи Репина «Пушкин на лицейском экзамене».   Слайд 38.

1 вед (Кондратова)    Молва о таланте юного лицеиста всколыхнула общество. В Лицее его навещает прославленный поэт Василий Андреевич Жуковский, вместе с ним приезжают знаменитые гости, чтобы познакомиться с необыкновенным поэтом. Пройдёт несколько месяцев, и Жуковский после прочтения поэмы «Руслан и Людмила» пришлёт Пушкину свой портрет, свои стихи с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».

          Отрывок из поэмы читают Мареева Полина и Шомко Катя.

2 вед (Терняева)   Среди высоких и прекрасных талантов, которыми был столь щедро наделён Пушкин, есть один особый талант – талант дружбы. Друзья, озарённые пушкинской славой, остаются прекрасным образцом человеческих отношений, верности, преданности. Это им Пушкин посвящает строки признания:

Промчались годы заточенья,

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья

И царскосельские поля.

Разлука ждёт нас у порога,

Зовёт нас дальний света шум,

И каждый смотри на дорогу

С волненьем гордых, юных дум.

 

Учитель  У Пушкина много стихотворений посвящено друзьям.

                  Гаспарян Грета прочитает стихотворение «Воспоминание», посв. Ивану Пущину.

 

ВОСПОМИНАНИЕ.

        (К ПУЩИНУ).

Помнишь ли, мой брат по чаше,

Как в отрадной тишине

Мы топили горе наше

В чистом, пенистом вине?

Как, укрывшись молчаливо

В нашем темном уголке,

С Вакхом нежились лениво,

Школьной стражи вдалеке?

Помнишь ли друзей шептанье

Вкруг бокалов пуншевых,

Рюмок грозное молчанье -

Пламя трубок грошевых?

Закипев, о, сколь прекрасно

Токи дымные текли!..

Вдруг педанта глас ужасный

Нам послышался вдали...

И бутылки вмиг разбиты,

И бокалы все в окно -

Всюду по полу разлиты

Пунш и светлое вино.

Убегаем торопливо -

Вмиг исчез минутный страх!

Щек румяных цвет игривый,  

Ум и сердце на устах,

Хохот чистого веселья,

Неподвижный, тусклый взор

Изменяли час похмелья,

Сладкой Вакха заговор.

О друзья мои сердечны!

Вам клянуся, за столом

Всякой год в часы беспечны

Поминать его вином.

1815

1 вед  (Кондратова)     И вот последний лицейский день. Церемония выпуска первых лицейских воспитанников. Звучит прощальная клятва: «И последний лицеист будет праздновать 19 октября».

 

Учитель  30 мальчишек: вместе, в общей сумме, они прожили около полутора тысяч лет. В том числе – неполных тридцать восемь пушкинских: меньше одного процента. Но как же без них, без остальных, развился бы не самый лучший ученик в первейшего поэта? Без их дружбы разве Пушкин стал бы Пушкиным?..

 

Дельвиг (Погосян)      Наше главное достояние – дружба. Её боготворят, ставят на первое место.

 

Малиновский (Гордев)    Много выше карьеры.

 

Корсаков(Абрамов)      Удачи.

 

Кюхельбекер  (Честнов)   Даже любви.

 

Вольховский  (Крюков)      Больше всего о дружбе говорили и писали в летние дни 1817 года – дни окончания Лицея.

 

2 вед (Терняева)     В день окончания Лицея пели гимн на слова Дельвига.

 

Дельвиг    (Погосян)                 Шесть лет промчалось, как мечтанье,

В объятьях сладкой тишины,

И уж Отечества призванье

Гремит нам: шествуйте, сыны!

Простимся, братья! Рука в руку!

Обнимемся в последний раз!

Судьба на вечную разлуку,

Быть может, породила нас!

 

Кюхельбекер  (Честнов)     Впереди у нас была ещё вся жизнь, но никто из нас не забыл Лицей, друзей, наше Отечество…

 

Лицеисты все вместе читают:    Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа, неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село!

 

Учитель        Наше путешествие подошло к концу. Мы побывали с вами в той эпохе, которая дала миру Пушкина. Мы увидели один класс, из которого выросли министры, поэты, офицеры и путешественники. И так хочется, чтобы вслед за Пушкиным вы тоже смогли сказать: «В начале жизни школу помню я…».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71124. Контрольно-измерительная аппаратура 4.23 MB
  Многие контрольно-измерительные приборы в биотехнологии не имеют отличий от работающих на химических предприятиях (для измерения скорости потока, температуры, влажности, давления и уровня жидкости).
71125. Количество и конструктивный расчет аппаратуры 80.5 KB
  Целью этих расчетов является определение оптимальных объемов и производительности основной и вспомогательной аппаратуры и количества аппаратов, необходимых для заданной производительности. Расчет основан на тех материальных потоках, которые должны проходить через аппараты за определенный...
71126. Классификация биотехнологических производств по технологическим признакам 1.95 MB
  Основные характеристики процесса ферментации при глубинном культивировании С точки зрения проектирования и методики расчета оборудования наибольшее значение в биотехнологии имеет классификация процессов по способу организации: 1 периодические; 2 непрерывные; 3 многоциклические...
71128. Влияние рециркуляции 1.12 MB
  Если анализируется процесс в котором получается не биомасса а какой-то другой продукт значения Р1 Р2 в каждом ферментере получаются графическим методом по зависимости от Р по данным периодического культивирования. Соотношение между характеристиками работы периодического...
71131. Способы перемешивания. Барботаж 1.66 MB
  Если опалесценция не наблюдается и размеры пузырьков примерно одинаковы, то рассчитанная величина скорости движения может быть здесь применена. Определение Vв по вышеприведенной формуле из условий равновесия неприемлемо в следующих обстоятельствах...
71132. Ферментеры 995 KB
  В зависимости от условий проведения осуществляемых процессов ферментеры делят на следующие группы: На практике ферментеры одной и той же конструкции могут быть использованы для разных процессов. К этой группе относятся ферментеры с различной конструкцией барботеров а также эрлифтные и барботажноэрлифтные.