32981

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Доклад

Логика и философия

Становление неклассической научной картины мира осуществлялось на основе представлений о мире как сложной системе включающей микро макро и мегамиры. If в классической науке универсальным способом задания объектов теории были операции абстракции и непосредственной генерализации наличного эмпирического материала то в неклассической введение объектов осуществляется на пути математизации которая выступает основным индикатором идей в науке приводящих к созданию новых ее разделов и теорий. Переход от...

Русский

2013-09-05

17.52 KB

43 чел.

11. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

1st половина XXв. – формирование неклассической науки.

Научная революция, коренным образом изменившая классические представления, совершилась в result происходивших с конца XIXв. научных открытий революционного значения: делимость атома, специальная и общая теория относительности, квантовая теория, квантовая химия, генетика, концепция нестационарной Вселенной, общая теория систем.

В итоге на основе специальной теории относительности и принципов квантовой механики утверждается квантово-релятивистское научное миропонимание. Такой принцип квантовой механики, как принцип дополнительности, играет конструктивную роль в синтезе классических и неклассических представлений о микропроцессах. Допускается истинность различающихся теоретических описаний одной и той же физической реальности.

If в классической науке идеал объяснения и описания предполагал хар-ристику объекта «самого по себе», без указания на средства его исследования, то в квантово-релятивистской физике в качестве need условия объективности объяснения и описания выдвигается требование четкой фиксации особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом. Новая система познавательных идеалов и норм обеспечивала расширение поля исследуемых объектов, открывая пути к исследованию сложных систем.

Становление неклассической научной картины мира осуществлялось на основе представлений о мире как сложной системе, включающей микро-, макро- и мегамиры. В итоге создавались предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживается иерархическая организованность Вселенной как сверхсложной системы.

конец ХIХ - начало XXв. - становление квантовой механики явно показало зависимость физической реальности от наблюдений. Это привело к переформулировке классического принципа автономности объекта от средств познания и введению принципа дополнительности в качестве основного методологического средства.  If в классической науке универсальным способом задания объектов теории были операции абстракции и непосредственной генерализации наличного эмпирического материала, то в неклассической введение объектов осуществляется на пути математизации, которая выступает основным индикатором идей в науке, приводящих к созданию новых ее разделов и теорий. Математизация ведет к повышению уровня абстракции теоретического знания, что влечет за собой потерю наглядности. Переход от классической науки к неклассической хар-ризует революционная ситуация, которая заключается во вхождении субъекта познания в "тело" знания в качестве его need компонента. Изменяется понимание предмета знания: им стала теперь не реальность "в чистом виде", как она фиксируется живым созерцанием, а некоторый ее срез, заданный ч/з призму принятых теоретических и операционных средств и способов ее освоения субъектом. Т.к. о многих хар-ристиках объекта невозможно говорить без учета средств их выявления, то порождается специфический объект науки, за пределами которого нет смысла искать подлинный его прототип. Выявление относительности объекта к научно-исследовательской деят-ти повлекло за собой то, что наука стала ориентироваться не на изучение вещей как неизменных, а на изучение тех условий, попадая в которые они ведут себя тем или иным образом. Научный факт перестал быть проверяющим. Теперь он реализуется в пакете с иными внутри теоретическими способами апробации знаний: принцип соответствия, выявление внутреннего и когерентного совершенства теории. Факт свидетельствует, что теоретическое предположение оправдано для определенных условий и может быть реализовано в некоторых ситуациях. Принцип экспериментальной проверяемости наделяется чертами фундаментальности, т.е. имеет место не "интуитивная очевидность", а "уместная адаптированность". Концепция монофакторного эксперимента заменилась полифакторной: отказ от изоляции предмета от окружающего воздействия для "чистоты рассмотрения", признание зависимости определенности св-в предмета от динамичности и комплексности его функционирования в познавательной ситуации, динамизация представлений о сущности объекта - переход от исследования равновесных структурных организаций к анализу неравновесных, нестационарных структур, ведущих себя как открытые системы. Это ориентирует исследователя на изучение объекта как средоточия комплексных обратных связей, возникающих как результирующая действий dif. агентов и контрагентов. На основе достижений физики развивается химия, особенно в области строения в-ва. Развитие квантовой механики позволило установить природу химической связи, под which понимается взаимодействие атомов, обусловливающее их соединение в молекулы и кристаллы. Создаются такие химические дисциплины, как физикохимия, стереохимия, химия комплексных соединений, начинается разработка методов органического синтеза. Становление неклассической рациональности привело к коренным изменениям оснований научного знания. В сфере идеалов и норм исследования происходит отказ от прямолинейного онтологизма и возникает понимание относительной истинности теорий и картин природы, выработанных на том или ином этапе естествознания. Допускается истинность нескольких, отличающихся др. от др., конкретных теоретических описаний одной и той же реальности. Возникает понимание того, что субъект познания детерминирован определенной научной традицией, а знание относительно по отношению к реальности и средствам познания. Принимаются объяснения со ссылками на средства познавательной деят-ти. Объективной базой таких изменений служат открытие зависимости поведения элементарных частиц от средств исследования в атомной физике, обусловленности знания исходной т.з. в специальной теории относительности и релятивности онтологии в общей теории относительности. Происходит утрата наглядности, т.к. становятся понятными концептуальная нагруженность фактов, и отказ от определенности (точности) в пользу прагматичности, инструментальной эффективности. Новые идеалы и нормы обеспечивали расширение поля исследуемых объектов. В нем появились сложные объекты, хар-ризующиеся многоуровневой организацией, стохастическим взаимодействием элементов, существованием управления и обратных связей, обеспечивающих целостность системы. Возникла статистическая схема детерминации, позволяющая учитывать роль случайностей в процессах развития.

