32984

ПОНИМАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

Доклад

Логика и философия

ПОНИМАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ В СОЦ.ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ Понимание психологическое состояние верное восприятие или интерпретация к. В психолингвистике понимание трактуется преимущественно как result смыслового восприятия речевого сообщения. Понимание как метод гуманитарных наук было противопоставлено объяснению как методу естественных наук.

Русский

2013-09-05

20.88 KB

20 чел.

19. ПОНИМАНИЕ КАК МЕТОД ПОЗНАНИЯ В СОЦ.-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ

Понимание — психологическое состояние, верное восприятие или интерпретация к.-л. события, явления, факта, принятое в определенном кругу.

В психолингвистике понимание трактуется преимущественно как result смыслового восприятия речевого сообщения.

Проблемы понимания 1st были подняты в философии неокантианства. Понимание как метод гуманитарных наук было противопоставлено объяснению как методу естественных наук. В современной философии понимание исследует герменевтика.

Объекты понимания:

  1.  info,
  2.  сведения,
  3.  знания об окружающем или внутреннем мире субъекта,
  4.  смысл, передаваемый info.

Субъекты понимания:

  1.  личность,
  2.  сущность.

Проблемы понимания:

1. Понимание не является принципиально отличным от мышления самостоятельным психическим процессом. Понимание — это компонент мышления, один из образующих его процессов. Понимание обеспечивает установление связи раскрываемых новых св-в объекта познания с уже известными субъекту, формирование операционального смысла новых св-в объекта и определение их места и роли в структуре мыслительной деят-ти.

2. Для понимания нового материала человек всегда должен решить определенную мыслительную задачу, т.к. формирование понимания нового происходит в процессе мыслительной деят-ти и оказывается ее result. Когда же субъекту нужно понять уже известное событие или явление, то понимание совершается без актуального участия мышления — это понимание-вспоминание. Любая форма данного психологического феномена при повторном обращении субъекта к породившей ее познавательной ситуации превращается в понимание-вспоминание.

3. Одни и те же 3 формы понимания проявляются и в таких видах мыслительной деят-ти, в которых понимание составляет основное психологическое содержание, и в таких, где оно играет вспомогательною роль, оказывается компонентом деят-ти. И в том и в др. случае для возникновения анализируемого феномена человек должен решить некоторую мыслительную задачу. То, какая форма понимания возникает у субъекта в конкретной ситуации, обусловлено, прежде всего, хар-ром мыслительной деят-ти: тем, в какие объективные обстоятельства, требующие понимания, попадает человек и какую задачу он решает в этих обстоятельствах.

Понимание - процедура постижения или порождения смысла. Понимание не вписывается в субъект-объектную познавательную схему, т.к. не познание порождает потребность в понимании, а, наоборот, потребность в понимании ведет к познанию.

Шлейермахер: понимание - процедуры обнаружения смысла текста в процессе его интерпретации, реконструирующей изначальный его замысел. Т.е. понимание - это способ экспликации того, что уже изначально предзадано, заложено в тексте. Тем самым были сформулированы основы классической концепции понимания как средства преодоления культурной и временной дистанции. Виндельбанд и Риккерт предложили неокантианскую версию понимания: Понимание - суть идиографического метода познания, схватывающего индивидуальные особенности исторических фактов и противопоставленного номотетическому методу, обобщающему (генерализующему) и устанавливающему законы, суть которого составляет объяснение, противоположенное баденской школе. Понимание возможно ч/з установление в науках о культуре «отношения к ценности», в котором и проявляется мера индивидуального разнообразия. Благодаря неокантианству, понимание надолго оказалось связанным с оценочным познанием и актами оценивания, но прежде всего им было заложено истолкование понимания как эвристической познавательной процедуры, дающей приращение знания, а не только «восстанавливающей» изначальное. Так была задана совершенно самостоятельная тема гносеологии, эпистемологии и методологии - тема противопоставления или согласования «понимающих» и «объясняющих» схем в научном знании и познании. Основная ее тенденция - универсализация процедур понимания, которые из исторического гуманитарного знания (усилиями Дильтея, М.Вебера, Шютца и др.) были перенесены в знание соц., а затем стали рассматриваться как основа, рамка познания. Дорефлексивное схватывание смыслов начинает трактоваться как основа любой аналитической операции. За пониманием признается функция продуцирования знания, но оно трактуется, в целом как знание, нуждающееся в дополнительных процедурах, позволяющих перевести его в статус знания научного. Понимание при этом во многом понимается как интерпретация: объяснение на одном уровне знания подготавливает почву для переинтерпретации фактов на более высоком уровне, переинтерпретация фактов дает новый импульс объяснению, но сама переинтерпретация есть лишь возможность. Тем самым понимание становится возможным толковать как объяснение в понятиях необходимых условий («как возможно?»), построенное по схеме практического вывода (Г.Х. фон Вригт).

Несколько иной поворот трактовки понимания задало признание имманентного присутствия в феномене эпистемологического феноменов социокультурного и личностного (постпозитивизм, социология знания). Объяснение в подобных моделях чаще всего трактуется как логическая рационализация уже понятых (размещенных в когнитивной модели) реальных соотношений, для которых необходимо отыскание закона, устанавливающего всеобщее в них. В самой уже существующей когнитивной модели признается при этом наличие «образной компоненты». В целом это линия втягивания понимания в сферу рацио и ее радикализация связана с признанием возможности dif. типов рациональности. Данный ракурс темы понимания активно разрабатывается в dif. версиях «понимающей» науки (психологии и социологии). Исходной здесь явилась версия описательной психологии Дильтея, сформировавшего методологическую установку на понимание жизни из нее самой, т.е. ее временности и историчности, и трактовавшего понимание как непосредственное постижение некоторой душевно-духовной целостности, т.е. как интуитивное проникновение одной жизни в др. М.Вебер в версии понимающей социологии снял «психологизм» концепции Дильтея и выдвинул идею формальной рациональности, основанной на принципе максимизации эффективности деят-ти в dif. сферах соц. жизни, культурно и ментально закрепляемой. Задача социологии - анализ смысловых элементов социокультурной жизни, «задающих» возможные меры рационализации. Любое соц. действие содержит конституирующий его смысл, соотносимый со смыслами действий др. людей. Реализуемая совокупность таких соотношений образует «смысловую связь поведения», которая является объектом понимающего исследования. Эта базовая посылка М.Вебера была универсализирована в феноменологической социологии как предпосылка любых соц. взаимодействий, а также соц. структур и институтов, возникающих на их основе, т.е. понимание стало трактоваться как предоснова любых возможных мыслительных процессов и процедур. Отсюда возможно движение или к признанию социологии знания единственно возможной социологией или разработка диалогических концепций соц. взаимодействия и «онтологии поступка», что ведет к герменевтизации дисциплины. Вывод проблематики понимания за пределы его истолкования как метода или процедур понимания был осуществлен Хайдеггером и закреплен в концепции герменевтики Гадамера. Хайдеггер: Понимание - специфическое отношение к действительности, в котором человек выступает толкующим себя бытием (т.е. «понимающим бытием»), что означает онтологизацию понимания. Он ввел понятие «предпонимание», выражающее развертывание понимания как онтологического определения человеческого бытия, задающее непреодолимый горизонт познания. Понимание как предпонимание изначально и предполагает мышление и поведение ч/з «предмнения», «предвидения» и «предвосхищения», делая возможным производное («вторичное») понимание как метода и процедуры познания. Герменевтика отделяет понимание как поиск смысла в качестве собственного предмета и понимание как процедуры приписывания значений, настаивая на изначальной «герменевтичности человеческого» существования, имманентности ему «понимательности». При этом акцент смещается с самих смыслов на языковые практики-дискурсы как предмет непосредственного анализа.

В предельной рамке понимание начинает трактоваться как умение действовать соответственно социокультурному контексту, т.е. оно выражает отношение субъекта, владеющего нормами данной культуры, к произведенному в рамке этой культуры тексту (в расширительном его толковании). Процесс понимания наделяется деят-тно-коммуникативной природой. Задание способов действования и коммуницирования - это и есть запуск механизмов формирования понимания. В такой трактовке именно понимание создает смыслы, т.е. последние не понимаются, а продуцируются в процессах понимания в конкретных деят-тно-коммуникативных ситуациях. Понимается не смысл или текст, а коммуникативно-деят-тная ситуация, в которой находится понимающий человек. Порождаемые смыслы схватываются в процедурах рефлексии.