На этапе неклассической науки были созданы предпосылки для построения целостной системы природы, в рамках которой прослеживалась иерархическая организация Вселенной как динамического единства. Эти сдвиги сопровождались формированием новых философских оснований науки. Субъект познания рассматривается как детерминированный окружающим миром, поэтому содержание наших знаний полагалось определенным не только устройством самой природы, но и способом постановки вопросов. Новую трактовку получил и объект познания. Он понимается не как тело, а как процесс, воспроизводящий устойчивые состояния.

Важную роль при описании динамики системы начинает играть категория случайности, возможности и действительности. Быстрое изменение техники и технологии благодаря применению в производстве научных знаний — хар-рная черта техногенной цивилизации. Наиболее ярко она проявилась в XXв. В это же время становятся заметными и негативные последствия внедрения научных достижений в практику, что приводит к развитию контрнаучных движений и распространению антисциентизма. Ценность научной рациональности ставится под сомнение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41029. Основные понятия реляционной модели данных (РМД) 47 KB
  Основные понятия реляционной модели данных РМД Цели обучения: формирование у учащихся системы базовых понятий теории реляционных баз данных. Ожидаемые результаты обучения: учащиеся должны знать: понятие реляционная модель данных и её основные признаки; аспекты данных изучаемых реляционной моделью данных; основные реляционные объекты данных отношение поле запись кортеж кардинальное число степень первичный ключ домен; свойства отношений; соответствие элементов реляционной модели данных архитектуре NSI...
41030. Генетика популяций, Экологическая характеристика популяций 59 KB
  Размеры ареала от активности организмов и особенностей природных условии. Возрастная структура популяций организмов разных видов варьирует в зависимости от продолжительности жизни интенсивности размножения возраста достижения половой жизни. Генетические характеристики популяции: Генофонд аллелефонд совокупность аллелей образующих генотипы организмов данной популяции....
41031. Методы: основные понятия 182.5 KB
  Метод – это функциональный элемент класса, который реализует вычисления или другие действия, выполняемые классом или его экземпляром (объектом). Метод представляет собой законченный фрагмент кода, к которому можно обратиться по имени. Он описывается один раз, а вызываться может многократно. Совокупность методов класса определяет, что конкретно может делать класс.
41032. Поняття та особливості сучасного міжнародного права 88.5 KB
  Проблема визначення міжнародного права. Характерні риси міжнародноправової системи в порівнянні з внутрішньодержавною системою права. Функції міжнародного права.
41033. Суб’єкти міжнародного права 80.5 KB
  Держава як основний субєкт міжнародного права. Україна як субєкт міжнародного права. Правосубєктність вторинних субєктів міжнародного права: а націй і народів що борються за свою незалежність; б міжнародних організацій; в державоподібних утворень; г фізичних осіб; д транснаціональних компаній.
41034. Теоретичні основи дослідження національної культури 149.5 KB
  Теоретичні основи дослідження національної культури Поняття культури та її структури Культурологія як наукова дисципліна Становлення української культурологічної думки. З точки зору історії культури якій власне і присвячено цей посібник поняття культура†використовують при характеристиці історичних епох середньовічна культура чи пам'яток археологічна культура характеристиці суспільств та регіонів європейська культура характеристиці народів кожен з яких створює неповторний культурний простір українська культура....
41035. Надзвичайні ситуації мирного й воєнного часів, їхній вплив на життєдіяльність населення України 34.5 KB
  Запобігання надзвичайним ситуаціям природного і техногенного характеру ліквідація їх наслідків максимальне зниження масштабів втрат та збитків перетворилося на загальнодержавну проблему і одне з найважливіших завдань органів виконавчої влади і управління всіх рівнів.1 Класифікація надзвичайних ситуацій Відповідно до характеру походження подій що можуть зумовити виникнення НС на території України розподіляються: надзвичайна ситуація НС порушення нормальних умов життя і діяльності людей на обєкті або території спричинене аварією...
41036. Структура національної культури. Українська культура як цілісна система 71 KB
  Структура національної культури. Українська культура як цілісна система Структура національної культури Українська культура як цілісна система Характерні риси сучасної світової культури 1. Проблема систематизації культури і розкриття її структури є досить складною. На цій підставі в культурі правомірно виділяти світову і національну культури.