Непонимание - проявление психологической и теоретической замкнутости мышления, приверженного следованию догматизированным усвоенным схемам, что выражается в неспособности осмысливать новые ситуации коммуницирования и действования. => условие понимания - разблокировка процессов мышления в коммуникативно-деят-тных и рефлексивных практиках. Тем самым понимание предполагает прежде всего онтологическое (а не гносеологическое) самоопределение субъекта, будучи проблемой практического отношения и практического разума. Именно сращенность человека с бытием и придает пониманию св-во естественно складывающегося события.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30779. Монтаж одноэтажных промышленных зданий. Методы монтажа. Продольная и поперечная схема 16.88 KB
  В этом случае кран двигаясь вдоль пролета монтирует все колонны а затем перемещаясь поперек пролета ведет секционный монтаж. Перед монтажом колонн проверяют их размеры и наносят риски облегчающие установку колонны в стакан фундамента или на оголовки подколенников. Тяжелые колонны обычно монтируют с транспортных средств или предварительно раскладывают колонны основанием обращенным к фундаментам. Тяжелые колонны поднимают и переводят в вертикальное положение способом поворота или скольжения.
30780. Основные технологические процессы при монтаже ж\б колонн в стаканы фундаментов 14.26 KB
  Тяжелые колонны обычно монтируют с транспортных средств или предварительно раскладывают колонны основанием обращенным к фундаментам. Колонны легкого типа как правило предварительно доставляют в зону монтажа и раскладывают вершинами обращенными к фундаменту. Тяжелые колонны поднимают и переводят в вертикальное положение способом поворота или скольжения. Особо тяжелые и нетранспортабельные железобетонные колонны бетонируют в инвентарных формах на позициях обеспечивающих удобное движение монтажного крана и установку с каждой позиции одной...
30781. Монтаж многоэтажных каркасных зданий, последовательность монтажа элементов 15.51 KB
  Монтаж многоэтажных каркасных зданий последовательность монтажа элементов. Монтаж – совокупность технологических процессов связанных с доставкой конструктивных элементов установкой и закреплением. Методы монтажа техническое решение определяющее способ возведения конструкции и последующей сборки: По степени укрупнения: А поэлементный – подъём и установка в проектное положение отдельных готовых конструктивных элементов Б крупноблочный – конструкции предварительно собираются в блок укрупнит.сборка В монтаж сооружения целиком В...
30782. Монтаж многоэтажных каркасных зданий, расположение монтажных кранов, зон складирования, привязка подкрановых путей 15.6 KB
  Монтаж многоэтажных каркасных зданий расположение монтажных кранов зон складирования привязка подкрановых путей. При размещении привязке монтажных кранов на стройгенплане должны быть удовлетворены следующие условия: четкая ритмичная работа кранов и связанных с ними других строительных механизмов и машин безопасные условия труда машинистов и обслуживающего персонала снижение себестоимости и трудоемкости работ сокращение временина установку кранов и устройство подкрановых путей. Положение оси подкрановых путей относительно строящегося...
30783. Основные технологические процессы при монтаже колонн верхних ярусов многоэтажных зданий 15.14 KB
  Колонны высотой на один или два этажа стропят фрикционными или рамочными захватами а рамы штыревыми. Эти приспособления бывают одиночными для закрепления одной колонны групповыми для четырех колонн и в виде совокупности групповых кондукторов обеспечивающей монтаж элементов яруса на значительной части здания. Нижняя обойма обхватывает выступающую над перекрытием часть колонны предыдущего яруса а две другие закрепляют устанавливаемую колонну. После окончательного закрепления колонны одиночный кондуктор разъединяют...
30784. Основные технологические процессы при монтаже ригелей и плит перекрытия 13.13 KB
  Плиты поднимают четырехветвевыми стропами сразу выверяют и приваривают к ригелям. В безбалочных перекрытиях по капителям укладывают осевые плиты а по ним плитывкладыши.
30785. Виды защитных покрытий и требования к ним 14.84 KB
  Защитные покрытия предназначены для защиты зданий и их элементов от внешних агрессивных воздействий окружающей среды. Защитные покрытия в зависимости от поражающих факторов бывают : Гидроизоляционные Антикоррозийные Огнеупорные теплоизоляционные светонепроницаемые и др.войлок Противокоррозийные покрытия – защищают от коррозии наносятся окраской распылением.
30786. Технология устройства гидроизоляции 15.47 KB
  Гидроизоляция: Окрасочная Литая Оклеечная Жёсткая Окрасочную изоляцию жидкими составами толщиной 02. Литую асфальтовую изоляцию в виде сплошного водонепроницаемого слоя асфальтовой массы толщиной 10. На нее наносят слой битумной мастики толщиной 1. Швы между полотнищами очередных слоев смещают по отношению друг к другу Жесткая гидроизоляция цементнопесчаная гидроизоляция толщиной до 25 мм состава 1:1; 1 : 2; 1 : 3 устраивают двумя способами торкретированием и оштукатуриванием.
30787. Виды теплоизоляционных покрытий. Технология 15.75 KB
  Теплоизоляция: Засыпная Мастичная Литая Обвалакивающая Сборноблочная Вакуумная Засыпная – в стену приваривают шпильки 335 см на них крепят мелкую металлическую сетку с ячейками в которые засыпается диатомовая крошка перлитовый песок мин и стекловата. Мастичная – на стену с помощью шпилек устанавливают мелкую армирующую сетку. Мастику наносят на сетку 1 слой – набрызг затем разглаживание последний слой укладывают рейкой. При устройстве однослойной изоляции поверх войлока укладывают оцинкованную металлическую сетку и закрепляют ее...